Митрофан Никитич Кожин родился 1 мая 1868 году в селе Оленица на Терском берегу Белого моря (южный берег Кольского полуострова) в семье рыбака[1]. В 21 год Митрофан должен был исполнить воинскую повинность, и, с учётом его поморского происхождения, был направлен во флот. С 1890 по 1897 год он служил сигнальщиком на кораблях императорского флота.

Вернувшись в Оленицу после демобилизации, Митрофан решил отправиться в Соловецкий монастырь в качестве трудника. Ему тогда исполнилось 29 лет. И в монастыре его жизнь по-прежнему оставалась тесно связанной с морской стихией. С 1897 по 1907 год Митрофан проходил послушание зверолова, рыбака и перевозчика через пролив между Соловецким и Анзерским островом. После десятилетнего испытания 7 апреля 1907 года Митрофан Кожин был пострижен в монашество с именем Моисей. В тот год он был охарактеризован настоятелем как «примерный инок, весьма полезный труженик, всегда исправный в своем деле».

Ощущая недостаток образования, он с радостью воспользовался возможностью обучения в Соловецком братском училище и окончил 6 классов. В сорокалетнем возрасте 20 июля 1908 года в день памяти пророка Илии он был рукоположен в сан иеродиакона. Из послужного списка за 1909 год видно, что он исполнял череду богослужения в монастырских храмах и был на хорошем счету у настоятеля архимандрита Иоанникия: «Отличных качеств и способностей, очень воздержной и примерной жизни, верен и благонадежен». 15 июля 1911 года в день памяти равноапостольного князя Владимира отец Моисей был рукоположен в сан иеромонаха.

Кроме исполнения череды богослужений в его ведении были все рыболовные и звероловные промыслы монастыря на Соловецких островах. Из характеристики 1912 года видно, что ему удавалось сочетать обширную хозяйственную деятельность с ревностным служением перед престолом Божиим: «отличных качеств, очень способный, трудолюбивый и старательный труженик, всегда привержен к церкви». В послужном списке за 1915 год указано, что он «исполняет чреду богослужения в Сергиево-Муксалмском скиту», причем мнение настоятеля, стабильно отличное на протяжении 10 лет, изменилось: «Посредственных качеств и способностей, настроения не мирного». Дело в том, иеромонах Моисей оказался среди тех членов братства, которые летом 1913 года подписали жалобу на настоятеля архимандрита Иоанникия. Впоследствии многие покаялись и примирились с настоятелем, например, бывший наместник иеромонах Ефрем (земляк о. Моисея). Возможно, так же повел себя и иеромонах Моисей. Он оставался в монастыре до последней возможности, его имя упоминается в списках монашествующих 1920, 1921 годов и в списке работников совхоза «Соловки» за 1922 год.

Когда осенью 1923 года Президиум Архангельского губисполкома возбудил ходатайство перед НКВД о срочной высылке с Соловецких островов бывших монахов, отец Моисей отправился на родину. Согласно анкете[2], с 1 августа 1925 года о. Моисей стал служащим священником в церкви в честь Рождества Иоанна Крестителя в своем родном селе Оленица.

Зимой 1931 года отец Моисей вместе с церковным старостой Петром Егоровичем Кожиным и псаломщиком Федором Климентьевичем Кожиным ходили по селу и собирали подписи против закрытия церкви. В марте 1931 года после воскресного богослужения в 12 часов дня староста П. Е. Кожин устроил у себя дома обед для односельчан. В это же время должно было проводиться колхозное собрание. На собрание никто не пришел, рыбаки предпочли отправиться на обед к Петру Егоровичу. 16 апреля 1931 года все трое: священник, церковный староста и псаломщик были арестованы под предлогом того, что «систематически проводили антиколхозную пропаганду, прикрываясь флагом религии». Обвинение при осуждении: «срыв колхозного собрания и контрреволюционная агитация под прикрытием религии».

Иеромонах Моисей был приговорен к трем годам ссылки в ИТЛ, но скончался 7 сентября 1931 года в Ленинградской больнице доктора Гааза (диагноз скорбут – цинга). По представлению Мурманской епархии в 2003 году решением Священного Синода он был причислен к лику Святых (Определение от 30 июля 2003 г.). День памяти Преподобномученика иеромонаха Моисея (Кожина): 7 сентября.

На Терском берегу в часовне в честь преподобного Варлаама Керетского, построенной краеведом А. Б. Комаровым в Тетриной тоне в 25 км от поселка Умба, хранится икона, которой в 1907 г. Соловецкий архимандрит Иоанникий благословил новопостриженного монаха Моисея. На иконе на фоне Соловецкого монастыря слева изображены преподобные Зосима, Елеазар и Святитель Филипп, а справа – преподобные Савватий, Герман и Иринарх. Над ними – образ Пресвятой Богородицы «Знамение». На обратной стороне черной тушью надпись: «Благословляю сею св. иконою новопостриженнаго мною инока Соловецкой обители Моисея для всегдашняго молитвеннаго призывания изображенных на ней преподобных отец наших Зосимы, Савватия и проч. Соловецких Чудотворцев и для посильнаго подражания житию их. 1907 года апреля 7 дня». И подпись уже другим почерком и другими чернилами: «Настоятель Архимандрит Иоанникий».

 

[1] Терский берег, расположенный приблизительно в 200 км к северу от Соловецкого архипелага, был освоен Соловецкими монахами уже с конца XV века. Там находились рыболовные тони, где ловили семгу, треску, сельдь и т. п. Тоня - небольшое рыбацкое поселение, включающее избушки, часовню, поклонный крест, амбары, погреба, лабазы, вороты для вытягивания сетей и карбасов. В селе Варзуга до сих пор сохранились Зосимо-Савватиевская и Никольская церкви, построенные Соловецкими монахами.

[2] Анкета служителя религиозного культа, написанная рукой о. Моисея 6 марта 1929 г., найденная в 2010 г. краеведом А. Б. Комаровым среди «Документов по Терскому району за 1930 годы». Кировский филиал государственного архива Мурманской области ГОУ. Ф. 115. Оп-1.