В конце ХIХ – начале ХХ века в Петербурге было очень много православных обществ и братств. Общее их число пока указать невозможно, однако можно с уверенностью говорить, что счет идет на десятки. Большинство братств и православных обществ создавалось при приходских храмах для решения какой-то локальной задачи, без попытки привлечь к их деятельности всеобщее внимание. Как правило, такие братства создавались настоятелями храмов и привлекали в свой состав прихожан, наиболее состоятельные и именитые составляли руководство (совет) или почетное попечительство о братстве [3, c. 159–177]. В таком случае речь идет об узком круге лиц, в числе которых едва ли можно встретить фигуры значительного государственного масштаба. Иногда такое братство имело возможность ежегодно издавать в виде брошюры отчет о деятельности, тираж которой был настолько мал, что по некоторым братствам отдельные, случайно сохранившиеся отчеты можно найти только в архивах [38].
Среди устроителей братств было несколько фигур крупного масштаба, которые состоялись либо благодаря созданию братств, либо продолжали привлекать к себе внимание благодаря деятельности в братствах. К первому типу людей в качестве примера можно отнести протоиереев Михаила Ильича Соколова [27, c. 500–505] и протоиерея Философа Орнатского [37, c. 18], председателей и наиболее активных деятелей Общества распространения духовно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Ко второму — М. Н. Галкина-Враского, бывшего губернатора Эстляндии, ставшего председателем Прибалтийского православного братства [4, c. 34–46].
Заметной в предреволюционной церковной жизни Петербурга стал настоятель эстонского прихода, строитель Свято-Исидоровского храма Санкт-Петербурга, благочинный эстонских приходов Петербургской епархии протоиерей Павел Кульбуш, ставший в 1918 году первым правящим эстонским православным епископом, при этом эстонцем по происхождению. В начале 1919 года он погиб как мученик от рук большевиков в Депрте (Юрьеве, сегодня — Тарту) [12, с. 89–117; 9; 10; 11; 7]. Гибель его была достаточно резонансной [40, с. 342-343], и на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года он был прославлен в лике святых. Деятельность священника Павла Кульбуша в Петербурге оказалась связанной с деятельностью нескольких крупных братств и обществ.
Одним из наиболее крупных петербургских церковных обществ было Общество распространения духовно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (ОРДНП). К середине 1890-х годов в нем трудилось около двух десятков священников, число которых постоянно росло [13, с. 42]. Тогда же среди почетных членов числились архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский), духовник царской семьи прот. Иоанн Янышев, св. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), К. П. Победоносцев, С. Ю. Витте [13, с. 123–124]. К 1913–1914 году в составе было уже два великих князя, антиохийский патриарх и 6 архиереев [14, с. 235–236]. В 1895 году в него вступил и о. Павел Кульбуш [24, с. 361; 25, с. 403].
В составе ОРДНП священник Павел Кульбуш несколько лет читал лекции, сначала о богослужении, а потом по истории Церкви [21, с. 206; 22, с. 226; 23, с. 250; 26, с. 447 и далее за 1895 год; 28, с. 18; 29, с. 34; 30, с. 54; 31, с. 74; 32, с. 112 и далее за 1896 год]. Постепенно, с годами, по мере строительства для эстонского прихода русско-эстонского Свято-Исидоровского храма, активность священника Павла Кульбуша в Воскресенской церкви ОРДНП стала спадать. Зато после освящения Исидоровский храм стал числиться одним из «проповеднических мест» ОРДНП [14, с. 182–183]. Впоследствии, оставив регулярное чтение лекций в Воскресенском храме, о. Павел Кульбуш продолжал их читать в зале Педагогического музея, вместе с вторым клириком своего храма — священником Александром Пакляром [14, с. 173–174].
Именно в ОРДНП о. Павел Кульбуш познакомился с несколькими его членами, впоследствии оказавшими помощь при строительстве Исидоровского храма — с Д. Л. Парфеновым, участвовавшим в строительстве Воскресенской церкви ОРДНП [13, с. 142; 39, с. 34–45], а также купцом В. Е. Евстифеевым и художником А. И. Шалимовым, пожизенными членами ОРДНП [13, с. 125, 142; 34, с. 10]. Последний потом судился с эстонским братством относительно долга по постройке храма, который не был погашен в срок [5].
К 1914 году активную деятельность в ОРДНП о. Павел Кульбуш оставил, сохраняя за собой должность делопроизводителя Совета ОРДНП, причем в 1915 году его полномочия истекли [14, с. 41]. Помимо участия в работе Совета, отец Павел отметился в обществе тем, что брал со склада ОРДНП «туманные картины» [14, с. 98][1].
Также свящ. Павел Кульбуш состоял членом Прибалтийского православного братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери (ППБ) — крупного и влиятельного братства, изначально, еще с 1860-х годов, служившего целям русикифакции прибалтийских народов [2, с. 5–7]. Братство координировало деятельность «малых» православных братств Прибалтики, находило финансирование в столице империи для реализации их социальных проектов — в основном школ. ППБ было создано на основе нескольких братств, уже существовавших в Эстляндии и Лифляндии. Трудно сказать, имел ли священник Павел Кульбуш какое-то отношение к ППБ до создания своего Православного русско-эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского, но членом Совета ППБ он стал только в 1898 году [2, с. 19], впоследствии переизбираясь каждые три года [16, с. 57, 106; 17, с. 36; 18, с. 4, 53], жертвуя положенный членский взнос в три рубля [15, с. 44; 16, с. 96; 18, с. 42][2]. Он участвовал во всех основных церемониях и общих собраниях ППБ: на соборном богослужении по случаю 50-летия государственной службы члена Государственного Совета бессменного председателя ППБ М. Н. Галкина-Враского, известного тем, что в бытность Прибалтийским губернатором он проводил активную русификацию Прибалтики [15, с. 86, 88, 89, 93, 94, 96; 4, с. 34-46] в 1903 году; на соборном богослужении, посвященном 25-летию ППБ [16, с. 6, 9] в 1907 году; возглавлял богослужение перед торжественным собранием ППБ в 1909 и 1910 годах [17, с. 46; 18, с. 54].
Именно по образцу ППБ в значительной степени и было создано Православное русско-эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского, фактическим основателем которого стал священник Павел Кульбуш, формально оставаясь его делопроизводителем [1; 6; 8]. Одной из основных целей существования братства была постройка храма для православных эстонцев в Петербурге, затем — поддержка социальных инициатив прихода — эстонской школы, приюта, работного дома, библиотеки и книжного склада [36, с. 4, 6, 8]. Эта инициатива была осуществлена не без привлечения людей, с которыми священник Павел Кульбуш познакомился в ОРДНП и ППБ. Так, в составе совета братства с самого начала были активные члены ОРДНП — прот. Ф. Орнатский и свящ. И. К. Лабутин, свящ. К. И. Смирнов и П. С. Смирнов [33, с. 16, 18–19; 13, с. 42, 125]. Именно здесь отец Павел познакомился и с прав. Иоанном Кронштадтским, поучаствовавшим в закладке храме, освящении временного храма и внесшего первый символический вклад [33, с. 16; 34, с. 8, 11]. Из ППБ в Исидоровское братство, в число его пожизенных членов, был включен М. Н. Галкин-Враской. Братчиками также стали высокие покровители — Санкт-Петербургский митр. Палладий (Раев), епископ Гдовский Вениамин (Казанский), К. П. Победоносцев и В. К. Саблер [33, с. 14, 48]. Братство, как и все прочие подобные общества и братства (как и ОРДНП и ППБ), просуществовало до 1917 года, когда в условиях политических перемен вынуждено было уйти в небытие.
Есть сведения о членстве прот. Павла Кульбуша и в иных обществах, в которых, судя по всему, его деятельность была незначительной. В 1909 году отец Павел стал членом Общества попечения о слепоглухонемых в России [35] и был избран в совет общества. Обстоятельства участия в нем прот. Павла Кульбуша неизвестны. Также в 1910-х годах о. Павел состоял действительным членом Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Санкт-Петербургской духовной академии, куда в 1915 году внес 20 рублей. Не исключено, что вхождение в это общество для о. Павла Кульбуша приобрело дополнительный вес (не считая того, что он сам — бывший питомец академии) благодаря тому, что в год создания общества в его совет был включен прот. Философ Орнатский [20, с. 5, 48].
Подводя итог, можно заметить, что деятельность протоиерея Павла Кульбуша (священномученика Платона) в православных петербургских братствах была весьма активной. Несколько человек, прежде всего будущий священномученик, протоиерей Философ Орнатский, но и протоиерей Павел Кульбуш оказались теми людьми, которые связывали между собой крупные активные православные братства Петербурга. Такое служение будущих святых сплачивало людей. Фактически именно они, и далеко не в последнюю очередь протоиерей Павел Кульбуш, помогли воспитать то поколение христиан, которое смогло встать на защиту Церкви в тяжелые для нее годы антирелигиозной политики Советского государства. Братства, созданные после 1917 года, в какой-то мере были подготовлены активной деятельностью братств и их лидеров в первые годы ХХ века.
____________
Литература
1. Власов А. Г. Из истории «Санкт-Петербургского православного эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского»: 1898–1911 гг. // Клио. 2016. № 1(109). С. 180–185.
2. Двадцатипятилетие деятельности состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Прибалтийского православного братства. СПб., 1907.
3. Дружинкина Н. Г. К вопросу о деятельности православных церковных братств конца ХIХ – начала ХХ века (на примере Санкт-Петербургской епархии) // Православные братства в истории России: к 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов: сборник научных трудов: в 2-х ч. М. : Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2018. Ч. 2. С. 159–177.
4. Зубов С. В. Государственная и общественная деятельность М. Н. Галкина-Враского, 1862–1916. Дисс. ... канд. ист. наук. Саратов, 2000.
5. Костромин К., прот. «Постройка храма грозит стать предметом столичного скандала...». К истории Православного русско-эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2018. № 2. С. 38–52.
6. Костромин К., прот. Братство при приходе или приход при братстве? К истории русско-эстонского Православного братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского института. Вып. 27. Лето 2018. М., 2018. С. 65–79.
7. Костромин К., прот. Особенности эстонского православного самосознания в начале ХХ века : (К 100-летию мученического подвига священномученика Платона (Кульбуша), епископа Ревельского) // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 180–190.
8. Костромин К., прот. Русско-эстонское православное братство во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге // Православные братства в истории России: к 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов: сборник научных трудов: в 2-х ч. М. : Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2018. Ч. 2. С. 21–35.
9. Костромин К., прот. Свято-Исидоровская церковь сегодня и сто лет назад // Коломенские чтения — 2008. Альманах № 3 / Под ред. В. В. Антонова. СПб. : Арденн, 2009. С. 51–66.
10. Костромин К., прот. Священномученик Платон, епископ Ревельский — протоиерей Павел Кульбуш как благочинный эстонских приходов Петербургской (Петроградской) епархии (к 100-летию мученической кончины) // Церковь. Богословие. История. Материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8–10 февраля 2019 г.). Екатеринбург : ЕДС, 2019. С. 73–79.
11. Костромин К., прот. Священномученик Платон, епископ Ревельский: проблема сохранения Православия на постимперской территории // Богословский вестник. 2017. № 26–27. Вып. 3–4. Сергиев Посад, 2017. С. 179–195.
12. Нестор (Кумыш), иером. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб. : Сатисъ, Держава, 2003.
13. Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1895–1896 г. (пятнадцатый год существования Общества). СПб., 1896.
14. Отчет о деятельности о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1913 и 1914 гг. (существования Общества 33-й и 34-й). СПб., 1915.
15. Отчет о деятельности состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Прибалтийского православного братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери за 1903 год. СПб., 1904.
16. Отчет о деятельности состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Прибалтийского православного братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери за 1907 год. СПб., 1908.
17. Отчет о деятельности состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Прибалтийского православного братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери за 1909 год. СПб., 1910.
18. Отчет о деятельности состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Прибалтийского православного братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери за 1910 год. СПб., 1911.
19. Отчет о деятельности состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Прибалтийского православного братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери за 1912 год. СПб., 1913.
20. Памятная книжка за 1915 г. Издание Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Санкт-Петербургской духовной академии. Вып. VI. Пг., 1916.
21. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1895. № 9, 3 марта.
22. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1895. № 10, 10 марта.
23. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1895. № 11, 17 марта.
24. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1895. № 16, 21 апреля.
25. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1895. № 18, 5 мая.
26. Санкт-Петербургский Духовный вестник. 1895. № 20, 19 мая.
27. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1895. № 23, 9 июня.
28. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1896. № 1, 1 января.
29. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1896. № 2, 12 января.
30. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1896. № 3, 19 января.
31. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1896. № 4, 26 января.
32. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1896. № 6, 9 февраля.
33. Санкт-Петербургское православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Отчет о деятельности братства за 1898/9 год. СПб., 1900.
34. Санкт-Петербургское православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Отчет о деятельности братства за 1903 год. СПб., 1904.
35. Северюхин Д. Я. Общество попечения о слепоглухонемых в России // Энциклопедия «Санкт-Петербург». URL: www.encspb.ru/object/2811805766?!c=ru (дата обращения: 19.4.2019).
36. Устав С.-Петербургского православного эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского. St. Peterburgis, 1898.
37. Филимонов В. П. Крестом отверзается небо. Священномученик Философ Орнатский. Житие и подвиги, слова и поучения. СПб. : Сатисъ, 2015.
38. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 102. Д. 35.
39. Шаплыгин Н. П. Парфеновы, петербургские купцы и благотворители. История рода. СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2017.
40. Шаховская З. Таков мой век. М. : Русский путь, 2006.
[1] Среди пользователей «туманных картин» о. Павел числился на 15 месте из 93, при этом неясно, по какому принципу составлен список — по активности пользователей или по их статусу; так или иначе, возникает вопрос, почему Гатчинская эстонская церковь стоит в этом списке на 11 месте, при том, что персоналии стоят в списке в перемешку с храмами и обществами, и другие эстонские приходы помощью ОРНДП не пользовались.
[2] В отчете за 1912 год взносов прот. П. Кульбуша не значится [19, с. 44]. Возможно, это связано с болезнью, поразившей прот. П. Кульбуша в конце 1911 года [12, с. 102].