В сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской много святых, чье служение проходило и закончилось в Калужской епархии. Закончилось не по личному желанию тех, кто через много лет был причислен к лику святых во времена, когда им воздали должное за их подвиг, страдания, преданность вере и Христу, а по велению властей. В числе других новомучеников Калужских был канонизирован в чине преподобномученика архимандрит Иоанникий (Дмитриев). С некоторых пор его называют святым преподобномучеником Иоанникием Оптинским.

В Оптиной пустыни сделано многое для увековечивания памяти этого святого ХХ века. Продолжены сбор архивных материалов и исследования игумена Дамаскина (Орловского), выпущены книги «Оптина Пустынь. Годы гонений. Жития новомучеников и исповедников», «Новомученики», в которых можно многое узнать о житие и подвиге преподобномученика Иоанникия (Дмитриева). Перед читателями возникает образ стремящегося к монашеству юноши, позже — благочестивого монаха, несгибаемого и преданного вере пастыря в самые грозные годы гонений на Русскую Православную Церковь. Все это вместилось в житие человека, который родился в 1875 году и был расстрелян в 1937 году. Про него можно сказать и не ошибиться: он отдал свою жизнь служению Богу и доказал силу веры своей смертью за Христа.

Известные факты жизненного пути преподобномученика Иоанникия (Дмитриева), в миру Ивана Алексеевича Дмитриева, родившегося в крестьянской семье в Тульской губернии, показывают, что все его стремления были направлены на духовное совершенствование, приближение к Богу через следование евангельским заповедям. Трудности сельского быта, когда приходилось пасти скотину, а обучаться грамоте урывками, посещая учителя только зимой, с 12 лет ходить по деревням учеником портного не остановили его в стараниях быть благочестивым, жить по-христиански. Но учиться ему не пришлось, поэтому позже, в одной из его анкет в следственном деле в графе об образовании записано: 2 класса сельской школы.

В 17 лет Иван Дмитриев, как это установлено документами и значится в названных изданиях, переехал в Москву, где продолжал трудиться в портняжной мастерской, но жизнь в первопрестольной столице не привлекала юного богомольца. Иван продолжал оставаться и трудиться там по семейным обстоятельствам. Он помогал материально оставшимся в деревне близким, особенно после смерти матери. Привычка заботиться о других, о тех, кому трудно, помогать сирым и обездоленным сохранилась на всю оставшуюся жизнь. Но Иван вымолил у Бога монашеский путь. Случилось это только в 1903 году, когда  он переехал в Оптину Пустынь. Некоторое время он знакомился с монастырем и скитом, но этот период не затянулся. В ходе бесед с настоятелем юноша показал свой настрой, и был принят послушником. В дальнейшем, будучи уже послушником монастыря, Иван утвердился в правильности выбора.

Документы Государственного архива Калужской области позволяют точно указать дату пострижения послушника Иоанна в монашество с именем Иоанникий. Постригал его старец Варсонофий Оптинский. Это произошло 27 ноября 1911 года. В трудное военное время — 16 ноября 1914 года, исполняющий обязанности скитского пономаря, монах Иоанникий был рукоположен в сан иеродиакона. Основные события и даты дальнейшего служения отца Иоанникия укладываются в достаточно короткий послужной список: в 1917 году он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова), в 1918 году иеродиакон Иоанникий (Дмитриев), как некоторые представители духовенства, был мобилизован новой властью в тыловое ополчение, где прослужил два года, в 1921 году епископом Феофаном он был рукоположен в сан иеромонаха, затем направлен служить в село Сухиничи, в 1928 году последовало возведение иеромонаха Иоанникия в сан игумена епископом Стефаном (Виноградовым) и определение настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске. В монастыре игумен Иоанникий пробыл только год, а в 1929 году, после закрытия монастыря начал служить в городском соборе.

Там 31 октября 1932 года и произошел первый арест отца Иоанникия. Произведенный обыск не дал желаемых результатов. Изъято было разной переписки на 30 листах, советских денег бумажных 493 рубля, советских серебряных с полтинников 17 шт., разного займа на сумму 535 рублей. После обыска было оформлено постановление: «Дмитриева И. А. подвергнуть лишению свободы с содержанием его в Брянском исправительном доме по 1-й категории» и последовало его препровождение в Брянск. Вместе с настоятелем мещовского храма были арестованы жители города.

С самого начала и до последнего допроса игумен Иоанникий не признавал предъявленные обвинения: «По существу предъявленных мне обвинений в создании контр-революционной группировки из монашествующих и бывших торговцев, проведении агатации против мероприятий Советской  власти и сокрытии золотой валюты царской чеканки виновным себя не признаю. Свои первые показания подтверждаю полностью». Вместе с пастырем были арестованы те, кто общался с ним в Мещовске. Каждый из них допрашивался по поводу настоятеля, его деятельности. В то же время следователи пытались принудить игумена Иоанникия рассказать о тех, кого он знал, с кем общался.

Несмотря ни на что, отец Иоанникий проявлял стойкость, его показания не содержали ничего, что могло бы повредить кому-либо: «Духовником монашествующих являлся я. И они у меня исповедывались, исполняли ли они свои обеты, я вам сказать не могу, ибо я исповедь говорить не буду. Эпитимий мне на них накладывать не приходилось». Но что касалось личного служения и преданности вере — это им не скрывалось. Игумен Иоанникий даже подчеркивал, что старался в условиях притеснения духовенства и верующих делать все для того, чтобы церковная жизнь продолжалась.

По этому поводу на допросе он говорил следующее: «Служба в церкви проходила затянуто, хотя некоторые обряды монашеские и были сокращены. Акафисты в начале службы читались, а потом при исполнении службы пелись, но это было заведено до меня. Служба проходила в церкви ежедневно. Это я делал из-за заботы об истинной христианской православной вере, как и должен был делать каждый священник». Не отрицал отец Иоанникий и то, что он по возможности старался помогать тем, кто нуждался, особенно монашествующим.

Игумен Иоанникий был приговорен к 5 годам ссылки в Северный край. После возвращения из ссылки он поселился в Калуге, где началось его служение в калужских храмах. В этот период пастырь не только продолжал заботиться о духовных чадах, но и делал многое в борьбе с обновленчеством,  о чем есть свидетельства в переписке именно представителей  обновленческой церкви: «В настоящее время очагом агитации против обновленчества следует считать Спасскую церковь, где вокруг монаха Иоанникия сгруппировались бывшие монашки в качестве уборщиц, чтецов по покойникам, певцов во время  исполнения треб».

В другом сообщении от 7 марта 1936 года обновленческого священника Никольского дважды упоминается то, что даже в д. Квань, входящей в состав Ромодановского прихода, 18 февраля 1936 года монахом Иоанникием была отпета девица Матрена Семина. Этот же священник отмечает, что этот монах всем предлагает свою помощь.  Из этих документов становится понятно, какую роль играл архимандрит Иоанникий в сохранении чистоты веры, он был одним из ближайших  помощников архиепископа Августина (Беляева). Не случайно во время второго ареста архимандрита Иоанникия в 1937 году  в постановлении об аресте значится, что он « будучи враждебно настроенным к существующему строю, является активным участником руководящего ядра ликвидированной контр-революционной монархической организации».

В период  второго ареста архимандрит Иоанникий служил в Николо-Козинской церкви и проживал по адресу: ул. им. Максима Горького, д. 138. По делу проходило 39 человек. В годы Большого террора следственных дел было много, на их рассмотрение уходило не так много времени. В числе многих вопросов, которые задавались арестованным, был обязательный вопрос о тех, кого можно назвать как лиц, которые настроены враждебно по отношению к советской власти. И некоторые из допрашиваемых выдавали целые списки, не выдерживая напряжения допросов. К числу таких «разговорчивых» никак нельзя отнести архимандрита Иоанникия (Дмитриева).

Его стойкость, нежелание как-то облегчить свою участь не могла понравиться сотрудникам НКВД. Им нужно было получить показания, которые не просто порочили бы архиепископа Августина (Беляева) и его окружение, но и подтверждали бы существование организации, которая действовала против власти советов. Но никакие свидетельские показания некоторых задержанных, не вынесших испытания, не могли убедить архимандрита Иоанникия отказаться от своих показаний. Он продолжал утверждать, что не имеет сведений ни о какой организации, ни о ком сообщить не может. Более того, отец Иоанникий открыто заявлял о том, что власти страны советов виновны в закрытии церквей, гонениях на духовенство и верующих. Архимандрит Иоанникий не признал себя виновным. Решением тройки НКВД от 19 ноября 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен к исполнению 23 ноября 1937 года.

Душевные качества, богобоязненность, истинная любовь  к  Богу, желание служить Ему определили не только земной путь, но и мученическую кончину архимандрита Иоанникия (Дмитриева). Он не только сам продемонстрировал верность  и преданность Православной Церкви, но служил примером для других. В одном из допросов при первом аресте отец Иоанникий говорил о том, что его никто не почитал как старца, хотя он начал и продолжал до определенной поры свой монашеский путь в Оптиной Пустыни, а в дальнейшем был духовником монашествующих. Но пребывание в этой обители во многом укрепило дух и веру будущего новомученика. Святое для каждого православного место, благодатный дух обители, поучения Оптинских старцев способствовали приведению к святости того, кто готов был страдать за Христа...