При упоминании настоятеля Андреевского собора в Кронштадте в первую очередь вспоминается Всероссийский батюшка — протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский. Конечно, это объяснимо. Ведь именно к будущему святому устремлялись в Кронштадт паломники всех сословий, разных возрастов, объединенные стремлением побывать на службе, услышать проповедь отца Иоанна, который старался укреплять народ в вере, предупреждая о грядущих испытаниях: «...Не в мирное, а беспокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкаго попрания законов Божеских и человеческих; во время безсмысленнаго шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру: ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению».

Особенно грозно звучали с амвона Андреевского собора предостережения пастыря после 1905 года: «Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, царство русское ныне так разслабело, обезсилело, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля — столько веков. Вот отчего царство наше колеблется; и одно ли русское царство, занимающее шестую часть земли, колеблется от безбожия и анархии? Нет, колеблются и трясутся все царства земныя, оставившия веру истинную; а некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие».

Пророчества кронштадтского батюшки сбылись, но произошло это после его ухода в мир иной. Все трудности предреволюционной поры, время двух революций 1917 года, кровавый период начала гонений на Русскую Православную Церковь испытал в период своего служения в должности настоятеля Андреевского собора г. Кронштадта наш земляк — Павел Иванович Виноградов (11.07.1874–14.03.1938 гг.). Он родился в с. Зикеево Жиздринского уезда Калужской губернии в семье псаломщика, получил духовное образование: окончил Мещевское духовное училище, Калужскую духовную семинарию. В этих учебных заведениях Павел Виноградов заканчивал обучение в каждом классе в числе лучших, всегда только по первому разряду, что подтверждается документами и публикациями в КЕВ [Калужских епархиальных ведомостях. — Ред.].

В последний год его учебы в КДС [Калужской духовной семинарии. — Ред.] произошло важное для всех калужских семинаристов событие: они получили благословение отца Иоанна Кронштадтского, который в мае 1895 года был в Калуге и посетил семинарию. Так впервые в жизни Павел получил возможность увидеть Кронштадтского пастыря. Тогда семинарист шестого класса еще не знал, что в дальнейшем он будет служить вместе с Кронштадтским пастырем. Доброго наставника и пастыря на верхнем этаже КДС встречали не только преподаватели, инспектор, его помощники и многочисленные воспитанники, но и их семьи. Кронштадтский пастырь с благоговением зашел в алтарь семинарского храма и приложился к святому престолу.

Выйдя на амвон, отец Иоанн обратился к многочисленным воспитанникам со словом назидания. В благоговейной тишине кронштадтский пастырь постарался просто и душевно сказать о том, что могло послужить вразумлению собравшихся. Он призвал учащихся ревностно изучить науки, преподаваемые в семинарии, в особенности богословские дисциплины, но главное воспитывать своего внутреннего человека, устремляться к добродетели и любви: «Поэтому и нужно прежде  всего заботиться о воспитании сердца, дабы оно растворено было любовию ко всему святому, чистому возвышенному...».  Помимо этого было сказано семинаристам о том, каково значение в человеческой жизни велений сердца: «Сердце — второе я. К голосу его мы должны прислушиваться как можно чаще, сердечно относясь ко всяким нашим обязанностям, какие бы ни выпадали на нашу долю!» После слова назидания в сослужении ректора, инспектора, преподавателей и духовника Калужской духовной семинарии отец Иоанн совершил водосвятный молебен и благословил каждого воспитанника семинарии, которых на тот момент обучалось более четырехсот человек.

Позже, окончив в 1899 году Санкт-Петербургскую Духовную академию, Павел Виноградов был направлен для служения в Андреевский собор г. Кронштадта. Отец Павел помнил напутствие отца Иоанна Кронштадтского, которое получил он и другие семинаристы КДС. Во все годы своего служения Церкви был достойнейшим из достойных представителей духовенства. Упоминание о том, что он служил в Андреевском соборе, позволяет остановиться именно на этом периоде его пастырской жизни. На службу в Андреевский собор священник Павел Виноградов заступил, как уже упоминалось, после окончания Санкт-Петербургской Духовной академии. Сама возможность служения рядом со Всероссийским батюшкой была волнительной и очень ответственной. Многие священнослужители хотели бы получить такое назначение. Но Господь управил все так, что именно Павел Виноградов был зачислен в 1899 году в штат Андреевского собора. 12 июля он был рукоположен во священника, но занял диаконскую вакансию. Далее в формуляре значится: «Определен на штатную священническую вакансию при названном соборе 10 ноября 1899 г. Назначен ключарем сего собора 26 декабря 1908 г. и настоятелем — 8 июля 1912 г.»

Отец Павел заменил в должности настоятеля протоиерея Александра Попова, который был настоятелем этого Дома Божьего после того, как отошел ко Господу отец Иоанн Кронштадтский. В хронологической последовательности служение  протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского и этих пастырей в должности настоятеля Кронштадтского собора заключается в следующих датах:

1894–1908 — протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (1829–1908);

1908–1912 — протоиерей Александр Петрович Попов;

1912–1919 — священник Павел Иванович Виноградов.

Пример служения Церкви отца Иоанна Кронштадтского значил очень многое для отца Павла, ведь с 1899 г. по 1908 г. он был рядом с будущим святым. Священник Павел Виноградов был вместе со всеми почитавшими Всероссийского батюшку в его последние дни на земле. В комментариях к двухтомнику писем святого праведного Иоанна Кронштадтского есть следующие сведения: «Таинство Елеоосвящения (Соборования) над отцом Иоанном совершали священники из причта Андреевского собора: прот. А. П. Попов, свящ. П. И. Виноградов, свящ. Н. В. Петровский, а также духовник отца Иоанна из церкви при Кронштадтской тюрьме прот. Федор Бриллиантов, свящ. Церкви при Доме трудолюбия Андрей Шильский, прот. П. П. Преображенский и свящ. Н. Н. Вертоградский».

Можно привести и публикацию из газеты «Котлин» о торжественной процессии на квартиру отца Иоанна во время его болезни: «Впереди шли певчие, певшие канон "Воскресения день", за ними фонарь, несомый церковным  старостой  М. А. Коровниковым, за ним запрестольный крест нес И. П. Киселев, диакон Каменоградский нес просфору и теплоту из храма, далее два в ряд священника Виноградов и Петровский шли с Евангелием и крестом. Процессию заключал прот. А. П. Попов с чашею Св. Даров в руках, поддерживаемый двумя диаконами... Эту процессию сопровождала огромная толпа народов и богомолок». В 1908 г. при прощании с отцом Иоанном Кронштадтским прозвучала  прощальная речь отца Павла Виноградова. Один из современников этого события так описал произошедшее: «Священник собора о. Павел Виноградов произнес простое, но сердечное и трогательное надгробное слово: "Мы ничем другим не можем отблагодарить нашего дорогого усопшего, как земным поклоном", — закончил он свою речь. Почти вся церковь после этих слов опустились на колени».

Архивные документы ЦГИА позволяют нам из первоисточника узнать о том, что  в 1913 г., уже будучи настоятелем собора, отец Павел Виноградов был награжден саном протоиерея. При этом его служение было отмечено следующими наградами: набедренником — в 1901 г., скуфьею — в 1902 г., камилавкою — в 1905 г., наперсным крестом от Св. Синода выдаваемым — в 1908 г.»

Как духовное чадо о. Иоанна Кронштадтского, о.Павел много помогал ему в благотворительной работе с вдовами и безработными, нуждающими и бездомными. О.Павел заведовал местной школой для взрослых, где сам преподавал. С 1903 года отец Павел был заведующим школой при Доме трудолюбия. Исследователи истории Андреевского собора г. Кронштадта отмечают: «Как духовное чадо о. Иоанна Кронштадтского, о. Павел много помогал ему в благотворительной работе с вдовами и безработными, нуждающими и бездомными. О. Павел заведовал местной школой для взрослых, где сам преподавал». Не только служение в храме, но и деятельность отца Павла для народа, для сирых и обездоленных были известны прихожанам.

Не только своим служением в Андреевском соборе Кронштадта в дореволюционный период протоиерей Павел Виноградов достоин памяти потомков. Самое начало гонений на РПЦ обернулось для отца Павла серьезными испытаниями, которые не испугали его, не заставили пойти путем отречения и предательства. Дважды за достаточно короткий срок он был арестован: в 1918 г. и в 1919 г. Во втором случае он был заложником в ходе Кронштадтского мятежа. Один из арестов был более длительным по срокам, с пребывания в Ивановском концлагере г. Москвы — 9 месяцев. Своими жесткими мерами против духовенства новая власть не смогла устрашить пастыря. Ведь  много раз слышал он раньше предостережения от отца Иоанна Кронштадтского о том времени, когда может сила врага рода человеческого затмить разум многим, кто не был крепок в вере.

10 июня 1919 г. был не только арестован, но и через несколько месяцев препровожден в Москву, где содержался, как уже указывалось,  в Ивановском монастыре. В 1919 г. протоиереем Павлом Виноградовым был заполнен документ, который позволяет судить о том, что арест не заставил священнослужителя скрывать свое многолетнее служение РПЦ:

Опросный лист (приводится в сокращенном виде, по основным пунктам).

  1. Фамилия, имя, отчество. Виноградов Павел Иванович.
  2. Где содержится  (тюрьма, коридор, камера; лагерь, ЧК и т. д.).  1-й коридор,  комната 91.
  3. Возраст, национальность, подданство. 46 лет, русский, русское подданство.
  4. Семейное положение и кто находится на иждивении, арестован, их возраст. Женат — жена 44 года, сын 17 лет, дочь 15 лет, дочь 14 лет, сын 6 лет, дочь их 2 года.
  5. Грамотен или нет, где учился и кончил курс. Окончил Петроградскую Духовную Академию.
  6. Чем занимался перед арестом. Священник Андреевского Собора.
  7. Занимал ли какую должность по выборам, какую и где. Был председателем Общества вспомоществования семьям, был товарищем председателя, а потом председателем Приходского совета при Андреевском соборе Кронштадта.
  8. Когда арестован по настоящему делу. 10 июня 1919 г.
  9. Где арестован. В Кронштадте на своей квартире.
  10. Когда доставлен в Москву. 2-го декабря сего года.
  11. Повод к аресту. Настоятельство при Андреевском соборе (старший священник города).
  12. Кто еще арестован по этому делу. Жена моя.
  13. В чем обвинение. Обвинение не предъявлено, думаю, что заложник.
  14. Кто ходатайствовал об арестованном (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Ходатайствовали прихожане Андреевского собора в Кронштадте.
  15. Отношение ходатайствующего к арестованному. Мои духовные дети.

К данной анкете отцом Павлом были добавлены особые замечания: «Виноватым себя не считаю, так как советскую власть признал, против советской власти не выступал, и все ее распоряжения неукоснительно исполнял. При старом режиме не раз подвергался опасности быть лишенным места за то, что вступался за равноправие в храме и вне храма рабочих и бедняков, которых во множестве обслуживал с богатыми и обеспеченными людьми; а также за то, что выступал против торговцев, что они брали за товары и предметы жизненной необходимости несоразмерные цены, особенно в войну с Германией. Прошу ускорить разбор моего дела в виду того, что 5 человек детей находятся на попечении совершенно чужих людей, мать же их, моя жена, находится вместе со мной в Ивановском лагере.

После возвращения из концлагеря в Кронштадт, протоиерей Павел Виноградов недолго имел возможность послужить Богу и людям. Последовал очередной арест. Правда, арест продлился всего один день. Но это краткое событие служило доказательством того, что власть не собирается отступать от кровавых преследований тех, кого считала врагами. Не имея оружия, такие пастыри, как несгибаемый и сильный в своих убеждениях и вере отец Павел, были опаснее, чем солдат с винтовкой. Такие представители духовенства не просто продолжали  верно служить Богу, они своим примером действовали на окружающих. О первых арестах отца Павла из документов известно следующее: подвергался арестам в 04.1918 и в 06.1919 — как заложник. Освобожден 02.1920. Новый арест в 05.1920 г.»

Прослужив менее года в  Кронштадта, отец Павел вынужден был перебраться в Петроград, который еще недавно был Санкт-Петербургом. И снова пастырь был в том святом месте, которое связано навечно с именем и почитанием Всероссийского батюшки — протоиерея Иоанна Кронштадтского. В  1921–1923 гг. протоиерей Павел Виноградов служил в Иоанновском монастыре на Карповке. Служение в Иоанновском монастыре пришлось на трудные и голодные годы, продолжающиеся гонения на Церковь, преследования духовенства и православных мирян, которые не отреклись от веры и Христа. Большими переживаниями было чревато для духовенства изъятие церковных ценностей.

Помимо этого пришла и другая беда, спровоцированная богоборческой власти, желавшей не просто внести раскол, а уничтожить Церковь. Отец Павел был противником обновленчества и много сил отдал борьбе за единство Церкви. В борьбе с обновленчеством как верное чадо Православной Церкви, он никогда не уклонялся в обновленческий раскол, помня заветы своего духовного пастыря св. праведного о. Иоанна Кронштадтского. Такие взгляды и действия священнослужителя, который уже неоднократно арестовывался, постоянно были на контроле у определенных структур. Протоиерей Павел Виноградов не сомневался в том, что его злоключения и аресты могут продолжиться, но был верен Христу.

Из публикаций, подготовленных исследователями из Санкт-Петербурга, известны следующие события и даты из жизни и служения протоиерея павла Виноградова: «06.1924–08.1927 — настоятель церкви Алексия, человека Божия в Ленинграде, в 1928–1930 — Князь-Владимирского собора». На сайте Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга есть уточнение: «Протоиерей Павел Виноградов — настоятель Князь-Владимирского собора в 1927 – конец 1930. Арестован 18.02.1929 в ДПЗ, 21.02.1929 освобожден из-под стражи». Протоиерей Павел Виноградов был не единственным настоятелем Князь-Владимирского собора, который был подвергнут арестам со стороны новой богоборческой власти. Никто из представителей духовенства не мог быть уверенным в том, что его служение Церкви будет продолжаться без преследования власти.

Так и произошло с отцом Павлом. Он был в очередной раз  арестован в 1930 году и осужден к 3 годам заключения в лагерь. С Божьей помощью пребывание в лагере закончилось благополучно. Он был освобожден в авг. 1933 г. Еще раз арестован 21.01.1935 г. «за участие в контрреволюционной деятельности». 31.07.1935 г. приговорен к 5 годам ссылки в Красноярский край. Вдалеке от мест своего служения отец Павел отбывал ссылку. Он был отправлен в дер. Старо-Мосина Балахтинского района. В Балахтинском и Даурском районах Красноярского края в 1937–1938 годах сталинским репрессиям подверглись 126 человек. Вновь был арестован 10.02.1938 г. и отец Павел. В документах значится, что арестован он был по обвинению в «проведении контрреволюционной агитации». Такое типичное для того времени обвинение есть во многих следственных делах священнослужителей. Следствие не продолжалось долго. 09.03.1938 г. протоиерей Павел Виноградов был приговорен к ВМН, расстрелян в Красноярске.

Жизнь и служение отца Павла были направлены на укрепление людей в вере, служили примером для его прихожан и служат примером для потомков. Как и многие священнослужители, погибшие в годы «Большого террора», он бы мог сделать еще много душеполезного для Церкви и православных людей. Память о нем живет не только в местах его служения, но и в Калужской епархии, где он родился, возрастал, получил духовное образование.

___________  

1 марта 1930 г. за № 77650 К под грифом «Совершенно секретно. Срочно»: «Духовенство и верующие всех толков в кампании поднятой заграницей о «гонениях на религию» ожидали и ожидают спасения, надеясь, что Соввласть заставят "прекратить гонения"... Выражают надежду, что после такого протеста государственных деятелей Европы репрессии на религию если не прекратятся, то смягчатся».