Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины. СПб., 1904. [4], 35 с., 51 л. ил., карт.

Развернуть

Несколько слов о составе и цели издания

По свойству нашей духовно-телесной природы, мы не довольствуемся познанием тех или других истин в их отвлеченной от жизни высоте, но ищем для представления их живого впечатлительного образа. Самое выражение «представление истины» уже говорит о том, что истина преподносится уму как-либо образно. В помощь уму в усвоении истины являются сердце с его чувствами и фантазия с её образами. Отсюда великое значение живописи как во всех сферах жизни, так и в самой возвышенной из этих сфер — области идей и представлений, относящихся к религии.

Была жестокая попытка отнять у веры и церкви возможность выражать идеи и представления, относящиеся к религии, в живых и впечатлительных образах. Более века велась эта страшная в истории церкви борьба за иконы и окончилась славною победою — веры над суемудрием. Богу угодно было, чтобы наши предки приняли святую веру вскоре после этой славной победы. Известно, что и послы князя Владимира скорее и более всего пленены были красотою Софийского храма и величием совершаемого в нем богослужения. Эта любовь к церковной внешности обильною струею влилась в жизнь нашего народа, и для нас имеет особенную важность, как писать то или другое священное лицо, в каком образе представить ту или другую историческую истину и богословскую идею.

В христианстве живопись, как искусство, поднялась на неизмеримую высоту против образцов древнего мира. Древние умели изображать только земную красоту и довели до совершенства пластику в ваянии. Умственному взору христиан преподносятся образы недосягаемой небесной красоты, явленной нам нашим Божественным Искупителем и отпечатлевшейся на верных и послушных Ему провозвестниках великих истин Откровения и споспешниках Его святого дела и служения. Здесь, в этой небесной сфере, почерпали свое вдохновение величайшие художники и оставили нам перлы искусства, несравнимые ни с какими драгоценностями мира. Здесь неистощимый запас вдохновения. Исчерпать глубины нельзя: море безграничное. Достигнуть высоты также нельзя: она недосягаема.

По этой недосягаемости идеала, неизбежно чувствуется некоторая неудовлетворенность произведениями искусства, как бы высоки они ни были. Эта неудовлетворенность побуждает художников стремиться выше и выше, чтобы более и более приблизиться к истине. В изображении некоторых высоких святых лиц они как будто и достигли некоторого успеха. Таковы, например, изображение Богоматери в Сикстинской Мадонне Рафаэля, в известном образе нашего Васнецова, изображение Иоанна Крестителя на картине Иванова «Явление Христа народу». Но образ Богочеловека до сих пор — высокая не разрешимая проблема для самых даровитых художников. И кто в состоянии будет когда-либо начертать величие и красоту и это богатство премудрости и благости, какую явил миру Единородный Сын Божий, воплотившийся и вочеловечившийся нашего ради спасения? Однако же попытки уловить хоть малую часть этой недосягаемой высоты достойны всякого внимания и уважения: куда же и направляться полету мысли и фантазии, как не к этой неизобразимой красоте? В этих попытках нельзя не признать самых благородных и возвышенных порывов человеческого духа, и они нам дороги, хотя и не совершенны. На один и тот же священный сюжет имеется иногда несколько выдающихся по замыслу и исполнению художественных изображений. Представляя порывы человеческого духа обнять великий недосягаемый предмет, они помогают выяснению характеристических особенностей того или другого священного лица или события.

В предлагаемом альбоме собраны относящиеся к истории Спасителя Мира картины, принадлежащие исключительно русским художникам. В начертании их работал русский ум, видно наше родное искусство, отпечатлелась так или иначе русская фантазия, русская душа. В последнее время русская живопись достигла замечательных успехов и обнаруживает ясные признаки своей самобытности. В этой самобытности видны следы глубокого влияния заветов православия, сохраненных нашим народом от православной Греции, от коей мы приняли святую веру в эпоху живого и радостного настроения её, после перенесенной тяжкой иконоборческой смуты. Нашей живописи, усвоившей технические успехи Запада и воспринявшей священные заветы Востока, по-видимому, предстоит славное в этом искусстве будущее.

Цель издания — помочь учащимся отрокам и юношам в усвоении великих истин, возвещаемых Евангелием, о жизни Спасителя Мира через ознакомление их с теми высочайшими подъемами мысли, каких достигали выдающиеся художники нашей родной живописи в минуты своего вдохновения, и с теми возвышенными созерцаниями, какие запечатлели они в самых лучших своих твopeнияx. Ознакомление это, помимо непосредственной пользы от наиболее ясного, родственного нам по духу, представления евангельских истин для усвоения их уму и сердцу учащихся, должно влиять на развитие в них художественного вкуса, имеющего столь важное значение в общем духовном развитии.

Но так как жизнь Спасителя Мира представляет образец, которому обязан следовать каждый верующий христианин, желающий спасения своей души, то издатели этого собрания лучших образцов нашего родного искусства, живописующего высоко поучительные события Евангельской истории, надеются, что оно полезно не для одних только учащихся отроков и юношей, а будет способствовать и уже вступившим в жизнь и проходящим её подчас трудною стезею, углубляться в высшие образцы веры и благочестия, указанные нам Евангелием. Возвышаться от земного и тленного к вечному и божественному, пользуясь теми полетами мысли и возвышенными созерцаниями, какие запечатлели нам наши художники кисти в своих выдающихся творениях.

Протоиерей Петр Смирнов

17 августа 1903 года.

Упоминающиеся священнослужители