В писцовых книгах 1636 г. упоминается церковь Климента, папы Римского, в селе Климентовский Погост на Рязанщине. От священников, служивших в этой церкви, происходит старинный священнический род Климентовских, к которому принадлежал последний из иереев, служивших в храме св. князя Владимира в Старых Садех перед его закрытием в 1933 г.

Евгений Алексеевич Климентовский родился 12 января 1893 г. в селе Недостоево Рязанской губернии в семье протоиерея Алексия Александровича и его жены Анны Гавриловны. В 1914 г. он окончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Семейные обстоятельства заставили его в октябре 1916 г. на втором курсе оставить академию, но уже через три месяца о. Евгений пишет прошение о возвращении в дорогие ему стены: «...Испытание, очевидно ниспосланное мне Творцом, почти прошло: обстоятельства личной и семейной жизни несколько улучшились. И вот я дерзаю снова постучаться в двери родной для меня Академии»[1]. Его восстановили в число студентов, но теперь уже революция и закрытие академии не позволили ему полностью пройти академический курс. С 1918 г. отец Евгений служит священником в Тамбовской губернии в селе Питим. В 1923 г. иерей Евгений Климентовский получил назначение во Входо-Иерусалимскую церковь г. Рязани. Его крестный путь страданий с распинаемой Русской Православной Церковью начался в сентябре 1925 г. Ему остается жить двадцать восемь лет, из них «в узах и горьких работах» предстоит провести 23 года.

Властями было открыто «дело о нелегальном сообществе (именуемом «Епархиальной канцелярией»), созданным рязанским епископом Борисом (Соколовым)», по которому были осуждены 11 человек. Священник Евгений Климентовский обвинялся в том, что «с 1 февраля 1925 г. по 29 сентября 1925 г. состоял заведующим епархиальной библиотеки, распространял книги означенной библиотеки в уездах Рязанской губернии... т. е. в преступлении, предусмотренном 72 ст. УК». Его осудили на 3 года Соловецкого ИТЛ за «антисоветскую агитацию». По этому же делу был осужден и отправлен на Соловки двоюродный дядя о. Евгения епархиальный благочинный протоиерей Александр Васильевич Климентовский.

После окончания 3-летнего срока на Соловках о. Евгений был выслан на 3 года в г. Козлов Тамбовской области. На свободу он вышел только через шесть с половиной лет — 14 марта 1932 г. А в мае того же года по рекомендации епископа Варфоломея (Ремова) о. Евгений становится священником в храме св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садех в Москве, где четыре месяца назад был арестован настоятель о. Сергий (иеромонах Феодор) Борделиус. Семья о. Евгения — жена Зинаида Александровна, дочери Анна, Мария, Ольга, Лидия и Александра — остались в Рязани, а он жил в церковной сторожке при храме (снесена в 1960-е гг.). В это время уже идет кампания по закрытию церкви, помещение предполагается отдать спецслужбам ОГПУ. Отца Евгения Климентовского арестовали 26 января 1933 г. По постановлению президиума Мособлисполкома от 23 марта 1933 г храм был закрыт[2].

Иерею Евгению Климентовскому предъявили обвинение в «антисоветской агитации и принадлежности к антисоветской религиозной нелегальной организации». Он проходит в «деле по обвинению Успенского Петра Михайловича, Мельниковой Татьяны Борисовны[3] и др. в числе 41 человека». По постановлению Особого Совещания ОГПУ иерей Евгений Климентовский был выслан этапом «в Севкрай сроком на 3 года». Ссылку о. Евгений отбывал в Каргополе, был освобожден в 1936 г.

В третий раз его арестовали 26 июля 1938 г. в Рязани. Следствие длилось более двух лет. По рассказам о. Евгения, применяя методы физического воздействия, в тюрьме от него добивались признания в принадлежности к «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Допросы начинали после полуночи. Многие не выдерживали и оговаривали себя и других. В заключении по делу о. Евгения написано: «Виновным себя Климентовский не признал, но изобличается показаниями других обвиняемых — Воинова (умер), Якушева, Смирнова, Цветкова, Светлова, Перфилова и Перехвальского, которые, за исключением Смирнова и умершего Воинова, от своих показаний отказались».

Тем не менее «Климентовский Евгений Алексеевич, служитель религиозного культа... дважды судимый органами НКВД» 2 сентября 1940 г. был приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ (Печерский лагерь, Коми АССР). Последние три года он работал в лагере санитаром — ему за пятьдесят, врачебная комиссия признала его непригодным к физическому труду по состоянию здоровья. Из заключения он возвращается в апреле 1946 г. с больным сердцем, в последующие полтора года на свободе он дважды тяжело и долго болел. После заключения отец Евгений служил священником в селе Борки Ерахтурского района Рязанской области.

22 декабря 1948 г. протоиерея Евгения Климентовского арестовали в четвертый раз. В справке, приложенной к делу, указано, что «...вещественных доказательств по делу нет... Материалов об антисоветской деятельности Климентовского с момента его освобождения из лагеря в апреле 1946 г. не добыто. Лиц, скомпрометированных показаниями Климентовского нет». Несмотря на это, следователь считает необходимым «Климентовского Евгения Алексеевича направить на пожизненное поселение в отдаленные области Советского Союза»...

О. Евгения отправили в ссылку в Казахстан в апреле 1949 г. Последние годы своей многострадальной жизни протоиерей Евгений Алексеевич Климентовский провел в селе Новотроицкое Джамбульской области. Первое время о. Евгений работал сторожем в больнице, но был вынужден оставить работу по состоянию здоровья. Материально ему помогали подросшие дочери. По благословению Рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского) в начале 1953 г. к нему приехала дочь Мария (инокиня Фива), работавшая в Рязанском епархиальном управлении.

10 декабря 1953 г. в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», отслужив дома литургию и причастившись, протоиерей Евгений Алексеевич Климентовский скончался. Узнав о его кончине, служивший неподалеку священник привез священническое облачение, камилавку, крест и Евангелие, совершил отпевание и проводил до кладбища. Протоиерей Евгений Алексеевич Климентовский был реабилитирован Прокуратурой г. Рязани 23 мая 1958 г.

_____________

[1] Журнал собрания Совета Императорской Московской Духовной Академии от 31 января 1917 г.
[2] ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 22. Л. 14 об.
[3] Впоследствии — матушка известного старца Тихона Пелиха. О ее судьбе см.: Каледа Л., Филоян В. Моли Бога о нас // Ныне и присно. М., 2004. № 1. С. 71–78.