Никанор (Каменский Никифор Тимофеевич), архиепископ
- Дата рождения: 25.5.1847
- Место рождения: Астраханская губ., Черноярский уезд, с. Солодники
- Дата смерти: 27.11.1910
- Место смерти: г. Казань. Погребен в нижнем придельном храме Всех Святых кафедрального Благовещенского собора. Могила не сохранилась
Родственники
- отец — Каменский Тимофей Григорьевич, диакон
- мать — Каменская (Березина) Параскева Никитична (10.1813, Астраханская губ., с. Петропавловка – 11.07.1904, Астраханская губ., Енотаевский уезд, станица Замьяновская)
- жена — Каменская (Малиновская) Елена Никаноровна (1849–1869), окончила Казанское женское училище духовного ведомства (1865); воспитательница в Астраханском епархиальном женском училище (в 1868)
- тесть — Малиновский Никанор Ильич, священник
- сестра — Реверсова (Каменская) Мария Тимофеевна (ум. не ранее 1904), окончила Астраханское епархиальное женское училище по 2-му разряду (1890)
- муж сестры — Реверсов Петр Иванович, протоиерей
- сын — Каменский Александр Никифорович (1869 – не ранее 1910). В 1893 — мировой судья г. Архангельска, в 1909 — уездный член Симферопольского окружного суда по Ялтинскому уезду
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии

Ист.: Православие в Татарстане

Ист.: Орловские епархиальные ведомости. 1901. № 39, прил. С.23


Ист.: Подвижники благочестия

Ист.: Информационно-аналитический и издательский отдел Орловской митрополии

Ист.: Православие в Татарстане
Другие сведения
На картине, подаренной епископу Никанору Каменскому сыном по случаю двадцатипятилетия его служения Церкви Божией, изображено село Бережковка Царевского уезда Астраханской губернии, где в 1868 году Преосвященный начал свое служение. Живописная местность, красивый храм, скромный домик священника в три окошка. Но прослужить в этом приходе отцу Никифору Каменскому довелось всего два года...
Двадцать пятого мая 1847 году у диакона Тимофея Григорьевича Каменского и его жены Параскевы Никитичны, урожденной Березиной, родился сын Никифор, будущий архиепископ Никанор, духовный писатель, богослов, археограф, просветитель. Место рождения Никифора Тимофеевича — село Солодники Черноярского уезда Астраханской губернии. Учился мальчик в Астраханском духовном училище, затем в 1862–1868 гг. в Астраханской духовной семинарии. В год окончания семинарии он был рукоположен во священника архиепископом Астраханским и Енотаевским Афанасием (Дроздовым). Сразу после рукоположения отец Никифор начинает свое служение в качестве священника Покровской церкви села Бережновка. Жена молодого священнослужителя Елена тоже происходила из духовного сословия, отцом ее был священник Никанор Ильич Малиновский. Окончившая Казанское женское училище духовного ведомства Елена Никаноровна успела поработать воспитательницей Астраханского епархиального женского училища (позднее в нем будет учиться сестра отца Никифора Мария Тимофеевна, в замужестве Реверсова). Но жизнь молодой семьи в Бережновке оказалась недолгой — уже в 1869 году двадцатилетняя женщина умирает, оставив на руках вдовца крохотного сына Александра. Заботы о ребенке взяла на себя мать отца Никифора Параскева Никитична, а сам он в следующем, 1870 году, оставляет службу в Бережновке и поступает в Казанскую духовную академию. До окончания курса его обучения Параскева Никитична с внуком жила у зятя, протоиерея Петра Ивановича Реверсова. Впоследствии Александр Никифорович Каменский получил юридическое образование, был мировым судьей в Архангельске, позднее — членом Симферопольского окружного суда.
Учителем отца Никифора в Казанской духовной академии был ее ректор архиепископ Никанор (Бровкович), известный православный философ, богослов, духовный писатель. На будущего владыку он оказал большое влияние. Есть сведения, что этим влиянием обусловлено и принятие отцом Никифором монашеского имени. По окончании Академии со степенью кандидата богословия (1879) отец Никифор занимает место законоучителя Казанской инородческой учительской семинарии и служит настоятелем церкви святых праведных Захарии и Елисаветы при этом учебном заведении. Подобно своему учителю отец Никифор не ограничивался отправлением обязанностей священнослужителя и преподавательской деятельностью, а посвящал много времени работе научной и архивной. В сферу его интересов входили исследования как богословские, так и историко-археологические. Со временем он становится признанным авторитетом в области экзегетики, ему принадлежат многочисленные научные и популярные труды по религиозным вопросам, комментарии к книгам Священного писания. После паломничества на Восток, которое он совершил в период своего протоиерейского служения, он издал описание путевых впечатлений. Результатом архивной и археографической работы епископа Никанора стало исследование о Кизическом монастыре Казанской епархии (издано в 1892 году), опубликование грамот Спасо-Преображенского и Кизического монастырей, синодиков Свияжского Успенского и Зилантова монастырей.
Важной вехой в жизни Никифора Тимофеевича оказался 1879 год. В январе он стал магистром богословия, диссертация его называлась «Изображение Мессии в Псалтири». Через несколько месяцев епископ Чебоксарский Павел (Вильчинский) возвел отца Никифора в сан протоиерея, и он был выбран ректором Казанской духовной семинарии. «Отец Никифор Каменский был единственным в истории Казанской духовной семинарии выбранным ректором. Обращает на себя внимание то, что преподаватели семинарии, — а все они закончили духовные академии, большинство имело степень магистра, — избрали ректором священника, не являвшегося членом их корпорации и к тому же довольно молодого. Это свидетельствует о высоком авторитете отца Никифора в Казани» (Православие в Татарстане).
Девятнадцатого января 1889 года отец Никифор Каменский принял монашеский постриг с именем Никанора. На момент пострижения он вдовствовал уже двадцать лет, хотя обычно вдовые священники постригались еще в академии или сразу после ее окончания: вновь вступить в брак они не могли, а перед монахом с высшим образованием открывалась перспектива скорой хиротонии во епископа. Сразу после пострижения он был возведен в сан архимандрита, а через два года — 3 марта 1891 — в Свято-Троицком соборе петербургской Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа.
Помимо научной и архивной деятельности владыка Никанор отдавал много сил и работе просветительской. Так, став вскоре после своей хиротонии епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии, «владыка Никанор трижды совершал многодневные поездки по епархии, обращая большое внимание на церковно-приходские школы и преподавание Закона Божия в земских школах — в каждом селе он опрашивал школьников. В "инородческих" приходах он обращал особое внимание на знание причтом местного языка, в школах требовал преподавания на родном языке... По личной инициативе владыки Никанора открыто более десятка церковно-приходских школ в деревнях с "инородческим" населением, в основном в глухих, отдаленных от приходских храмов уголках...» (Православие в Татарстане).
Как правило, викарные епископы занимали свои должности до освобождения вакансий епархиальных архиереев, и уже 16 апреля 1893 года владыка Никанор был назначен епископом Архангельским. По воспоминаниям очевидцев, владыка рассказывал, как он въезжал в Казань на телеге, а через двадцать три года выехал оттуда в архиерейской карете. На Архангельской кафедре, "во имя света веры и науки", епископ Никанор объезжал самые отдаленные пункты своей обширной епархии, побывав в Мурманском, Холмогорском крае, в поморских городах, и даже у самых границ Норвегии. Он проповедовал карелам и лопарям, самоедам и зырянам, побуждая к этому и других пастырей и учредив Архангельский епархиальный комитет православного миссионерского общества с переводческой комиссией при нем. Кроме того он организовал в епархии учительские курсы и передвижные библиотеки.
В бытность свою епископом Смоленским и Дорогобужским (1896-1899) владыка Никанор увеличил число церковно-приходских школ, учредил педагогические курсы, основал в Смоленске церковно-археологический комитет. Возглавив в 1899 году Орловскую и Севскую епархию, владыка основал в ней епархиальный церковно-исторический музей, организовал издание историко-статистического описания епархии и религиозно-нравственные публичные чтения. Такие чтения епископ Никанор организовал и в Екатеринбургской епархии. Служение его здесь было кратковременным (менее двух лет), но чрезвычайно плодотворным: его трудами открылись новые церковно-приходские школы (более пятидесяти) и новые приходы, увеличились штатные составы причтов. Северную окраину этой епархии населяли кочевые вогулы, и в своем стремлении нести к ним слово Божие владыка составил вогульскую азбуку и русско-вогульский словарь. В Гродненской и Брестской епархии он основал церковно-археологический комитет, а в Варшавской — церковно-исторический музей. Кроме того владыка Никанор подарил варшавскому духовенству свою библиотеку, которую собирал в течение тридцати лет, тем самым положив основание Варшавской епархиальной библиотеке-читальне. Варшавскую и Привислинскую епархию владыка возглавил уже в сане архимандрита. Возведение его в сан состоялось 3 декабря 1905 года. Одновременно Казанская духовная академия присудила ему степень доктора богословия за «Экзегетико-критическое исследование Послания Святого Апостола Павла к евреям» (так звучало название его докторской диссертации).
В синодальный период частые переводы архиереев с кафедры на кафедру были делом обычным. Но количество мест служения епископа Никанора чрезвычайно велико даже по меркам того времени. «Инородческая Казань, Архангельская епархия со многими язычниками, католический Запад и сектантский Урал, Смоленск, Орел, от гор Уральских и до Карпатских, от Ледовитого океана и Соловков до истоков Оки и Днепра слушали его слово» (Астраханские епархиальные ведомости. 1910. № 24, отд. неофиц. С. 924).
На протяжении всей жизни архиепископ Никанор творил дела благотворительности и милосердия, и труд его на этой ниве была не менее активным и плодотворным, чем работа научная или просветительская. В юности ему пришлось испытать крайнюю бедность, даже нищету. Позднее в благодарность крестьянам родного села Солодники за поддержку, которую те оказывали его нуждающейся матери, владыка на могиле своего отца открыл храм с и двухклассной церковно-приходской школу при нем и обеспечил ее существование денежными вкладами. Епископ Никанор никогда «не мог равнодушно относиться к горю, бедности и нищете близких ему людей, особенно из подчиненного ему духовенства, а поэтому на всех местах своего служения успел создать целый ряд благотворительных филантропических учреждений... В Архангельске он устроил Дом милосердия для престарелых из бедного духовенства, такой же дом создал в Смоленске, значительно расширил богадельню в Орле, пожертвовал 600 руб. на устройство приюта для бедных духовного звания в г. Ельце Орловской епархии, настоял открыть богадельню для духовенства в Екатеринбурге, внеся в то же время свою жертву в 2000 руб. и тем связав свое имя с этой богадельней навсегда. Помимо этого, владыка открывал эмеритальные кассы для духовенства в Смоленской, Екатеринбургской и Казанской епархиях, вводил тарелочный сбор по церквам с субботы Лазаревой по четверг Страстной седмицы в епархиях Смоленской, Орловской и Екатеринбургской для раздачи пособий и для устройства даровых разговен беднейшим обывателям их и учреждал стипендии для бедных воспитанников в Духовных академиях, семинариях и училищах мужских и женских. Только за время пребывания владыки в Казани им пожертвовано в разное время на благотворительные цели до 47,5 тыс. руб.» (Дмитриевский А. А.Незабвенной памяти архиепископа Казанского Никанора).
За свои труды владыка Никанор был награжден орденами Святой Анны, Святого Владимира, Святого Александра Невского.
Пятого апреля 1908 года, после пятнадцатилетнего перерыва, архиепископ Никанор возвращается на Казанскую кафедру, где начинал свое епископское служение. Здесь в предпоследний год своей жизни он успевает основать Древлехранилище епархиального церковного историко-археологического общества и совсем незадолго до кончины, последовавшей 27 ноября 1910 года, становится Председателем Казанского миссионерского съезда.
Именно Казанской епархии ему суждено было «согласно Промыслу Божию, отдать свои последние силы, скончать здесь свою земную жизнь и явиться в Дом Отчий и дать непостыдный отчет своему Домовладыке» (Перед могилой Казанского архиепископа Никанора).
Архиепископ Никанор был погребен в нижнем приделе храма Всех Святых кафедрального Благовещенского собора в Казани. Могила владыки не сохранилась.
Сочинения
Литература
-
Обстоятельства кончины старца Гавриила (Зырянова) (1844–1915). Историко-антропологический этюд // История: факты и символы. Елец, 2019. № 3(20). С. 98, 101, 102
-
Посещение Преосвященным Никанором станции «Жуковки» Р.-О. ж. д. / М. Ампелонский // Орловские епархиальные ведомости. 1902. № 9. С. 431–433