Филарет (Дроздов Василий Михайлович), митрополит, святитель

Святитель Филарет «был одним из тех избранников Божиих, которых Промысл посылает людям в редкие промежутки времени для того, чтобы показать миру, до какой высоты может подняться человек, искупленный кровию Христа Спасителя и озаренный Божественною Благодатию. Митрополит Филарет был одним из тех иерархов, которых образует в лоне Святой Церкви Святый Дух, дабы в их лице отобразить все добродетели и совершенства, какими должен быть украшен тот, кого Промысл возвышает до высочайшей степени святительского сана» (Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Митрополит Филарет о Церкви и государстве).

  • Дата рождения: 26.12.1782
  • Место рождения: Московская губ., г. Коломна
  • Дата смерти: 19.11.1867
  • Место смерти: г. Москва, подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовской церкви. Ныне мощи святителя находятся в Храме Христа Спасителя в Москве

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29.11–2.12.1994 г. Память совершается 19 ноября/2 декабря, в Соборе Московских святителей (5/18 октября), Соборе Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября), Соборе Санкт-Петербургских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице), Соборе Ростово-Ярославских святых (23 мая/5 июня)

Родственники

  • отец  —  Дроздов Михаил Федорович, протоиерей
  • мать  —  Дроздова Евдокия Никитична. С 1844, по настоянию сына, жила в Москве, в специально купленном для нее деревянном домике за оградой подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, почти напротив его святых врат. Погребена внутри Троицкого храма, близ южной стены
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
20.12.1791
1799
Коломенская духовная семинария
март 1800
21.11.1803
Троицкая Лаврская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

16.11.1808
пострижен в монашество с именем Филарет в честь прав. Филарета Милостивого
21.11.1808
рукоположен во иеродиакона митрополитом Московским и Коломенским Платоном (Левшиным)
28.3.1809
рукоположен во иеромонаха митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым)
8.7.1811
возведен в сан архимандрита «за отличие в проповедывании слова Божия»
5.8.1817
хиротонисан во епископа в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга
15.3.1819
возведен в сан архиепископа
22.8.1826
возведен в сан митрополита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
21.11.1803
16.11.1808
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Троицкая Лаврская духовная семинария, учитель греческого и еврейского языков (с 21.11.1803); пиитического класса (с 30.8.1806); высшего красноречия и риторики (с 14.1.1808). Проповедник при Лавре (с 30.8.1806)
1.3.1809
8.2.1810
г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская духовная семинария, инспектор, с занятием кафедры философских наук, в звании академического бакалавра. Ректор Александро-Невского уездного училища, с оставлением в прежней должности в семинарии (с 9.3.1809)
8.2.1810
27.3.1812
г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская духовная академия, ректор (11.3.1812–13.03.1819), ранее — преподаватель догматического богословия и церковной истории, в звании бакалавра богословских наук; истории и древностей церковных (с 21.7.1810). По назначению Комиссии духовных училищ, производил обозрение находящихся в Санкт-Петербурге уездных и приходских училищ (июль 1811). Организовал для окончивших курс учеников Санкт-Петербургской семинарии класс чтения Священного Писания и Святых Отцов и руководства к прохождению священнослужительских должностей (нач. 1812). Профессор богословских наук (с 11.3.1812)
27.3.1812
март 1816
Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская епархия, г. Новгород, Свято-Юрьев мужской монастырь, архимандрит, настоятель, с оставлением при Санкт-Петербургской духовной академии. Член Санкт-Петербургской духовной консистории (с 27.3.1812). Производил обозрение Санкт-Петербургской духовной семинарии по учебной части (7.1813). Утвержден в степени доктора православного богословия (13.8.1814). Член Комиссии духовных училищ (с 30.8.1814). Производил обозрение Московской духовной академии и семинарий: Новгородской, Тверской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Спасо-Вифанской и Московской, а также некоторых уездных и приходских училищ (июнь–июль 1815)
март 1816
23.7.1817
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, архимандрит, настоятель, с оставлением при Санкт-Петербургской духовной академии. Член Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии (с 2.6.1816). Член Совета Императорского человеколюбивого общества (с 16.7.1816). Член Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии (с 3.3.1817). Член Главного правления училищ (7.4.1817–28.10.1822). Производил обозрение Санкт-Петербургской духовной семинарии (июль 1817)
23.7.1817
15.8.1819
епископ Ревельский, викарий Новгородской, Санкт-Петербургской, Эстляндской и Финляндской епархии (до 5.8.1817 — викарий Санкт-Петербургской епархии), ректор Санкт-Петербургской духовной академии (до 13.3.1819) и настоятель Новоспасского монастыря
15.8.1819
26.9.1820
архиепископ Тверской и Кашинский. Член Святейшего Синода
26.9.1820
3.7.1821
3.7.1821
19.11.1867
митрополит Московский и Коломенский (до 22.8.1826 – архиепископ). Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе (с 1821). По Высочайшему повелению, совершал священное коронование Его Императорского Величества (26.8.1856). Советом Императорского Новороссийского университета признан Почетным членом университета (21.6.1867)
Показать все

Награды

30.6.1811
право ношения наперсного креста с украшениями
29.6.1813
орден св. Владимира 2-й степени
27.8.1814
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за успешное окончание первого академического курса, отличные труды и способность к образованию юношества»
27.8.1814
пожизненный пансион ежегодно по 1500 рублей
8.4.1816
право ношения панагии, награжден «за успешное обозрение Санкт-Петербургского и Московского округов и за ревностное служение по части образования духовного юношества»
26.8.1818
орден св. Анны 1-й степени
20.7.1819
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за составление проекта поощрительного учреждения при Санкт-Петербургской духовной академии»
2.6.1823
орден св. Александра Невского, сопричислен «за деятельное служение Церкви и духовному просвещению, как в прохождении пастырского поприща в разных епархиях, так равно по званию члена Святейшего Синода и Комиссии духовных училищ, за назидательные труды в поучение паствы и начертание по духу православной восточной Церкви и в разуме евангельской истины Катехизиса, одобренного Святейшим Синодом»
25.12.1825
бриллиантовый крест для ношения на клобуке
22.8.1826
право ношения креста на клобуке
7.1.1828
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за составление краткой Священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов»
19.4.1831
орден св. апостола Андрея Первозванного, сопричислен «за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане»
9.12.1832
выдано безденежно 100 экземпляров книги «Сказание о обретении и открытии честных мощей, иже во Святых Отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях» в благодарность за труд в сочинении сей книги
30.4.1834
благодарность Святейшего Синода, получил «за пожертвование митры (древнего устроения) из ризницы кафедрального Чудова монастыря в пользу Екатеринбургской архиерейской ризницы»
26.3.1839
орден св. Владимира 1-й степени, сопричислен «за долговременное служение Церкви и Отечеству, ознаменованное разнообразными и многотрудными занятиями ко благу Церкви и за неутомимое трудолюбие по разным частям высшего духовного управления»
21.9.1842
благодарность Святейшего Синода, получил «за пожертвование от кафедрального Чудова монастыря преосв. Иосифу, архиепископу Литовскому, саккоса и омофора золотой парчи и других драгоценных ризничных вещей»
3.4.1849
алмазные знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного, получил «за неусыпные попечения о вверенной епархии, при многолетней опытности и назидательном проповедании слова истины, которые являют просвещенно-ревностного пастыря стада Христова, и уважая сии отличные достоинства и неутомимо совершаемые в пользу Православной Церкви и Отечества подвиги»
22.8.1851
право ношения панагии с алмазами, награжден «за долговременное служение Церкви и Отечеству, при отличных дарованиях, украшаемое непрерывными подвигами благочестивой ревности об утверждении в сердцах святой Православной веры, и по случаю исполнившегося тридцатилетия архипастырской деятельности и двадцатипятилетия в сане митрополита»
22.8.1851
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за высокое архипастырское служение Православной Церкви и отечеству»
10.1.1854
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за верноподданическое приношение от Свято-Троицкой Сергиевой лавры, от кафедрального Чудова монастыря и приписного к нему Николо-Перервинского монастыря 50000 рублей серебром, для употребления на настоявшие потребности православных воинов и войны»
6.11.1854
благодарность Святейшего Синода, получил «за труды, понесенные в деле обращения рогожских раскольников к св. Церкви и истинно-пастырскую распорядительность в сем деле»
18.3.1855
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за пожертвованные на военные надобности от обителей Московской епархии и от церквей Москвы 110600 рублей серебром»
18.3.1855
посох, осыпанный драгоценными камнями, награжден «за неутомимо-продолжаемое в просвещенной ревности по вере Православной с пламенным усердием к Церкви, Престолу и Отечеству, с опытным знанием церковных дел и духовных нужд паствы, многолетнее архипастырское служение, украшенное его отличными дарованиями»
31.5.1857
благодарность Святейшего Синода, получил «за особенное постоянное попечение о благоустройстве Московской духовной академии»
30.12.1860
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за труды в деле сбора священной утвари и риз в пользу сельских церквей Могилевской епархии»
21.5.1861
золотая медаль, награжден «за труды по крестьянскому делу»
6.6.1861
наперсный крест с украшениями
7.9.1861
Большой крест ордена Спасителя, пожалован Его Величеством Королем Греции, при грамоте от 28.6.1861
31.10.1862
благодарность от Высочайшего имени Государыни Императрицы, получил «за пожертвованные 10100 рублей серебром от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей Санкт-Петербурга»
23.4.1864
благодарность Святейшего Синода, получил «за труды по изменению изображений и надписи на священных антиминсах»
21.7.1864
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за пожертвования на исправление здания Заиконоспасского духовного училища и на содержание воспитанников Московской духовной академии»
23.10.1864
благодарность Святейшего Синода, получил «за заботливость и старание к увеличению свечного дохода»
29.10.1864
благодарность Святейшего Синода, получил «за попечительность о погоревших в г. Симбирске церквах и жителях»
10.2.1865
благодарность Святейшего Синода, получил «за пожертвование 7000 рублей серебром в день пятидесятилетия Московской духовной семинарии»
4.11.1865
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за увеличение на счет неокладных сумм Московской кафедры содержания наставникам, эконому и доктору Московской духовной академии»
21.2.1866
благодарность Святейшего Синода, получил «за пожертвование из сумм Московской кафедры: 1) на исправление ветхих зданий Дмитровского духовного училища — 1639 руб. 55 коп.; 2) на пошив теплой одежды казеннокоштным ученикам Звенигородского духовного училища — 538 руб.; 3) на приобретение физического кабинета для Вифанской духовной семинарии — 700 руб.»
3.9.1866
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за пожертвование 7000 рублей в пользу наставников Вифанской духовной семинарии»
19.1.1867
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора), получил «за пожертвование Московским духовенством 8500 рублей в пользу пострадавших семейств кандиотов»
5.8.1867
предоставлено право, по киевскому обычаю, предношения креста в священнослужении; ношение креста на митре и двух панагий на персях «в день пятидесятилетия служения в епископском сане, за непрерывные заботы о духовном просвещении паствы, за щедрую поддержку благотворительных и воспитательных учреждений, многочисленные пастырские послания и другую деятельность»
5.8.1867
настольные портреты Его Величества и двух Его предшественников, соединенные вместе, осыпанные бриллиантами и украшенные большою Императорскою короною, пожалованы от Государя Императора «в вознаграждение заслуг собственно государственных и незабвенного служения при трех Императорах»
5.8.1867
право ношения панагии, украшенной драгоценными камнями на бриллиантовой цепочке, с изображением на оборотной стороне вензелей Его Величества и двоих державных предшественников Его, при которых проходил свое служение, с надписью: «Преосвященному митрополиту Филарету, в память пятидесятилетнего служения Церкви и Отечеству, 5-го Августа 1817 г. – 5 Августа 1867 г., в царствование Александра I, Николая I и Александра II»
Показать все

Подробная биография

Имя Филарета, митрополита Московского, занимает особое место в истории русской Церкви последнего века.

Он был для русской Церкви этого времени тем же, чем были для молодой возраставшей Церкви первых веков те великие епископы, которым присвоено название «Отцов Церкви». Филарет как бы выяснил еще раз во всем том, что им написано, всю совокупность православного учения. А в самом себе дал как величавый, удивительный образ православного архипастыря, так и меру того, до какой глубины может дойти просветленный верою ум и дух человеческий.

Филарет родился 26 декабря 1782 г. в семье соборного диакона г. Коломны (Московской губернии) и назывался в миру Василий Михайлович Дроздов.

С детства подавал он самые блестящие надежды, и с величайшим успехом проходил курс Коломенской семинарии, откуда перешел для прохождения академического курса в Троице-Сергиеву Лавру.

Он уже тогда любил уединение, предпочитая беседу с книгами беседу с товарищами. Развлечения знал лишь два: игру в шахматы и игру на гуслях.

Прослышав об учености Василия Дроздова, коломенские граждане явились к митрополиту московскому Платону, с просьбою назначить его им в священники. Но митрополит, зная способности Дроздова, отклонил это предложение. Он хотел открыть Дроздову другой путь.

16 ноября 1808 г., после вечерни в Троице-Сергиевой Лавре, Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарета.

Уже до того времени о нем прошла молва, как о выдающемся проповеднике. Первое его слово произнесено 12 января 1806 г., в день, когда Лавра празднует свое освобождение от польских полчищ в эпоху смутного времени.

Таким образом, это первое его слово было посвящено прославлению того величайшего из русских святых, преп. Сергия, которому всю жизнь Филарет был так близок духом и образ которого он такими яркими проникновенными красками рисовал столько раз в своих проповедях.

Через три месяца было произнесено другое «Слово в великий пяток» — в котором уже видны чрезвычайные способности проповедника.

В начале января 1809 г. иеродиакон Филарет вызван в Петербург, наставником философии во вновь открывавшуюся духовную академию.

Здесь он разом выдвинулся на вид и имел возможность выказать свои дарования.

Деятельность Филарета, достигшего в скором времени положения ректора академии, была неизмерима.

Он преподает, пишет обширную записку для супруги императора Александра I, императрицы Елисаветы Алексеевны: «Изложение разности между восточною и западною Церковью», рассуждение «О нравственных причинах неимоверных успехов наших в отечественной войне», для студентов академии — введение к книгам Ветхого завета, записки о книге Бытия, начертание церковнобиблейской истории. Все, что он писал, было так ново, так глубоко, так блестяще, что целые неизвестные горизонты открывались пред глазами читателей. Глубина мысли, неотразимость логических приемов, крепко обоснованных доказательств — отличительная черта его произведений.

Школа Филарета — круг его воспитательного влияния, перенесенного им так скоро в Москву и так долго действовавшая там — образовывала в людях непреклонную волю, сильный ум. Люди этой школы могли жить своим умом, руководиться своим собственным рассуждением. Здравый житейский смысл совмещался в них с книжною ученостью.

Во время пребывания Филарета в академии упрочилась за ним окончательно слава первого русского проповедника.

Проповеди Филарета удивительны во всех отношениях. Смелость мысли его поразительна. С дерзновением беспредельной веры он погружается в созерцание тайн божественных, ведя за собою слушателя в самые высокие области мира веры. И этот всепроникающий ум соединен в нем с восторженным одушевлением, действующим тем сильнее, что порывы этого воодушевления как бы сдерживает постоянно могучая сила воли уравновешенного, мерного проповедника, соединенная с младенчески умилительною теплотою веры. Чрезвычайное соответствие глубокой мысли с ее внешним выражением — словом, сила, своеобразность речи, — весь какой-то неуловимый великий дух, запечатлевающий всякое слово Филарета: все это ставит его на высоту, какой не достигала никогда еще русская проповедь и которая, вероятно, никогда не будет превзойдена.

Не богослов только, не возгласитель церковного учения слышится в этих проповедях, а поэт, действующий на сердце человека образами, писанными удивительно яркими красками.

Какая сила и поэзия, например, в первых словах слова в великий пяток перед плащаницею: «Чего ждете вы ныне, слушатели, от служителя Слова? Нет более Слова!» Или вот дивная, нарисованная им картина первоначальной обители преп. Сергия... Прерывающимся от волнения голосом развертывал тогда великий проповедник в своем слове эту картину, и плакали слушатели: «Прости мне», — говорил он, — «великая Лавра Сергеева, если мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергия. Чту и в красующихся ныне храмах твоих, дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческого и современного благочестия; люблю чин твоих богослужений, и ныне, с непосредственным благословением преподобного Сергия, совершаемых; с уважением взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся и тогда, когда колебалась было Россия; знаю, что и Лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и та же благодатно, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в его лавре; но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврою. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем, с треском и дымом, горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечей, и пламень их досягает до неба, и ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной... Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором отпечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных... Дайте мне облобызать прах ее сеней, который истерт ногами святых, и чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесныя... Укажите мне еще другие сени другой келии, которые в один день своими руками построил преподобный Сергий, и в награду за труд дня и глад нескольких дней, получил укрух согнивающего хлеба… Посмотрел бы я, как, позже других насажденный в сей пустыне, преподобый Никон спешно растет и созревает до готовности быть преемником преподобного Сергия… Послушал бы молчания Исаакиева, которое, без сомнения, поучительнее моего слова… Взглянул бы на благоразумного архимандрита Симона, который довольно рано понял, что полезнее быть послушником у преподобного Сергия, нежели начальником в другом месте… Ведь это все здесь: только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге! Откройте мне ковчег, покажите сокровище: оно непохитимо и неистощимо; из него, без ущерба его, можно заимствовать благопотребное, например, безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования»...

Назначенный викарием Петербургской епархии, он недолго прослужил в этой должности и назначен архиепископом Тверским.

В Твери в течение ста дней он обозрел епархию, в каждом храме ее без приготовления произнося поучение. Только что начал он действовать в Твери, как перемещен был в Ярославль, а оттуда менее чем по истечении года — в Москву (24 марта 1821 г.).

В 1823 году явился знаменитый труд Филарета «Христианский катехизис православной кафолической восточной грекороссийской Церкви», по которому поныне обучается вере вся русская молодежь.

Пользуясь особым доверием императора Александра I, Филарет писал по его поручению манифест императора, в котором тот передавал права престолонаследия, помимо второго, отрекшегося от престола, брата Константина — Николаю Павловичу.

Сперва, по неведению этого манифеста, когда дошла весть о кончине в отдаленном Таганроге Александра I, народ приведен был к присяге великому князю Константину Павловичу, затем, когда выяснилось отречение его — надо было вновь приводить к присяге уже Николаю Павловичу. В Петербурге эти обстоятельства послужили одним из поводов к так называемому Декабрьскому бунту. В Москве, благодаря твердости Филарета, все обошлось спокойно. Он, при получении манифеста императора Николая, вынес из алтаря государственные акты, прочел манифест Александра I, отречение Константина и произнес: «По уничтожении силы и действия данной присяги непреложным от нее отречением того, кому она дана», — тут он осенил народ на три стороны крестом и выговорил слова новой присяги: «Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь».

На коронации государя Филарет был возведен в сан митрополита.

Почти все время состояния московским митрополитом Филарет прожил безвыездно в Московской епархии. Вследствие некоторых недоразумений он с неприятностями покинул Петербург в мае 1824 г., и уже навсегда.

Как впоследствии ни просили Филарета возвратиться туда, его решение не въезжать более в этот город осталось непреклонным.

С окончательным переселением в Москву его ученолитературная деятельность почти прекращается, заменяясь проповедничеством. Кроме того, всею душою он отдался устройству епархии, бывшей до него в довольно запущенном состоянии.

Близким наблюдением за духовно-учебными заведениями, в его время в его епархии достигшими полного расцвета, он как бы создал целое поколение прекрасного, развитого, истинно православного духовенства.

Чрезвычайно строгий и настойчивый в своих требованиях, он, вместе с тем, был чрезвычайно внимателен к духовенству, входя во все подробности всех его нужд, глубоко вдумываясь в обстоятельства тех отдельных случаев, которые вызывали его вмешательство.

Он оказывал особое почтение заслуженным священникам, и бывали примеры, что он, всегда слабый, был доступен и в ночные часы, и, после двухдневной поездки по осенним дорогам внутри епархии, с освящением двух храмов, поспевал ночным переездом в Москву на отпевание приходского священника.

Величайшее уважение всей России окружало Филарета. Иностранцы, приезжавшие в Москву, старались увидать его, как удивительное явление. Высоко ценился голос Филарета в вопросах государственных, и почитавший его государь Александр Николаевич часто совещался с ним о важнейших вопросах управления. Так, Филаретом составлен манифест на освобождение крестьян.

То обаятельное впечатление, какое оказывал митрополит Филарет на современников, нашло себе прекрасное выражение в известном стихотворении Пушкина «Стансы».

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей,
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Эти вдохновенные строфы вот по какому поводу вылились у Пушкина.

Когда Пушкин написал полное глубокого отчаяния стихотворение:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною,
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Митрополит Филарет ответил ему следующими строками:

Не напрасно, не случайно
Жизнь судьбою мне дана:
Не без правды ею тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Сам сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум!

Прочтя этот ответ, Пушкин и написал свое знаменитое «В часы забав»...

Какая-то невыразимая духовная сила, стройность была в митр. Филарете. Он ни на минуту, ни разу в жизни не спускался с высоты своего положения. Всюду и всегда был он все тем же: величавый православный архиерей... Казалось, все, что есть мелкого, не ценного в человеке, в нем было упразднено, и совершенно верно выразилось о нем одно хорошо знавшее его лицо: «Он был как бы прирожденный архиерей».

Внешность Филарета была замечательна.

Очень маленького роста, весь иссохший, он казался на вид слабеньким ребенком; но в этой маленькой фигуре было какое-то величие, поражавшее и державшее всех в некотором страхе. На лице, изможденном подвижничеством, с глубокой печатью постоянной упорной работы мысли, блистали чрезвычайною силою проницательные живые глаза, взгляд которых трудно было вынести.

Когда он служил, было что-то необыкновенное в тихой сосредоточенности его поступи, в звуках его негромких возгласов.

Он был истинный монах, строгий аскет в жизни и своих вкусах.

Сколько он спал, как рано вставал, — о том никто не знал. Уходя спать и вставая, — келейник всегда заставал его за работой. Прием посетителей, епархиальные дела, обширная переписка, частые служения, подготовление проповедей, отдых, состоявший в чтении газет и журналов, за которыми митрополит следил как за отголоском жизни: все это занимало непрерывно весь день до глубокой ночи.

Имея особое чувство благоговения к преп. Сергию, он любил уединяться в его Лавру, где он был, по сану митрополита московского, настоятелем. В окрестностях ее он устроил Гефсиманский скит, где и находил время от времени успокоение душе, жаждавшей сосредоточенного уединения с Богом, но обреченной на разнообразие и волнения обширнейшей кипучей деятельности и постоянные сношения с людьми. Здесь он мечтал и быть схороненным.

Московский народ окружал митрополита величайшею любовью. Толпы народа ждали всякое его служение, благословения его, и он не спешно, вглядываясь во многих своим проницательным взором, осенял каждого крестным знаменем. Многие имели особую веру в силу этого благословения и молитв и видели над собою необыкновенные подтверждения этой веры.

Бесконечно милосерден он был к бедным, окружал самою теплою заботою своих родителей, и особенно мать, умершую в самых преклонных годах. Он поселил ее неподалеку от своего Троицкого подворья, покоил ее и почитал, и имел счастье наслаждаться в своих сложных занятиях ее бесхитростною привязанностью почти всю свою жизнь.

За год до кончины был торжественно отпразднован бесприметный юбилей 50-тилетия его архиерейского служения, и в бездне приветствий со всех концов России и из чужих краев помянуто все то значение, какое приобрел Филарет для русской Церкви.

Незадолго до кончины явился в видении митрополиту его отец, и сказал: «Береги 19-е число».

19 ноября 1867 г., в воскресный день, митрополит с особою бодростью и одушевлением совершал литургию в своей домашней церкви. Через несколько часов он безболезненно отошел в вечность.

Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троицкую Сергиевскую Лавру и схоронен в Церкви Св. Духа.

Много случаев доказали, как при жизни митрополита Филарета, так и по смерти его, ту помощь, какую духовная его сила оказывала людям. Вот несколько из них.

Девочка восьми лет была расслаблена и не могла ходить. Недалеко от их дома митрополит должен был служить, и мать больной решила везти ее на служение. Девочку внесли в церковь и посадили на стул, а, когда митрополит стал благословлять народ, — и ее поднесли на руках. Получив от него благословение, она могла встать на ноги, вышла с помощью других из церкви и вскоре совсем окрепла.

Другая крестьянская девица с 7 лет сделалась немою. Ей было 20 лет, когда родственники привели ее к митрополиту Филарету, находившемуся тогда в Гефсиманском скиту. Митрополит спросил немую, как ее зовут. Мать ответила за нее: «Марья». — Я не тебя спрашиваю, — заметил он, и опять повторил вопрос. Немая отвечала: «Марья». — Затем митрополит велел ей повторять за ним молитву Господню. В первый раз она повторила ее туго, во второй — совсем легко. И с тех пор говорила свободно.

Г-жа Б. страдала ногами и два года не могла ходить. Она хотела просить митрополита Филарета помолиться за нее и приказала везти себя на Троицкое подворье. В покои митрополита ее внесли на простынях. Выслушав ее просьбу, митрополит сказал ей: «И вы молитесь со мною». Он взял икону и медленно стал ею благословлять больную. В то же время она почувствовала крепость в ногах и встала. С лестницы она сошла без помощи, твердою поступью, к изумлению сопровождавшей ее прислуги.

Дочь московского купца Е. в 1850 г. страдала сильным ревматизмом всего тела; никакие врачи ей не помогали; даже лежать она не могла, а все сидела. В ночь на 3-е марта мать больной видела во сне митрополита Филарета молящимся над ее дочерью. Она отправилась на Троицкое подворье и просила митрополита помолиться за дочь. Через три часа больная, которой мать рассказала о посещении митрополита, почувствовала себя лучше; в первый раз после трех недель легла и уснула, спала более полусуток. Она видела во сне митрополита, благословлявшего ее, и на утро встала, сама прочла утренние молитвы, и вскоре совсем оправилась.

16 октября 1849 г. митрополит исцелил 4-х летнюю дочь купца Е., ничего не говорившую и все плакавшую. Она прочла ему молитву «Богородице Дево радуйся» и выздоровела.

Одна женщина, у которой муж пил запоем, ходила к митрополиту просить его, чтоб он помолился за ее мужа, но она не была допущена прислугой. Ей посоветовали тогда объяснить свою просьбу, подходя в церкви под его благословение. Так она сделала, и муж ее вскоре перестал пить.

Известный писатель по истории Русской Церкви, граф М. В. Толстой, будучи болен тяжкою болезнью, видел во сне митрополита Филарета. Митрополит исчислял ему разные его забытые им грехи, разъяснял неясные обстоятельства жизни, напомнил, что недавно он проезжал чрез один древний город, не поклонившись почивающим в нем святым: «ты не почтил их, а они о нас молятся». Затем прибавил, что он не умрет от этой болезни. Жена графа отправилась к митрополиту, и привезла от него икону Спасителя. Больной с этого дня стал поправляться. И именно с этих пор занялся описанием жизни святых и мест, ими прославленных, — труды, которыми он принес много пользы.

У вдовы лютеранки единственный сын — студент университета — заболел чахоткой; врачи объявили его безнадежным. Одна знакомая ее посоветовала сходить к Филарету, говоря, что многие больные выздоравливают по его молитвам. Поговорив с матерью, митрополит сказал: «Не скорбите: Господь милосерд!» — спросил имя больного и сказал ей: «будем молиться вместе!» Дома вдова застала сына спящим, далее — он стал поправляться, и скоро совсем выздоровел.

В одной дворянской семье брат и сестра были различного мнения о митрополите Филарете. Раз зашел между ними разговор о прозорливости его, и брат объявил сестре, что испытает на деле эту прозорливость. Одевшись бедно, он отправился на Троицкое подворье и рассказал митрополиту, что над ним стряслось несчастье: сгорало его поместье, и он находится в крайности. Тогда митрополит вынес пакет с деньгами и подал ему со словами: «вот вам на погоревшее имение». Вернувшись домой, он с торжеством рассказал все сестре, которая этим была очень огорчена. На другой день пришло известие, что в тот самый день и час, как он был у митрополита, был пожар в его имении, и на ту именно сумму, какую дал ему митрополит... Пораженный, он немедленно поехал к нему, и все рассказал ему.

Вот что случилось с известным торговым деятелем В. А. Мед-вым. В январе 1868 г. он возвращался в Россию по Каракумской степи из Кокана, куда ездил по торговым делам. Его сопровождал один русский и проводник киргиз. Ехали на трех верблюдах. 15 января поднялся ужасный буран, мороз доходил до 40, дорогу занесло. Метель слепила глаза. Всадники и верблюды дрожали от холода. Они потеряли не только дорогу, но и направление, по которому надо было ехать, и плутали более 12 часов. Наконец, верблюды остановились и жалобно кричали. Тоска страшная овладела людьми. Проводник предсказывал гибель. Его слова подтверждались валявшимися по сторонам дороги костями и скелетами… Тогда М-в предложил спутникам помолиться Богу о помощи и предаться Его воле. Молясь, он вспомнил Москву, свою родину, покойных своих родителей, близкого к ним митрополита Филарета (о смерти которого он еще не знал, и у которого пред выездом принял благословение). Горячо помолившись, он прислонился к верблюду, и стал забываться. — И тут ему представилось такое зрелище. Шла процессия, впереди ее митрополит Филарет в полном облачении, с крестом в руках. Его под руки ведет отец М-ва, и говорит митрополиту: «Благослови, Владыка, сына моего Василия». — И митрополит перекрестил его, говоря: «Бог благословит тебя благополучно продолжать путь». Видение кончилось, дремота М-ва прекратилась, и вдруг он услышал лай собаки. Ни одной собаки между тем с ними не было. Все слышали этот лай, а верблюды сами повернули в ту сторону и бодро пошли в сторону лая. Пять или более верст раздавался пред путниками этот лай невидимой собаки и довел их до киргизского аула. Подкрепившись, они спросили, где собака, которая привела их к жилью? Этот вопрос удивил киргизов: во всем ауле не было ни одной собаки...

Один московский книгопродавец, чтивший память митрополита Филарета, в 1883 году вечером, накануне дня св. Филарета Милостивого (1 декабря), имя которого носил митрополит, — собрался в театр. В это время ему приносят портрет митрополита, который ему давно хотелось иметь. Он купил портрет, а в это время ударили на соседней колокольне. Он спросил, какой завтра праздник, и ему ответили, что день ангела почившего митрополита. Он призадумался и, вспомнив, что и торговлю свою он когда-то открыл 1 декабря, пошел ко всенощной... Через несколько лет он взял более обширную лавку, когда все уже было перевезено, он пошел в церковь пригласить священника для молебна. В церкви служили панихиду по митрополите Филарете, опять было 1 декабря. Через несколько дней, когда он открыл уже лавку для покупателей — входит простой русский мужичок и делает почин, — спрашивает «Слова и речи» митрополита Филарета. «Пусть умники, заключил свой рассказ этот купец, нынешнего века назовут все это случайностью. Но я, темный человек, не могу не видеть в этом благословения великого митрополита, и потому свято чту его память».

Постараемся выяснить себе, чем был Филарет для Москвы и для России. Имя Филарета принадлежит Москве. Нельзя не назвать его, когда названа Москва. Вот уже тридцать лет, как умер он. Сколько есть взрослых людей, которые не только не могут помнить его, но и родились после его кончины; а, между тем, вся эта выросшая после Филарета молодежь, если принадлежит к московским православным семьям, знает Филарета так, как будто видвла его. Слишком сильна была личность Филарета, чтобы впечатление, произведенное им на современников, могло прекратиться с его жизнью. Его образ остался живым на московской кафедре во всей свежести своих красок. Множество рассказов, передающихся из уст в уста, от лиц, знавших его, продолжающее появляться в печати неизданные письменные труды его — все это дает ему такой отблеск жизни, что из этих отдвльных частиц его существования составляется целый образ живого человека.

А между тем, при беспримерной известности его имени, при всем его обаянии, немногие, быть может, отдают себе ясный отчет в сущности заслуги Филарета, в том его чрезвычайном жизненном подвиге, на котором основывается его великое историческое значение для Церкви и России.

Чтобы понять это, надо обратиться к тому времени, когда суждено было начаться деятельности Филарета.

Первые десятилетия нашего столетия — тяжелая эпоха в летописи нашей Церкви. Начавшееся с начала 18-го века невиданное дотоле отношение ко многим проявлениям церковной жизни, пагубное влияние идей, шедших с Запада, который находился тогда на высшей точке духовной растерянности, резкая перемена в положении монастырей, случившаяся при Екатерине II, и столь удивительные происшествия, как знаменитое дело Арсения Мацеевича: все это, разом взятое, обессилило духовно-просветительную деятельность Церкви.

В таких обстоятельствах началось столетие.

Со вступлением на престол религиозно-настроенного Императора Александра, казалось бы должны были начаться иные времена; но улучшения происходят медленно. Тот самый город, куда из Москвы перенесено было при Петре церковное управление, был заполонен множеством разнообразных, нередко совершенно безумных еретических сект. Насколько сильны были они, каких влиятельных имели защитников, показывает дело восходившего церковного светила, ученого и подвижника, Иннокентия. За то, что он пропустил, в качестве цензора, книгу, обличавшую неправославные мнения, он был назначен в дальнюю епархию и вынужден был, несмотря на крайнюю слабость, в холодную пору оставить Петербург и совершенно больным ехать в изгнание (в Пензу), где через несколько месяцев и умер.

В такое время выступил Филарет. Борясь с чрезвычайными трудностями, испытывая скрытые и явные нападки недоброжелательства, Филарет твердо провел свое дело и, умирая, видит его оконченным.

В чем же состояло это дело?

В эпоху столь распространенного умственного брожения, происходившего и от легкомыслия, и от невежества относительно родного православия, надо было еще раз установить неизменяемое, непреложное учение Церкви, выяснить ту чистоту православия, на которую делались столь дерзкие посягательства. Подобно тому, как в века языческих гонений на христианство, и затем в века ересей, сперва отдельные учители и Отцы Церкви, а затем вселенские соборы выработали и установили все отделы церковного вероучения, так Филарет в век столь сильных и разнообразных нападок на Церковь в своих бесчисленных трудах выразил в полноте все истины Православия, дав современной и будущей России основанный на многовековом опыте церковной жизни и на творениях всей совокупности учителей церковных совершенный кодекс того «како веровати».

В этом выяснении во всей чистоте ее истины Православия и затем проведении ее в жизнь архипастырскою деятельностью и состоит заслуга Филарета. Вековечная заслуга его делает менее опасными все неправильные учения, все не церковные мнения, которые могут возникать в наши дни. Филарет так подробно раскрыл, так прочно установил, к такой системе провел различные, заключающиеся в разных творениях разных отцов Церкви части церковного учения, что при свете его творений видна всякая неточность и ошибка в современном духовном писателе.

Авторитет Филарета особенно ценен в тех случаях, когда погрешности в учении исходят от лиц священного сана. Тот или другой отрывок из Филарета обнаружит всякую ошибку, и вот почему лица, имеющие более пристрастия к самочинию, чем к мнениям Церкви, относятся к Филарету с трудно скрываемым озлоблением, чувствуя в нем вечного и строгого судию, стоящего на страже Православия. Бог послал Филарета Русской Церкви, чтобы пред теми днями, когда умножаются лжеучения, отлить содержание Православия в металлические, незыблемые формы, ясности очертаний которых нельзя закрыть никакими чуждыми придатками от глаз тех, кто прежде всего станет искать в жизни верности своей Церкви.

И вышло по воле Божией так, что это великое дело, за которое, быть может, митрополита Филарета назовут когда-нибудь Отцом Церкви, он совершил в том загадочном семихолмном городе с таинственною судьбой, который создан верою Русского народа и в продолжение пяти веков оберегал эту веру от иноземных «воров». Как Василий Темный под сводами Успенского собора с негодованием отвергнул братанье с ересью, как Гермоген ценою своей жизни чрез два века отстоял Русь от латинства, вооруженною силой вторгавшегося к нам, так Филарет в той же Москве еще чрез два века своими трудами вознес вокруг святыни Православия такую мощную ограду, что ее не поколеблют никакие приступы.

И вот, совершив свое дело, отойдя туда, где молитвами московских чудотворцев совершаются судьбы главенствующей над Русью Москвы — он остался в сердцах понявшей его русской столицы, среди других дорогих ей и незабвенных для нее людей. За долгое время полустолетия Москва достаточно узнала своего митрополита, и в те дни, когда совершает его память, — ее любовь к нему не будет смущена теми людьми, которые ставят себе задачей распускать низменные мнения про тех, кто принадлежит к числу народных святынь. Такие люди говорят часто о сухости Филарета, не видят души в его проповедях. Но это показывает лишь, как распространено невежество, как часто берутся судить о том, чего не знают.

Люди, читавшие Филарета, выскажут иное: удивление его глубокой сердечной вере, тому его пламенному дерзновению, с которым он углубляется в созерцание тайны нашего спасения. Тот, кто помнит его слова пред плащаницею, слово о молчании Пресвятой Богородицы, и иные слова о ней, помнит картину первоначальной Сергиевой Лавры, нарисованную им так, что все слушатели плакали; те, чью душу Филарет заставлял трепетать восторгом и умилением, не скажут в ответ на те суждения: «и Филарет не лишен теплоты и сердечности», а скажут, что трудно найти большую силу сердечного воодушевления, которая в то же время сопровождается глубиною высокого богословского ума.

Смешными покажутся мнения о сухости Филарета тем, кто читал его письма. Можно ли заботливее, теплее относиться к знакомым, чем относился Филарет, например, к далеко не всегда спокойному и ровному А. Н. Муравьеву, которого он любил за его великую ревность к Церкви. С каким трогательным смирением на упреки за не скорый ответ на письмо извиняется он (и то редко, чаще же просто просит прощения) своими занятиями, или молит писать письма разборчивее.

Говорят еще, что Филарет был требователен к духовенству. Но отдают ли себе отчет, как возвысил он духовенство за сорок лет своего управления епархией, на каком уровне он его застал и в каком высоком состоянии оставил. Что сделал он своими непосредственными заботами с учебными заведениями своей епархии, в которых видел лучший способ воздействия на улучшение духовенства, и для которых филаретовское время было золотым временем? Он перевоспитал московское духовенство, выработал из него одно из лучших в России и тем сдлал бессильными те нападки, к которым враждебная Церкви часть общества любит прибегать.

Вспомним те черты, которые придают столько задушевной теплоты его образу, за которые любили его в нашей Москве: его нежную любовь к матери, неистощимое милосердие, глубокую смиренность, бесконечную преданность Церкви, благоговейное и неустанное, поминаемое доселе, служение в храмах, усердное почитание святых — того невидимого мира, которому он был так близок, его подвижнический быт и красною чертой проходящее чрез всю его жизнь аскетическое настроение, его тяготение к дальним, строгим обителям, его бережное, уважительное отношение к низшим, работавшим на других путях тому же делу Православия, его любовь к России и ее глубокое понимание, восторженное отношение к нему Пушкина, христианскую свободу и независимость его духа, наконец, в продолжении 50 лет ежедневный его, быть может, 16-часовой труд на пользу Церкви — и поймем тогда, что хулы на такого человека, — только новые лучи в его славе, во исполнение слов Христа: «Блаженны вы, когда поносят вас!»

И народ московский, простой народ, чуткий в различении Божьих людей, еще при жизни признавал своего митрополита праведником. И вера эта не была посрамлена, а подтверждена многими явлениями как при жизни его, так и по смерти.

Поминая святителя Филарета, оглядываясь на его закончившуюся жизнь, дадим себе отчет в том, что дал он для будущего.

Филарет дал своему и будущему (нашему) времени живой образеце, как в наши дни служить Церкви. Научимся от него безусловному подчинению Ее учению, установленному Сыном Божиим и выстраданному веками; малейшее отступление от него будем считать величайшим грехом и несчастием и будем восставать против всего, что с этою чистотою веры несогласно. Научимся от него постоянному воодушевлению, научимся и вере его, при высочайшей мудрости сумевшего по простоте, теплоте и смирению своей веры быть наравне с простецами и детьми, которых веру ублажал Христос.

Митрополит Филарет стал исходною точкой и приметою, по которому мы можем поверить и веру нашу и дела, если мы стремимся работать для Церкви.

На Москве часто говорят: «другого Филарета не будет». И действительно, он был одним из тех великих явлений, которые точно дружным, в продолжение нескольких веков, напряжением всех сокровенных сил своих выставляет изредка русская жизнь, и выходят тогда из недоступных глазу тайников в красоте чрезвычайной эти удивительные олицетворения родной народности.

И счастлива Россия тем, что, наполнив Русь своими подвигами, словно не умирают эти люди, но и по закате их продолжают освещать России ее путь.


Текст: Поселянин Е. Русские подвижники 19-го века.
Изд. 3-е, доп. СПб., 1910. 568, II с.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию