Симон (Ивановский Семен Васильевич), архиепископ

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Ефремовское духовное училище
окончил
1908
Тульская духовная семинария
окончил со званием студента
1908
1912
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

8.6.1912
пострижен в монашество в Параклитском скиту Троице-Сергиевой Лавры
16.6.1912
рукоположен во иеродиакона
17.6.1912
рукоположен во иеромонаха
24.4.1920
возведен в сан архимандрита Высшим Церковным Управлением Юга России, «за усердную службу»
6.4.1924
хиротонисан во епископа
24.3.1941
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1.9.1912
не ранее марта 1913
Московская и Коломенская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, иеромонах, заведующий братским богословским училищем, преподаватель
28.8.1913
г. Иркутск, Иркутское духовное училище, иеромонах; помощник смотрителя
28.8.1913
февр. 1915
Подольская губ., г. Кременец, Кременецкое духовное училище, иеромонах, помощник смотрителя. В фев. 1915 училище было эвакуировано в г. Сумы
февр. 1915
25.5.1916
Харьковская губ., г. Сумы, Сумское духовное училище, иеромонах, помощник смотрителя
25.5.1916
2.9.1916
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь 140-го Зарайского пехотного полка, иеромонах, полковой священник
2.9.1916
1919
Харьковская губ., г. Сумы, Сумское духовное училище, иеромонах, помощник смотрителя
1919
дек. 1919
г. Харьков, Харьковское духовное училище, иеромонах, помощник смотрителя
дек. 1919
1920
февр. 1920
1.4.1920
Таврическая губ., г. Севастополь, Херсонесский Свято-Владимирский монастырь, иеромонах
1.4.1920
11.11.1920
Таврическая губ., архимандрит (до 24.4.1920 — иеромонах), военный проповедник Белой Армии
11.11.1920
7.3.1921
г. Константинополь, архимандрит; служил в военных госпиталях Белой Армии
7.3.1921
1921
Тимокская епархия, Сербия, монастырь Вратна, архимандрит
1921
июнь 1923
1.7.1923
6.4.1924
Польша, г. Кременец, Волынская духовная семинария, архимандрит, ректор семинарии (с 1.7.1923), настоятель Кременецкого Богоявленского монастыря
6.4.1924
1.1.1926
Польша, епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии Польской автокефалии. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1.7.1923–1.1.1926), настоятель Кременецкого Богоявленского монастыря
1.1.1926
12.11.1926
Польша, Гродненская губ., г. Жировичи, Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, епископ, настоятель
12.11.1926
2.3.1934
Польша, епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии Польской автокефалии. Ректор Кременецкой духовной семинарии, настоятель Кременецкого Богоявленского монастыря (с 12.11.1926)
2.3.1934
1938
Польша, епископ Острожский, викарий Волынской епархии Польской автокефалии, настоятель Дерманьского Свято-Троицкого монастыря
1938
15.4.1939
Польша, епископ Варшавский, викарий Варшавской епархии Польской автокефалии
15.4.1939
Польша, епископ Острожский, викарий Волынской епархии Польской автокефалии
авг. 1940
епископ; 21.8.1940 вызван в Москву, где после принесения покаяния и совместной службы был принят в состав Русской Православной Церкви в качестве правящего епископа Острожского
21.8.1940
9.12.1941
Острожская епархия, архиепископ (до 24.3.1941 — епископ)
9.12.1941
29.1.1944
март 1954
1955
Ростовская обл., г. Новочеркасск, Вознесенский собор, архиепископ, настоятель
июль 1955
17.10.1955
Днепропетровская и Запорожская епархия, архиепископ, временно управляющий епархией
17.10.1955
14.8.1961
Винницкая и Брацлавская епархия, архиепископ; уволен на покой 14.8.1961
14.8.1961
1.2.1966
архиепископ на покое
Показать все

Награды

24.10.1913
право ношения набедренника
6.5.1916
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»), награжден «за самоотверженную деятельность во время эвакуации»
25.5.1916
орден св. Владимира 4-й степени с мечами, награжден «за личную храбрость в боях Брусиловского направления Юго-Западного фронта»
17.5.1938
румынский орден «Корона Румынии», награжден королем Румынии Карлом II
12.2.1958
бриллиантовый крест для ношения на клобуке
Показать все

Преследования

29.1.1944
арестован в Чернигове и этапирован в Киев в Главное Управление НКВД УССР
25.10.1944
осужден военным трибуналом войск НКВД Киевского военного округа на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ); обвинение: «активное участие в Белом движении, связи с белоэмигрантами, произнесение проповедей антисоветского содержания во время немецкой оккупации»
29.1.1944 – не ранее 25.10.1944
находился в заключении в тюрьме Главного Управления НКВД УССР (г. Киев)
с 1944
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) (ст. Суслово Красноярского края); работал на лесоповале
до 1953
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) в Тульской обл.
1953 – март 1954
находился в заключении в трудовой колонии г. Киева; работал зав. складом
Показать все

Подробная биография

Архиепископ Симон (Ивановский) был младшим (седьмым) сыном в многодетной семье священника Василия Ивановского и его жены Евдокии. Закончил церковно-приходскую школу. После окончания Ефремовского духовного училища поступил в Тульскую духовную семинарию, которую ранее окончили его старшие братья, уже ставшие священниками в селах Новосильского уезда. После окончания семинарии был зачислен на 1 курс Московской духовной академии. Учась в Академии, на всю жизнь подружился с однокурсником Сергеем Сахаровым (в будущем — епископ Афанасий, один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви). В 1912 г. Семен Васильевич Ивановский окончил Московскую духовную академию со званием кандидата богословия.

Первого сентября 1912 г. он получил свое первое назначение — заведующим братским богословским училищем Соловецкого монастыря, которое, при его слабом здоровье продолжалось не более полугода. С октября 1912 г. по март 1913 г. наставлял в истинах православной веры и привел к принятию православия соловецкого трудника лютеранского вероисповедания, почетного гражданина г. Риги Николая Юргенсона (это событие описал соловецкий иеромонах Николай (Афонин)). По данным митр. Мануила (Лемешевского), с 7 сентября 1912 г. отец Симон был помощником смотрителя Иркутского духовного училища. 28 августа 1913 г. он получил новое назначение — помощником смотрителя Кременецкого духовного училища. За два года службы оставил по себе добрую память и встретил начало Первой мировой войны. 24 октября 1913 г. он был награжден набедренником. В феврале 1915 г. с приближением фронта училище было эвакуировано в г. Сумы

Шестого мая 1916 г. иеромонах Симон за самоотверженную деятельность во время эвакуации был награжден золотым наперсным крестом и принял решение послужить Отечеству на фронте. 25 мая 1916 г. иеромонах Симон был зачислен в штат 140-го Зарайского пехотного полка полковым священником. Во время жестоких боев Брусиловского направления Юго-Западного фронта за личную храбрость иеромонах Симон был награжден от светской власти орденом св. Владимира 4-й степени с мечами.

Второго сентября 1916 г. иеромонах Симон был переведен на должность помощника смотрителя Сумского духовного училища, где он встретил революцию. В 1917 г. иеромонах Симон прибыл на московский съезд монашествующего духовенства, оставаясь на позициях патриотизма и государственности. Летом 1919 г. Сумы заняли части Добровольческой Белой Армии генерала А. И. Деникина, возглавлявшего Вооруженные силы Юга России. Вскоре сумское духовенство, а вместе с ним иеромонах Симон, эвакуировались вместе с частями Белой Армии А. И. Деникина в Харьков. В начале декабря 1919 г. иеромонах Симон эвакуировался вместе с Белой Армии в Крым.

В феврале 1920 г. иеромонах Симон переехал на постоянное место жительства в Херсонесский монастырь г. Севастополя. Весной 1920 г. начались активные действия гражданской войны. Епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) лично предложил отцу Симону вернуться в строй военным священником. 1 апреля 1920 г. отец Симон был назначен военным проповедником Белой Армии генерала П. Н. Врангеля (согласно табелю о рангах Белой Армии этот чин соответствовал должности командира батальона). 24 апреля 1920 г. Высшее Церковное Управление Юга России возвело отца Симона за усердную службу в сан архимандрита. 11 ноября 1920 г. после разгрома Белой Армии под Перекопом и всеобщей эвакуации, объявленной генералом П. Н. Врангелем, архимандрит Симон отплыл в Константинополь. В Константинополе архимандрит Симон работал в военных госпиталях Белой Армии.

К весне 1921 г., когда большая часть русских эмигрантов покинула турецкую землю и перебралась в Европу, главным образом в Югославию, Болгарию и Францию, архимандрит Симон вместе с большой группой православного духовенства поехал в Сербию, ставшую национально религиозным центром русской эмиграции. Сербский Патриарх Димитрий тепло встретил православное духовенство и предоставил в сербских приходах 250 мест священникам из России. 7 марта 1921 г. отец Симон с двумя епископами получили назначение в монастырь Вратна Тимокской епархии. Всем троим пришлось исполнять все обязанности насельников, так как кроме них и сторожа, никого в монастыре не было: сами служили, сами прислуживали, сами готовили пищу. Вскоре архимандрит Симон получил в Сербии место на приходе под названием Райяц. Архимандрит Симон не принимал участия во Всезарубежном Соборе Православной Церкви в Карловцах и уклонился от одобрения церковных решений Собора, ведущих к расколу в Русской Церкви. Он не оставлял мысли о возвращении на родину.

В июне 1923 г. архимандрит Симон прибыл в Польшу. 1 июля 1923 г. вступил в должность ректора Волынской духовной семинарии. Одновременно был настоятелем Кременецкого Богоявленского монастыря (по ходатайству перед министром исповеданий Речи Посполитой митрополита Дионисия (Валединского). Зимой 1924 г. по прошествии нескольких месяцев пастырской деятельности на Волыни, которая была наибольшей среди польских епархий, архимандрит Симон самоотверженной службой обратил на себя внимание высших иерархов ПЦП (Православной Церкви в Польше), получившей в сентябре 1921 г. от Святейшего Патриарха Тихона автономию и проведшей после этого в Варшаве собор православных епископов Польши.

24 марта/6 апреля 1924 г. в Варшаве состоялась хиротония архимандрита Симона во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии Польской автокефалии. Одновременно с викариатством в епархии епископ Симон продолжал исполнять должности ректора Волынской духовной семинарии и настоятеля Кременецкого Богоявленского монастыря. Действия польских иерархов, направленные на самочинное получение автокефалии, были решительно осуждены освобожденным из заключения Патриархом Тихоном. Польскими иерархами предпринимались попытки введения нового стиля, объявлено было о переходе на григорианский календарь, против чего выступил и епископ Симон, и новый стиль польскими церковными властями введен не был. Епископ Симон занимался обозрением церквей и приходов. Летом 1924 г. во время первой поездки по приходам, Владыку Симона торжественно и радостно встречали с цветами.

Он благоговейно совершал богослужения. Проповедовал, задушевно беседовал с пастырями, часто посещал Почаевскую Лавру и другие монастыри Волыни. По воспоминаниям современников: «Владыка Симон создавал около святого алтаря такую небесную атмосферу, что все ученики чувствовали себя как "херувимы, тайно образующе"». Иерей Виталий (Сагайдаковский) при рукоположении услышал слова Владыки Симона и на всю жизнь запомнил их: «Будь мужественным, исповедуй истину, хотя бы против тебя стоял целый мир».

Но уже с 1924 г. начал набирать силу украинский церковный РУХ, ставивший своей целью всеобщую украинизацию Церкви. Епископ Симон сопротивлялся попыткам украинизации и полонизации ПЦП. Он стал членом Кременецкого русского отделения «Русского благотворительного общества», которое занималось сбором пожертвований в помощь неимущим. Существенную часть своего архиерейского жалования епископ Симон тратил на обеспечение неимущих семинаристов. Некоторым он обеспечивал обучение не только в семинарии, но и в Варшавском университете. Владыка старался духовно окормлять большую часть волынских гимназий, где преподавание велось на русском языке, был частым гостем культурных вечеров, которые устраивали учащиеся Варшавской русской гимназии.

В середине 1920-х гг. правительство предприняло попытку полонизации семинарии. Жесткая отрицательная позиция епископа Симона по вопросу полонизации не нашла поддержки у большинства иерархов ПЦП. В это же время был написан донос митрополиту Дионисию (Валединскому) с требованием убрать «епископа-москаля» и поставить на Волынь украинца. 1 января 1926 г. епископ Симон сложил с себя должность настоятеля Кременецкого монастыря, а также викариатство в епархии и ректорство в духовной семинарии.

Как только начались проблемы со здоровьем, он почти на год удалился в Жировичский монастырь Гродненской епархии, получив там должность настоятеля. 12 ноября 1926 г. епископ Симон был восстановлен в звании епископа Кременецкого, викария Волынской епархии, настоятеля Богоявленского Кременецкого монастыря и ректора Волынской духовной семинарии. Эти годы пастырства были осложнены требованиями паствы об украинизации богослужения и о допущении светских лиц контролировать внутрицерковные процессы. Владыка Симон заслужил репутацию «москвофила» и убежденного противника униатства и полонизации.

С 1926 г. до весны 1934 г. владыка Симон постоянно возглавлял заседания учрежденного им 1 января 1926 г. для развития миссионерского дела на Волыни Волынского епархиального миссионерско-законоучительского комитета. По инициативе владыки Симона переиздавались книги «Правда об унии», «Правда о Римской Церкви" и др. материалы по истории униатского вопроса для того, чтобы православные священники были в нем более грамотны, чем католические миссионеры. Сам владыка Симон был выдающимся антиуниатским проповедником. К 1927 году в Польше усилилось очередное наступление на права Православия, твзят был курс на изъятие православных храмов, которые когда-то были переданы униатам. 15–17 июня 1927 г. под руководством епископа Симона состоялось Волынское епархиальное собрание, в котором приняли участие несколько десятков волынских православных священников, церковные старосты, общественные деятели, которое решительно осудило попытки украинизации Церкви, признало недопустимым разрешение внутрицерковных вопросов светскими людьми, богослужебным языком должен был оставаться церковнославянский. При этом признавалась необходимость грамотного перевода богослужебных книг на украинский язык и издание полноценногот официального печатного органа Волынской епархии на украинском языке.

В октябре 1927 г. владыка Симон присутствовал еще на одном Волынском епархиальном собрании. Украинизация в Польше стала походить на насильственную кампанию, ведущую к внутрицерковным раздорам и даже расколу. В 1928 г. происходили переговоры между иерархами ПЦП и активистами-украинизаторами, которые не привели к компромиссу. В июне 1929 г. католические священники подали в суды Варшавы, Вильно, Гродно, Бреста и всех городов Волыни заявления с требованием передачи католикам 724 православных храмов и ряда монастырей, среди них — Почаевская Лавра. Православные, а вместе с ними и епископ Симон, начали действия по защите своих храмов. На Пасху 1930 г. в Почаевскую Лавру прибыло 48 крестных ходов, насчитывающих около 40 тысяч молящихся. Был экстренно созван Епархиальный съезд духовенства, который обратился к верховной польской власти с просьбой приостановить иск Римской курии и защитить законное наследие православных. Было написано специальное послание в Лигу Наций с извещением о творимых в Польше несправедливостях. Епархиальный съезд православного духовенства поручил епископу Симону поездку по епархии, чтобы призвать православное население к энергичной защите своих святынь. Но все же около 500 храмов и монастырей было отнято у православных. Полному разрушению динамитом подвергся собор Александра Невского в Варшаве, а на его месте был сооружен танцевальный зал. До 1936 г. католики и униаты захватили 15 православных храмов в Волынской епархии, 42 — в Гродненской, 10 — в Виленской, 6 — в Полесской, 155 — в Варшавско-Холмской. Был разобран Крестовоздвиженский храм в Люблине, а камнем из его стен вымощена улица. В Польше было изъято 45 процентов православных храмов. Ксендзы стали поучать, что лучше быть «поганцем» (язычником), чем схизматиком (православным). В католических учебниках Православная Церковь трактовалась как «костел схизматичный, не истинный, фальшивый, не апостольский, что не дает спасения тем, кто принадлежит к нему». Рим готовил унию, а Папа Пий X мечтал о времени, когда «каждый поляк — католик». Во владыке Симоне большинство православных видели духовного лидера, способного противостоять неоуниатскому натиску.

С 1931 г. в Почаевской Лавре проводились ежегодные недельные Всепольские миссионерские съезды, на которых председательствовал Преосвященный Симон. С 1932 г. в противодействие униатским конференциям в Пинске было решено проводить в Почаеве ежегодные недельные Митрополитальные законоучительные курсы, где читались доклады, рефераты, проводились диспуты, образцовые уроки, давались практические рекомендации по преподаванию Закона Божия, издания новых учебников и пособий и пособий. Опасность со стороны униатства сплотила всех православных Польши. Особенно тяжело было в Волынской семинарии, которую власти несколько раз пытались закрыть, разрешив преподавание лишь на польском языке. Епископ Симон часто посещал семинарию, стараясь сохранить православный дух, защитить образовательные и воспитательные традиции семинарии. Польские власти настоятельно рекомендовали не допускать епископа Симона к преподаванию в семинарии.

Десятого сентября 1933 г., в день прославления прп. Иова Почаевского в Почаеве готовился праздник 10-летия митрополичьего служения Волынского архиерея Дионисия (Валединского). На епископа Симона была возложена организация праздничных мероприятий. Он блестяще справился с организацией праздника. В Почаев прибыло около 20 тысяч паломников, делегации из других епархий. Епископы вышли из собора, чтобы благословить верующих. При этом украинские националисты начали скандировать лозунги об оставлении архиереем Дионисием Волынской кафедры. Один из украинских националистов — демонстрантов — попытался ударить Дионисия по голове палкой, но его руку удержал в последний момент казначей Лавры. Дионисий потерял сознание, и его унесли в собор. 8 октября 1933г. под председательством Преосвященного Симона состоялся Епархиальный съезд Волынского духовенства. Съезд обратился к польским властям об оставлении митрополита Дионисия правящим архиереем. Съезд призвал признать церковнославянский язык священным и решительно отстаивать авторитет и честь Высшей Церковной власти от украинско-националистских демонстрантов.

Второго марта 1934 г. в связи с отречением митрополита Дионисия от Волынской кафедры, епископ Симон получил назначение на Острожскую кафедру и переехал в Дермань, в местный Свято-Троицкий монастырь настоятелем. Назначение епископа Симона в глухой монастырь вдали от железной дороги было сделано по указанию правительства и напоминало заточение. Владыка безропотно снес незаслуженную обиду. По воспоминаниям, много слез было пролито кременчанами при прощании с дорогим владыкой. В день его отъезда Кременец буквально «потрясся»: проводить любимого святителя на вокзал вышло все православное население — и дети, и молодежь, мужчины и женщины и глубокие старцы. Они поднесли владыке Симону на память мантию, облачение и чествовали прощальным образом.

В последующие годы украинизация Волынской епархии усилилась. К 1937 г. в 400 из 689 храмов Волыни Литургия служилась на украинском языке. Владыка Симон старался всячески поддерживать те приходы, которые остались верными церковно-славянскому богослужению. Владыка Симон пользовался особым уважение и любовью. Он в своих проповедях хвалил тех, кто «своим сердцем понял, где истина» и сохранил в богослужении прекрасный церковно-славянский язык, объединяющий всех славян и проповедовал: «"Есть сила благодатная в созвучье слов живых". А этих прекрасных созвучий в церковно-славянском языке так много! Это язык, полный Божественной поэзии; на протяжении десяти столетий на нем наши предки слушали святую службу, молились, спасались. Это язык великих угодников наших Антония и Феодосия Печерских, Иова Почаевского, Феодора Острожского. Никакой перевод на украинский язык не даст душе того духовного наслаждения, как язык церковно-славянский».

Епископ Симон не забывал и про дела своей епархии. В Дерманьском монастыре были заведены строгие порядки, придерживался которых прежде всего, сам епископ Симон, а по его примеру — и другие монахи. Прихожане и богомольцы любили и почитали епископа Симона. Сохранилось несколько фотографий, где епископ Симон сидит в окружении крестьян села Дермани, выделяясь лишь одеянием. Польские власти ненавидели епископа Симона, смело бичевавшего их в своих проповедях и хотели избавиться от твердого в православии владыки Симона путем высылки его из страны или тюремного заключения, но сделать этого они не решались, опасаясь международного резонанса. Унижения не сломили духовной силы владыки, он по-прежнему занимался делами епархии.

Владыка Симон глубоко почитал прп. Иова Почаевского. Он любил Почаевскую Лавру, считая ее центром Православия на Волыни. Владыка Симон часто говорил о необходимости популяризации в народе истории о деяниях и чудесах прп. Иова, организации паломничества и крестных ходов в Почаевскую Лавру. С многочисленным духовенством и мирянами, он ежегодно совершал крестный ход и умилительную службу на православном военном кладбище православных воинов, павших в боях в 1915 г. при обороне Почаева. На 1937–1938 гг. объектом католической атаки стала Холмщина, началась очередная волна т. н. ревиндикации. В Холмском уезде накануне праздника Св. Пасхи было закрыто 23 храма, и люди были вынуждены молиться под открытым небом. Из 300 православных храмов осталось 60, да и те правительство приказало перестроить, видоизменить ненавистные им колокола. Сжигались древние иконы, церковные книги и утварь, колокола передавались на фабрики для переплавки. Для православных людей, не согласных с польской политикой, существовал концлагерь в с. Береза. В 1938 г., чтобы прекратить крестный ход и ежегодную службу Владыки Симона на военном кладбище при въезде в Почаев, власти уничтожили то место, где пали православные воины в 1915 г. 9 июня 1938 г. в Почаеве при участии епископа Симона состоялось Совещание по делу обороны Православия перед наступлением католицизма.

Шестнадцатого июля 1938 г. в Варшаве с участием владыки Симона был созван Собор, где был принят Меморандум на имя президента Польши и премьер-министра «о страшной несправедливости с потоптанием Христовой правды». Собор призвал всех православных Польши к трехдневному посту в знак скорби о разрушенных святынях, а епископы объявили трехдневную голодовку. На 1 августа 1938 г. выпал 950-летний юбилей крещения Руси, и торжественное празднование юбилея пришлось совершать в крайне тяжелых условиях. Владыка Симон тяжело переживал придирки и издевательства со стороны польских властей. Когда представители Римской Католической Церкви хотели захватить Почаевскую Лавру, соборы и монастыри, когда были разрушены церкви на Холмщине, Владыка Симон закрылся на 2–3 дня в своей комнате, никого не принимал, ничего не ел, не пил, пребывал в горьких думах и молитве. В 1938 г., на Успение Божией Матери епископ Симон прибыл в Почаевскую Лавру, которую он очень любил и был любим ее насельниками и пожелал принять схиму. У него было намерение навсегда остаться в монастыре. Пробыв в Почаевской Лавре меньше месяца, владыка Симон был вновь призван митрополитом Дионисием (Валединским) к исполнению своего пастырского долга по защите Православной Церкви.

С конца лета 1938 г. владыка Симон стал необходим в центре митрополии, в Варшаве на должности викарного епископа Варшавского. Он бесстрашно ездил на Холмщину, где разрушались и отнимались церкви, ободряя павших духом христиан и вселяя надежду на возрождение Православия. Патриархом Румынии ему был вручен орден «Корона Румынии», что подняло международный авторитет Владыки.

Пятнадцатого апреля 1939 г. епископ Симон возвратился в Острог епископом Острожским. В сентябре 1939 г. польское правительство перестало существовать. Волынь была занята Красной Армией и присоединена к СССР. Весь епископат ПЦП — в количестве семи иерархов — оказался на территории СССР. Митрополит Дионисий отрекся от своих прав на управление митрополией. В это время в СССР на свободе оставалось всего четверо правящих архиереев. 15 декабря 1939 г. Священный Синод ПЦП собрался во второй и последний раз, чтобы передать части Варшавской епархии, отошедшие к СССР, другим епархиям. В январе-марте 1940г. начался процесс переписки «западных» архиереев, в том числе и епископа Симона, с Московской Патриархией. По итогам этой переписки практически все «западные» иерархи признали митрополита Сергия (Страгородского).

Двадцать первого августа 1940 г. епископ Симон был вызван в Москву, где после принесения покаяния и совместной службы он был принят в состав Русской Православной Церкви в качестве правящего епископа Острожского. 24 марта 1941 г. епископа Симона повысили до сана архиепископа. На территории Ровенско-Кременецкой епархии была образована отдельная Острожская епархия, управляющим которой стал архиепископ Симон. В Москве архиепископ Симон получил предупреждение об опасности, исходящей от безбожной Советской власти.

По возвращении в Острог архиепископ Симон сразу же ощутил на себе пристальный надзор органов НКВД. За 1939–1941гг. на Волыни и в Полесье органами НКВД было арестовано 53 священнослужителя. Братия Почаевской Лавры уменьшилась с 300 монахов до 80. Кременецкая духовная семинария была закрыта. 26 июня 1941 г. Дермань была оккупирована немцами, и архиепископ Симон оказался на занятой немцами территории. 21 августа 1941 г. в Почаевской Лавре архиепископ Симон присутствовал на Соборе епископов УПЦ (Православной Церкви на Украине). Собор постановил: «...Считать нашу Церковь и ее иерархию в канонической зависимости от Церкви Русской... Вернуть нашей Церкви права автономии и автономного управления».

Публичное заявление о своей верности и канонической подчиненности церковному управлению Московской Патриархии в условиях войны на территории, оккупированной Германией, было прецедентом, весьма опасным для его участников. Таким образом, с начала Великой Отечественной войны архиепископ Симон находился в юрисдикции Украинской автономной Православной Церкви (УПЦ), которая сохраняла общение с Русской Православной Церковью. УПЦ нажила себе в качестве врагов не только немцев, но и украинских националистов — автокефалистов и самосвятов, настроенных категорически против Московской Патриархии и требовавших, например, изображать на иконах Божию Матерь — в украинском крестьянском платье, а Архангела Михаила — с трезубцем вместо копья.

Девятого декабря 1941г. для замещения свободных кафедр архиепископ Симон был поставлен во архиепископа Черниговского и Нежинского. 1 марта 1942г. он присутствовал на соборе епископов Автономной Православной Церкви, обличившем восстановителей «липковщины» и запретившем молитвенное общение с ними. 19 мая 1942 г. он приехал в Чернигов, остановившись в Троицком соборе. Есть свидетельство, что узнав о приходе владыки Симона на Черниговскую кафедру, св. прп. Лаврентий Черниговский с радостью воскликнул: «Это наш!...»

Архиепископу Симону предстояло добиться открытия как можно большего количества церквей, закрытых Советской властью (а таких было 90 процентов). 12 июня 1942 г. состоялось собрание епископов Украинской Автономной Православной Церкви, где был избран Священный Синод, в который вошел и архиепископ Симон. За 1942–1943 гг. стараниями архиепископа Симона в области были открыты 400 церквей и 6 монастырей (по разрешению немецких властей). Владыку несколько раз вызывали в гестапо, но от прямого сотрудничества он уклонялся. Он отказался организовать в церкви агитацию против партизан, объявить их врагами Церкви, как того требовали немецкие власти. Тайно от гестапо он запретил духовенству епархии поминать «немецкую державу» со словом «великая».

Девятнадцатого августа 1942 г. владыка Симон с духовенством прибыл в центр Чернигова на воздвижение крестов на трех холмах, насыпанных венгерскими солдатами. Отслужили молебен, а потом, в неофициальной обстановке, архиепископ Симон сказал, что эти три креста — могилы русского, украинского и белорусского народов. 10 сентября 1942 г. по благословению архиепископа Симона начала свою работу Черниговская духовная консистория. При консистории была создана экзаменационная комиссия для проверки знаний священства, не имеющего специального образования. При консистории работал свечной завод и типография. Типография подготовила выпуск двух изданий «Святцев» и «Украинского Церковного Календаря на 1943 год», которые содержали сведения о действительном положении Церкви в СССР (позже это стало одним из главных пунктов обвинения владыки Симона органами НКВД в 1944 г.). С приездом владыки Симона в Спасо-Преображенском соборе г. Чернигова наладилась работа архиерейского хора. 10 января 1943 г. архиерейский хор дал духовный концерт, в котором, кроме духовной музыки церковных композиторов, исполнялись малороссийские колядки, запрещенные при Советской власти.

С осени 1942 г. в епархии начались регулярные сборы средств для передачи лишенным всякой помощи советским военнопленным, содержавшимся в лагерях под Черниговом. Значительная часть средств, жертвуемым пленным, была внесена лично владыкой Симоном. В конце октября 1942 г. в Киеве состоялось заседание Священного Синода Украинской Автономной Православной Церкви под председательством владыки Симона. Священный Синод дал резко негативную оценку деятельности автокефалистов и отверг их «Акт объединения», назвав его «еретическим мудрованием, не имеющим никакой канонической силы». С этого времени начался открытый террор автокефалистов по отношению к каноническому православному духовенству. Летом 1943 г. отрядами националистов было убито 27 священников Украинской Автономной Православной Церкви. Жесточайший террор был развернут на православных и немецкой оккупационной властью. Владыка Симон фактически находился под домашним арестом гестапо. С наступлением Красной Армии немецкие власти стали вынуждать православное духовенство к высылке на Запад, но архиепископу Симону удалось скрыться и избежать высылки. Он предпочел остаться со своей паствой, какие бы испытания ни ждали его в СССР. 21 сентября 1943 г. Чернигов был освобожден советскими войсками. 18 ноября 1943 г. архиепископ Симон был вызван в Москву, где состоялась его встреча с иерархами Русской Православной Церкви. Он стал членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 21 января 1944 г. он вернулся в Чернигов

Через несколько дней после возвращения из Москвы, 29 января 1944г. архиепископ Симон был арестован органами НКВД и этапирован в Киев в Главное Управление НКВД УССР... Вплоть до смерти И. В. Сталина владыка Симон находился на лесоповале в ИТЛ в Красноярском крае и в Тульской обл. В 1953 г. он был переведен на более легкие работы — хлеборезом, а позже — в Киевскую трудколонию. В Киевской трудколонии он работал зав. складом. Архиепископ Симон был освобожден в марте 1954 г.

После освобождения с марта 1954 г. архиепископ Симон служил настоятелем Вознесенского собора в Новочеркасске. В декабре 1954 г. архиепископ поехал в Москву на встречу с Патриархом Алексием I. В 1954 г. архиепископ Симон, наконец, установил письменный контакт со своим однокурсником в духовной академии — епископом Афанасием (Сахаровым), который, отсидев много лет в лагерях, пребывал на покое в Петушках (Владимирская обл.)

В июле 1955 г. архиепископ Симон был назначен временно управляющим Днепропетровской епархией. Он с первых дней своего служения активизировал деятельность духовенства, объехал большинство приходов, совершая торжественные богослужения, решал вопросы по ремонту храмов, ликвидировал всякие нестроения в приходах. Из трех правящих архиереев епархии
самым активным «деятелем» был владыка Симон. Бурная деятельность владыки Симона не понравилась уполномоченному по делам религии, и в Украинский Экзархат начали поступать на него доносы. 6 октября 1955 г. архиепископ Симон получил новое назначение — в Винницкую епархию.

Семнадцатого октября 1955 г. владыка Симон вступил в управление Винницкого и Брацлавского викариатства Винницкой епархии. Винницкая епархия был в то время одной из наибольших по количеству приходов и служащего духовенства в СССР: на 1 января 1956г. в ней насчитывалось 601 церквей и молитвенных домов, 399 священников и диаконов. Архиепископ Симон отслужил Рождественскую службу в Винницком Преображенском соборе. После этого он выехал в Брацлов, где 9 января 1956 г., в храме Брацловского женского монастыря отслужил праздничную архиерейскую службу , которая привлекла более 3000 человек. После службы он тяжело заболел и провел в постели около месяца. В 1956–1957 гг. владыка Симон ликвидировал задолженности по строительству епархиального управления, упорядочил хозяйственные дела в епархии.

Он располагал к себе людей выдержанностью и мягкой манерой обращения. За 1956–1961 гг. владыка Симон рукоположил более 50 человек, в основном, молодых людей. Он старался активно привлечь к служению и священников, находящихся за штатом. Сам владыка Симон совершал службы с большим подъемом, с воодушевлением. Людей привлекал в храм проповеднический талант владыки. На Крещение 1957 г. в Винницком Преображенском соборе собралось около 1000 человек, из которых четверть составляла молодежь. На Духов день в Казатинской церкви собралось столько народу, что пришлось вести службу под открытым небом, и проповедь владыки слушало 2000 человек. От верующих все больше стало поступать заявлений на открытие церквей и регистрацию новых православных общин.

С целью пастырского общения владыка Симон предпринимал поездки в другие епархии: Киевскую, Кировоградскую, Ташкентскую. В 1957г. он впервые после окончания Академии встретился с владыкой Афанасием (Сахаровым) и с тех пор старался ежегодно его навещать. Владыка Симон верил, что богоборчество в России пройдет, и Истина восторжествует в народных сердцах. 12 февраля 1958г. архиепископ Симон был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1960 г. во время хрущевских гонений на Церковь в Винницкой епархии за первые 4 месяца были сняты с регистрации 11 православных общин, закрывались храмы, сожгли церковь в с. Чернятинцы. За первое полугодие 1960 г. в Винницкой епархии было закрыто около 40 церквей. На Архиерейском Соборе основным документом должно было стать постановление о передаче власти в приходах их старостам, назначенным местными Исполкомами, как правило, часто связанными с органами НКВД. Владыка Симон отказался подписывать это постановление: «Я не могу подписаться под смертным приговором Православной Церкви». 1/14 августа 1961 г. за это архиепископ Симон был снят с должности и отправлен на покой «по собственному желанию» с формулировкой: «Согласно прошению освободить от управления Винницкой епархией и иметь его в виду для назначения при открытии вакансий в пределах Российской Федерации». Нового назначения не последовало. Патриарх Алексий I весной 1964 г. пытался дать ему кафедру, но власти воспротивились этому.

На покое архиепископ Симон проживал в Виннице. Уполномоченный направил несколько доносов на владыку в Киев и в Москву, требуя выслать архиепископа из Винницы и заточить в один из монастырей. Но ни один из этих доносов не достиг цели. Архиепископ Симон продолжал жить в Виннице, будучи горестным свидетелем закрытия церквей и антирелигиозной пропаганды. В январе 1962 г. в Виннице был закрыт Преображенский кафедральный собор. 28 октября 1962 г. владыку Симона постиг еще один удар — умер святитель Афанасий (Сахаров). Архиепископ Симон присутствовал на панихиде в доме святителя, затем на автобусе уехал во Владимир, где в Успенском соборе в сослужении настоятеля и еще 10 священников совершил великую панихиду по Уставу, без сокращений. До утра собор не закрывался, и всю ночь он был полон народа. По воспоминаниям очевидцев, «от тяжелого потрясения владыка Симон с трудом вспоминал службу и возгласы, лик его был полон скорби, он был весь внутри себя». После похорон архиепископ Симон 40 дней оставался во Владимире, в доме покойного, утешая и ободряя духовных чад святителя и его паству.

В последние три года в Виннице к архиепископу часто за советом приходили священники и миряне. На покое владыка много читал. Он любил собирать грибы в лесу, гулять в парке. Жители Винницы часто видели его сидящим под березой у своего дома. В своей жизни владыка Симон отличался предельной скромностью и невзыскательностью. Его кроткой натуре были присущи любовь к ближним, отзывчивость, нестяжательность, благотворительность. За 40 дней до своей кончины архиепископ Симон на почве общего атеросклероза потерял зрение и частично — память. Незадолго до смерти он соборовался и причастился Святых Христовых Таин. 1 февраля 1966 г., в день своего 78-летия, архиепископ Симон тихо отошел ко Господу. Похороны собрали большое количество народа. Несмотря на строжайший запрет уполномоченного, гроб с телом архиепископа Симона несли на руках от его дома до кладбища. Многие священники получили за это выговоры и предупреждения о возможном снятии с регистрации. Архиепископ Симон оставил на земле неизгладимый свет и добрую, светлую о себе память.


По материалам статьи, опубликованной на сайте «Новомученики, исповедники ...»

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию