Творения : В 2 т. Тверь, 2005. Т. 1. 511 с. ; Т. 2. 459 с.

Развернуть

Из предисловия к изданию

«История сохранения трудов священномученика Онуфрия удивительна. Особая благодарность с нашей стороны должна быть принесена брату Владыки и первому составителю его жития Андрею Максимовичу Гагалюку. Вот что написал он о том, как попали к нему записи Святителя: "Когда в 1935 году архиепископ Онуфрий был арестован и осужден на десять лет лишения свободы, а затем, спустя два года, прекратилась переписка его с матерью, у нас появилось опасение за его жизнь и за целостность его писательских трудов. Тогда же мы начали поиски их, обратившись за этим к матери владыки Онуфрия, к брату его и к разным лицам, но они по этому вопросу ничего сказать не могли, и поиски наши оказались тщетными.

Шел 1950 год, минуло уже много лет со дня заключения архиепископа Онуфрия, и никаких сведений о его судьбе ни от кого получить не удалось. Мы примирились с мыслью, что его уже нет в живых и что все написанное им погибло. И вот однажды перед Новым 1951 годом к одному из близких друзей владыки Онуфрия пришел глубокий старец, болезненного вида, назвавший себя иеромонахом Иовом, и сказал, что у него хранятся разные бумаги, собранные им по поручению архиепископа Онуфрия у разных лиц весной 1935 года. Владыка Онуфрий дал ему несколько писем к неизвестным лицам и строго наказал разыскать их и то, что они ему дадут, он должен никому об этом не говорить, взять к себе на хранение и беречь пуще глаза. Владыка Онуфрий благословил его в путь, сказал, что когда наступит время, он пошлет к нему за этими вещами. Иов свято хранил принятые им вещи, подвергаясь ежечасно опасности ареста и изъятия вещей, но, видно по милости Божией, ему удалось сберечь все ему порученное. Но за последнее время здоровье его сильно пошатнулось, и он чувствует приближение смертного часа и опасается, что если он наступит, то вещи, порученные ему владыкой Онуфрием, навсегда пропадут. Иеромонах Иов предложил тотчас поехать к нему и принять от него то, что он хранил, дав клятву передать затем в руки владыки Онуфрия. Вот при каких обстоятельствах так долго разыскиваемые литературные труды архиепископа Онуфрия были получены нами. Мы во всем этом видим несомненно Промысел Божий к владыке Онуфрию. Видимо, Господь желает, чтобы все то, что написано Его верным рабом, сохранилось и стало утешением для православных христиан.

Помолившись Богу, мы приступили к осмотру полученного материала. Он хранился в мешке, перевязанном веревками. Развязав мешок, мы извлекли большую кипу бумаг и много тетрадей. Все это находилось в большом беспорядке и, видимо, давно не проветривалось, было подвержено порче и тлению. Разобрав этот материал, мы получили:

1. 120 статей, напечатанных в двух экземплярах на пишущей машинке, на 507 страницах канцелярского формата. Имеется описание этих статей. В некоторых местах бумага попорчена, но имеется возможность восстановить каждую статью. Подлинника, с которого списывались статьи, не оказалось. На каждой статье имеются инициалы епископа Онуфрия (Е.О.). Напечатаны в разное время в период с 1923 по 1926 год в Харькове.

2. Имеется несколько ученических тетрадей, в них написано рукою владыки Онуфрия в селе Кудымкаре, это период с конца 1926 года и до первой половины 1928 года: 282 статьи на 870 страницах, из них свыше 100 мелких статей. Некоторые страницы тетрадей имеют следы тления и от прикосновения рассыпаются.

3. Имеется несколько небольших тетрадей, написанных владыкой Онуфрием во второй половине 1928 года и в 1929 году в городе Сургуте. В них содержится 61 статья на 355 страницах.

4. Такие же тетради, написанные архиепископом Онуфрием в городе Старом Осколе с 1930 по 1933 годы. В них имеется 70 статей на 379 страницах.

5. В Курске за время с июня 1933 года по июнь 1935 года была написана 31 статья на 166 страницах, но нами найдено только 2 статьи на 10 листах.

Все сведения эти взяты из сохранившейся в куче бумаг описи статей, написанных владыкой Онуфрием в указанный период. Всего, таким образом, получается, что за время с 1923 по 1935 годы владыкой Онуфрием было написано 564 статьи на 2288 страницах. Сохранилось же и получено нами 535 статей на 2132 страницах. Приведенные цифры наглядно говорят о большом писательском труде архиепископа Онуфрия...

Имея столь ценный материал, а также составленную еще в 1937–1938 годах старшим братом архиепископа Онуфрия совместно с его матерью полную биографию владыки Онуфрия, мы решили объединить все эти материалы в одну общую статью "Жизнь и труды православного архиепископа Онуфрия"...

Вписать в настоящий наш труд все сочинения владыки Онуфрия для нас явилось весьма затруднительным, в силу разных причин... встала перед нами самая трудная задача: как сохранить этот труд в его целости? Мы долго думали над этим... мы... поняли, что нам следует обратиться с просьбой к Господу Богу, чтобы Он, Милосердный, указал нам пути к сохранению творческого труда Его верного раба архиепископа Онуфрия. Помолившись Богу и, как нам показалось, по указанию свыше, мы решили обратиться к Первосвятителю нашей Православной Церкви — Святейшему Алексию I, Патриарху Московскому и всея Руси, с просьбой принять в свои святительские руки весь тот ценный материал, какой написал архиепископ Онуфрий, и дать ему такое направление, какое Святейший Патриарх найдет нужным... Мы осмеливаемся высказать свои пожелания, чтобы в виду значительной ветхости и во избежание, вследствие этого, полной потери столь ценного материала, каким являются литературные труды владыки Онуфрия, все его статьи были бы теперь же размножены на пишущих машинках, а потом, если представится возможность, отпечатать их типографским способом и издать как труды архиепископа Онуфрия для распространения среди православного духовенства".

Очевидно, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I и был напечатан машинописный трехтомник «Жизнь и труды православного архиепископа Онуфрия». Количество отпечатанных томов было крайне мало, и насчитывалось их буквально единицы. Все, что попало в этот труд, разобрано и приведено в систематический порядок.

Читатель этой книги имеет возможность услышать голос одного из выдающихся подвижников нашей Русской Православной Церкви — священномученика Онуфрия. Желание святого и всех, кто с любовью и благоговением хранил о нем память, исполнилось — книга увидела свет. И пусть наследию священномученика Онуфрия станут причастны тысячи людей, которые снова могут убедиться, как истинны боговдохновенные слова пророка и псалмопевца царя Давида: Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его... правда его пребывает вовек... Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник (Пс. 111, 1, 3, 5–6)».


Архимандрит Дамаскин (Орловский)