Указатель Москвы : Показывающий по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы; каждой дом в которой части города, в котором квартале, под каким номером, где в приходе, на какой главной улице, или в каком переулке находится : С приложением иллюминованного плана Москвы, на части разделенной : [в 2 частях]. М., 1793. Ч. 1. 1793. [4], 413 с. ; Ч. 2. 1793. [2], 470, [4], 20 с.

Развернуть

Аннотация

В конце XVIII века в Москве насчитывалось 114 больших улиц, 463 переулка, 24 монастыря, 256 церквей, 188 постоялых дворов, 941 харчевая лавка. Количество обывательских домов простиралось до 9000. Для удобства граждан и статистического упорядоче­ния частных владений в 1793 году был издан двухтомный «Указатель Москвы» с перечнем всех городских домовладельцев. Принцип его построения объяснялся в предисловии: «Сей Указатель расположен по алфавиту фамилий, за кем домы находятся, порознь в каждой Части; почему желающие пользоваться оным могут приискивать ту литеру, под которою фамилия состоит, тем удобнее, что каждая страница имеет наверху надпись. Для вящей же способности приискивания прилагается план Москвы, разделённой на двадцать Частей, которые и отличаются краскою и цифрами, и в каждой Части означены большие улицы, по которым нетрудно уже будет приискать ту Часть города, по коей приискивать в Книге желаемую фамилию. В конце приложено особливое описание о перемене владельцев во время печатания сей Книги; да и впредь ежегодно будут выдаваться таковые ж к сей Книге дополнения».
Кроме улицы, обязательно указывались цер­ковный приход, номер квартала и номер участка, где находилось то или иное домовладение.«Указатель Москвы» представ­ляет собой бесценный справочник. По нему можно не только уточнить тот или иной адрес, но и восстановить последовательность владений каждой улицы и каждого переулка. Из «Ука­зателя» следует, что на Большой Знаменской улице проживали в добром соседстве действительный статский советник Павел Иванович Глебов, генерал-майор и разных орденов кавалер Степан Степанович Апрак­син, вдовствующая попадья Афросинья Васи­льева и просвирня церкви Николая Чудотворца Прасковья Кузмина. Подобные примеры позво­ляют расценить «Указатель Москвы» как самое верное документальное свидетельство той московской «пестроты», которую запечатлевали русские и европейские художники и о которой так много писали иностранные путешественники (Музейная Москва онлайн).

Упоминающиеся священнослужители