НАЧАЛО ОБНОВЛЕНИЯ СПАСО-СЕННОВСКОЙ ЦЕРКВИ, 1867 г.

 

Столетняя церковь Успения Божией Матери, что на Сенной, от времени пришедшая в ветхость и не соответствующая видом своим нынешнему великолепию столицы, наконец обновляется. Августа 6-го, в день Преображения Господня, совершена торжественная закладка второго каменного яруса колокольни, на место деревянного. Давно уже и причт, и прихожане чувствовали потребность обновить свой приходской храм; но время проходило в совещаниях, как лучше сделать это? Наконец, избран и утвержден проект храма, составленный архитектором Г.Карповым; тот же архитектор назначен и производителем работ, теперь благополучно начатых. Надеемся, что обновленный храм будет составлять радость и красу своего прихода и внешним благолепием соответствовать своему центральному положению на одной из главных улиц северной столицы России.

Не лишним считаем сообщить здесь некоторые исторические сведения о Спасо-сенновской церкви. Так называется этот храм, потому что он построен на месте старого деревянного храма во имя Всемилостивого Спаса, и близ него еще недавно проводилась на площади продажа сена, ныне переведенная на другое место. Храм в честь Успения Божией Матери выстроен, украшен и снабжен утварью на иждивение знаменитого капиталиста Саввы Яковлева. Закладка церкви происходила в 1753 году. В 1761-м году освящен малый придел во имя Трех Святителей, а в 1763 году другой — тоже малый — во имя преп. Саввы Освященного. Оба придела находятся в западной части храма, близ притвора. Наконец, в 1765 году освящен и главный придел в честь Успения Божией Матери. Два придела по бокам его, во имя Всемилостивого Спаса и Архистратига Михаила, пристроены к нему уже в позднейшее время. Спасо-сенновский храм отличается и своей обширностью, и богатством утвари и украшений! Но, к сожалению, верхняя часть храма и колокольня — деревянная. Естественно, что в течение ста лет эта часть обветшала. Она-то теперь и заменяется каменною, с некоторым изменением внешней формы куполов и фасада.

По случаю обновления Спасосенновского храма в 1867 году было местным чередным священником И. Я. Образцовым приличное поучение, которое и сообщаем нашим читателям.

«Празднуем ныне великий праздник Преображения Господня, православные христиане! Без сомнения всякий истинно усердный прихожанин св. храма нашего и порадуется, и помолится вместе с нами, если мы скажем, что ныне, в день Преображения Христа Спасителя будет совершено торжественное молебствие о благополучном и успешном преобразовании, обновлении и украшении св. храма нашего. Когда кончится Божественная Литургия и совершится благодарственное молебствие о здравии Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Николаевны, день рождения которой ныне вспоминается, — тогда все мы, священно-церковнослужители, также главные распорядители при нашем строении и прочий народ, выйдем из храма с запрестольным крестом и храмовыми местными св.иконами, взойдем на верх колокольни, совершим там молебствие с водоосвящением и потом, с Божьего Благословения, заложим основание для возведения камнем того, что вот уже слишком сто лет назад устроено было из дерева и от давности до того обветшало, что потребовало исправления. Пройдут годы, десятки лет, — Бог благословит, — целые столетия пройдут, а православные потомки наши и тогда не перестанут молиться за тех, кто посодействует нашему делу, — умным ли и честным советом своим, или посильною материальною жертвою своею.

Так, молитва за нас будет воссылаться собранием самых потомков наших! Братия! Кто бы из нас не желал этого?! Кому бы не хотелось, чтобы об нем воссылались молитвы ко Господу долго, долго, — до тех пор, по крайней мере, пока будет стоять святой Храм сей? Что ж? Достигнуть этого не трудно. Будь только усерден к этому обновляемому храму; теперь, когда нужна особенная помощь, не откажи в своей помощи: посодействуй начатому делу, — чем и как сумеешь и сможешь, — и ты заслужишь всегдашнюю за тебя молитву в этом храме. Сам Господь помогает воздвигать храмы в славу Имени Своего; в Нем Едином, Всемогущем и Премудром, — весь успех всяких начинаний и трудов наших. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие: это вечная, святая и непреложная истина. Но несмотря на это, разве не нужно, при помощи Божией и наше собственное усилие и усердие? Разве можем мы оставаться холодными и безучастными зрителями там, где больше и прежде всех, мы сами должны потрудиться и постараться? Не тем ли скорее и Господь увенчает успехом святое дело наше, если мы наперед сами докажем Ему усердием своим, что мы стоим того, чтобы иметь благоустроенное и украшенное место для общественных молитв наших?

Есть храмы, которые созидаются и украшаются, и потом обновляются на средства государственные, или, как чаще говорят, — на казенный счет. Не таков наш храм! Здесь все, начиная с самого основания храма частным человеком и до самых мелких, более или менее ценных украшений, — все имеет на себе печать частной жертвы, — усердной жертвы доброхотных дателей. Здесь целые фамилии увековечили имена свои: Яковлевы, Кокушкины, Немовы, Кузмины, Архиповы, Крестовщиковы, Долбежовы, Новиковы, Дурышкины, Водениковы и многие, многие другие, не только уже отошедшие ко Господу, даже еще и теперь живущие, которых мы не называем потому только, чтобы не оскорбить их высокое христианское чувство смирения! Как все они любили этот храм! Как были они усердны к нему, не щадя никаких жертв для него! И благословил же их за это Господь Бог! Переселяясь сюда, в столицу, издалека,— из разных сторон нашего отечества, они ютились около этого храма, как птенцы укрываются под крылья кокоша; потом честно и усердно трудились, работали или торговали, — и от трудов своих честных уделяли, что могли, и на св.храм сей, в котором искренно и усердно молились. И не тщетны были все труды, жертвы и молитвы их: они наживали значительные богатства, составляли капиталы, строили себе дома в разных краях нашей обширной столицы, но сердцем и душой все-таки не разлучались со Спасом, что на Сенной, и Спаситель спасал их, — видимо спасал здесь, на земле, — от болезней и напрасной смерти; но — кто знает? — быть может, не один из них получит спасение и там, в вечности, — между прочим за то, что был усерден к тому св.храму, в котором воссылаемы были его первые молитвы в этой столице.

Братия! Православные Христиане! Если св. храм сей и основан и до сих пор поддерживается единственно усердными приношениями и жертвами добр и благочестивых ревнителей святыни, если все здесь говорит нам о их добровольном даянии; то мы, их потомки, откажемся ли от посильных жертв, в виде начатого ныне возобновления? Напротив, не соединимся ли во едино для того, чтобы украсить сей храм соответственно его величию? Позволим ли себе отказываться от трудов для храма — потому только, что у нас много своих житейских и хлопот? Нет! Мы уверены, что добрый пример предков послужит уроком и для потомков, а видимое для всех, благословение их Всемилостивым Спасом за их жертвы для храма Спасова, — будет для нас живым побуждением к нашему усердию. Мы уверены, что вы не уступите предкам своим в горячей любви к тому храму, который они так горячо любили, — и не скажете, что ваши предки собрали здесь довольно средств и на возобновление его: им будет честь за их начало, а нам – стыд, если не будете продолжать его. Как прихожане, постарайтесь и вы исполнить свою обязанность в отношении к своему местному приходскому храму. В самом деле, кому же и позаботиться о приходском храме, как не прихожанам этого храма? Во время земной жизни Христа Спасителя был также храм истинному Богу — храм Иерусалимский. Он содержался также на приношения и жертвы всего народа израильского; близ этого храма были и особые корваны, или кружки, куда опускались подаяния на поддержание его и украшение. Спаситель стоял однажды при входе в храм Соломонов со своими учениками, и, увидевши вдову, которая положила в кружку две лепты или копейки, сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила. Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Лук. 21, 1–4). Я для того напомнил вам это евангельское событие, чтобы показать, как приятны Господу усердные приношения в храм, и что в приношениях этих важно не столько количество приносимого, сколько усердие, соединенное с глубоким смирением приносящего; важно сознание в святости и необходимости приношения!

Господи Иисусе Христе! Преобразовавшись ныне перед учениками Своими, Ты показал им славу Свою, чтобы они, увидев Твои страдания, не забыли, что Ты — Бог, Отчее Сияние, что Ты терпишь страдания добровольно, для нашего спасения. Помоги, Господи, и нам преобразить и украсить сей святый храм Твой, чтобы все чтили его и благоговели перед ним. Услыши молитвы их и всех, кто будет молиться здесь. Избави нас, Господи, от всякого зла, болезни и напастей, молитвами Пресвятыя Матери Твоея и всех святых Твоих. Аминь».

Священник И. Образцов 6 (19) августа 1867 года.

Прим. об указанных в тесте фамилиях:  

О Савве Яковлеве мы сказали уже, что он выстроил Спасо-сенновскую церковь. О Кокушкине известно, что он был помощником Яковлева в построении храма. Немов, Кузмин, Архипов, Крестовщиков и Долбежов — известны более как украсители св. икон. Все они сделали в разное время много серебряных риз на иконы. Дурышкин, перед смертью своею завещал в пользу церкви 25.000 рублей серебром именно на позолоту крестов и глав на церкви. Водеников устроил великолепную серебряную плащаницу. Коммерции советник Новиков устроил на свой счет особый придел при Спасской церкви во имя Архистратига Михаила, вся утварь в этом приделе тоже Новикова.

Что касается сравнения храма с кокошем — некоторые находят, что самый вид Спасо-Сенновской церкви изображает собою кокоша, укрывающего птенцов своих.