Протокол 7.08.1937

В: В какой вы партии состояли или соучаствовали с 1917 г., которые вели борьбу против большевистской партии, конкретно ответьте.

О: В партии я не состоял, а был сочувствующим партии кадетов, за которую голосовал.

В: Материалами следствия установлено, что вы давали указания священникам 12 благочиннического округа призывать верующих о голосовании в состав учредительного собрания кадетов. Требую дать правдивые показания, от кого вы получили такую установку.

О: В июне месяце 1917 г. в Томске состоялся съезд благочинных Томской епархии. В порядке работы съезда в том числе епископ Анатолий (Каминский) беседовал с благочинными о том, какое участие должны принимать в избирательной кампании в учредительное собрание верующие прихожане.

При беседе с нами епископ Анатолий разъяснил нам программу кадетов, что кадеты – единственная буржуазная партия, поддерживающая религию, поэтому нужно организовать призыв среди верующих за голосование в учредительное собрание за список кадетов. По приезде в с. Итат я написал указания всем священникам 12 благочиннического округа, чтобы они приводили верующих к голосованию за кадетов.

Я это проводил исключительно по указанию епископа.

В: Какую цель вы преследовали, следуя таким указаниям по организации верующих?

О: Впущенной директивой по указанию епископа Анатолия предусматривалась цель сохранения религии в интересах церкви и священников, так как партия кадетов допускала религию, а остальные политические партии церковь преследовали.

В: В 1918 г. вы организовали сборы на пострадавших в борьбе с большевиками русских и чехословацких воинов?

О: На основании распоряжения Томского епархиального управления в 1918 г. 25 июля я, благочинный, написал всем священникам 12 благочиннического округа произвести сборы на пострадавших русских и чехословацких белогвардейских воинов в борьбе с большевиками. Цель сбора — оказать помощь белогвардейским инвалидам и их семьям, у которых отцы были убиты и находились на фронтах против большевиков.

В: Признаете вы себя виновным в к-р деятельности, что вами было проделано в 1918 г.?

О: Я считаю своим долгом исполнять приказания своего духовного начальства и существовавшей в то время белогвардейской власти.

В: Согласны вы с политикой партии и правительства Советского Союза?

О: Я не согласен, что на местах проводятся неправильные действия советских органов, бывают перегибы, в частности, по самообложению. Самообложение проводилось неправильно потому, что очень много лиц облагали большими суммами. Этой неправильности жертвой я был сам, на меня было наложено 1084 рубля, а всего у меня было взято 2000 рублей, а поэтому я считаю, что всё-таки действия советской власти на местах неправильны.

В: Какую вы связь держали с московским митрополитом Сергием и какие от них получали задания, в части контрреволюционной работы в направлении против советской власти?

О: Никаких заданий я от него не получал, а через его канцелярию я выписывал принадлежности для богослужения: ладан, венчики, крестики и листы религиозной молитвы для покойников.

В: Следствию известно, что вы и поп Илларионов держите между собой тесную связь, а также с Сергием Дмитриевским, архиепископом, который работает в Томске, и проводили контрреволюционную работу совместно.

О: С Дмитриевским Сергием я связи не имею. Что касается с Илларионовым, я связь имел и давал ему указания, в частности крещения новым методом, и советовал ему держать себя благочинно, как подобает священнику, и убеждая своей доброй жизнью других в вере в Бога, чтобы народ не отвращался от религии.

В: В 1918-е годы вы были у капитана Гайда. Какую вы дали ему подписку при встрече, как он к вам отнёсся?

О: В 1918 г. в конце мая месяца по прибытии чешского эшелона на станцию Итат, по просьбе жён и матерей арестованных чехами, людей, которые находились под арестом у чешского капитана Гайда. Я поехал на станцию, зашел в вагон капитана Гайда, и мы друг другу отрекомендовались. Я стал просить об освобождении арестованных, он от меня потребовал подпись о том, что после их освобождения эти арестованные не пойдут против чехов, и я дал подписку, арестованные были освобождены, но через некоторое время всё-таки некоторые коммунисты чехами были расстреляны, но я об этом ничего не знал.

 

Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. № П-9007