Особенности эстонского православного самосознания в начале ХХ века : (К 100-летию мученического подвига священномученика Платона (Кульбуша), епископа Ревельского) // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 180–190

Развернуть

Аннотация

Священномученик Платон, епископ Ревельский — один из весьма немногих национальных эстонских святых. Его имя до сих пор является своеобразным знаменем национальных устремлений эстонского православия. Однако его жизнь и посмертная память о нем не могут и не могли дать твердое основание как для того раскола, который с 1992 года терзает эстонское Православие, так и для автокефалистских тенденций, которые расцвели в Эстонии в третьем десятилетии ХХ века. В статье сделана попытка проследить как тенденции в эстонском религиозном самосознании, которые проявились в начале ХХ века, и стали его отличительной чертой, так и обозначить значение и роль священномученика Платона, а до того — протоиерея Павла Кульбуша, как его звали до принятия монашества и епископского сана, в становлении или сдерживании этих тенденций.

Сделан вывод, что религиозный фактор в становлении эстонского самосознания оказался подчинен национальному. До конца 1917 года у этого процесса был сдерживающий, а затем — катализирующий фактор — политика российского руководства, а также социальные процессы в самой России, с начала 1918 года проблема приобретает многовекторный характер. До гибели священномученика Платона он, сначала в качестве настоятеля столичного прихода, а затем в качестве архиерея, пытался вмешиваться в этот процесс, направляя его в нужное для Православной Церкви русло, однако можно считать, что его влияние на процесс национализации эстонского Православия, с одной стороны, и сдерживание этого процесса, если говорить о сепаратизации церковной жизни в Эстонии, было заметным. Однако политическая конъюнктура 1918–1923 годов свела его усилия на «нет».

Упоминающиеся священнослужители

  • 1 Платон (Кульбуш Павел Петрович; 1869–1919), епископ Ревельский, священномученик — С. 180–190