Дореволюционную Калугу традиционно сравнивали с Константинополем. Со стороны перемышльской дороги она напоминала его количеством церквей, которые торжественно возвышались над обывательскими домами. Перед революцией 1917 года в губернском центре было 27 приходских и 16 внеприходских храмов. В число тех храмов, которые не имели прихода и находились в учреждениях, был и храм во имя Иоанна Богослова, находившийся в Калужской духовной семинарии. Страницы истории семинарской святыни тесно связаны со всеми важными событиями, происходившими в разные годы в этом духовном учебном заведении.
Калужская духовная семинария получила новое здание, в котором находится и сегодня, в период нахождения на Калужской кафедре епископа Феофилакта (Русанова). С его же архипастырской заботой и участием связано устроение семинарского храма. Как часто отмечается в исследованиях по истории православных духовных учреждений, каждый домовой храм являлся центром духовной жизни. Калужская духовная семинария тоже приобрела такой центр, благодаря стараниям епископа Феофилакта (Русанова).
Документы позволяют остановиться на основных датах и событиях из истории храма КДС, который по названию повторил ранее существовавший храм. В церковной летописи Калуги значится по описи 1626 года Троицкий собор с приделом Иоанна Богослова, в 1685 году — Соборная церковь во имя Животворящей Троицы, при ней церковь св. Иоанна Богослова деревянная. В записках купца Григория Васильевича Губкина в записях 1786 года есть упоминание о том, что «в марте месяце зачали ломать церковь, что при Соборе, Иоанна Богослова и сломали». Но церковь во имя святого Иоанна Богослова появилась в Калуге в качестве домовой в семинарии. В середине 19 века в описи церквей указано, что из существующих на тот период калужских церквей, все каменные, включая: «1. Троицкий собор трехпрестольный, при нем домовые церкви: 2. Богословская и 3. Никольская». Упомянутая Богословская церковь и была сооружена в бытность епископа Феофилакта (Русанова), а освящена преосвященным Евлампием в 1811 году.
Строительство и благоукрашение семинарского храма продолжалось несколько лет. Первоначально епископ Феофилакт (Русанов) обратился в Синод «о дозволении разобрать в Калуге старый каменный Троицкий собор, и материалы оного обратить на устроение теплой церкви при Калужской семинарии». В одном из сохранившихся в РГИА документов содержатся следующие сведения по этому поводу: «1808 года генваря 27 дня по Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительственный Синод слушал доношение, представленное в оный Преосвященным Феофилактом, епископом Калужским и Боровским и кавалером, в котором упоминается, что в Калуге имеется старый каменный собор... в котором с 1799 года не производится никакого священнолужения». В связи с этим предлагается собор «разобрать и материалы от оного, равно как и иконостас, и прочую для нового собора ненужную утварь обратить на устроение теплой церкви в семинарском каменном корпусе».
Протоиерей Димитрий Соколов, который не только был редактором Калужских епархиальных ведомостей, но живо интересуясь историей Православия на Калужской земле, изучал материалы о храмах и публиковал свои статьи в указанном периодическом издании, написал и о семинарском храме. Он указывал, что «Синодальное определение о разрешении разобрать старый собор и употребить материал на постройку семинарской церкви состоялось 27/29 января 1808 года. Самая же церковь окончена строением уже при преосвященном Евлампие в 1811 году. До 1852 года в ней зимою совершали богослужение архиереи, так как до этого года кафедральный собор был холодным».
О пользе устроения теплой семинарской церкви писал в своем обращении в северную столицу и епископ Феофилакт: «От сего для общества последует польза такова, что когда теплая церковь при семинарии устроить, тогда в зимнее время кафедрального собора священно-церковнослужители могут в ней отправлять служение, а начальствующие семинарии и учители обязаны будут изъяснять в воскресные дни для пользы учащихся в семинарии и посторонних людей Катехизис и Св. писание, а студенты богословия говорить проповеди».
По промыслу Божьему семинарский храм был освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а намного позднее созданное братство тоже было названо во имя этого святого. Как известно, апостол Иоанн Богослов был особенно отмечен Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Спаситель особенно приблизил к Себе. С известного времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Богородице и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «Сынов Грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого уровня богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Богословом Святая Церковь назвала из учеников Христовых только апостола Иоанна, только его одного. Его же с давних времен называли тайнозрителем Судеб Божиих.
Для тех, кто в будущем должен был стать пастырем, было важно наследовать все то, чему учил апостол и евангелист Иоанн Богослов. А главное — приобрести любовь к Спасителю и ближним. Поучительность слов этого апостола и евангелиста крайне важна для представителей духовного сословия: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:1–6).
Будущие пастыри, входя в семинарский храм, каждый раз вспоминали обращение святого Иоанна Богослова, который вразумлял без излишней строгости, как добрый советчик для каждого христианина: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:1–2).
Ежегодно 26 февраля (по старому стилю) Братство Святого Апостола Иоанна Богослова праздновало очередную годовщину своего существования. По этому поводу в местной православной периодической печати писали: «Празднование состояло из торжественного богослужения в братской церкви и приношения особых молитв о всех братчиках. Братской церковью считается церковь при духовной семинарии. В оной церкви за правым клиросом находится всеми уважаемая, древнего письма, икона св. апостола Иоанна Богослова... при той же церкви имеется помянник для поминовения о упокоении благотворителей и ревностных деятелей Братства».
Семинарское начальство традиционно поддерживало благолепие храма. С этой целью в разные годы проводились ремонты, разного рода усовершенствования и переделки. Невозможно не остановиться на событиях 1895 года. Он знаменателен как для истории КДС, так и для истории семинарского храма. В 1894 году в храме был произведен ремонт. Потребовалось много средств и забот, чтобы все планы по ремонту и благоукрашению семинарской святыни были реализованы. В 1895 году местной православной периодической печати об этом были опубликованы следующие сведения: «Семинарский храм летом и осенью прошлого года существенно ремонтирован: стены и потолок храма расписаны орнаментом, иконостас заново вызолочен с поновлением живописи, в алтаре сделан новый паркетный пол, устроена в храме вентиляция новой конструкции.
Семинарский храм видел много знаменитых и известных пастырей. В том числе и известного всей России настоятеля Андреевского собора протоиерея Иоанна Кронштадтского. Всероссийского пастыря ждали с благоговением. Он был в Калуге 14–15 мая 1895 года. После посещения духовного училища отец Иоанн прибыл в КДС. Сначала отец Иоанн был почетным гостем в доме тогдашнего ректора протоиерея Димитрия Лужецкого, преподавателя Священного Писания Калужской духовной школы. Затем в сопровождении отца ректора приблизительно в 14 часов батюшка направился в семинарский корпус. Они прошли через внутренний двор семинарии. Доброго наставника и пастыря на верхнем этаже семинарии встречали не только преподаватели, инспектор, его помощники и многочисленные воспитанники, но и их семьи. Кронштадтский пастырь с благоговением зашел в алтарь семинарского храма и приложился к святому престолу.
Всем встречавшим гостя из Кронштадта было особенно отрадно, что батюшка посетил обновленный и отремонтированный храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Своим благолепием — обновленными росписями, позолоченным иконостасом вновь освященный семинарский храм произвел приятное впечатление на отца Иоанна Сергиева. Как уже упоминалось, семинарский храм был отремонтирован незадолго до приезда дорогого гостя. Помолившись во святая святых, батюшка вышел на амвон. Все, затаив дыхание, ждали, что скажет дорогой гость из далекого Кронштадта. В своей речи он отметил удовлетворительное в настоящее время состояние преподавания в духовных семинариях.
Далее отец Иоанн обратился к многочисленным воспитанникам со словом назидания. В благоговейной тишине семинарского храма кронштадтский пастырь постарался просто и душевно сказать о том, что могло послужить вразумлению собравшихся. Он призвал учащихся ревностно изучить науки, преподаваемые в семинарии, в особенности богословские дисциплины, но главное воспитывать своего внутреннего человека, устремляться к добродетели и любви: «Поэтому и нужно прежде всего заботиться о воспитании сердца, дабы оно растворено было любовию ко всему святому, чистому возвышенному...»
Помимо этого было сказано семинаристам о том, каково значение в человеческой жизни велений сердца: «Сердце — второе я. К голосу его мв должны прислушиваться как можно чаще, сердечно относясь ко всяким нашим обязанностям, какие бы ни выпадали на нашу долю!» После слова назидания в сослужении ректора, инспектора, преподавателей и духовника Калужской духовной семинарии отец Иоанн совершил водосвятный молебен и благословил каждого воспитанника семинарии, которых на тот момент обучалось более четырехсот человек.
Совершив молебствие, зная о том, что его ждут еще во многих местах гостеприимной православной Калуги, отец Иоанн вынужден был закончить свое достаточно короткое посещение Калужской Духовной семинарии. Все ждали благословения пастыря из Кронштадта, который проделав длинный путь, нашел время помолиться в семинарской церкви и сказать добрые назидательные слова будущим калужским пастырям. Преподав благословение, отец Иоанн вынужден был проститься с преподавателями КДС и ее воспитанниками — семинаристами.
В начале ХХ века предполагались существенные изменения и ремонт здания семинарии, включая и семинарский храм. Профессор М. Преображенский, занимаясь проектом улучшения условий в семинарии для учащихся и учащих, считал, что церковь «по своим размерам может считаться достаточной для вмещения всех молящихся». Предполагалось, что потолок для благолепия будет приподнят посередине, будет увеличен иконостас, расширены клиросы, которые вмещали не более 12–15 человек, предполагалось сделать раздевальню. К этому периоду лестница, ведущая в церковь с улицы, была переделана заново, она состояла из 3-х, а не из 2-х маршей. Но был осуществлен только самый необходимый ремонт, а все намечавшиеся планы реализовать не удалось.
В 1916 году в последний раз перед закрытием семинарии широко и торжественно отмечался 26 сентября (по старому стилю) день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В КЦОВе по этому поводу в разделе «Хроника» появилось следующее сообщение: «Накануне праздника, 25 сентября, в три часа дня в семинарском храме была совершена о. Ректором Семинарии малая вечерня, а после нее молебен с акафистом св. ап. И евангелисту Иоанну Богослову с водоосвящением. После молебна были провозглашены многолетия... В 6 часов вечера о. Ректором Семинарии, в сослужении епархиального миссионера, священника И. Жарова и духовника семинарии, священника Г. Соколова, было совершено всенощное бдение. Семинарский храм был переполнен молящимися».
Следующий день прошел еще более торжественно. Непосредственно «в день самого праздника божественную литургию совершал Его Преосвященство, Преосвященнейший Феофан, Епископ Калужский и Боровский — в в сослужении о. Ректора Семинарии, кафедрального протоиерея Д. Некрасова, ключаря кафедрального собора, священника А. Костюченко и духовника Семинарии , священника Г. Соколова... Семинарский храм не мог вместить всех желавших в нем помолиться. По окончании молебна Владыка преподал свое благословение всем воспитанникам Семинарии и всем молящимся».
В то время никто не мог подозревать и предвидеть, что грядущий год принесет России такие испытания, которые разрушат привычный мир, разделят на враждующие лагеря тех, кто до этого сосуществовал рядом, не проявляя вражды. Все это принес 1917 год с его революционными вихрями, «когда на брата брат поднялся», а занятия в семинарии прекратились. В последнем номере КЦОВ за 1917 год появилось объявление: «Вследствие занятия здания КДС воинскими частями, учебные занятия в Семинарии открыться своевременно, т. е. 9 января 1918 года не могут. О времени открытия учебных занятий последует особое извещение». Этим закончилась славная дореволюционная история, как Калужской духовной семинарии, так и домового храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.