Биографическая база данных

Иоанн (Верюжский Иван Петрович), архимандрит


Дата рождения:  05.05.1820 Место рождения:  Вологодская губ., Вельский уезд, с. Бестужевское (Бестужево, Верюга)
Дата смерти:  01.01.1907 Место смерти:  г. Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра, похоронен на Братском участке лаврского Никольского кладбища
Выдающийся церковный писатель, автор книги "Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых" (Вологда, 1880) — важнейшего исследования по агиографии Русского Севера, и ряда других духовно-назидательных произведений, много раз переиздававшихся и не потерявших актуальность в настоящее время

Родственники


  • отец — Верюжский Петр Стефанович, дьячок
  • дочь — Верюжская Екатерина Ивановна (1843–1864)
  • сын — Верюжский Иннокентий Иванович (род. в 1846), в 1868 окончил землемерно-таксаторский класс
  • сын — Верюжский Дмитрий Иванович (род. в 1848), до 1872 учился в Медико-хирургической академии
  • дочь — Верюжская Александра Ивановна (род. в 1850)
  • дочь — Верюжская Антонина Ивановна (род. в 1854)
  • сын — Верюжский Владимир Иванович (род. в 1855)
  • дочь — Верюжская Мария Ивановна (род. в 1857)

Образование


Дата поступления Дата окончания Учебное заведение Комментарий
1832 1836 Вельское духовное училище
1836 1842 Вологодская духовная семинария окончил по 1-му разряду

Рукоположение / Постриг / Возведение в сан


21.09.1842
рукоположен во священника епископом Воронежским и Великоустюжским Иринархом (Поповым)
03.1883
пострижен в монашество в Александро-Невской Лавре

Места служения / Должности


Дата начала Дата окончания Место служения, сан, должность
24.09.1842 10.10.1848 Вологодская и Великоустюжская епархия, Вологодская губ., Вельский уезд, с. Шадринское (Шадрино), Христорождественская церковь, священник. 16.1.1846–1848 — учитель Шадринского сельского училища, преподавал безмездно
10.10.1848 04.11.1867 Вологодская и Великоустюжская епархия, Вологодская губ., Вельский уезд, с. Пежма, Богоявленская церковь, священник (сверхштатный). В 1860–1863 — учитель в Василистовском сельском училище, в 1863–1867 — катехизатор при Троицком соборе г. Вельска
04.11.1867 21.09.1868 Вологодская и Великоустюжская епархия, Вологодская губ., Сольвычегодский уезд, с. Верхняя Пойма, Троицкая церковь, священник (2-й штатное место)
21.09.1868 10.04.1874 г. Вологда, Вологодское духовное училище, священник, V-й наставник (с 14.11.1868 — учитель латинского языка, в 1869 — преподаватель краткого катехизиса, Священной истории, чтения, пения и чистописания, с 7.07.1869 — учитель латинского языка)
21.09.1868 10.04.1874 Вологодская и Великоустюжская епархия, г. Вологда, Казанская церковь, священник (причислен в связи с преподавательской деятельностью в Вологодском духовном училище)
ок. 1873 ок. 1874 Вологодская и Великоустюжская епархия, Вологодская губ., г. Вологда, Кирилло-Иоанно-Богословская церковь при Вологодской духовной семинарии, священник (на должности "входящего" священника (т. е. служившего, но не входившего в штат причта). Кирилло-Иоанно-Богословская семинарская церковь была в этот период беспричтовой)
10.04.1874 22.06.1877 Вологодская и Великоустюжская епархия, г. Вологда, Мироносицкая церковь, священник, настоятель
22.06.1877 25.06.1880 Вологодская и Великоустюжская епархия, г. Вологда, Введенская кладбищенская церковь, священник, помощник настоятеля. 17.12.1878 утвержден по избранию духовенства депутатом от благочиния церквей г. Вологды на училищные съезды. Уволен от места по прошению в связи с болезнью, до 26.06.1882 находился за штатом. Летом 1881 "за 35-летнюю службу" по представлению епархиального начальства Св. Синодом назначена пенсия из Санкт-Петербургского казначейства
26.06.1882 1886 Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская епархия, г. Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра, священник (с 1883 — иеромонах)
1886 1901 Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская губ., Кирилло-Новоезерский монастырь, архимандрит, настоятель
1901 01.01.1907 Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, г. Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра, архимандрит, на покое. Старейший по годам насельник Лавры

Награды


21.11.1861
благодарность Управляющего палатой государственных имуществ "за успешное образование мальчиков"
1863
архипастырское благословение "за тщательное составление проповедей"
14.11.1868
право ношения набедренника, награжден "за добрую и честную службу"
12.11.1871
архипастырская благодарность "за труды по обревизованию приходно-расходных книг и отчётов за 1871 г., семинарии и шести духовных училищ"
30.04.1875
право ношения скуфьи, награжден "за заслуги по епархиальному ведомству"

Фотографии


  • Могила архимандрита Иоанна (Верюжского) на Братском участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры. Фото 2010 г., Изяслав Тверецкий (church.necropol.org)

  • Могила архимандрита Иоанна (Верюжского) (lavraspb.ru)

  • Могила архимандрита Иоанна (Верюжского) (lavraspb.ru)

Другие сведения


С детства, рано оставшись сиротой, испытал нужду и лишения. Усердие в учебе и выдающиеся природные способности позоволили ему получить пособие от Вологодского духовного училища на продолжение обучения, получить полное духовное образование, стать священником. Был ревностным пастырем, служил поначалу сверхштатным священником в бедном приходе, продолжая испытывать нужду, оставшись один с 7 несовершеннолетними детьми после смерти супруги (см. его письмо на имя епархиального архиерея от 1.01.1865). Обладая горячим характером, часто вызывал против себя жалобы и доносы, подпадал под прещения епархиального начальства, переводы с места на место, лишение должности преподавателя Вологодского духовного училища, несмотря на бывшие одновременно с этим яркие положительные характеристики его трудов со стороны благочинных, Правления духовного училища и др. (см. об этом подробнее Балакшин Р. Труженик Христов: священник Иоанн Верюжский и Его же. Мой город милый). Поводами, служившими для жалоб и доносов на о. Иоанна, чаще всего были его, по-видимому излишняя (или просто непонятная или неприемлемая прихожанами, особенно из числа богатых и влиятельных) пастырская строгость (не допустил к Исповеди и Причастию за недостаточную подготовку к Таинству, требовал от восприемников при совершении Таниства Крещения знания Символа Веры), излишне резкая ("горячий тон", "громогласный голос") манера вразумления прихожан, строгость по отношению к учащимся. Исследователь Р. Балакшин, в полноте изучивший послужные списки и коплекс консисторской документации по разбору жалоб, поданных на о. Иоанна Верюжского, пришел к такому заключению: "Богатой, но противоречивой натурой был о. Иоанн... Не зря уже современники назывли его "знаменитый". Широта дарований, острый ум, невероятное трудолюбие и тут же порывистый, горячий и, случалось, несдержанный характер. Он мог обратиться к архиерею не только со смиренным письмом, но и сказать едкое, язвительное слово, хотя при всей горячности он никогда не выходил из рамок, за которыми начинаются бесчинство и разнузданность. Он всегда помнил о себе, что он — священник" (Мой город милый. С. 57).

В годы служения преподавателем в Вологодском духовном училище начал собирать материал для своего фундаментального труда "Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых", который увидел свет в 1880. Книга написана замечательным языком, основана на огромном собранном и обработанном о. Иоанном материале, причем многие источники, которые он привлек к написанию книги, уже недоступны, будчи уничтожены в советское время, и проникнута горячей любовью к своей родине — Русскому Северу — и его святыням. В предисловии о. Иоанн писал: "...Мы должны дорожить и стараться сохранить и передать потомству хотя бы то немногое, что уцелело от руки времени и дошло до нас. Это святой долг и непременная обязанность наша как пред святыми угодниками страны нашей, так и пред детьми и потомками нашими" (С. 5).

Вологодские епархиальные ведомости в связи с кончиной о. Иоанна писали: "Вся Вологодская епархия должна помнить его и чтить его память за его труд: "Исторические сказания...". В этом своем труде он изложил прекрасным языком, до которого далеко нынешним пересказчикам, древние жития Вологодских святых, снабдивши их по местам разъяснительными примечаниями, и таким образом сделал свой труд таким же необходимым для церковной истории нашего края, какими для той же науки сделал Н. И. Суворов наши Епархиальные Ведомости. Никто из местных (и даже не местных) писателей по истории Вологодской епархии не обходится без справок в трудах этих двух почтенных тружеников. Почти все описания Вологодских святых мест, изданные после выхода в свет трудов о. Иоанна и Н. И. Суворова, суть только пересказы того, что давно напечатано в наших Ведомостях или книге о. Иоанна... Едва ли не все монастырские обители Вологодской епархии щедро пользовались и пользуются разрешением о. Иоанна перепечатывать отдельными брошюрами из его книги жития святых: редко о. Иоанн упоминал о своих авторских правах... Знавшие о. Иоанна, вероятно, всегда будут помнить этого красноречивого собеседника, твердого оберегателя учения Православной веры, немало испытавшего огорчений за свои смелые речи..." (Архимандрит Иоанн (Верюжский). С. 40–41).

В самом конце XIX в. архимандрит Иоанн (Верюжский) совершил паломничество в Святую Землю, в результате чего появились его замечательные "Девять бесед на Святой земле".

Фамилия происходит от названия родного села о. Иоанна — Верюга (старинное название; боле позднее и современное — Бестужево, Бестужевское) на речке Верюге. 7.10.1857 о. Иоанн был поручителем со стороны жениха при бракосочетании священника Павла Стефановича Соболева и дочери священника Иоанна Макариевича Федоровского Елисаветы Ивановны (информация предоставлена Еленой Борисовной Соболевой на основании архивной справки Государственного архива Вологодской области от 20.07.2015).

Архивные источники


Сочинения


Литература