30 ноября 1913

Письмо казначея иеромонаха Анатолия прокурору Московской Святейшего Синода Конторы Филиппу Петровичу Степанову:

«Ваше Высокопревосходительство! Бога ради простите нас за то, что мы сделали ошибку, подали жалобу на о. Настоятеля. Хотя сознают все, что написано все верно и правда. Признаюсь, что на это научили нас люди, которые остались в стороне, а мы оказались пушечным мясом. И теперь от о. Настоятеля с нами идет жестокая расправа. Большинство причастных к жалобе сосланы в скиты.

Еще повторяю, простите нас, мы имели примеры от самого о. Настоятеля подать жалобу. При нас в бытность его исправляющим должность казначея с 1888 по 1891 гг. о. Иоанникий на настоятеля архимандрита Мелетия сделал 5 доносов. Все они были сочинены Иоанникием, копии доносов и теперь хранятся в монастырском архиве. Настоятеля сменили, а Иоанникий был прав и оставался на своем месте. А нам за 7,5 годовую службу казначеем непорочную у о. Иоанникия не нашлось келии в монастыре, а сослали в скит. По-нашему, это несправедливо и обидно».

 

На Л. 51–53 письмо архимандрита Ионафана, настоятеля Печенгского монастыря, казначею иеромонаху Анатолию, в котором он склоняет последнего к борьбе с настоятелем, именуя его «деспотом», «бироном», «бисмарком».

Недовольство между настоятелями Соловецкого и Печенгского монастырей возникло из-за денежных сумм, которые Соловецкий монастырь должен был отчислять Печенгскому.