«Отче, Отче, Колесница Израилева и конница Его», — так взывал некогда пророк Елисей возносящемуся на небо пророку Илии. Такими же словами, с горьким чувством беспредельной скорби, в этот день взываем ко Господу мы, миллионы верующего русского народа, лишившиеся своего Отца. Было ли это случайностью? Нет. В истории домостроительства Божия случайностей не бывает. Знает Господь, в какое время послать Аарона и Самуила и в какое священника Ездру.

Так знал Господь, когда поставить кормчим Церкви Христовой и почившего Первосвятителя Святейшего Патриарха Тихона.

Время управления твоего было слишком бурно. Корабль церковный бросало волнами, и он по временам накренялся то слишком вправо, то слишком влево, и многие недоумевали: что же это значит? Дело объяснилось тем, что вся твоя церковная деятельность может быть охарактеризована одним словом «примирение».

Как бы поступил на твоем месте другой, что-либо сказать трудно, но ты сумел провести корабль церковный и сохранить его от потопления. В этом несомненная и величайшая твоя заслуга.

Что будет дальше, после тебя, со Святой Церковью, сказать трудно, но я глубоко убежден, что Она, купленная не золотом и серебром, но драгоценною кровию Христа, не будет Им забыта.

Про себя же лично ты можешь сказать, вместе со святым апостолом Павлом: «Подвигом добрым подвизахся, тсчение скончах, веру соблюдох» (2 Тим. 4, 7).

И ты в своей жизни проявил и веру и любовь Христову. Поэтому мы твердо верим, что даст тебе Господь венец правды, какой Он обещал любящим Его.

Твоя личность была обаятельна и всегда цельна, одинакова, как на школьной скамье, среди товарищей, которые и тогда прозвали тебя Патриархом, так и во все последующее время.

С какой бы стороны будущий историк ни оценивал твою личность, ты всегда в его глазах будешь кристально чистым и нравственно светлым. На твоем имени нет ни единого пятнышка.

Помолимся же, возлюбленные братие, да упокоит со святыми Господь душу новопреставленного нашего Святейшего Отца и Патриарха.