Село Озерское имеет древнюю историю. Упоминается уже в XV веке. Оно находится на левом берегу речки Озерчанки при дороге из Перемышля в Козельск, в 17 км от последнего. Ныне слилось с населенным пунктом Подборки и входит в Козельский район Калужской области. В XVII–XIX вв. зачастую название села писалось как Озерск. В XVII веке Озерск входил в Перемышльскую засеку, которая называлась также Озерской. Дозор 7185 (1677/78) года отмечает: «с полевой стороны засеки проехать никоторыми делы немочно, потому что пришли болота и заломы и леса большие». На протяжении XVII–XVIII столетий в Перемышльском уезде выделялся Озерской стан.
Храм в селе Озерском упоминается уже в середине XVII века в документах Сарайской и Крутицкой епархии. Возможно, он был здесь и ранее, т. к. населенный пункт был большим, возможно, небольшим городком, в XV столетии принадлежавшим какое-то время князю Федору Львовичу Воротынскому и его детям, а затем князю Ивану Михайловичу Воротынскому (Перемышльскому). О тех временах в наши дни напоминает большое городище, которое сохранилось близ села Озерского на левом берегу речки Озерчанки. К сожалению, оно разрушается песчаным карьером и стараниями «черных» археологов.
Церковь в селе Озерском в середине XVII столетия была во имя Иоанна Богослова. В указанном селе сохранился памятник этого периода, который констатирует о том, что храм здесь уже действительно был и при нем располагался погост. В центре современного села Озерского при прокладке автодороги дождями размыло почву, обнажив край надгробной плиты из известняка. Надгробный памятник и само погребение изучал археолог И. В. Болдин. Надпись на плите говорит о том, что здесь был похоронен Семен Павлович Давыдов, скончавшийся 20 ноября 1663 г. Ныне плита находится возле дороги, ведущей к церкви от шоссе Перемышль-Козельск, под сооруженным навесом.
В 1674–1675 гг. в Иоанно-Богословской церкви проводили богослужения три священника — Тит, Федот и Гавриил. Они платили полоняничных денег по 10 денег каждый. Полоняничные деньги — это подворная, а не посошная подать, назначенная на выкуп пленных у татар и турок. Еще в царствование Михаила Федоровича она собиралась временно по особому распоряжению правительства. Потом она стала постоянной и по Уложению 1649 г. собиралась ежегодно «со всяких людей», как тяглых, так и нетяглых, но не в одинаковом размере с людей разных состояний: посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, крестьяне дворцовые, черные и помещичьи вдвое меньше, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов только по 2 деньги. Эту подать собирал заведовавший выкупом полоняников Посольский приказ.
20 января 1677 г. по указу и грамоте митрополита Сарского и Подонского Варсунофия со священников села Озерского Тита и Федота, а также с диакона и двух бобылей (всего с 5 дворов) также были взяты полоняничные деньги. В декабре следующего 1678 г. также были собраны полоняничные деньги с причта церкви Иоанна Богослова села Озерска с дворов священников Федота, Тита и Григория по 8 денег с каждого. В 1680–1681 гг. те же священники также заплатили этой подати по 10 денег с каждого.
На 1692–1693 гг. церковь в селе Озерске Озерского стана Перемышльского уезда уже именовалась Успенской (возможно, она была перестроена, и главным престолом в храме стал во имя Успения Божией Матери). В это время ее священниками были Федор и Симеон Титович, сын ранее бывшего здесь же священника, о котором упоминалось выше. Симеон Титович стал священником Успенской церкви в 1689 или 1690 г. Через год он овдовел. В 1696–1698 гг. при этом же храме священниками были Григорий Гаврилов, Прокопий Титов и Василий.
До 1708 г. в Успенской церкви была особо чествуемая икона Знамения Пресвятой Богородицы. Для усиления средств Белёвской Жабынской пустыни (была в Тульской губернии в 7 верстах от Белёва, ныне входит в Белёвский район Тульской области) игумен Тихон (1710–1722) исходатайствовал у митрополита Сарского и Подонского Иллариона перенести в эту обитель чудотворный образ из села Озерского. Перенесение это породило тяжбу между монастырем и причтом села Озерска. Преемник Иллариона митрополит Феодосий по ходатайству того же Тихона окончательно утвердил икону за монастырем своею грамотою от 15 мая 1711 г.: «ибо такому чудотворному образу достойно быть в монастыре общего жития монашеского, а не в приходской церкви: понеже попы и причетники церковные подаяние и имение похищают себе, которое от благочестивых христиан приносится в дар самому Богу, и в честь Божией Матери, и во украшение церкви Божией, и во всякие церковные нужныя потребы; в чем они попы с причетники корысть себе получали, и церкви Божией обиду чинили, и во оном они смертно грешили». Образ этот медный, складной, меры в 1 вершок (44,45 мм); около самого образа рамка серебряная, позолоченная; образ был помещен в серебряном со створами позолоченном киоте. Икона эта предположительно русского литейного дела XVI века.
Как сообщают клировые ведомости, каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в Озерском местным помещиком бригадиром Иваном Федоровичем Языковым в 1750 г. Документ, хранящийся в Государственном архиве Калужской области, уточняет дату возведения нового храма. Согласно ему, бригадир Языков в 1754 г. подал прошение епископу Крутицкому Иллариону, который в 1754–1758 гг. временно управлял Московской епархией, с просьбой о возведении в селе Озерском новой церкви из приготовленного им материала. Там же указывалось, что старая деревянная церковь к тому времени пришла в ветхость, что грозило опасностью для служащего в ней причта и прихожан. Указом от 21 марта 1754 г. такая постройка Языкову была разрешена.
Новая церковь имела главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы и два придела — в честь евангелиста Иоанна Богослова слева и во имя Николая чудотворца по правую сторону. Главный престол имел размеры 6 аршинов в высоту (4,3 м), 8 аршинов в длину (5,7 м), 1 аршин 4 вершка в ширину (0,89 м). Священником здесь в это время был Иоаким Герасимов, которого в 1757 г. сменил его сын Иоанн.
На начало 1780-х гг. при Успенской церкви была писцовая церковная земля, принадлежавшая священно- и церковнослужителям этого села, в количестве 32 дес. 714 саж., которая располагалась на правом берегу речки Озерчанки. Селом в это время владела вдова (как минимум с 1766 г.) бригадира Анна Яковлевна Языкова. Священником Успенской церкви в селе Озерском в 1793 г. был Петр Степанов, переведенный сюда из села Бакатова Перемышльского уезда. В 1797 г. при рассматриваемой нами Успенской церкви священником был уже Андрей Алексеев.
Участник Заграничных походов русской армии, служивший во 2-м Тульском Конно-казачьем полку, с которым принимал участие в осаде Данцига в 1813 г. Николай Александрович Хитрово, возвратившись с войны, прожил три года со своей семьей в имении родителей в сельце Фединском Белёвского уезда Тульской губернии. До 1815 (?) г. умер дед Н. А. Хитрово Александр Никитич Киреевский. Его дочь, мать Николая Александровича, надворная советница Ольга Александровна Хитрово, согласно документам Государственного архива Калужской области, в 1815 г. владела селом Озерским с деревнями Перемышльского уезда, доставшимся ей после покойного родителя. Дохода имение приносило 1500 руб. в год. В 1816 г. Н. А. Хитрово с семьей перебрался в перемышльское село Озерское. Все дети Хитрово были крещены в приходской Успенской церкви.
Согласно клировой ведомости причт Успенской церкви в селе Озерском в 1824 г. состоял: из первого священника Иосифа Феоктистова, второго священника Ивана Федорова, диакона Сергея Михайлова, первого дьячка Гавриила Захарова, второго дьячка Федора Акимова и двух пономарей — Никиты Лукьянова и Иосифа Никитина. К 1836 г. мы видим уже другой состав причта этого храма: священниками были Иван Федоров и Петр Андреев, диаконом Дионисий Васильев, дьячками Федор Устинов и Гавриил Захаров, пономарями оставались Никита Лукьянов и Иосиф Никитин.
Во время обозрения церквей Перемышльского и Лихвинского уездов в 1850 г. епископ Калужский и Боровский Николай отметил, что «села Озерска диакон и пономарь Якунин — катехизис плохо знают, а пономарь Соколов — нотное пение».
Надпись на сохранившемся возле Успенской церкви мраморном надгробии сообщает нам, что здесь был похоронен помещик сельца Подборок Василий Николаевич Писарев, скончавшийся 15 августа 1855 г. (в феврале 1889 г. здесь же погребена его супруга Евдокия Петровна). В том же 1855 г. в Успенской церкви в приделе Св. Николая был погребен помещик села Озерского Никита Кузьмич Омельяненко, скончавшийся 10 сентября указанного года. Он был тайным советником, калужским губернатором (1816–1825), калужским губернским предводителем дворянства (1836–1842).
При жизни Н. К. Омельянченко много сделал для Успенской церкви. Нужно добавить, что в клировой ведомости церкви в дальнейшем упоминается не только о храмоздателе бригадире Языкове, но значится, что «оная же церковь в 1830–31 гг. возобновлена тщанием тайного советника Никиты Козьмича Омельянченко», отдавая должное благородному участию последнего в поддержании Дома Божьего в должном состоянии.
В 1862 г. в селе Озерском в доме священника его сын, студент Калужской духовной семинарии, Николай Преображенский безвозмездно обучал грамоте 50 мальчиков. 7 апреля 1864 г. он по прошению был уволен из духовного звания. В 60-е годы 19 века Успенская церковь так описана в клировой ведомости: «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней 3: в настоящей холодной во имя Успения Пресвятой Богоматери; в приделах устроенных по бокам настоящей церкви по правую сторону во имя святителя Николая Чудотворца; по левую во имя святого апостола Евангелиста Иоанна Богослова. Причта положено по штату: один настоятель — священник и один псаломщик».
Таковы сведения об истории Успенского храма в с. Озерском вплоть до времени перевода туда на настоятельское место в 1866 году священника Иоанна Григорьевича Сперанского. По этому поводу в КЕВ было опубликовано объявление: «На священническую вакансию в церковь с. Озерска Перемышльского уезда определен священник церкви с. Желовижи Иоаннн Сперанский — 26 июля». Отец Иоанн был переведен на это место в связи со смертью своего предшественника священника Дмитрия Преображенского. Семья нового настоятеля состояла из жены Марии Максимовны и сыновей Алексея (1855 г. р.), Петра (1860 г. р.), Иоанна (1864 г. р.).
Иоанн Сперанский-младший переехал с родителями в с. Озерское в возрасте 2,5 лет. Так что его детство и юность прошли именно в с. Озерском, которое стало для него по-настоящему родным. Забегая вперед, нужно подчеркнуть, что прожил он здесь (не исключая времени пребывания в КДУ и КДС, когда он приезжал на каникулы, находился дома во время болезни) до 1899 года (33 года), покинув знакомое до последнего дома село, в связи с переездом в Калугу. Только он, единственный из братьев, остался служить там, где был настоятелем в течение 18 лет их родитель, где сам он возрастал среди сельских жителей, чьи устремления были для него понятны, а их житейские нужды — близки.
Самым известным из старших братьев был Алексей. После окончания КДС Алексей уехал в Санкт-Петербург на учебу в Духовную Академию, а после окончания обучения так и не вернулся потом в родные края. Петр нашел себя на другом поприще, выбрав в дальнейшем для учебы Демидовский лицей. Только Иоанн и Григорий, родившийся в Озерском в 1870 году, обучавшийся сначала в КДУ, а потом в КДС, помогали своему отцу в службах Успенского храма (в меру детских, а потом юношеских сил), особенно в каникулярный период.
На глазах братьев Сперанских проходило все служение их отца. Они видели все трудности будней и праздников сельского священника, к которому обращались в любое время суток. Их родитель старался не просто благоустроить Успенскую церковь, но сделать ее истинным Домом Божьим. С этой целью батюшка не только объяснял прихожанам значение кружечных и тарелочных сборов, но и умело склонял к благотворительности тех благочестивых прихожан, кто был в состоянии сделать существенные пожертвования. Особо нужно отметить благотворителя Цыплакова.
Во второй половине XIX – начале XX вв. Озерским владели Цыплаковы. Они же делали пожертвования в Успенскую церковь. Потомственный почетный гражданин Дмитрий Иванович Цыплаков, церковный староста этого храма, в 1881 г. получил благословение Святейшего Синода с выдачею грамоты. Как добрый христианин и одновременно как заботливый староста, Д. И. Цыплаков во многом помогал настоятелю отцу Иоанну Сперанскому-старшему в благоукрашении храма. Поэтому Успенский храм не был похож на многие бедные по благоукрашению сельские церкви.
Отец Иоанн Сперанский-старший стремился в конечном итоге не столько к созданию внешней привлекательности церкви, сколько к обеспечению должного благочестия. Своим примером семьянина, священника он старался вызвать у односельчан и других жителей прихода желание не называть себя христианином, а быть таковым, преодолевая искушения и житейские невзгоды. Некоторые мысли и поучения этого пастыря можно почерпнуть из его публикаций, напечатанных в Калужских епархиальных ведомостях.
В статье «Наводнение, бывшее в с. Озерском и ближайших селениях Калужской губернии, Перемышльского уезда, 1880 года» отец Иоанн не только описывает наводнение, но и связывает это с отходом от веры: «Страшное и невиданное доселе зрелище! Это вполне заслуженное наказание от Бога за наши грехи и беззакония — за то, что мы совершенно стали забывать Господа Бога и перестали посещать святой храм Его в Воскресные и Праздничные дни, а возлюбили паче тьму — это трактиры и питейные заведения, одуряющие и затмевающие человека, коих у нас в одних Подборках шесть. К несчастью, эти заведения в Воскресение и Праздничные дни с раннего утра до позднего вечера у нас бывают наполнены народом». В своих проповедях, внебогослужебных собеседованиях, в общении со своей паствой, особенно с «заблудшими овцами» пастырь заботился о спасении души каждого.
Все лучшие традиции сохранились, когда настоятелем Успенского храма стал окончивший КДС в 1884 году Иоанн Сперанский-младший. Его возраст не был недостатком в глазах местного населения. Благочестие, трудолюбие, сила веры, любовь к ближним молодого священника были хорошо известны не только его односельчанам, но и всем жителям других населенных пунктов прихода. В Калужском епархиальном вестнике было напечатано сообщение об изменениях в штате Успенского храма: «Уволен по прошению за штат священник с. Озерска, Перемышльского уезда, Иоанн Сперанский. На его место определен студент Калужской семинарии Иоанн Сперанский — 13 августа».
Среди православных мирян не осталось незамеченным желание нового настоятеля продолжить деятельную заботу о внешней и внутренней красоте храма. Новый настоятель пошел в этом дальше своего отца. На собранные пожертвования в 1885 году «внутренние стены были расписаны живописью и устроен теплый придел в трапезной части. Вокруг церкви устроена каменная ограда. В трапезной части храма устроен теплый придел в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость». По-прежнему благотворителем оставался Д. И. Цыплаков. В 1885 г. он пожертвовал в свою приходскую церковь плащаницу и купель, стоящие 200 руб.
В следующем году Д. И. Цыплаков пожертвовал гробницу для плащаницы, полное священническое и диаконское облачение и облачения на два престола и на два жертвенника, всего на 350 руб. В 1888 г. он пожертвовал в Успенскую церковь картину «Снятие Господа со креста» стоимостью в 65 руб. Также на его средства в церковной ограде был построен сарай для церковных дров. В следующем году Цыплаков пожертвовал в пользу причта две 5 % облигации второго восточного займа по 100 руб. каждая. В определенной степени таким образом оценивался вклад причта во главе с отцом Иоанном Сперанским — младшим в благолепие храма и поддержании в нем порядка.
Помимо благоукрашения Успенской церкви отец Иоанн Сперанский-младший позаботился и о месте погребения мертвых. В клировой ведомости по этому поводу есть следующие сведения: «Для погребения умерших имеется особо отведенное, в полуверсте от церкви, вне селения кладбище, окопанное рвом и обнесенное дубовым частоколом». В этот период изменилось описание самого храма с учетом уже указанных преобразований: «Церковь в честь Успения Богородицы с приделами: святителя Николая Чудотворца, апостола Иоанна Богослова, Всех Скорбящих Радость». В приходе состояли: с. Озерское, с-цо Подборки, населенные пункты — Нелюбовка, Васильевское, Запрудная, Каменка, Шамордино, Рудная, Феофиловка, Кулешовка, Марьино, пустынь Смолина. Всего было 453 двора с населением: мужским — 1643, женским — 1712 человек.
Не только в 1885 году настоятель его отец Иоанн Сперанский умело склонял прихожан к пожертвованиям. Известно из публикаций в КЕВ, что в 1891 году были проведены необходимые сборы средств для поддержания храма в благолепном виде. По этому поводу в июньском номере КЕВ (№ 11) сообщалось о том, что преподано Архипастырское благословение Его Преосвященства «священнику с. Озерска Перемышльского уезда Иоанну Сперанскому и прихожанам оной церкви с местным церковным старостой Дмитрием Цыплаковым за их, совокупно сделанные на пользу церкви, пожертвования в количестве 500 рублей». Таким образом, все были вовлечены в сбор средств для храмовых нужд.
Среди других жертвователей в Успенскую церковь села Озерского можно назвать крестьянина деревни Шамординой Петра Ломаева, санкт-петербургского купца Андрея Вологодина, вдову санкт-петербургского купца Евдокию Кожевникову, товарища обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера, обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева, Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева и др.
Особую роль в поддержании религиозности, укреплении в вере, духовно-просветительской и благотворительной деятельности играло православное братство в честь святителя Николая Чудотворца. Братство было создано при Успенской церкви в 1893 году. Текущими делами Братства занимался Совет, состоявший в тот период из 12 человек: председатель Совета, священник Иоанн Сперанский, казначей Д. И. Цыплаков, делопроизводитель М. А. Воронцов и члены Совета: Е. Ф. Писарева, Е. А. Субботина, М. А. Быкова, Н. С. Попова, Е. А. Гончарова, В. С. Лазаревская, Т. Т. Чичирин, А. И. Крючков и П. П. Александров. Благотворительная деятельность Братства заключалась в посильной помощи нуждающимся, в принятии мер к улучшению нравственного и материального благосостояния приходского населения.
Деятельность Братства святителя и чудотворца Николая при Успенской церкви с. Озерска была направлена на духовно-просветительскую и благотворительную помощь прихожанам. Сразу же при Братстве была открыта библиотека-читальня. За короткое время для библиотеки были приобретены книги в количестве 1505 экземпляров, как писалось в отчете по работе Братства за 1897 год: «Духовно-нравственного содержания 594 экземпляра, исторических 112, географических 73, по естественной истории 28, по гигиене 35, по сельскому хозяйству 200, юридических 30 и разного содержания: бытовых рассказов, детских книг и прочих 433. В библиотеку выписываются журналы: «Воскресный день», «Сельский Вестник», «Деревня» и высылаются бесплатно: «Душеполезное чтение», «Кормчий» и «Калужский Вестник».
Библиотека не была просто местом хранения книг, благодаря стараниям настоятеля Успенского храма как дети церковно-приходской школы, так и взрослое население много читали, с 1 января по 1 июля 1897 года было выдано на дом 1400 книг. С января до праздника Пасхи ежедневно в читальне Братства сам отец Иоанн проводил беседы с помощью причта и библиотекаря А. Лазаревской. В отчете это отражено следующим образом: «Ежедневно прочитывалось житие дневного святого на русском языке; подробно изъяснены пятая и шестая заповеди Закона Божия, по руководству бесед по нравственному богословию протоиерея Евгения Попова, чему было посвящено 30 чтений; было 8 чтений — бесед по книжке «Воскресный собеседник» изд. 1896 года, в коей описаны важнейшие события золотого века церкви Христовой, с нравственными приложениями; прочитана целая серия книжек, изданных под заглавием «Доброе слово»».
Отец Иоанн всячески старался укреплять прихожан в вере, верноподданических чувствах, считая это очень важным для православного христианина. Особое внимание было уделено этому в 1896 году, когда «совершилось в земле русской великое историческое событие — Священное Коронование и миропомазание Их Императорских Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны». В Озерском было организовано широкое празднование Священного Коронования, начиная с кануна этого великого дня, который пришелся на Духов день, когда народ привык гулять в роще. Но стараниями настоятеля храма и благодаря его разъяснениям, храм был полон молящимися, которые пришли даже из отдаленных деревень прихода.
В самый день празднования после литургии отцом Иоанном было произнесено поучение в переполненной народом церкви. После службы крестьянам раздавались Троицкие книжки «Что такое Царская Коронация». После получения известия о благополучно завершившейся в Москве коронации, были совершены пушечные выстрелы и благовест. Но так было задумано и прошло только начало торжества, запомнившегося всем присутствовавшим. Для неизбалованных впечатлениями сельских жителей торжество символизировало силу и мощь православного государства, вселяло гордость за Российскую Державу и Богом данного Царя. Даже старожилы не помнили ничего подобного.
После торжественного начала праздника, как описывалось это событие в с. Озерском в Калужском епархиальном вестнике, ликованию сельских жителей не было предела: «Невозможно передать охватившей всех радости. Вся народная масса заволновалась, все благоговейно закрестились, у многих на глазах заискрились слезы, слезы радости; со всех сторон послышался трепетный, радостный шепот: Слава Богу! Слава Богу! Священник произнес краткую, но сердечную речь о величии совершившегося события и радости русских людей. Певчие запели «Тебе Бога хвалим». Пушечные выстрелы и колокольный звон. Диакон провозгласил многолетие. Затем направился крестный ход на площадь у волостного правления для совершения благодарственного Господу Богу молебствия. На площади был устроен красивый павильон, убранный зеленью и флагами. Красивое зрелище представлял этот крестный ход!».
Заботы настоятеля Успенского храма отца Иоанна Сперанского-младшего касались и улучшения быта и жизни местного крестьянства. С помощью благотворителей были приобретены станки-самолеты, которые существенно улучшали качество ткацких изделий. Из министерства земледелия была приглашена В. А. Долино-Добровольская, которая обучила более 26 желающих. В 1895 году на Калужской выставке большая серебряная медаль была вручена «Братству святителя Николая за улучшение ткацкого промысла распространением ткачества на самолетных станках».
Неоднократно при библиотеке-читальне для всех желающих проводились беседы по пчеловодству. Для этой цели приглашался один из лучших лекторов и специалистов по этому вопросу — Л. А. Потехин — автор многих сочинений по пчеловодству. Незадолго до переезда отца Иоанна Сперанского-младшего в Калугу, в 1898 году был построен церковный дом. Дом был одноэтажный, деревянный, на каменном фундаменте. Стоимость дома составляла 3000 рублей. Помимо этого заботами настоятеля была построена каменная церковная сторожка вместо прежней деревянной, каменный сарай.
За время служения в Успенском храме с. Озерского отец Иоанн Сперанский неоднократно награждался епархиальным начальством: набедренником (1888 г.), скуфьею (1892 г.), камилавкою (1899 г.). Помимо этого он был удостоен благословения Св. Синода с выдачею грамоты (1896 г.), книги «Библия» от Св. Синода выдаваемою (1896 г.). За период его служения в этом сельском храме произошло много изменений, которые благотворно сказались на жизни прихода.
Описание Успенской церкви по состоянию на начало ХХ века позволяет представить себе ее как снаружи, так и внутри: «Успенская церковь — каменная, внутри и снаружи оштукатуренная. Покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви, совместно с колокольней 16 саженей, наибольшая ширина 10 саженей, высота до верха карниза 3 сажени. На церкви имеется 1 большая глава, больших окон 20 штук, малых 6 штук, дверей наружных створчатых железных 3 штуки, внутри 4 штуки. Главный иконостас длиной 24 аршина, высотой 10 аршин, другой малый в трапезной длиной 15 аршин, высотой 5 аршин. Церковь отапливается 2 изразцовыми печами. Колокольня в 4 яруса, общая высота до верха колокольни 11 саженей».
Таким образом, с начала второй половины и до конца 19 в., стараниями последних настоятелей Успенского храма за этот временной период, построенный в 1750 году, храм по-прежнему выглядел как достойный и любимый прихожанами Дом Божий. Заботами пастырей — отца Иоанна Сперанского-старшего и отца Иоанна Сперанского-младшего, будущего священномученика, храм продолжал оставаться местной почитаемой святыней. Сменивший отца Иоанна Сперанского-младшего священник Иоанн Малинин получил храм в надлежащем виде и состоянии.
Храм в Озерском был закрыт в 1922 г. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Он был взорван в 1941 г. Понадобился кирпич для строительства дороги. Использовать его не удалось, т. к. при взрыве здание Успенской церкви развалилось на огромные блоки, которые были не пригодны для строительства. В 1996 г. жители сел Подборки, Озерское и ближних деревень выступили с инициативой строительства нового храма на месте разрушенного. В 1998 г. на остатках фундамента центрального алтаря был заложен фундамент деревянного Успенского храма. В мае 2000 г. он был возведен. Отрадно, что после тяжелых испытаний советского времени, Успенский храм вновь несет своим прихожанам свет православной веры. В стенах храма поминают тех, кто так много сделал в свое время для укрепления в вере прихожан, и молятся своему святому — священномученику Иоанну (Сперанскому).