В Таврический Епархиальный Съезд о. о. Законоучителей светских средних учебных заведений сессии 1913 года.
Законоучителя Бердянской мужской Гимназии Протоиерея Владимира Волковского

Доклад.

Во исполнение резолюции Его Преосвященства от 4 минувшего Апреля, за № 2880, последовавшей на доклад Подготовительной для занятий Съезда Законоучителей Комиссии, имею честь представить при сем доклады по вопросам: а) с каким результатом для религиозно-нравственного настроения учащихся совершается преподавание Закона Божия в средних светских учебных заведениях, и б) что требуется предпринять для повышения религиозной нравственности учащихся тех же учебных заведений и для поднятия дела их нравственного воспитания.
Законоучитель Бердянской мужской Гимназии
Протоиерей Владимир Волковский.
19 18/VI 13 г.

А., с каким результатом для религиозно-нравственного настроения учащихся совершается преподавание Закона Божия в средних светских учебных заведениях.

Б., что требуется предпринять для повышения религиозной нравственности учащихся тех же учебных заведений и для поднятия дела их нравственного воспитания.

Пережитый и переживаемый пронесшийся над Россиею вихрь так называемого «освободительного движения», несомненно, значительно понизил религиозность и основанную на ней нравственность народа. Революционные силы, социализм и социал-демократия не только враждебны религии, но и упорно борются с нею как с основою и оплотом старого народного быта и государственного порядка. Большее еще разрушительное влияние в этом отношении имеют дух и направление современной науки. Ея гипотетические и непроверенные выводы, часто с намеренным искажением их, под видом научных, популярных брошюр и повременных изданий усердно распространяются всюду. Планомерно и последовательно ведет борьбу с верою во Христе и ежедневная газетная и журнальная пресса, особенно еврейская и еврействующая. Тайна беззакония уже деется и волна неверия и нравственной распущенности разливается все шире и глубже в толщу народа. Почти окончательно завладело это движение высшею школою, серьезно угрожает и средней. По-видимому, последняя еще мало пострадала. Ученики усердно занимаются Законом Божим, успешно сдают установленные экзамены, посещают храм Божий и т. п. Но эта видимая сторона благополучия не должна усыплять внимания и бдительности лиц, призванных к образованию и воспитанию будущего поколения. Встречаются уже и теперь резкия проявления неверия, кощунства и нравственной распущенности и среди учащихся в средней школе.

От чего же это зависит, что школа, призванная к образованию и воспитанию юношества, оказывается бессильной оградить своих питомцев от тлетворного влияния неверия? От того, что подрастающее поколение получает очень недостаточное воспитание в семье и школе. Современная педагогика опускает из вида основное правило всякого воспитания, по которому начало премудрости — страх Господен. Современное воспитание, как оно практикуется в семействах и школах, не придает надлежащего значения религиозным началам и не заботится о возможно более глубоком и твердом вкоренении их в юных сердцах и умах. А между тем религия — первый и самый надежный страж нравственности и доброго направления жизни во всех состояниях и положениях ее. Первоначальное домашнее воспитание лежит главным образом на обязанности матерей. Многие из них и религиозны (о неверующих матерях и говорить не будем), но мысли и заботы их, за немногими исключениями, направлены не туда, чтобы сделать своих детей крепкими нравственно и твердыми в вере. Они заботятся о внешности, чтобы дитя их было чисто одето, приглажено и наряжено, как игрушечка, чтобы все любовались им и его нарядом. Они заботятся о телесном здоровии, чтобы ветер не пахнул на их дитя, чтобы не простудилось оно, чтобы хорошим питанием поддержать его силы и укрепить его организм. А о душе, о ее питании и укреплении, о развитии ее по образу и подобию Создавшего ее, о всем этом слишком мало попечения, как будто в этом интерес второстепенный для человека и его будущности. Все реже и реже становятся благочестивые матери, которые сами с материнскою любовию и заботою приготовляют своих детей для поступления в школу, обучая их началам религии, беседуя с ними о Боге Милосердном, о Христе Спасителе, о Божией Матери, Ангеле Хранителе... Мало прилагается усилий и к тому, чтобы внедрить в душу детей добрые христианские навыки. И вот такое дитя, невежественное в религиозном отношении, поступает в школу, на которую родители всецело возлагают обязанность пополнить недостающие знания о вере и внедрить в их души благочестие. Но если дитя из семьи не вынесло твердой религиозной выдержки, если в течении школьного обучения не стараются действовать на развитие и укрепление религиозного чувства дитяти люди, постоянно его окружающие, то и самому усердному и опытному законоучителю трудно пересоздать его таким, каким желает видеть каждого из нас св. Церковь. Главное внимание современной школы обращено на обучение учащихся разными науками, подробно регламентированным учебным планом и программам по каждой. Воспитательная сторона школы преследует главным образом исполнение классной дисциплины и внешнее благополучие ученика вне школы. Научение и воспитание детей в духе христианского веро- и нравоучения не может быть надлежащим образом достигнуто в светской школе, где Закон Божий является только одним из предметов преподавания и, притом, часто второстепенным, где преподается он (или лучше — все другие предметы от него) отрешенно от других предметов и где Законоучитель является только урокодателем, располагающим двумя часами в неделю для общения с учениками. При многочисленности учащихся и по малому времени, отведенному на занятия Законом Божим, с одной стороны, и вследствие требования пройти назначенную программу в указанное время — с другой, ему приходится отказаться от исключительного нравственного влияния на ребенка, следуя лишь программе… Естественно поэтому, что дети оставляют школу с крайне недостаточными познаниями в важнейшей науке — науке спасения. Воспринявши знания по Закону Божию умом или памятью только для школьных надобностей, большинство учащихся, по выходе из школы, вскоре их забывает, как и познания по другим предметам школы, ибо не приучились привязаться к ним сердцем своим и сделать истины веры путем своей жизни… При таком положении дела является много христиан только по имени, без всякого должного знания веры и без всяких благочестивых навыков в молитве, посте, милостыне и т. п. Люди, именующиеся христианами, живут не христиански. Отсутствие нравственного долга, цели жизни — памятования, что жизнь не оканчивается здесь, на земле, а продолжается за гробом, — ведет к тому, что большинство людей жаждет в этой жизни только удовольствий. Для удовлетворения этого нужны средства, которые добываются усидчивым трудом. Но так как трудится не хотят или не умеют, то или решаются добывать эти средства преступными путями или впадают в отчаяние и разочарование, кончают жизнь самоубийством. Число последних теперь особенно учащается среди юношества.

Явление угрожающее и заставляет серьезно над собой позадуматься и общими силами изыскивать средства к искоренению его.

Таким образом, на первый поставленный вопрос: с каким результатом для религиозно-нравственного настроения учащихся совершается преподавание Закона Божия в средних светских учебных заведениях, приходится ответить: преподавание Закона Божия при настоящей постановке религиозно-нравственного воспитания детей в семье и школе само по себе, будь оно поставлено в самой высокой степени совершенства (а таковым нужно признать его в местной епархии, потому что, судя по справочной книжке Одесского Учебного округа, Законоучителями состоят лица с высшим богословским образованием или с многолетнею опытностью), не может достигнуть желательных результатов.

Б., Что же требуется предпринять для возвышения религиозной нравственности учащихся и для поднятия дела их нравственного воспитания?

Самое верное и неизбежное для сего средство — это утвердить воспитание детей в семье на строго религиозной основе: на Слове Божием, истолковываемом св. Православною Церковию, с уважением и строгим исполнением ее св. Устава. А для этого каждому старшему члену семьи нужно серьезно и неуклонно заняться самоисправлением и самообновлением. Необходимо, чтобы и школа свое обучение и воспитание твердо и во всех подробностях обосновала на тех же началах, имея в виду образовать в воспитаннике главнее всего благочестивого христианина, который по этому одному будет полезным членом общества и государства. «Есть один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности. Это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем может и должен быть человек как человек, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается лишь положить в основу и утвердить в сердцах питомцев обычные истины христианския» (Ушинский).

В настоящем же положении и постановить преподавание Закона Божия в светских средних учебных заведениях достаточно пока тех мер, какие указаны в определении Св. Синода от 15 Июля / 18 Августа 1910 г., за № 3414, и некоторых других. При перечислении их разделим на меры, которые должны быть приняты немедленно, и на те, которые должны быть введены в жизнь школы в ближайшее время.

К первым относятся:
а., Законоучитель должен быть непременно классным наставником, чтобы фактически исполнять обязанности, предложенные во II части Синодального определения (п. 1 и п. 4б), с освобождением его от дежурств и наблюдением за поведением учеников на улицах и в помещениях театра, кинематографа и т. п. На это он, к тому же, имеет и право по Закону 10 Мая 1912 года II п. 3.
б., в дополнение к II части Синодального определения п. 4а, прибавить о необходимости устраивать для родителей учащихся и интеллигенции публичные лекции и чтения по вопросам религиозно-нравственного воспитания.
в., в дополнение к п. 6б той же части определения признать за лучшее составить особую библиотеку книг религиозно-нравственного содержания и передать ее в исключительное заведывание законоучителя.

К мерам второго порядка относятся:
а., увеличить число недельных уроков по Закону Божию до 3 в 1 классе. По определению Св. Синода I п. 4 Законоучителю вменено в обязанность употребить до чверти общего числа уроков на проверку, выполнение и уяснение сведений учащихся из дошкольного домашнего обучения православной христианской веры и молитвам, чрез что остается мало времени для прохождения курса, назначенного на 1 класс. Необходимо также увеличить число уроков до 3 в 3, 7 и 8 классах мужских гимназий, в виду затруднительности как должно пройти положенные курсы по Закону Божию в этих классах.
б., в дополнение к определению I п. 19 требовать знания, в объеме курса начальной школы, церковно-славянского чтения от поступающих в 1 класс гимназии.
в., поскорее исполнить предусмотренное в определении I п. 5 и 13.
г., необходимо иметь какой-либо журнал, специально занятый своевременным сообщением нападок на веру и нравственность и с должным опровержением их.

И д., религиозно-нравственное настроение в школе не может быть утверждено одним только Законоучителем, если начальствующий и учащие не будут помогать ему и словами и примерами, а почему и при назначении их на должности нужно принимать во внимание не одну только учебную подготовку, но преимущественно преданность их Св. Церкви, Царю и Отечеству и чистоту нравственной жизни. Жизнь их благочестива, трудолюбива, чуждая рассеянности будет самым лучшем уроком для учеников и окажет самое благоприятное влияние на них.
Законоучитель Бердянской мужской Гимназии,
Протоиерей Владимир Волковский.