Когда в последние два года жизни моя бабушка Александра Алексеевна практически не поднималась с постели, она часто по многу раз в день повторяла молитвы, особенно «Богородице, Дево, радуйся», и все время смотрела на фоторепродукцию на холсте — картину И. Левитана «Вечерний звон», которая висела на стене против ее кровати. Бабушка говорила, что пейзаж напоминает ей родину — село Лоха Никольского района Вологодской области. Разумеется, когда она там жила со своей семьей, оно относилось к Байдаровской волости Никольского уезда Вологодской губернии.

Бабушка показывала фотографии своих родителей — Алексея Наумовича Кубасова и Клавдии Леонтьевны, урожденной Поповой. Отвечая на наши расспросы о предках, бабушка говорила, что ее деда по матери звали Леонтий Ильич.

Каково же было мое удивление, когда, благодаря Интернету и поискам в архивах, я получила информации гораздо больше, чем знала о предках моя бабушка! Жалко, что я не могу с ней поделиться...

Кубасовы

В Никольской округе Великоустюжского уезда фамилия Кубасовых была распространена. Откуда там появились первые Кубасовы, неизвестно. При Старогеоргиевской Шарженгской церкви (находилась между дорогами из Никольска на Тотьму и на Устюг, между Кипшенгой и Щепелином) жило шесть поколений Кубасовых — священнослужителей и крестьян, состоявших между собой в родстве. Самый первый Кубасов, известный нам, — Ермолай — родился, по крайней мере, в первой трети 17 века. Его сын Патракей в 1670–80-е годы там служил священником. Но с нашими Кубасовыми кипшенгские не очень связаны.

А пять поколений наших прямых предков от Харитона Кубасова до его праправнука Федота Феофановича жили в Аргунове (по дороге от Никольска в сторону Тотьмы) и служили в Шарженгской Михайло-Архангельской церкви. Сын Харитона Лука и внук, священник Михаил Лукич, отмечены в переписи 1720 г., значит, Харитон мог родиться в первой половине XVII века (при царе Михаиле Федоровиче).

Федот Феофанович Кубасов родился в Аргунове около 1730 года, а в 1755 г. он оказывается уже на дьяческом месте в Новогеоргиевской Халезской церкви, в Щепелине. С тех пор линия предков перешла туда. Федот Феофанович умер ранее новой переписи 1786 года.

Его сыну Алексею Федотовичу к 1782 г. исполнилось 25 лет, а он уже потерял жену. В 1805 году он будет дьячком в Новогеоргиевской церкви, на месте отца. Очевидно, женился второй раз. Дьячкам, в отличие от священников, можно было жениться вторично.

Я делаю такой вывод потому, что Андрей Алексеевич родился в семье Кубасовых после 1786 года. В 1843 г. он служил пономарем, а в 1853 и 1858 встречается все в той же Новогеоргиевской Халезской церкви как заштатный пономарь. А штатным пономарем в это время стал его сын Наум Андреевич.

Можно с уверенностью предположить, что он был старшим.

Младший его брат Онисим Андреевич, 1832 года рождения, с 19 лет в 1851 г. отправился из дома служить псаломщиком во Введенскую Вохомскую церковь (ныне на территории Костромской обл.), с 1869 г. исполнял должность диакона (рукоположен в крестовой церкви), а с 1885 года считался штатным диаконом. На одном месте он служил по крайней мере до 1906 года. Его имя обнаружилось и в списке избирателей в Государственную Думу в 1906 году, как владельца дома в Никольском уезде, значит, в указанном году Онисим Андреевич еще был жив. Шестерых детей вырастил, жена умерла. В 1903 году награжден орденом св. Анны 3-й степени (дает личное дворянство).

Очень трогательно было найти метрическую запись о рождении нашего прадеда Алексея Наумовича в 1872 году в Щепелине (15 мая по ст. ст., 27 мая по новому). Из нее и узнали, что родителей звали Наум Андреевич и Юлия Петровна.

Наум Андреевич в 1872 году числился (судя по метрическим книгам в Великоустюгском архиве) приходским диаконом. А в 1891 году, 25 января, он вышел в отставку с должности диакона на вакансии псаломщика.

У Алексея Наумовича была сестра Евгения, старше его года на три. Она вышла замуж за Николая Афанасьевича Измайлова, которому Наум Андреевич уступил свое место диакона-псаломщика в Новогеоргиевской церкви в Щепелине, а сам, войдя в число братии Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге, был пострижен в иеромонахи под именем Нафанаил.

Вот только когда наши Кубасовы попали в Устюг!

В 1896 г. преставился настоятель Знамено-Филипповой пустыни, расположенной на Яикове, т. е. практически в Великом Устюге, иеромонах Григорий, и тогда нашему прапрадеду поручили исполнять там должность настоятеля, чем он и занимался около двух лет, а потом вернулся в прежнюю обитель. Скончался Наум Андреевич в 1901 году, 19 марта (1 апреля), когда моей бабушке было несколько месяцев.

Сохранилась фотография иеромонаха Нафанаила — видно, что моя бабушка похожа на своего деда. Знающие люди уже после бабушкиной смерти подсказали нам, что на изображенном облачение иеромонаха, — она-то думала, будто это ее отец. Наверное, бабушкины дедушка и папа в возрасте стали очень похожи друг на друга.

Поповы

Фамилия Поповых такая распространенная, тем более в среде духовенства, что порой бывает сложно понять, наши Поповы или не наши. Приходится распутывать родственные связи с конца.

Бабушкин отец Алексей Наумович женился на Клавдии Леонтьевне Поповой.

Ее отцом был Леонтий Варфоломеевич Попов, сын умершего священника Ильинской Ёнтальской церкви Варфоломея Васильевича. Леонтий Варфоломеевич родился в 1824 году и всю жизнь служил в Ильинской Троицкой Ратмеровской церкви Великоустюгского уезда: с 1845 года нештатным диаконом, с 1864 г. на штатном дьяческом месте, с 1875 г. он — штатный псаломщик. Такой «карьерой наоборот» он обязан, очевидно, своему характеру. «За нетрезвую жизнь и чинимые местному священнику разными ругательствами обиды штрафован в 1856 году выжитием двух месяцев в Устюгском Знамено-Филипповском монастыре и за то же самое с 18 мая того же года находился под строгим надзором благочинного за образом жизни и поведения». Нам особенно понравилось выражение «чинимые местному священнику разными ругательствами обиды», — как говорится, «напьется — и на попа матом!» Ну, а может быть, и вовсе не так, — может, просто, подобно его правнучке, то есть моей маме, «не мог терпеть несправедливость!»

Но тут надо отметить другие слова: «под строгим надзором благочинного». В ту пору должность благочинного 1 округа Устюжского уезда занимал брат Леонтия Варфоломеевича Иван Дроздов. Почему брат сменил фамилию, мы не знаем. Может, обладал прекрасным голосом или взял фамилию супруги. 

В клировой ведомости Ильинской Будринской церкви (в 18 верстах к северу от Великого Устюга) за 1884 год о нем говорится как о сыне умершего священника Ильинской Ёнтальской церкви Варфоломея Васильева, так что все совпадает. В то время Дроздову было 72 года (1812 года рождения).

Иван Варфоломеевич весьма отличался от брата в отношении к службе. Дроздов состоял депутатом «с духовной стороны» и сотрудником попечительства о женах духовного звания, в течение 25 лет был благочинным 1-го округа Устюжского уезда  (1840–1865). Гласный по Устюгскому уездному земству и член благочиннического совета в 1-м округе Устюжского уезда. В 1853 году был назначен членом Русского Географического общества. В 1837–1884 годах 56 раз ездил в командировки к различным церквам по всему Устюжскому уезду. Поощрения за активность так и сыпались на него.

Получил признательность начальства за усердную и долговременную службу. За благонравное и отличное прохождение своей должности награжден набедренником. За ревностную и усердную службу при беспорочном поведении получил благословение Св. Синода. За особенное попечение и попечительский присмотр в правильном употреблении продажи по церквам свеч по распоряжению епархиального начальства изъявлена ему благодарность. За отлично-хорошую жизнь и похвальные качества пожалован бархатною фиолетовою скуфьею. За отлично-усердную службу пожалован бархатною фиолетовою камилавкою. За отчетливую внимательность к своему делу объявлена ему архипастырская признательность. Награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память минувшей войны 1853–1856 гг. В 1866 г. за 12-летнюю беспорочную службу — должность соответствовала чину не ниже VIII класса — сопричислен к Императорскому ордену св. Анны 3-й степени. Пожалован наперсным золотым крестом из Святейшего Синода, выданным за усердие и полезную службу по епархиальному ведомству. Объявлена ему архипастырская признательность за уступку собственного дома под сельское училище.

В общем, не человек, а картинка, только в рамку вставить! Сразу чувствуется разница с «непутевым» младшим братом.

В архивных церковных документах нашлось и упоминание сестры Леонтия Варфоломеевича и Ивана Варфоломеевича. В клировой ведомости Успенской Ерогодской церкви Великоустюгского уезда за 1884 год указано, что у псаломщика-диакона Дмитрия Аврамовича Попова (родом из Сольвычегодского уезда) жена Олимпиада Варфоломеевна, 59 лет, дочь умершего священника Ильинской Ёнтальской церкви Варфоломея Васильевича Попова. Дети — чиновники в Петербурге и в Вологде.

Также думается, что упомянутый в Интернете каргопольский уездный судья, происхождением сын диакона Вологодской губернии Зосима Варфоломеевич Попов, 1819 года рождения, — это брат Леонтия Варфоломеевича. Окончив Вологодскую духовную семинарию, в 1842 году он вступил в службу в Вологодскую палату канцелярским чиновником. По памятным книжкам Олонецкой губернии за 1857–1868 г. можно узнать, что за 11 лет он дослужился от титулярного советника до коллежского советника. Был женат, имел 7 детей.

Откуда была мать Клавдии Леонтьевны, дьяческая дочь Павла Васильевна, пока не выяснено. А откуда же сам Леонтий Варфоломеевич? Сын священника Ёнтальской Ильинской церкви в Верхней Ёнтале, 75 км от Кичгородка по бездорожью. В Вологодском архиве хранится ведомость этой церкви за 1822 год, и в ней упоминается диакон Варфоломей Васильев Попов, то есть отец Леонтия Варфоломеевича, родившегося при той же церкви в 1824 году — через два года после создания этого документа. В нем также указан священник Ёнтальской Ильинской церкви Василий Иродионович Попов. Надо думать, что это и был отец Варфоломея Васильевича и дед Леонтия Варфоломеевича. И остальные церковнослужители там в большинстве своем носили фамилию Поповы, но не факт, что они тоже родственники.

Василий Иродионович Попов, 25 лет, в ведомости священнослужителей от 1782 г. упоминается как пономарь Кильченгской Троицкой церкви (33 км от Кичгородка на восток, только по противоположному от Ёнталы берегу реки Юг). Указано, что его женой была Евдокия Федотовна Труфанова, 31 года, дочь черносошного крестьянина деревни Горы Кичменгской волости, Ильинского прихода — вот еще одна фамилия предков. (Во время работы в школе у меня в одном классе были близнецы Труфановы, я еще обратила внимание, что фамилия восточновологодская.) Обнаруженного в Кильченгской церкви пономарского сына Герасима, трех лет, можно идентифицировать как дьячка Герасима Васильевича Попова из ведомости Ильинской Ёнтальской церкви за 1822 год. То есть там ему уже 43 года. Варфоломей — младший, ему еще 40 не было, а их отцу в 1822 году — 65 лет.

В той же ведомости церковнослужителей от 1782 года упомянут отец пономаря Василия священник Иродион Кирович Попов, 46-ти лет. Поскольку он вдовец, узнать, как звали его жену и откуда она взята, не удалось. У него осталось, не считая Василия, три дочери-девицы и два маленьких сына. В 1755 году 19-летним дьячком, пока что холостым, Иродион Кирович служил в той же церкви в Кильченге, где был священником его 53-летний отец Кир Игнатьевич Попов, самый ранний обнаруженный предок по этой линии.

...В 1892 году Леонтия Варфоломеевича, согласно прошению, уволили за штат «по старости лет» (68 лет). Свое место псаломщика Ратмеровской Троицкой церкви в селе Ильинском он точно так же, как другой дед моей бабушки, уступил зятю. А зятем и стал бабушкин отец Алексей Наумович Кубасов. Леонтий Варфоломеевич скончался 19 августа 1899 года.

Женились Алексей Наумович и Клавдия Леонтьевна в том же 1892 году тоже в Ильинском. Жениху сравнялось 20, невесте шел 27-й год. В 16 лет она окончила Устюжскую прогимназию с похвальным листом и книгой за благонравное поведение и отличные успехи. В 1887 г. от педагогического совета Устюжского уездного училища получила свидетельство на звание учительницы. Возможно, и поработала лет пять учительницей. Венчал молодых супруг старшей сестры Клавдии — муж Пульхерии Леонтьевны, Александр Владимирович Соколов, священник Иоанно-Богословской Варженской церкви.

____________

Источники:

1.Ведомость по разбору 1755 года священно-церковнослужителей Великоустюжской епархии // РГИА. Ф. 796. Оп. 36. Д. 344. — Опубл. на страницах сайта http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=342
2. Вологодские епархиальные ведомости. 1891. № 6. С. 79 ; № 12. С. 177.
3. Вологодские епархиальные ведомости. 1892. № 11. С. 184.
4. Вологодские епархиальные ведомости. 1893. № 9. С. 139.
5. Вологодские епархиальные ведомости. 1896. № 20. С. 328.
6. Вологодские епархиальные ведомости. 1898. № 12. С. 157.
7. Вологодские епархиальные ведомости. 1899. № 19. С. 393.
8. Вологодские епархиальные ведомости. 1901. № 9. С. 148.
9. Древнейшие приходы земли Никольской / Дмитрий Баданин. Кичменгский Городок, 2010.
10. Указатель имен лиц, учтенных в адрес-календарных разделах памятных книжек Олонецкой губернии на 1856–58, 1860, 1864–1868/69 гг. Составитель Раздорский А. И. URL: https://petergen.com/publ/imukpamolon2.shtm
11. Список избирателей Вологодской губернии в Государственную Думу 1906 г. // Вологодские губернские ведомости. URL: https://www.booksite.ru/vgv/pageview.php?y=1906&m=5796&p=53223&r=2

ГАВО (Вологодский областной архив):

12. Ревизские сказки о церковнослужителях и их семьях Вологодского наместничества Никольской округи за 1782 г. Июль. Фонд 388. Оп. 9. Д. 27.
13. Ведомость о приходе и расходе денежных средств Ильинской Ентальской церкви Никольского уезда за 1822 год. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 325.
14. Клировая ведомость Ильинской Будринской церкви Великоустюгского уезда за 1884 год. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 95. Л. 4 об. – 6.
15. Клировая ведомость Успенской Ерогодской церкви Великоустюгского уезда за 1884 год. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 330. Л. 6 об. – 8.

МКАУ ВУЦА (Центральный архив Великого Устюга):

1. Ревизские сказки IV ревизии СЦС Великоустюгской епархии 1782–1786 гг. Ф. 363. Оп. 1. Д. 5545.
2. Клировая ведомость церкви Троицкой Ильинской, что в Ратмировской волости на Никитиной горе Устюгского уезда за 1865–1866 год. Ф. 361. Оп. 1. Д. 7129. Л. 1, 267.
3. Метрическая книга о рождении, браке и смерти по Халезской Ново-Георгиевской церкви 1867–1873 гг. Ф. 585. Оп. 37. Д. 4. Л. 253 об. – 254.
4. Метрическая книга о рождении, браке и смерти по Ратмеровской Ильинской церкви за 1891–95 гг. Ф. 364. Оп. 1. Д. 7585. Л. 85 об. – 86.
5. Клировые ведомости церквей Никольского уезда за 1904 г. Ф. 364. Оп. 1. Д. 8182. Л. 110, 655.