Иерей Николай Иванович Терпиловский родился 27 июля 1882 года в многодетной дворянской семье надворного советника. Его отец служил начальником артиллерийского оружейного склада в г. Казани.
В 1904 году Николай Терпиловский окончил Казанскую духовную семинарию. Спустя два года, в 1906 году принял сан священника и был назначен настоятелем церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в село Мурзиха Лаишевского уезда Казанской губернии. Село это находилось на берегу речки Камы, в нем был небольшой деревянный храм, выстроенный в 1885 году местным помещиком Сергеем Павловичем Толстым (здесь же находилось родовое имение этих дворян). В советское время храм разрушили, а в 1957 году село Мурзиха было затоплено водами Куйбышевского водохранилища.
С началом Первой мировой войны отец Николай состоял военным священником при 53-й пехотной дивизии, в 1-м полевом лазарете. Данная дивизия располагалась в Ковенской крепости (ныне это город Каунас в Литве). После 1915 года, когда данная крепость была захвачена немцами, подробности жизни отца Николая не известны.
В сентябре 1924 года отец Николай был арестован за хранение и распространение контрреволюционной литературы (по ст. 73 УК РСФСР). Приговор ему был вынесен в Москве Тройкой ОГПУ на три года заключения в исправительно-трудовой лагерь. Срок заключения он отбывал в Соловецком лагере особого назначения.
На Соловках отец Николай сблизился с епископом Евгением (Зёрновым), ставшим впоследствии митрополитом Горьковским и Арзамасским. После освобождения из лагеря местом своей дальнейшей «вольной ссылки» он выбрал Нижний Новгород, так как ему было запрещено возвращаться на родину в Казанскую губернию.
В 1930-е годы отец Николай подвизался на разных приходах уже Горьковской епархии. В 1935 году он служил в Городце, а начиная с 1936 года стал настоятелем Никольской церкви в селе Михайловское Андреевского сельсовета Чкаловского района.
Семья священника в этот период состояла из двух человек. Его супруга Серафима Михайловна переехала вместе с отцом Николаем в Михайловское. Их сын Николай Терпиловский, 22 лет от роду, в 1937 году был студентом Казанского химического института и проживал на квартире профессора университета Николая Владимировича Соколова (женатого на родной сестре Серафимы Михайловны Терпиловской — Александре Михайловне).
28 августа 1937 года отца Николая арестовали. Согласно акту обыска, в его доме находилась большая библиотека. Сотрудники милиции изъяли более 100 книг, переписку и личные сбережения священника. Поводом для его ареста стали ранее собранные о нем среди местных жителей агентурные сведения. Из показаний свидетелей [орфография и стилистика документов]:
«С приездом попа Терпиловского Н. И. сразу стало заметно, что колхозники и единоличники стали больше посещать церковь. Для этой цели он употреблял и употребляет сильную агитацию, напугиванием святой силой. Он сам лично раздавал божественные книги и заставлял их читать. В каждое воскресенье при выходе с крестом на амвон он рассказывал проповеди. В первую очередь он начинает говорить, для чего празднуют, какую силу имеет этот праздник, какую имеет силу крест — мол, "этот крест — высшая сила". Он говорил: "Куда вы идете, какую жизнь вы хотите приобрести в будущем. Вы думаете, лучше жить будет — все это напрасно, все это — клевета. За беззаконье наказывает Вас Господь Бог. Посещайте церковь, приносите Богу дар..."»
«Церковные службы Терпиловский служит всегда торжественно, а поэтому народу бывает порядочно, но больше, конечно, женщины <...> Поп Терпиловский, я помню, делал две проповеди, начинал с того, что говорил: всякая власть от Бога, так и советская, но она нам только за наши грехи, ее можно почитать как власть и только, но ее законы не наши. Эта власть разоряет церкви, не дает свободно служить, но виновата не власть, а управители — ведь они не православные, а коммунисты, которые распяли нашего Иисуса Христа. <...> Терпиловский о колхозах говорит, что это дьявольская коммуна, а о работе в праздник говорил, что очень грешно, но раз посылают, то не с вас это взыщется».
Из протокола допроса церковного старосты Николая Рябова: «Я как церковный староста и казначей попа Терпиловского знаю около двух лет <...>. Он, служа в нашей Михайловской церкви попом, нам очень нравится тем, что вместе со своей матушкой хорошо служит, умилительно, умеет каждого утешить и умеет каждому дать совет. Он всегда говорит не противиться власти, но он говорит, советская власть — не наша, она храмы Божии закрывает, а вы, православные, должны веру православную отстоять, вот, — он рассказывал, — царская власть — это была наша власть, она за веру православную даже посылала на подвиги на войну».
Сам отец Николай на допросах не отрицал того, что общался с другими священниками, что прежде отбывал наказание в Соловецком лагере. Но свои проповеди он не считал антисоветской агитацией, хотя от него очень хотели получить в этом признание. Допрашивали священника дважды 1 и 8 сентября 1937 года.
— Следствию известно, что вы, проживая в селе Михайловском, среди колхозников занимаетесь антисоветской агитацией, признаете ли вы это?
— Никакой антисоветской агитации среди колхозников я не вел.
— Вы говорите неправду, следствие располагает материалами о вашей антисоветской агитации, предлагаю говорить правду.
— Я следствию говорю только правду, что я никакой антисоветской агитации не проводил.
— Вы лжете, и вам следствие провести не удастся. Еще раз предлагаю говорить правду!
— Я говорю правду, и следствие обманывать не собираюсь.
— На допросе от 1-го сентября 1937 года вы от следствия скрыли свою антисоветскую деятельность, в которой вы уличены свидетельскими показаниями. Еще раз напоминаю вам говорить правду.
— Я говорю только правду и от следствия я ничего не скрываю.
— Вам зачитываются выдержки из свидетельских показаний, которые уличают вас в антисоветской агитации, проводимой вами в 1936–1937 гг. на территории Андреевского с/совета. Намерены ли вы продолжать дальнейшее запирательство?
— Да, я действительно занимался чтением проповедей в большие [и] престольные праздники, так например, 22 октября, 6 декабря 1936 года и 25 марта 1937 года, но последние носили не контрреволюционный характер. Кроме этого, я колхозникам раздавал религиозные книги для того, чтобы православные жили по Священному Писанию <...>. Одновременно с этим я ходил по приходу, по вызову последних для совершения религиозных треб. Но антисоветской агитацией среди колхозников я не занимался.
За свою исповедническую позицию, честность и верность пастырскому долгу отец Николай, как и другие клирики Чкаловского благочиния, заплатил жизнью. Постановлением Тройки НКВД 26 сентября 1937 года он был признан виновным и приговорен к расстрелу. 13 октября того же года иерей Николай Терпиловский был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.
После Великой Отечественной войны супруга отца Николая вернулась жить в Казань. В 1956 году Серафима Михайловна Терпиловская обратилась с запросом на имя Генерального прокурора СССР по поводу реабилитации мужа. Смогла ли она узнать тогда правду о судьбе своего мужа, неизвестно.
__________
Источники
1. Следственное дело в отношение Терпиловского Н. И., 1937 год // Центральный архив Нижегородской обл. Ф. Р-2209. Оп. 3. Д. 6623.
2. Священник Н. Терпиловский. Посещение Высокопреосвященным архиепископом Никанором села Мурзихи, Лишевского уезда // Известия по Казанской епархии 1909. № 33. Неофиц. отд. С. 908–912.