Иконописец Иларий

Я узнала о нем совсем недавно от отца Амвросия (Стрекачёва), которому пришло письмо из Соловецкого монастыря. Автор письма — Марина Васильевна Осипенко, занимается сбором материалов для канонизации насельников обители, пострадавших в годы репрессий. Один из них — Иларий, в миру Иван Лыюров, до ареста служил в Сретенской церкви села Вильгорт Коми АССР. Вот и высказала Марина Васильевна в письме надежду, что в Коми можно найти какие-то сведения о нём.

Меня сразу же заинтересовала фамилия Лыюров, которая часто встречается в селе Зеленец, откуда я родом, и в переводе с коми означает «костяная голова». Догадка относительно происхождения отца Илария подтвердилась. В материалах, собранных Мариной Васильевной, сказано: «Иеромонах Иларий, в миру Иван Степанович Лыюров, родился в селе Зеленец Сыктывдинского района Коми АССР». Эти сведения были почерпнуты из анкеты, заполненной при его аресте в 1937 году. Чтобы подтвердить эти данные, пришлось обратиться в Национальный архив РК. И вот что я там узнала.

В метрической книге зеленецкой Богоявленской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии за 1868 год есть запись: «... деревни Парчегской крестьянина Стефана Андреева Лыюрова и законной жены его Параскевы Михайловой, оба православного вероисповедования, родился 20 сентября сын Иоанн, крещён 22 сентября. Восприемник деревни Слободской крестьянин Иван Михайлов Коданёв». Значит, крёстным отцом Ивана был его родной дядя по матери, Иван Михайлович Коданёв. А мать, оказывается, была родом из деревни Слободской (ныне это Эжва, район города Сыктывкара), урождённая Коданёва. Таинство крещения совершил священник зеленецкой церкви Константин Авениров с диаконом Иоанном Поповым. Для уточнения, в какой семье рос Иван Лыюров, я обратилась к Подворной описи состояния хозяйств крестьян и повинностей Богоявленской волости за 1872 год. И вот какие сведения почерпнула оттуда.

Домовладелец Андрей Лыюров, дед Ивана, умер еще до его рождения. А вот бабушка Катерина Васильевна внука застала. Вместе с ней проживали её сыновья Семён, Григорий и Степан с детьми. У Степана с женой Парасковьей Михайловной Иван был единственным сыном, а жили все 15 членов семьи в одном доме и вели общее хозяйство. Семья была благочестивой, часто посещала церковь, которая находилась в четырех верстах от деревни Верхний Парчег на погосте. В 1885 году «...тщанием прихожан в д. Верхний Парчег была построена деревянная Богородская часовня. В ней совершались молебствия: 26 апреля св. Стефану, епископу Великопермскому; 15 июля св. мученикам Кирику и Иулите; 22 октября Казанской иконе Божией Матери».

О дальнейшей судьбе Ивана Лыюрова я узнала из материалов, собранных Мариной Осипенко. В 1889 году, когда ему исполнился 21 год, он отправился в Соловецкий монастырь и вступил в число братии. К этому времени уже знал грамоту, поскольку отучился в зеленецкой церковно-приходской школе. В Соловецком монастыре Иван учился и трудился в иконописной школе под руководством старосты иеромонаха Флавиана. В 1903 году окончил 6 классов братского училища и был пострижен в монашество. В 1905 году рукоположён в сан иеродиакона. К этому времени он уже считался опытным иконописцем. Под его руководством в монастырской иконописной школе были написаны образа для двухъярусного иконостаса, который был установлен в новопостроенном Никольском храме на Конд­острове. В 1908 году во время первой литургии в освящённом храме епископ Тихон (Никандров) рукоположил иеродиакона Илария в сан иеромонаха. Годом позже настоятель отзывался об отце Иларии: «Отличных качеств и способностей, благочестной жизни, трудолюбив и послушлив». В последнем монастырском послужном списке за 1915 год отзыв также положительный: «Очень хороших качеств и способностей».

После закрытия монастыря в 1923 году иеромонах Иларий был выслан с Соловков, вернулся на родину и поселился в селе Вильгорт Сысольского уезда Коми АО, где служил в тамошней Сретенской церкви. Жил, как и положено монаху, одиноко, в анкете указал, что родственников не имеет. Арестован был 6 августа 1937 года. Обвинялся в том, что «враждебно настроен против Советской власти, активно вёл контрреволюционную деятельность. Ходил подворно, распространял слухи, что скоро будет война, Советская власть — грабительская власть — скоро погибнет вместе со всеми коммунистами-антихристами. Призывал единоличников в колхозы не вступать, запугивая последних, что придёт время, колхозники примут разные муки». В день ареста отец Иларий был дважды подвергнут допросам. Виновным себя не признал. Обоим следователям отвечал: «Никакой контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности я не проводил, поэтому никаких показаний давать не буду». Осуждён 13 августа 1937 года тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 15 августа 1937 года в г. Сыктывкаре.

Следователи очень торопились. Август 1937 года был пиком по расстрельным спискам. Почти 70-летнему монаху приговор был вынесен и исполнен всего через 9 дней после ареста. Но плоды его трудов продолжают давать знать о себе, ведь за полвека своего иноческого служения отец Иларий расписал немало храмов и оставил много икон. Обретаются они самым неожиданным образом. Так, в 2003 году в антикварном магазине г. Сочи С. А. Глотов приобрёл икону преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, и мученика Севериана с надписью на обратной стороне: «Сия икона писана благословением обители Соловецкой в 1895 году. Живописец Иоан Лыюров».

В одно время с о. Иларием в Сретенской церкви села Вильгорт служила псаломщицей монахиня Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря Елизавета (Ярыгина). Арестована 4 августа 1937 года, расстреляна 12 сентября того же года. Прославлена в лике святых как новомученица земли Коми. На вопрос следователя: «Признаёте ли себя виновной?» — ответила: «Виновной я себя ни в чем не считаю и от дачи каких-либо показаний о своей деятельности против существующего порядка отказываюсь».

Старостой Сретенской церкви был житель этого же села Евфимий Петрович Кочев, арестованный 13 сентября 1937 года и расстрелянный 18 сентября, то есть через пять дней. В 2001 году он был причислен к лику святых. В своих показаниях на следствии отвечал: «Признаю себя виновным, что в 1937 году в июне месяце, будучи церковным старостой, призывал народ, чтобы организованно выступить против Советской власти и не дать закрыть церковь, для этой цели я ходил подворно и призывал народ выступить организованно и тем самым препятствовать закрытию церкви. В 1937 году 13 сентября, когда мне представитель НКВД предложил открыть церковь, где хранилось имущество у арестованного попа Лыюрова, для производства описи, я вместо того, чтобы подчиниться органу НКВД открытием церкви, категорически отказался и пошел в деревню для того, чтобы собрать народ и организованно не допустить зайти в церковь представителям НКВД для произведения описи имущества приходскому арестованному попу Лыюрову».

Вместе с о. Иларием (Лыюровым) 15 августа были расстреляны иерей Александр Тюрнин из палевицкой Покровской церкви и настоятель часовской Спасской церкви иеромонах Платон (Колегов), осуждённые по одному делу. Под актом о расстреле стоят три фамилии: Выжлецов, Галишевский и Подшивалов.

В 2001 году иеромонах Платон (Колегов) также прославлен в лике святого. В своем письме Марина Осипенко обращается ко всем, кто еще помнит об о. Иларии. Может быть, найдутся родственники, которые могут сообщить какие-либо сведения о нём, о его детских и юношеских годах, о служении в вильгортской Сретенской церкви, где он 14 лет был настоятелем. Ценность имеет каждая крупица воспоминаний о новомученике, безвинно пострадавшем за Христа.