Данная подборка стихов появилась во время моей работы над книгой «Хроника сельского прихода. 180 лет. 1836–2016 гг.», посвященной истории существования православного прихода и храма во имя Архистратига Божия Михаила в селе Виловатом Богатовского района Самарской области, на которую меня с подвиг настоятель этой церкви игумен Алексий (Медведев), а ныне схиигумен Александр. В них впечатления, чувства и мысли, появившиеся вследствие моего знакомства с батюшкой, этим храмом, прошлым и настоящим данного прихода, с людьми вокруг него собравшимися, а также с другими православными храмами и пастырями. В первую очередь это протоиерей Георгий Козин, настоятель храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в городе Самаре, а также протоиерей Алексий Агеев, настоятель храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи в городе Самаре и протоиерей Николай Одинаркин, клирик Кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери города Самары.  

В стихах этих нет вымысла, они предельно документальны. Написаны вдогонку тех событий, участником, либо свидетелем которых мне довелось быть. В них — мои личные переживания и впечатления.

Первое стихотворение является рифмованным отражением рассказа настоятеля храма о его жизни и труде по восстановлению церкви, подкрепленного архивными документами.


* * *

Воет метель над равниною Русскою,

Снегом село заметает,

Батюшка в валенках в храме порушенном

Громко молитвы читает.


Кровля вся в дырах, полы провалились,

Пара старушек, да он,

В стужу ли лютую, в зной или в ливень

Бьют за поклоном поклон...


Как же так вышло, что церковь заброшена,

Может, село вымирает?

Нет, здесь и школа, и дети, и взрослые,

Окна огнями сияют.


Батюшка днями, ночами работает,

Молится, плачет навзрыд,

Что ж прихожанами люд не становится?

Словно цепями обвит!


Где же те трудники, что так старательно

Каменный храм возвели?

Где те сельчане, что горькой копейкою

С церквью делиться могли?


Батюшка сам, с небольшою дружиною

Тяжкую битву ведет,

Строит и молится, плачет и молится,

Крест свой нелегкий несет...


С Помощью Божию, дело заспорилось,

Храм из развалин поднят,

Только в приходе всё больше приезжие,

Местные всё еще «спят».


Заняты все повседневной заботой,

Злоба дневная довлеет,

Кто-то с работы, а кто-то с похмелья

К Храму никак не поспеет...


Кажется, много церквей восстановлено,

Есть, что отстроены вновь,

Жаль, только мало людей подвизается.

Иль оскудела любовь?


Спросят нас — кто вы? Ответим, что русские,

Помним о том непреложно,

А православными быть, что же, некогда?

Разве такое возможно!


Нет, мы не русские — бледная немочь,

Без православной твердыни,

Без родника нашей веры отеческой

Души подобны пустыни!


Что ж это мы, неразумные, делаем,

Добрые русские люди!

Сколько блуждать нам в потемках безверия?

Скоро столетие будет!!!


Кто же нас выведет темных, невидящих

В яркий Божественный свет?

Батюшки наши, старушки упрямые?

Нас, большинства, в церквах нет!!!


Русский священник, по Милости Божией,

Вымолить сможет народ,

Если тот сам вспомнит предков заветы,

К вере Христовой придет!


Русь, опустись на колени, покайся!

Пусть ОКАЯНСТВО уйдет!

В храм приходи, ко Христу возвращайся!

Святый, Он всё еще ждет.


3–4 июня 2012 г.,  с. Виловатое — г. Самара

(Праздник Пресвятой Троицы, Духов день)

А теперь немного о тех самых «упрямых старушках». Именно, несколько пожилых женщин и стали первыми инициаторами и прихожанами возрождающегося прихода села Виловатого. Как уже часто случалось в нашем Отечестве, женщины и здесь первыми поставили плечи под тяжелую, но необходимую ношу. Следующее стихотворение посвящено им всем, хотя оно и называется «Настенька». Это подлинное имя одной из верных прихожанок храма, ныне уже покойной. Настенькой ее называли все, от мала, до велика. Я не буду здесь указывать ее полное имя, пусть нижеследующее стихотворения останется памятью обо всех истинно верующих русских старушках.


Настенька


Перебирая ножками, вразвалочку

Она к заутренней в село спешит,

До пят пальтишко, посохом ей палочка,

И семенит, торопится, бежит...


Она, как будто из другого века,

С картины передвижников сошла,

Не разуменьем дерзким человека,

А верой чистой Господа нашла!


Идти не близко, но не пропускает

Она церковной службы никогда,

И ей успеть ничто не помешает,

Хотя здоровье... И немалые года...


Пришла и молится, в глазах благоговенье

И отблеск света, что на образах,

А после службы за благословеньем

К священнику с улыбкой и в слезах...


И ей доступна, видимо, та дверца,

Что открывается в Святых Дарах,

Она неграмотна почти, но в ее сердце

Гораздо больше, чем в набитых головах!


Доколе бабушки встречаются такие,

Мне верится, всё будет хорошо!

Старушки русские, как и сама Россия,

С простой, открытой, детскою душой! 

20 ноября 2012 г.

Как много значит для человека память! Как же важно помнить, помнить и молиться за ушедших. Бог даст, и они ТАМ помолятся за нас. Именно память о прошлом делает человека человеком.


У Бога мертвых и забытых нет


Шуршат страницами архивные дела,

Бумага желтая и выцвели чернила,

Давно коса забвения прошла,

По судьбам, по всему, что прежде было.


Но со страниц слетают имена

Тех, кто давно и всеми позабыт,

О них не помнит новая страна,

Им не достались мрамор и гранит,


Они ушли в ту землю, что полили

Своими потом, кровью и слезами,

Они простые люди, их забыли,

Ну, что там помнить, посудите сами,


Провинция глухая, сельский храм,

Убогое, кривое захолустье,

Свершений вихри пронеслись не там,

А что забыто, не рождает грусти...


Не ведать, проще и печали нет,

О том, как наши предки где-то жили,

И что нам тоже предстоит держать ответ,

За то, что сделали и что мы позабыли...


Родства непомнящим молиться ни к чему,

За них молиться тоже вряд ли станут,

Уходят поколения во тьму,

И множатся грехи и в бездну тянут!


Но все же люди жили, жили здесь,

Рождались и женились, умирали,

Об этом даже документы есть,

Они, как то ни странно, не пропали.


Был труд тяжел, и жизнь была горька,

Была и подлость и величье духа,

Их лица стерла времени рука,

Все погребла беспамятства разруха,


Никто не знает очень много лет,

И как их звали, и о чем мечтали,

Но вот, выходят имена на свет,

Их обладатели опять реальны стали.


У Бога мертвых и забытых нет,

Все живы для него и все известны,

Для нас же имена людей — завет

За них молиться, жить стараться честно


И помнить, что мы только лишь звено

В цепи идущих в вечность поколений,

Но если ржавчиной изъедено оно,

То цепь порвется, и придет забвенье,


А ржа неверья точит прочность уз,

Соединяющих минувшее с грядущим,

На нас лежит ответственности груз,

Что мы оставим после нас живущим?!

2013 г.

Кстати, о детской душе, — схиигумен Александр очень любит детей и всячески заботится о них, неустанно молится, помогает, чем может. Неспроста ведь маленький домовой храм над трапезной был освящен во имя Вифлеемских младенцев. Стараниями батюшки в отдаленном селе проходят интересные и полезные мероприятия, встречи местных ребятишек с известными писателями, концерты православных артистов, и многое другое. Кроме того, батюшка дружит с Тольяттинским детским домом, его воспитанники здесь нередкие гости.

* * *

Везет детей автобус в сельский храм,

Старинный храм, таких совсем немного,

Их добрый настоятель встретит там

У самого церковного порога.


Они приехали почти за двести верст,

Здесь в сельской церкви благодать весома,

И служба по-особому идет,

Уютно, как в тепле родного дома.


Отрадно видеть детские глаза

Пред образами в храме православном,

И набегает умиления слеза,

Что эта кроха уже ведает о главном!


Какое счастье с детства веру знать,

Как наши предки с Церковью сродниться,

Под золотыми куполами возрастать,

Учиться с раннего, как следует молиться!


Не зря есть слово в русском языке,

Оно так много может объяснить,

Окрестность — это местность под крестом,

Над храмом православным, вот, где жить!


Так русские прожили сотни лет,

Не говоря еще, умели уж креститься,

Не тем ли объясняется секрет:

На старых фото у людей людские лица!


Ах, как необходимо нам опять

Увидеть в Церкви нашу Мать родную,

Тогда детей мы сможем воспитать

И возродим с молитвой Русь Святую!

9 марта 2013 г.

В Самаре стоит по-своему уникальный, детский храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Его построили в 1898 году при Мариинском приюте для детей воинов. Все пропорции здания рассчитаны на детей. Сейчас это приходской храм, но дети в его пространстве выглядят очень органично. Впрочем, дети в любом православном храме выглядят органично.  Особенно на праздничном богослужении, это особая радость, умиление и трепет души. Вот, это-то состояние и стало толчком к написанию следующего стихотворения.


Вербное воскресенье


Веточки с белой пушинкою,

Теплый свечной аромат,

Дети, глазенки расширив,

В храме на службе стоят.


Взор удивленный и радостный

На образа устремив,

Шепчут губами за диаконом

Вечное слово молитв.


В день воскресения Вербного,

Радостью тихой полны,

Души их добрые, нежные

К Господу устремлены!


Видят глаза просветленные

Иерусалима врата,

Как там, пока умиленные,

Люди встречали Христа.


И с ликованием, радостно

Пальмовы ветви несли,

Да, все казалось так благостно

В сердце Священной земли...


Но не прошло и недели,

Как отвернулся народ,

И для предательской цели

Крестный воздвиг эшафот!


Те, кто глаголил: «Осанна!»

Дружно кричали: «Распни!»

Все, доброту, с чудесами

Быстро забыли они!


Вы не такие, вы верите

Детскою верой большой,

Так и по жизни идите,

С чистою, светлой душой!


Милые детки, невинные,

Подлость неведома вам,

Дай Бог вовек не туманиться

Вашим прекрасным глазам!

13–19 апреля 2014 г.

В архивных документах, с которыми мне удалось познакомиться, запечатлена церковная жизнь сельских приходов Самарской губернии. Тем интереснее было сравнить ее с нынешней жизнью тех же церковных приходов нашей Самарской области. 22 февраля 2014 года я приехал в село Виловатое. В храме Архангела Михаила Божественную литургию служил епископ Кинельский и Безенчукский Софроний. Народу, по сельским меркам собралось немало, но, по преимуществу, это были люди приезжие. А ведь богослужение архиерея для села — большой праздник, но, к сожалению, большинство сельчан его как будто и не заметили...

Прощаясь со мной, настоятель пошутил: «Может, стишок какой об этом сочинишь?» Я посмеялся: «Что я могу сочинить, не столь я в церковных делах сведущий?» А потом вспомнил давние его слова: «Все, что я говорю — серьезно, даже если я шучу, то я не шучу!».

И в памяти всплыли архивные документы, в которых содержатся сведения и отчеты о поездках архиереев по сельским приходам — с конца XIX по начало XX века. Разительное отличие отношения жителей к такому знаменательному событию тогда и в наши дни, натолкнуло меня на идею нижеследующего стихотворения. А может, батюшка именно это и имел ввиду, когда предлагал мне «написать стишок»?

Подробности, содержащиеся в стихотворении «Приезд архиерея», документальны, правда, относятся к разным приходам Самарской епархии, в разные годы. Словом, это собирательный образ встречи архипастыря в сельской глубинке.


Приезд архиерея


Немало свидетельств, забытых хранится

На полках архивов и библиотек,

Тенями мелькают ушедшие лица,

Да, кто о том помнит спустя целый век...


Приезд архиерея в село волостное

Событье большое, ликует народ!

Нечасто в те годы своим посещеньем

Владыка достоил столь дальний приход.


Все в праздничном платье, веселые лица,

На площади тесно, пришел стар и млад.

И к церкви дорожка платками покрыта

От пыльного тракта до кованых врат…


«Приехал, приехал» — в толпе пробежало,

Подался вперед в нетерпении люд,

И чтоб все увидеть своими глазами,

На цыпочки в дальних рядах привстают.


Вот стала карета, выходит владыка,

Глядит благосклонно на сход приходской,

Склоненные головы справа и слева

Он благословляет усталой рукой.


У входа волнуясь, стоит настоятель,

Подал архиерею поднос он с крестом,

Тот в церковь вошел, следом гости из знати,

Правление волости, ну, а потом...


Да, в здании церкви всем мест не хватает,

Толпясь у дверей, кто пробраться не смог,

Те, вытянув шеи, все ж службе внимают,

Для них архиерей, ну, почти что как Бог.


Гудит протодиакон красиво и мощно,

Старается хор, подпевает народ,

Торжественна служба, все чинно и точно,

И звон колокольный над храмом плывет...


В конце Литургии своим обращеньем

Епископ напутствует местный приход,

Ответные речи, звучат приглашенья,

Священник трапезничать владыку зовет.

 

Но вечер визита финал приближает,

Владыка молиться за всех обещал,

Душевно сельчане его провожают,

И просят, чтоб чаще он их навещал.


Ан, новая встреча, когда еще будет...

Кортеж отъезжает, копыта стучат,

И долго руками вослед машут люди,

И «многая лета» вдогонку кричат.


Так было когда-то, и в старой газете,

Что нежится тихо в архивной пыли,

Описаны, правда, подробности эти,

Те строчки до нас их опять донесли.


У нашего века не то уже бремя,

Машины резвее лошадок везут,

И сжались ужасно пространство и время,

И, кажется, стрелки быстрее бегут.


Не раз в десять лет, а по нескольку за год

В село приезжает теперь архиерей,

Но это сельчанам, похоже, не надо,

Да, раньше встречали владыку дружней...


Конечно, сегодня в селе меньше втрое,

Чем было тогда, постоянно живут,

Однако пока оно все же большое,

А люди не в церковь, а мимо идут...


И вот, к архипастырской службе старушек,

Едва три десятка приходят сейчас,

Приезжих чуть-чуть, еще несколько служек.

Значение многим неясно подчас.


И в храм, возрожденный чужими руками,

Народ занятой не особо спешит.

«Забот ведь по горло, подумайте сами!»

У юных к наследью душа не лежит.


Такая картина частá, к сожаленью,

Народная память отбита всерьез,

И церкви открыты, да нету раденья,

И смотрят с икон глаза полные слез...


Россия, Россия, куда же ты мчишься?

Злой вихрь суеты поглощает тебя,

Ты скоро с собою сама разлучишься,

Опомнись, Россия, приди же в себя!

5–11 марта 2014 г.

Как любим мы порой сетовать на судьбу, хныкать, даже не задумываясь, что наши напасти — за наши же грехи. И что они, по милости Божией, много мягче того, чего мы заслуживаем. Господь, даже наказывая, жалеет нас, пытается вразумить, исправить.

Часто рядом с нами оказываются люди, которым приходится куда как труднее, а они смиренно, мужественно, не ропща несут свой крест. Вот, именно таким несгибаемым и в то же время очень душевным, отзывчивым человеком является схиигумен Александр. Священник — духовный лекарь. И как любому истинному врачу, ему порой приходится делать людям больно, ради их же блага. Как-то раз батюшка весьма нелицеприятно отчитал меня за слабость, «теплохладность» и нытье. Не скажу, что я после этого сразу прозрел и исправился, но — крепко призадумался над его словами. Результатом этих размышлений стало такое стихотворение.

* * *

Сказал священник мне, мол, если на тебя,

Ты думаешь, все шишки дружно валятся,

То не ропщи, Господь нас всех любя,

Шлет нам лишь то, с чем мы способны справиться.


Дела не клеятся, и денег негде взять,

И даже боль в боку, не то, чтоб наказанье,

Все это даже испытаньем не назвать,

А вразумление, чтоб приложил старанье.


Да, справедливо, грех судьбу гневить,

Родные живы, слава Богу, и здоровы,

Есть, что одеть и на тарелку положить,

Жилье имеется, заботы несуровы.


Прости же, Господи, пошли мне благодать:

Дай утром просто живу пробудиться,

Днем видеть внучку, никого не обижать,

А вечером закатом насладиться...

2016 г.

Как, наверное, почти у всякого светского человека повседневные заботы часто затмевают, заслоняют собой то главное, что составляет смысл человеческой жизни.

* * *

Пред храмом стою у раскрытых ворот,

Смотрю, как выходит со службы народ.

Опять опоздал, всё дела, да, дела,

А вдуматься если, то лень верх взяла.


Пустыми заботами день замело,

Досадно и стыдно, но время ушло!

Себе оправдаться – задача проста,

А как перед Ним отворю я уста?


Всё то ж неразумье евангельских дев,

Что масло не взяли, у входа присев.

Потухнет светильник в негаданный час,

И скажет жених им: «Не знаю я вас!»[1]


Тогда не моя ль возрыдает душа

У двери закрытой, куда не спеша

«Разумные девы» вошли, в свой черед.

А прочих, нас, прочих, что в вечности ждет?

март 2018 г.

* * *

Так стыдно признаваться в фарисействе,

А как иначе назову честней

Ту череду и действий, и бездействий,

Что жизнью называется моей?!


Стихи я умудряюсь сочинять

О батюшках, о церкви, вере, Боге,

В то время как я сам, ни дать, ни взять,

То семя, что упало при дороге[2].


Меня, как птицы склевывают страсти,

Грехов колеса втаптывают в грязь,

Я не противлюсь им, как должно, и напасти,

Души с Всевышним обрывают связь,


Увы, увы, безверья тяжкий груз

Тащу в душе не в силах отцепиться,

Молюсь без сердца о падении уз,

Мешающих раскаянью пролиться.


А если даже, плачу обещая

Исправиться и помощи прошу,

То скоро снова о прощении забывая,

Я, как и прежде, тем же все грешу.


И даже эти строчки я пишу,

А мысль лукавая в сознании тихо бьется,

Что раз так искренне себя я поношу,

То уж наверно это мне зачтется.


О, Господи, как мне набраться силы,

Чтоб ежедневно следовать тому,

Что заповедал ты, и чтобы до могилы

Смиренно веровать ученью Твоему.


24 августа 2015 г.

______________

[1] Притча о десяти девах. Мф. 25:1–13
[2] Притча о сеятеле. Мф. 13, 1–23; Мр. 4, 1–20; Лк. 8, 5–15


* * *

Наперекор огню и смерти

К Победе этой шел народ,

Теперь за память мы в ответе,

Великий подвиг не умрет!

Пока мы помним, живы люди,

Те, кто от гибели спасли,

Не только нас, но, не забудем,

ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЗЕМЛИ!

9 мая 2014 г.


В 2015 году в городе Самаре впервые прошел марш бессмертного полка. Мы семьей, с друзьями приняли в нем участие. Накануне, когда мы готовились к предстоящему шествию, родилось следующее стихотворение.


Солдатам Великой Отечественной войны

Бессмертный полк

Смотрю на фото, не вернувшихся с войны,

Мальчишек в гимнастерках и шинелях,

России убиенные сыны,

Под корень скошенное смертью поколенье.


Глаза наивные, увядшие давно

И «ёжики» остриженных голов,

Бог только знает, сколько их легло

Под преждевременный сырой земли покров!


Своею смертью, победивши смерть,

Сломив врага, не знавшего пощады,

Они уже не могут постареть,

И большинству неведомы награды.


Травою став, и лесом, и водой,

И облаками в синем поднебесье,

И клином журавлиным, что из той,

Известной всем в России нашей песни,


Они на страже Родины стоят

Плечом к плечу, незримая застава,

Земля, принявшая в себя своих солдат,

Уж стать чужою не имеет права!


И память охраняет этот полк,

Бессмертный полк отваги и Победы,

И если будем помнить, выйдет толк,

На нас ведь смотрят прадеды и деды,


И даже мертвые они страшны врагам,

Непрожитую жизнь отдавши людям,

В нас верят и надеются, а там,

Нам отвечать за то, что дальше будет!

9 мая 2015 г.

Мои дети привезли мне из поездки в подарок — маленький камень, который они подобрали на мысе Фиолент близ г. Севастополя. Этот крохотный кусочек Крыма подсказал идею стихотворения.


Камушек с мыса Фиолент


Есть старая песня о камне заветном,

Ее сквозь войну пронесли,

И мне бы хотелось сложить свою песню

Про камушек с крымской земли.


Его привезли мне ребята в подарок

В великий и радостный год,

Когда Крым вернулся к родному «причалу»,

И выбрал Россию народ.


Он не был оплавлен ни взрывом, ни боем,

Он просто лежал на скале,

Но сколько он видел безвестных героев

Прошедших по этой земле!


Лежал под ногами у древних монахов,

Что здесь монастырь возвели,

За веру Христову, не ведая страха,

Молитвы свои вознесли.


Он знает, как бились о Крыма твердыни

Захватчиков разных войска,

И как возрождала из пепла святыни

Опять трудовая рука.


Уж дважды орда «просвещенной» Европы

С оружьем входила сюда,

Гром пушек, свист пуль камнем впитаны тоже

Запомнил он их навсегда.


Но славой овеян, на берег высокий

Всходил черноморский матрос,

России солдат справедливый и стойкий

Свободу он Родине нес!


И в нашем столетье опять, как когда-то

На страже Отчизны родной,

За правду стоит Севастополь солдатом,

Под злой наших недругов вой!


А маленький камушек помнит всё это,

Лишь стоит зажать в кулаке,

Я вижу над морем закаты, рассветы

И гребень волны вдалеке...


Так пусть же отныне, над крымским простором

Безоблачной будет заря,

И мирное небо, и мирное море,

И мирная наша Земля!

11 мая 2015 г.

Следующее стихотворение объединяет две самые страшные трагедии нашего народа, войну Отечественную и войну Гражданскую Небольшое напоминание: погоны в русской армии были упразднены в октябре 1917 года, а возвращены в разгар Великой Отечественной войны, в январе 1943 года. Именно с этим связан сюжет стихотворения, он взят из жизни и основан на на рассказе моей бабушки. В январе 1943 года, поздно вечером бабушка возвращалась с работы. Недалеко от дома навстречу ей попался мужчина, показавшийся сильно пьяным, так его качало. На зимней улице лежали сугробы и свернуть с тропинки было невозможно. Когда мужчина поравнялся с ней, оказалось, что он не так уж пьян. Подняв на нее мутные, совершенно мертвые глаза, и запинаясь, он промолвил: «Слышала, погоны ввели? А я за погоны родного брата убил». И ничего более не добавив, несчастный пошел, пошатываясь, дальше. Вот, такая короткая встреча, такая маленькая и в то же время очень показательная история. Даже среди горя и ужасов Великой Отечественной войны она выглядит жутко. Недаром бабушка помнила ее всю свою жизнь и мне рассказала, когда я был еще мальчишкой. Для меня сюжет этого рассказа навсегда остался символом страшной трагедии, постигшей нашу родину, доводившей нередко людей, с обоих сторон, до последней стадии озверения.


Победитель


Он шел качаясь, как будто пьяный,

Хотя и выпил совсем чуть-чуть,

Но боль забытой душевной раны

Терзала снова жестоко грудь.


Почти минуло уж четверть века,

И получалось не вспоминать

Далёкий день тот и человека,

Того, что взялся сам расстрелять.


В борьбе за правду и справедливость

Себя, врагов ли, где тут щадить?!

Лес рубят, к щепкам какая милость?!

Иначе контру не победить!


И победили, и «белой кости»

Сколочен крепко надежный гроб.

Считать тут жертвы — пустое, бросьте.

Лишь было б счастье в грядущем, чтоб...


Опять бушует смерть на планете,

С фашистом бьются его сыны.

А он сегодня прочел в газете,

Что вновь погоны утверждены.


И сразу всплыло былое дело,

Тот взгляд тяжелый, укор немой,

И к первой встречной шагнув несмело,

Промолвил тихо он сам не свой:


«Читала, знаешь? Погоны вводят,

Как жить теперь мне, коль свет немил?

Я ж за погоны, зазря, выходит,

Родного брата тогда убил!»


Сказав, шатаясь побрел он дальше,

Она ж смотрела ему вослед...

Был 43-й кровавый, страшный,

Но вот страшнее гражданской нет!

20 ноября 2017 г.


Солдатам «без званий и наград»


В моей семье нет боевых наград,

Те, кто на фронт попал, войну не пережили.

Как большинство простых ее солдат,

Они и смертию наград не заслужили.


В моей семье портретов в форме нет,

Спешили деды, уходя навечно.

В глубинке русской сняться на портрет

Им негде было, и потом, конечно...


Я сам из поколения того,

В котором деды единичны были,

Их не было почти ни у кого,

Они легли за то, чтобы мы жили.


В моей семье нет фото и наград,

Лишь память горькая в наследие досталась.

Победу выкупил собой простой солдат,

А жизнь его в залог войне осталась...

29–30 июля 2018 г.


Пасхальное утро


Праздничным рассветом небо озарилось,

Благовест наполнил утренний простор!

О Христе Воскресшем радость засветилась!

Ликованью мира вторит птичий хор.


И как будто даже сердце легче бьется,

И в душе печали места нынче нет!

Пасха, словно песня над землею льется,

Разнося повсюду лучезарный свет!

Пасха 2 мая 2021 г.


«Родительская»


Лист бумаги пожелтевший

Под свечою разверну.

Поименно всех ушедших

Я в молитве помяну.


Боже, дай им утешенье,

В месте злачне упокой!

Разреши их прегрешенья

Всемогущею рукой!


Не оставь, пошли спасенье,

Может, сбившимся с пути.

В день суда и воскресенья

Их за все, за все прости!


Неумелые моленья

Ты услышь, и пощади.

Моих предков поколенья

Со святыми сопричти!

19 июня 2021 г., Вселенская Троицкая родительская суббота