1917 год  кровавой чертой разделил жизнь страны и народа на «до» и «после». Россия после событий этого года стала иной, но и далее при богоборческой власти продолжала меняться, уходя от прежних традиций и идеалов. Безжалостность тех, кто отрекался от своих корней, привела как к физическому уничтожению такого числа представителей духовного сословия и православных мирян, что точно установить это не представляется возможным, так и утрате памяти о многих, чьими именами гордилась Россия. Все, что могло поколебать уверенность граждан страны советов в справедливости государственной политики, в прямом и переносном смысле выжигалось каленым железом.

Сжигались богослужебные и духовно-нравственного содержания книги. Зачастую товарищи большевики продавали их торговцам для использования вместо оберточной бумаги. Были утрачены многие документы, а тем более дневники, письма, воспоминания, которые свидетельствовали о служении представителей духовного сословия. Имена достойнейших служителей Церкви не упоминались долгие-долгие годы. Одним из тех, чьи труды во Славу Божью и ради процветания Православного Отечества были забыты, нужно считать протоиерея Алексия Сперанского (1855–1906) — духовного писателя конца XIX века, нашего земляка, старшего брата Калужского священномученика Иоанна (Сперанского), выходца из рода священно-церковнослужителей Калужской епархии Сперанских.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона есть следующие сведения: «Сперанский Алексий Иоаннович (род. в 1855 г.) — духовный писатель, протоиерей, настоятель Смоленско-кладбищенской церкви, уроженец Калужской губернии; образование получил в СПб. духовной академии.

Труды Сперанского:

«Значение неканонических книг Ветхого Завета» («Христианское Чтение», 1881),

«О божественной литургии» (СПб., 1894),

«Александро-Невская лавра» (СПб.,, 1897),

«Путеводитель по Исаакиевскому кафедральному собору» (СПб.,, 1898),

«Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском кафедральном соборе» (СПб., 1898).

На основании проведенных исследований (в РГИА и СПб ДА), хронологическая последовательность и полнота  творческого наследия протоиерея Алексия Сперанского,  как духовного писателя,  могут быть уточнены:

«Поучение в годовщину смерти протоиерея Иоанна Палисадова» (1887 г.).

«О Божественной литургии. Внебогослужебная беседа Священника Андреевского собора А. С. Сперанского» (1894 г.).

«Светлый день северной столицы и ея священная обитель» (1897 г.).

«Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском Кафедральном соборе» (1898 г.).

«Путеводитель по Исаакиевскому кафедральному собору» (1898 г.).

Простые по внешнему виду, не отличающиеся особыми полиграфическими достоинствами, большими объемами текста и количеством иллюстраций, эти издания заслужили  высокую оценку, как духовенства, так и светских людей, знатоков и специалистов. В связи с этим нужно отметить, что сведения из энциклопедического словаря, приведенные выше и относящиеся  к 1900 году, были помещены в энциклопедии редактором К. К. Арсеньевым и заслуженным профессором Ф. Ф. Петрушевским при участии 11 редакторов из числа профессоров и академиков. Но главное заключалось не в этом, а в  популярности книг и их востребованности читателями разных сословий, в том числе и малоимущего населения.

Период активного творчества протоиерея Алексия Сперанского длился с 1887 по 1898 год. Каждое из названных выше изданий служило высокой цели укрепления в вере православной, в желании жить по евангельским заповедям, помнить о христианских традициях и выполнять их. В своих книгах он  через описание истории православных святынь призывал общество в целом и каждого гражданина Отечества не просто созерцать их красоты, а становиться их истинным почитателем, стремиться к светлому и возвышенному.  

В формировании взглядов будущего пастыря и духовного писателя огромную роль сыграло воспитание в семье и обучение сначала в КДУ, позднее в КДС. Алексий Сперанский был выходцем из духовного сословия. Его отец Иоанн Григорьевич Сперанский, сын дьячка, родился  в с. Калугине Тарусского уезда, окончил курс в КДС с аттестатом 1-го разряда, был настоятелем храма в с. Желовижи Калужского уезда с 1854 по 1866 год, потом был переведен в с. Озерское Перемышльского уезда.

Алексий был старшим сыном в семье, родившимся 12 марта, а крещенным 14 марта 1855 г. в селе Желовижи. Восприемниками при крещении младенца, как указывается в сохранившейся метрической книге, были: Калужского уезда с. Никольского что на горне священник Алексий Иванов Лебеданский и жена калужского диакона Николая Петрова Никольского Анна Максимова. Подвижническое служение отца и крестного были примером для будущего пастыря.

Как и родитель, обучаясь наукам, Алексий относился к учебе серьезно, прилежно, поэтому и результат постоянно был один: первый разряд. Он окончил КДС первым по первому разряду, был направлен в СПб ДА. В числе лучших он был и при окончании академии. Двигало им не желание быть первым среди других, а осознанное стремление стать добрым пастырем овец православных.  На поприще служения Церкви отцу Алексию пригодились в равной степени поучения родителя, уроки семинарских преподавателей и профессоров академии. Молодой священник, рукоположенный  в 1881 году, считал, что «душой прихода, по самой идее пастырства, должен быть священник».

В 1887 году был определен в Андреевский собор на Васильевском острове. Именно с этой датой связано начало издания его книг, в которых он выступал не как автор, сообщающий читателю полезные сведения исторического характера, но как пастырь, проповедник. 1894 году отец Алексий, резолюцией Высокопреосвященного митрополита Палладия был определен на служение в кафедральный Исаакиевский собор, с исправлением должности ключаря собора. Годы служения в Исаакиевском соборе были наиболее плодотворными в творчестве духовного писателя, стремящегося донести до читателей пастырские поучения, добрые советы по устроению нравственной жизни. Обращаясь к истории церквей и почитаемых икон, рассказывая о святых и их деяниях, автор призывал быть истинным христианином каждого, кто взял в руки одну из его книг.

В 1898 году о. Алексий назначен настоятелем Смоленско-кладбищенской церкви. Редкая энергия и трудолюбие были свойственны отцу Алексию и как настоятелю этого храма, находящегося на Васильевском острове. Заслуги протоиерея Алексия Сперанского с этого периода не ограничиваются его пастырско-проповеднической и писательской деятельностью.

За небольшое время своего настоятельского служения, в течение семи лет, он преобразил все вокруг Смоленского храма, на деле показывая труды во Славу Божью. В 1900 году возведен каменный флигель во дворе завещанного церкви дома № 46 по 9-й линии В.О., а строительство дома на углу Камской и 17-й линии (огромный каменный пятиэтажный с двумя флигелями) было начато отцом настоятелем. В 1903 году по почину о. Алексия был учрежден Епархиальный дом трудолюбия для бедных женщин духовного звания в память рабы Божией Ксении. Призреваемые в Доме Трудолюбия пользовались помещением, столом, врачебной помощью и занимались шитьем духовного платья и церковных облачений. Содержался дом на субсидии от Смоленской кладбищенской церкви, различные пожертвования и на средства, выручаемые от продажи работ тружениц.

Почитание Ксении Блаженной началось при ее жизни и усилилось после кончины. В 1830-е над могилой на Смоленском кладбище устроили простую деревянную часовню, больше напоминавшую сарай. По инициативе тогдашнего настоятеля протоиерея Алексия Сперанского в 1902 году была возведена каменная часовня в русском стиле. Отец Алексий украсил кладбище капитальными постройками двух обширных церквей — Храма Светлого Христова Воскресения (1904 г.), полностью перестроенной в 1905 г. Троицкой церковью (двухэтажной).

Что касается храма Воскресения Христова, то о нем нужно сказать особо. Мысль о строительстве третьей церкви появилась в связи с расширением кладбища в сторону Малого проспекта. Даже был подготовлен проект, утвержденный в 1884 году. Но дело замерло. Только деятельная натура протоиерея Алексия Сперанского смогла осуществить этот план, но по своему разумению. Он привлек архитектора В. А. Демяновского. Был изменен не только проект, но и место, где строился храм, было выбрано у входа на кладбище. Как настоятель, так и зодчий были вдохновлены видом церкви Успения на Покровке в Москве.

Занятый почти всецело хозяйственными хлопотами по кладбищу и постройками, о. Алексий неотступно заботился о строгом исполнении церковного устава, о благолепии службы, чтения и пения. Современники отмечали, что никогда еще до о. Алексия в кладбищенской церкви не было такого торжественного и благолепного совершения службы. Он же первый завел на кладбище еженедельное совершение парастасов, т. е. заупокойных всенощных бдений по всем почивающим на кладбище. Литературное творчество было приостановлено. Но проповеди отца Алексия собирали много жителей СПб. И в 1904 году был освящен главный придел храма Воскресения Христова.

Отец Алексий рано отошел ко Господу после кратковременной, но тяжелой болезни в январе 1906 года. Смерть не дала реализовать много планов, завершить задуманное. Но протоиерей Алексий Сперанский успел столько совершить богоугодных деяний, что он достоин памяти потомков. Похоронен отец Алексий был с подобающими почестями на клиросе храма Воскресения Христова, который по его молитвам и трудам был возведен в Санкт-Петербурге.

Некрологи были напечатаны в столичных «Церковных ведомостях», КЕВе. В первом некрологе были такие запоминающиеся слова: «По своей широкой и искренней пастырской деятельности покойный, безспорно, принадлежит к выдающимся духовным деятелям Петербурга. Им сделано много добра, в особенности на последнем месте служения — Смоленском кладбище... По своему духовному складу покойный Алексей Иванович был необыкновенно искренний и симпатичный человек. При первом же знакомстве он производил впечатление доброжелательного, отзывчивого и готовного  помочь чужому горю. Вот почему он был так любим прихожанами — в особенности бедняками, часто прибегавшими к его помощи».

Но помимо этого в память о нем, как о пастыре с талантом духовного писателя, была издана брошюра, содержание которой позволило кратко, но душевно рассказать о пастыре, проповеднике, молитвеннике, заботливом ходатае о нуждах сирых и обездоленных. В самом достаточно длинном названии этого издания «Памяти основателя дома трудолюбия в честь рабы Божией Ксении и первого председателя распорядительного комитета онаго, настоятеля Смоленского кладбища протоиерея Алексия Иоановича Сперанского» автор постарался показать деятельную натуру достойного священнослужителя, его вклад в увековечивание памяти тогда еще не причисленной к лику святых Ксении Петербургской. Не только каждая страница, но и каждая строка указывает на благодарность всех, кто знал при жизни этого пастыря, за его подвижничество.

Приезжая в Санкт-Петербург, паломники из Калужской епархии стремятся побывать на Смоленском кладбище, поклониться святыням. Хочется, чтобы во время таких поездок, был помянут по православному обычаю наш земляк протоиерей Алексий Сперанский — один из тех, кто достойно вдали от родных мест земли Калужской, на которой  родился и учился, служил Богу и людям. Он был забыт в течение долгого времени. Но по Промыслу Божьему его заслуги высветились в луче правды и истины. И снова на страницах печати появляются его труды, перепечатываются его произведения духовно-нравственного содержания. Не только наши предки, но и мы можем найти много душеполезного в том, что когда-то написал протоиерей Алексий Сперанский ради спасения душ.