Анкетные данные

Колосов Николай Иванович. Академический курс проходил с 1903 по 1907 г. В 1907 г. окончил курс академии со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра богословия без новых устных испытаний.

Родился 2-го апреля 1883 г. в селе Чедаевке, Ардатовского уезда, Симбирской губернии. Отец — студент духовной семинарии, священник села Тазнеева, Ардатовского уезда, Симбирской губернии. По окончании церковно-приходской школы прошел Алатырское духовное училище, Симбирской губернии, и затем Симбирскую духовную семинарию.

До поступления в Киевскую академию не служил нигде. По окончании академии, согласно прошения, поступил на должность помощника инспектора в родную Симбирскую духовную семинарию — 27 сентября 1907 г. С 17 октября 1908 г. по 21 сентября 1911 г. состоял руководителем внеклассных занятий учеников семинарии по составлению ими, обсуждению и разбору докладов на волнующие учеников темы. Отчеты об этих занятиях печатались в журнале «Церковный вестник» за 1908 и 1909 гг.

С 10 февраля 1910 г. по 21 сентября1911 г., по утверждению Св. Синода,состоял редактором неофициальной части «Симбирских епархиальных ведомостей». Временно преподавал в семинарии Св. Писание в I–II классах, основное богословие в IV классе и нравственное богословие в VI-м классе. С разрешения Высокопреосвященного архиепископа Симбирского Иакова и по утверждению господина попечителя Казанского учебного округа с 1 сентября 1908 г. по 21 сентября 1911 г. исполнял обязанности преподавателя русского языка в старших классах Симбирской чувашской учительной школы. С 1-го января 1909 г. по 1-е сентября 1910 г. и с 16 августа по 21 сентября 1911 г. временно преподавал русский язык в Симбирском кадетском корпусе. С 16 августа 1910 г. по 21 сентября 1911 г. преподавал русский язык в III классе Симбирской Мариинской женской гимназии. Занятия вне семинарии велись мною во внеклассное по отношению к семинарии время.

21 сентября 1911 г. по докладу Учебного Комитета при Св. Синоде приказом обер-прокурора Св. Синода назначен на должность преподавателя логики, психологии, начальных оснований и истории философии и дидактики в Пермскую духовную семинарию. 27-го октября резолюцией Его Преосвященства епископа Палладия назначен постоянным членом Пермского епархиального училищного Совета. 31 декабря 1911 г. в общем собрании Пермского епархиального Миссионерского комитета избран членом оного комитета. 3 января 1912 г. резолюцией Его Преосвященства назначен членом Пермского епархиального проповеднического наблюдательного комитета. 12 января 1912 г. назначен делопроизводителем Пермского епархиального училищного Совета. С 23 января 1912 г. состою членом-делопроизводителем совещательной комиссии при Пермской епархиальной миссии по вопросам административно-финансового характера. 12 марта 1912 г. назначен членом совещательной комиссии по вопросу о местных условиях для предстоящей реформы духовных семинарий и духовных училищ, причем состоял делопроизводителем сей комиссии. 18 марта в общем собрании Пермского отдела Императорского Православного Палестинского общества избран членом комитета названного отдела.

Кандидатское мое сочинение было написано на тему: «Об отношении христианства к культуре. А. Критический разбор воззрений по данному вопросу Паульсена, Розанова и Тареева. Б. Положительное решение вопроса».

Еще состоя студентом Киевской академии, я напечатал ряд статей, преимущественно по вопросам церковно-общественного характера, в журналах «Руководство для сельских пастырей» «Церковно-приходская школа», «Юго-западная начальная школа», «Воскресное чтение», «Киевские епархиальные ведомости», «Калужские епархиальные водомости», «Отклики сельских пастырей», «Приходская жизнь» (Ярославль) и в газетах: «Киевская мысль» и «Киевские новости». В «Трудах Киевской духовной академии» были напечатаны две моих речи, посвященные памяти покойных профессоров: П. И. Линицкого и А. И. Булгакова, а также речь, произнесенная при проводах в Санкт-Петербург для присутствования в Государственной Думе бывшего ректора академии епископа Платона. Некоторые из моих статей, напечатанных в студенческие годы, вошли в небольшие сборники, изданные по благословению Св. Синода Киево-Печерскою Лаврою под заглавиями: «В церковно-приходской школе», «Нравоучительные статьи и рассказы для народа», «Вера и сомнение» и тому подобное. В течение всего академического курса я состоял корреспондентом «Церковного вестника», причем главным предметом моих сообщений в этот столичный журнал были отчеты о магистерских коллоквиумах, происходивших в Киевской академии. По окончании академического курса я продолжал работать в тех же изданиях, что и раньше, но главным образом — в «Симбирских епархиальных ведомостях».

Из статей, напечатанных мною по окончании курса академии, я мог бы указать: «О будущем пастырства» («Руководство для сельских пастырей», 1909 г.), «По вопросу о непопулярности нашей миссии» (там же, 1909, № 17–18), «Русские писатели и духовенство» (там же, 1909, № 17–18), «Несколько замечаний о месте и значении искусства в современной жизни» (там же, 1909, № 45), «На выставке картин Поленова "Из жизни Христа"» (там же, 1909, № 39), «Бодрая школа» (там же, 1909, № 33), «О церковной школе» («Приходская жизнь», 1909. Апрель-май), «О причинах развития порнографического начала в нашей литературе. "Где же причина?"» (там же, 1908. Декабрь), «К характеристике современной молодежи» («Симбирские епархиальные ведомости», 1908, № 21), «О Льве Толстом» («Симбирские епархиальные ведомости», 1908, № 17), «Развязность печального образа. Э. Геккель "Мировые загадки"» («Симбирские епархиальные ведомости», 1908, № 14). В «Симбирских епархиальных ведомостях» за 1909 год в № 1–24 был напечатан ряд моих статей под общим заглавием «Со страниц жизни» («О богослужении», «О проповеди», «Проблема семьи» и тому подобное). В 1909 году беллетристический мой очерк из современной жизни духовенства «Отец Константин» был издан Московским книгоиздательством «Верность», а Симбирской чувашской учительской школой в 1910 г. был издан составленный мною исторический очерк школы за 40 лет ее существования. В 1910 г. в «Руководстве для сельских пастырей» были напечатаны путевые мои заметки о юго-востоке России под заглавием «В дороге». В 1911 году в «Руководстве для сельских пастырей» были напечатаны мои статьи «Прошлое и настоящее христианской благотворительности». Публичная лекция (№ 19), «"Иисус Сладчайший" — универсальная Личность Христа в мире. Иисус Христос в русской жизни». Публичная лекция (№ 35–36), бытовой очерк «Отец Василий в Москве» (№ 47–48) и др. Кроме того, за этот год в «Пермских епархиальных ведомостях» была напечатана моя статья «К вопросу о современном состоянии церковной школы» — доклад на Пермском епархиальном съезде духовенства (№ 34) и в газете «Пермские ведомости» юбилейная статья о М. Ю. Лермонтове («Великий Псалмопевец»). В настоящее время в «Пермских епархиальных ведомостях» печатаются мои статьи под общим заглавием «Дидактические очерки».

Из отзывов о моих статьях я мог бы указать только на заметку в журнале «Народное образование» (1907, март) о моей брошюре «В церковно-приходской школе».

Решаюсь препроводить при сем в библиотеку Киевской духовной академии те из моих брошюр, какие в настоящее время у меня имеются.

К сему прилагаю свой портрет (фотография в деле отсутствует).

Н. Колосов, преподаватель философских наук и дидактики Пермской духовной семинарии.

1912 г., марта 19. г. Пермь