Данная подборка стихов появилась во время моей работы над книгой «Хроника сельского прихода. 180 лет. 1836–2016 гг.», посвященной истории существования православного прихода и храма во имя Архистратига Божия Михаила в селе Виловатом Богатовского района Самарской области, на которую меня с подвиг настоятель этой церкви игумен Алексий (Медведев), а ныне схиигумен Александр. В них впечатления, чувства и мысли, появившиеся вследствие моего знакомства с батюшкой, этим храмом, прошлым и настоящим данного прихода, с людьми вокруг него собравшимися, а также с другими православными храмами и пастырями. В первую очередь это протоиерей Георгий Козин, настоятель храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в городе Самаре, а также протоиерей Алексий Агеев, настоятель храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи в городе Самаре и протоиерей Николай Одинаркин, клирик Кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери города Самары.
В стихах этих нет вымысла, они предельно документальны. Написаны вдогонку тех событий, участником, либо свидетелем которых мне довелось быть. В них — мои личные переживания и впечатления.
Первое стихотворение является рифмованным отражением рассказа настоятеля храма о его жизни и труде по восстановлению церкви, подкрепленного архивными документами.
* * *
Воет метель над равниною Русскою,
Снегом село заметает,
Батюшка в валенках в храме порушенном
Громко молитвы читает.
Кровля вся в дырах, полы провалились,
Пара старушек, да он,
В стужу ли лютую, в зной или в ливень
Бьют за поклоном поклон...
Как же так вышло, что церковь заброшена,
Может, село вымирает?
Нет, здесь и школа, и дети, и взрослые,
Окна огнями сияют.
Батюшка днями, ночами работает,
Молится, плачет навзрыд,
Что ж прихожанами люд не становится?
Словно цепями обвит!
Где же те трудники, что так старательно
Каменный храм возвели?
Где те сельчане, что горькой копейкою
С церквью делиться могли?
Батюшка сам, с небольшою дружиною
Тяжкую битву ведет,
Строит и молится, плачет и молится,
Крест свой нелегкий несет...
С Помощью Божию, дело заспорилось,
Храм из развалин поднят,
Только в приходе всё больше приезжие,
Местные всё еще «спят».
Заняты все повседневной заботой,
Злоба дневная довлеет,
Кто-то с работы, а кто-то с похмелья
К Храму никак не поспеет...
Кажется, много церквей восстановлено,
Есть, что отстроены вновь,
Жаль, только мало людей подвизается.
Иль оскудела любовь?
Спросят нас — кто вы? Ответим, что русские,
Помним о том непреложно,
А православными быть, что же, некогда?
Разве такое возможно!
Нет, мы не русские — бледная немочь,
Без православной твердыни,
Без родника нашей веры отеческой
Души подобны пустыни!
Что ж это мы, неразумные, делаем,
Добрые русские люди!
Сколько блуждать нам в потемках безверия?
Скоро столетие будет!!!
Кто же нас выведет темных, невидящих
В яркий Божественный свет?
Батюшки наши, старушки упрямые?
Нас, большинства, в церквах нет!!!
Русский священник, по Милости Божией,
Вымолить сможет народ,
Если тот сам вспомнит предков заветы,
К вере Христовой придет!
Русь, опустись на колени, покайся!
Пусть ОКАЯНСТВО уйдет!
В храм приходи, ко Христу возвращайся!
Святый, Он всё еще ждет.
3–4 июня 2012 г., с. Виловатое — г. Самара
(Праздник Пресвятой Троицы, Духов день)
А теперь немного о тех самых «упрямых старушках». Именно, несколько пожилых женщин и стали первыми инициаторами и прихожанами возрождающегося прихода села Виловатого. Как уже часто случалось в нашем Отечестве, женщины и здесь первыми поставили плечи под тяжелую, но необходимую ношу. Следующее стихотворение посвящено им всем, хотя оно и называется «Настенька». Это подлинное имя одной из верных прихожанок храма, ныне уже покойной. Настенькой ее называли все, от мала, до велика. Я не буду здесь указывать ее полное имя, пусть нижеследующее стихотворения останется памятью обо всех истинно верующих русских старушках.
Настенька
Перебирая ножками, вразвалочку
Она к заутренней в село спешит,
До пят пальтишко, посохом ей палочка,
И семенит, торопится, бежит...
Она, как будто из другого века,
С картины передвижников сошла,
Не разуменьем дерзким человека,
А верой чистой Господа нашла!
Идти не близко, но не пропускает
Она церковной службы никогда,
И ей успеть ничто не помешает,
Хотя здоровье... И немалые года...
Пришла и молится, в глазах благоговенье
И отблеск света, что на образах,
А после службы за благословеньем
К священнику с улыбкой и в слезах...
И ей доступна, видимо, та дверца,
Что открывается в Святых Дарах,
Она неграмотна почти, но в ее сердце
Гораздо больше, чем в набитых головах!
Доколе бабушки встречаются такие,
Мне верится, всё будет хорошо!
Старушки русские, как и сама Россия,
С простой, открытой, детскою душой!
20 ноября 2012 г.
Как много значит для человека память! Как же важно помнить, помнить и молиться за ушедших. Бог даст, и они ТАМ помолятся за нас. Именно память о прошлом делает человека человеком.
У Бога мертвых и забытых нет
Шуршат страницами архивные дела,
Бумага желтая и выцвели чернила,
Давно коса забвения прошла,
По судьбам, по всему, что прежде было.
Но со страниц слетают имена
Тех, кто давно и всеми позабыт,
О них не помнит новая страна,
Им не достались мрамор и гранит,
Они ушли в ту землю, что полили
Своими потом, кровью и слезами,
Они простые люди, их забыли,
Ну, что там помнить, посудите сами,
Провинция глухая, сельский храм,
Убогое, кривое захолустье,
Свершений вихри пронеслись не там,
А что забыто, не рождает грусти...
Не ведать, проще и печали нет,
О том, как наши предки где-то жили,
И что нам тоже предстоит держать ответ,
За то, что сделали и что мы позабыли...
Родства непомнящим молиться ни к чему,
За них молиться тоже вряд ли станут,
Уходят поколения во тьму,
И множатся грехи и в бездну тянут!
Но все же люди жили, жили здесь,
Рождались и женились, умирали,
Об этом даже документы есть,
Они, как то ни странно, не пропали.
Был труд тяжел, и жизнь была горька,
Была и подлость и величье духа,
Их лица стерла времени рука,
Все погребла беспамятства разруха,
Никто не знает очень много лет,
И как их звали, и о чем мечтали,
Но вот, выходят имена на свет,
Их обладатели опять реальны стали.
У Бога мертвых и забытых нет,
Все живы для него и все известны,
Для нас же имена людей — завет
За них молиться, жить стараться честно
И помнить, что мы только лишь звено
В цепи идущих в вечность поколений,
Но если ржавчиной изъедено оно,
То цепь порвется, и придет забвенье,
А ржа неверья точит прочность уз,
Соединяющих минувшее с грядущим,
На нас лежит ответственности груз,
Что мы оставим после нас живущим?!
2013 г.
Кстати, о детской душе, — схиигумен Александр очень любит детей и всячески заботится о них, неустанно молится, помогает, чем может. Неспроста ведь маленький домовой храм над трапезной был освящен во имя Вифлеемских младенцев. Стараниями батюшки в отдаленном селе проходят интересные и полезные мероприятия, встречи местных ребятишек с известными писателями, концерты православных артистов, и многое другое. Кроме того, батюшка дружит с Тольяттинским детским домом, его воспитанники здесь нередкие гости.
* * *
Везет детей автобус в сельский храм,
Старинный храм, таких совсем немного,
Их добрый настоятель встретит там
У самого церковного порога.
Они приехали почти за двести верст,
Здесь в сельской церкви благодать весома,
И служба по-особому идет,
Уютно, как в тепле родного дома.
Отрадно видеть детские глаза
Пред образами в храме православном,
И набегает умиления слеза,
Что эта кроха уже ведает о главном!
Какое счастье с детства веру знать,
Как наши предки с Церковью сродниться,
Под золотыми куполами возрастать,
Учиться с раннего, как следует молиться!
Не зря есть слово в русском языке,
Оно так много может объяснить,
Окрестность — это местность под крестом,
Над храмом православным, вот, где жить!
Так русские прожили сотни лет,
Не говоря еще, умели уж креститься,
Не тем ли объясняется секрет:
На старых фото у людей людские лица!
Ах, как необходимо нам опять
Увидеть в Церкви нашу Мать родную,
Тогда детей мы сможем воспитать
И возродим с молитвой Русь Святую!
9 марта 2013 г.
В Самаре стоит по-своему уникальный, детский храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Его построили в 1898 году при Мариинском приюте для детей воинов. Все пропорции здания рассчитаны на детей. Сейчас это приходской храм, но дети в его пространстве выглядят очень органично. Впрочем, дети в любом православном храме выглядят органично. Особенно на праздничном богослужении, это особая радость, умиление и трепет души. Вот, это-то состояние и стало толчком к написанию следующего стихотворения.
Вербное воскресенье
Веточки с белой пушинкою,
Теплый свечной аромат,
Дети, глазенки расширив,
В храме на службе стоят.
Взор удивленный и радостный
На образа устремив,
Шепчут губами за диаконом
Вечное слово молитв.
В день воскресения Вербного,
Радостью тихой полны,
Души их добрые, нежные
К Господу устремлены!
Видят глаза просветленные
Иерусалима врата,
Как там, пока умиленные,
Люди встречали Христа.
И с ликованием, радостно
Пальмовы ветви несли,
Да, все казалось так благостно
В сердце Священной земли...
Но не прошло и недели,
Как отвернулся народ,
И для предательской цели
Крестный воздвиг эшафот!
Те, кто глаголил: «Осанна!»
Дружно кричали: «Распни!»
Все, доброту, с чудесами
Быстро забыли они!
Вы не такие, вы верите
Детскою верой большой,
Так и по жизни идите,
С чистою, светлой душой!
Милые детки, невинные,
Подлость неведома вам,
Дай Бог вовек не туманиться
Вашим прекрасным глазам!
13–19 апреля 2014 г.
В архивных документах, с которыми мне удалось познакомиться, запечатлена церковная жизнь сельских приходов Самарской губернии. Тем интереснее было сравнить ее с нынешней жизнью тех же церковных приходов нашей Самарской области. 22 февраля 2014 года я приехал в село Виловатое. В храме Архангела Михаила Божественную литургию служил епископ Кинельский и Безенчукский Софроний. Народу, по сельским меркам собралось немало, но, по преимуществу, это были люди приезжие. А ведь богослужение архиерея для села — большой праздник, но, к сожалению, большинство сельчан его как будто и не заметили...
Прощаясь со мной, настоятель пошутил: «Может, стишок какой об этом сочинишь?» Я посмеялся: «Что я могу сочинить, не столь я в церковных делах сведущий?» А потом вспомнил давние его слова: «Все, что я говорю — серьезно, даже если я шучу, то я не шучу!».
И в памяти всплыли архивные документы, в которых содержатся сведения и отчеты о поездках архиереев по сельским приходам — с конца XIX по начало XX века. Разительное отличие отношения жителей к такому знаменательному событию тогда и в наши дни, натолкнуло меня на идею нижеследующего стихотворения. А может, батюшка именно это и имел ввиду, когда предлагал мне «написать стишок»?
Подробности, содержащиеся в стихотворении «Приезд архиерея», документальны, правда, относятся к разным приходам Самарской епархии, в разные годы. Словом, это собирательный образ встречи архипастыря в сельской глубинке.
Приезд архиерея
Немало свидетельств, забытых хранится
На полках архивов и библиотек,
Тенями мелькают ушедшие лица,
Да, кто о том помнит спустя целый век...
Приезд архиерея в село волостное
Событье большое, ликует народ!
Нечасто в те годы своим посещеньем
Владыка достоил столь дальний приход.
Все в праздничном платье, веселые лица,
На площади тесно, пришел стар и млад.
И к церкви дорожка платками покрыта
От пыльного тракта до кованых врат…
«Приехал, приехал» — в толпе пробежало,
Подался вперед в нетерпении люд,
И чтоб все увидеть своими глазами,
На цыпочки в дальних рядах привстают.
Вот стала карета, выходит владыка,
Глядит благосклонно на сход приходской,
Склоненные головы справа и слева
Он благословляет усталой рукой.
У входа волнуясь, стоит настоятель,
Подал архиерею поднос он с крестом,
Тот в церковь вошел, следом гости из знати,
Правление волости, ну, а потом...
Да, в здании церкви всем мест не хватает,
Толпясь у дверей, кто пробраться не смог,
Те, вытянув шеи, все ж службе внимают,
Для них архиерей, ну, почти что как Бог.
Гудит протодиакон красиво и мощно,
Старается хор, подпевает народ,
Торжественна служба, все чинно и точно,
И звон колокольный над храмом плывет...
В конце Литургии своим обращеньем
Епископ напутствует местный приход,
Ответные речи, звучат приглашенья,
Священник трапезничать владыку зовет.
Но вечер визита финал приближает,
Владыка молиться за всех обещал,
Душевно сельчане его провожают,
И просят, чтоб чаще он их навещал.
Ан, новая встреча, когда еще будет...
Кортеж отъезжает, копыта стучат,
И долго руками вослед машут люди,
И «многая лета» вдогонку кричат.
Так было когда-то, и в старой газете,
Что нежится тихо в архивной пыли,
Описаны, правда, подробности эти,
Те строчки до нас их опять донесли.
У нашего века не то уже бремя,
Машины резвее лошадок везут,
И сжались ужасно пространство и время,
И, кажется, стрелки быстрее бегут.
Не раз в десять лет, а по нескольку за год
В село приезжает теперь архиерей,
Но это сельчанам, похоже, не надо,
Да, раньше встречали владыку дружней...
Конечно, сегодня в селе меньше втрое,
Чем было тогда, постоянно живут,
Однако пока оно все же большое,
А люди не в церковь, а мимо идут...
И вот, к архипастырской службе старушек,
Едва три десятка приходят сейчас,
Приезжих чуть-чуть, еще несколько служек.
Значение многим неясно подчас.
И в храм, возрожденный чужими руками,
Народ занятой не особо спешит.
«Забот ведь по горло, подумайте сами!»
У юных к наследью душа не лежит.
Такая картина частá, к сожаленью,
Народная память отбита всерьез,
И церкви открыты, да нету раденья,
И смотрят с икон глаза полные слез...
Россия, Россия, куда же ты мчишься?
Злой вихрь суеты поглощает тебя,
Ты скоро с собою сама разлучишься,
Опомнись, Россия, приди же в себя!
5–11 марта 2014 г.
Как любим мы порой сетовать на судьбу, хныкать, даже не задумываясь, что наши напасти — за наши же грехи. И что они, по милости Божией, много мягче того, чего мы заслуживаем. Господь, даже наказывая, жалеет нас, пытается вразумить, исправить.
Часто рядом с нами оказываются люди, которым приходится куда как труднее, а они смиренно, мужественно, не ропща несут свой крест. Вот, именно таким несгибаемым и в то же время очень душевным, отзывчивым человеком является схиигумен Александр. Священник — духовный лекарь. И как любому истинному врачу, ему порой приходится делать людям больно, ради их же блага. Как-то раз батюшка весьма нелицеприятно отчитал меня за слабость, «теплохладность» и нытье. Не скажу, что я после этого сразу прозрел и исправился, но — крепко призадумался над его словами. Результатом этих размышлений стало такое стихотворение.
* * *
Сказал священник мне, мол, если на тебя,
Ты думаешь, все шишки дружно валятся,
То не ропщи, Господь нас всех любя,
Шлет нам лишь то, с чем мы способны справиться.
Дела не клеятся, и денег негде взять,
И даже боль в боку, не то, чтоб наказанье,
Все это даже испытаньем не назвать,
А вразумление, чтоб приложил старанье.
Да, справедливо, грех судьбу гневить,
Родные живы, слава Богу, и здоровы,
Есть, что одеть и на тарелку положить,
Жилье имеется, заботы несуровы.
Прости же, Господи, пошли мне благодать:
Дай утром просто живу пробудиться,
Днем видеть внучку, никого не обижать,
А вечером закатом насладиться...
2016 г.
Как, наверное, почти у всякого светского человека повседневные заботы часто затмевают, заслоняют собой то главное, что составляет смысл человеческой жизни.
* * *
Пред храмом стою у раскрытых ворот,
Смотрю, как выходит со службы народ.
Опять опоздал, всё дела, да, дела,
А вдуматься если, то лень верх взяла.
Пустыми заботами день замело,
Досадно и стыдно, но время ушло!
Себе оправдаться – задача проста,
А как перед Ним отворю я уста?
Всё то ж неразумье евангельских дев,
Что масло не взяли, у входа присев.
Потухнет светильник в негаданный час,
И скажет жених им: «Не знаю я вас!»[1]
Тогда не моя ль возрыдает душа
У двери закрытой, куда не спеша
«Разумные девы» вошли, в свой черед.
А прочих, нас, прочих, что в вечности ждет?
март 2018 г.
* * *
Так стыдно признаваться в фарисействе,
А как иначе назову честней
Ту череду и действий, и бездействий,
Что жизнью называется моей?!
Стихи я умудряюсь сочинять
О батюшках, о церкви, вере, Боге,
В то время как я сам, ни дать, ни взять,
То семя, что упало при дороге[2].
Меня, как птицы склевывают страсти,
Грехов колеса втаптывают в грязь,
Я не противлюсь им, как должно, и напасти,
Души с Всевышним обрывают связь,
Увы, увы, безверья тяжкий груз
Тащу в душе не в силах отцепиться,
Молюсь без сердца о падении уз,
Мешающих раскаянью пролиться.
А если даже, плачу обещая
Исправиться и помощи прошу,
То скоро снова о прощении забывая,
Я, как и прежде, тем же все грешу.
И даже эти строчки я пишу,
А мысль лукавая в сознании тихо бьется,
Что раз так искренне себя я поношу,
То уж наверно это мне зачтется.
О, Господи, как мне набраться силы,
Чтоб ежедневно следовать тому,
Что заповедал ты, и чтобы до могилы
Смиренно веровать ученью Твоему.
24 августа 2015 г.
______________
[1] Притча о десяти девах. Мф. 25:1–13
[2] Притча о сеятеле. Мф. 13, 1–23; Мр. 4, 1–20; Лк. 8, 5–15
* * *
Наперекор огню и смерти
К Победе этой шел народ,
Теперь за память мы в ответе,
Великий подвиг не умрет!
Пока мы помним, живы люди,
Те, кто от гибели спасли,
Не только нас, но, не забудем,
ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЗЕМЛИ!
9 мая 2014 г.
В 2015 году в городе Самаре впервые прошел марш бессмертного полка. Мы семьей, с друзьями приняли в нем участие. Накануне, когда мы готовились к предстоящему шествию, родилось следующее стихотворение.
Солдатам Великой Отечественной войны
Бессмертный полк
Смотрю на фото, не вернувшихся с войны,
Мальчишек в гимнастерках и шинелях,
России убиенные сыны,
Под корень скошенное смертью поколенье.
Глаза наивные, увядшие давно
И «ёжики» остриженных голов,
Бог только знает, сколько их легло
Под преждевременный сырой земли покров!
Своею смертью, победивши смерть,
Сломив врага, не знавшего пощады,
Они уже не могут постареть,
И большинству неведомы награды.
Травою став, и лесом, и водой,
И облаками в синем поднебесье,
И клином журавлиным, что из той,
Известной всем в России нашей песни,
Они на страже Родины стоят
Плечом к плечу, незримая застава,
Земля, принявшая в себя своих солдат,
Уж стать чужою не имеет права!
И память охраняет этот полк,
Бессмертный полк отваги и Победы,
И если будем помнить, выйдет толк,
На нас ведь смотрят прадеды и деды,
И даже мертвые они страшны врагам,
Непрожитую жизнь отдавши людям,
В нас верят и надеются, а там,
Нам отвечать за то, что дальше будет!
9 мая 2015 г.
Мои дети привезли мне из поездки в подарок — маленький камень, который они подобрали на мысе Фиолент близ г. Севастополя. Этот крохотный кусочек Крыма подсказал идею стихотворения.
Камушек с мыса Фиолент
Есть старая песня о камне заветном,
Ее сквозь войну пронесли,
И мне бы хотелось сложить свою песню
Про камушек с крымской земли.
Его привезли мне ребята в подарок
В великий и радостный год,
Когда Крым вернулся к родному «причалу»,
И выбрал Россию народ.
Он не был оплавлен ни взрывом, ни боем,
Он просто лежал на скале,
Но сколько он видел безвестных героев
Прошедших по этой земле!
Лежал под ногами у древних монахов,
Что здесь монастырь возвели,
За веру Христову, не ведая страха,
Молитвы свои вознесли.
Он знает, как бились о Крыма твердыни
Захватчиков разных войска,
И как возрождала из пепла святыни
Опять трудовая рука.
Уж дважды орда «просвещенной» Европы
С оружьем входила сюда,
Гром пушек, свист пуль камнем впитаны тоже
Запомнил он их навсегда.
Но славой овеян, на берег высокий
Всходил черноморский матрос,
России солдат справедливый и стойкий
Свободу он Родине нес!
И в нашем столетье опять, как когда-то
На страже Отчизны родной,
За правду стоит Севастополь солдатом,
Под злой наших недругов вой!
А маленький камушек помнит всё это,
Лишь стоит зажать в кулаке,
Я вижу над морем закаты, рассветы
И гребень волны вдалеке...
Так пусть же отныне, над крымским простором
Безоблачной будет заря,
И мирное небо, и мирное море,
И мирная наша Земля!
11 мая 2015 г.
Следующее стихотворение объединяет две самые страшные трагедии нашего народа, войну Отечественную и войну Гражданскую Небольшое напоминание: погоны в русской армии были упразднены в октябре 1917 года, а возвращены в разгар Великой Отечественной войны, в январе 1943 года. Именно с этим связан сюжет стихотворения, он взят из жизни и основан на на рассказе моей бабушки. В январе 1943 года, поздно вечером бабушка возвращалась с работы. Недалеко от дома навстречу ей попался мужчина, показавшийся сильно пьяным, так его качало. На зимней улице лежали сугробы и свернуть с тропинки было невозможно. Когда мужчина поравнялся с ней, оказалось, что он не так уж пьян. Подняв на нее мутные, совершенно мертвые глаза, и запинаясь, он промолвил: «Слышала, погоны ввели? А я за погоны родного брата убил». И ничего более не добавив, несчастный пошел, пошатываясь, дальше. Вот, такая короткая встреча, такая маленькая и в то же время очень показательная история. Даже среди горя и ужасов Великой Отечественной войны она выглядит жутко. Недаром бабушка помнила ее всю свою жизнь и мне рассказала, когда я был еще мальчишкой. Для меня сюжет этого рассказа навсегда остался символом страшной трагедии, постигшей нашу родину, доводившей нередко людей, с обоих сторон, до последней стадии озверения.
Победитель
Он шел качаясь, как будто пьяный,
Хотя и выпил совсем чуть-чуть,
Но боль забытой душевной раны
Терзала снова жестоко грудь.
Почти минуло уж четверть века,
И получалось не вспоминать
Далёкий день тот и человека,
Того, что взялся сам расстрелять.
В борьбе за правду и справедливость
Себя, врагов ли, где тут щадить?!
Лес рубят, к щепкам какая милость?!
Иначе контру не победить!
И победили, и «белой кости»
Сколочен крепко надежный гроб.
Считать тут жертвы — пустое, бросьте.
Лишь было б счастье в грядущем, чтоб...
Опять бушует смерть на планете,
С фашистом бьются его сыны.
А он сегодня прочел в газете,
Что вновь погоны утверждены.
И сразу всплыло былое дело,
Тот взгляд тяжелый, укор немой,
И к первой встречной шагнув несмело,
Промолвил тихо он сам не свой:
«Читала, знаешь? Погоны вводят,
Как жить теперь мне, коль свет немил?
Я ж за погоны, зазря, выходит,
Родного брата тогда убил!»
Сказав, шатаясь побрел он дальше,
Она ж смотрела ему вослед...
Был 43-й кровавый, страшный,
Но вот страшнее гражданской нет!
20 ноября 2017 г.
Солдатам «без званий и наград»
В моей семье нет боевых наград,
Те, кто на фронт попал, войну не пережили.
Как большинство простых ее солдат,
Они и смертию наград не заслужили.
В моей семье портретов в форме нет,
Спешили деды, уходя навечно.
В глубинке русской сняться на портрет
Им негде было, и потом, конечно...
Я сам из поколения того,
В котором деды единичны были,
Их не было почти ни у кого,
Они легли за то, чтобы мы жили.
В моей семье нет фото и наград,
Лишь память горькая в наследие досталась.
Победу выкупил собой простой солдат,
А жизнь его в залог войне осталась...
29–30 июля 2018 г.
Пасхальное утро
Праздничным рассветом небо озарилось,
Благовест наполнил утренний простор!
О Христе Воскресшем радость засветилась!
Ликованью мира вторит птичий хор.
И как будто даже сердце легче бьется,
И в душе печали места нынче нет!
Пасха, словно песня над землею льется,
Разнося повсюду лучезарный свет!
Пасха 2 мая 2021 г.
«Родительская»
Лист бумаги пожелтевший
Под свечою разверну.
Поименно всех ушедших
Я в молитве помяну.
Боже, дай им утешенье,
В месте злачне упокой!
Разреши их прегрешенья
Всемогущею рукой!
Не оставь, пошли спасенье,
Может, сбившимся с пути.
В день суда и воскресенья
Их за все, за все прости!
Неумелые моленья
Ты услышь, и пощади.
Моих предков поколенья
Со святыми сопричти!
19 июня 2021 г., Вселенская Троицкая родительская суббота