КДС имеет богатую и интересную историю. В настоящее время, когда можно обратиться к любому периоду этой истории, православные краеведы в большом долгу перед памятью тех, кто создавал семинарию, заботился о ее процветании, кто, выйдя из ее стен, в своем служении Богу и людям с благодарностью вспоминал о времени учебы. Многое еще предстоит открыть, обращаясь к страницам летописи одного из замечательных духовных учебных заведений. В советское время стараниями богоборческой власти были предприняты попытки уничтожить любое упоминание о роли КДС в духовно-нравственном оздоровлении общества. Но сегодня торжествует правда о прошлом. Открываются в архивах пожелтевшие от времени листы дел, которые свидетельствуют о том, что в течение десятилетий выпускники семинарии несли свет веры жителям Калужской губернии. Городские и сельские храмы в праздники и будни заполнялись людьми, которые внимали тому, что вещали пастыри с амвона соборов и маленьких церквушечек.
Нужно упомянуть, что некоторые авторы, даже будучи атеистами, не могли отрицать, что «среди учебных заведений первенствующее положение занимала Калужская духовная семинария. Она была призвана готовить для епархии кадры священнослужителей. Это было старейшее учебное заведение... За... свою историю... семинария выпустила многие тысячи молодых людей, дороги которых пролегли в приходы, монастыри, большую науку и бурную деятельность. Сюда, как в первое учебное заведение края, устремлялись способные юноши, и лучшие педагоги». Хочется надеяться, что благодаря новым исследованиям истории КДС, основанным на объективных фактах из дел, хранящихся в калужских и иногородних архивах, появятся публикации, рассказывающие о разных периодах истории семинарии и ее выпускников.
Пока недостаточно известно о КДС в начале ХIХ века. Но начало системному изучению этого периода положено, поэтому читатели журнала «Православный христианин» могут познакомиться с некоторыми материалами о создании семинарии и ее функционирования до введения нового устава духовно-учебных заведений всех степеней в 1808 году. Фонды Российского Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге содержат документы, позволяющие остановиться на многих сторонах и особенностях учебного процесса, деятельности преподавателей. Но в первую очередь следует отдать должное неутомимым стараниям епископа Феофилакта (Русанова), епископа Калужского и Боровского. Он занимал Калужскую кафедру с 1799 года по 1809 год.
Огромная заслуга в преобразованиях, связанных с Калужской семинарией, принадлежала именно епископу Феофилакту (Русанову), что подчеркивалось как его современниками, так и духовенством в конце ХIХ – начале ХХ века. Более того, к 100-летию образования Комитета духовных училищ в 1908 году в калужской православной периодической печати была помещена публикация на тему: «Преосвященный Феофилакт, первый епископ Калужский, как руководящий деятель духовного просвещения». Само название этой статьи свидетельствует о высокой оценке трудов епископа Феофилакта. В речи, которая была произнесена на торжественном собрании по поводу 100-летия Калужской епархии, в очередной раз говорилось об этом: «...Первый преосвященный епископ Феофилакт немедленно по вступлении на Калужскую кафедру преобразовал семинарию, учрежденную митрополитом Платоном, и избавил наше духовенство от необходимости отправлять детей на Перерву или в Лавру».
Как известно семинария в Калуге не сразу разместилась там, где находилась в дальнейшем до 1918 года. Первоначально духовное учебное заведение размещалось на Жировке в казенном доме, потом было переведено в Свято-Лаврентьев монастырь. В Калужской семинарии до 1799 года было только два класса: высший грамматический и нижний грамматический. Известно, что в 1797 году «по ведомости числится 293 ученика, из которых по разным причинам выключены из списка 69 человек». Нужно упомянуть и о других статистических сведениях: «Поступали в семинарию, как видно из вышеупомянутой ведомости от 8-14 лет, а оканчивали от 15-19 лет». Как уже упоминалось, в бытность епископа Феофилакта (Русанова) КДС была переведена в центр Калуги.
Перемещение КДС из Свято-Лаврентьева монастыря улучшило условия для «учащих и учащихся», как указывалось в различных источниках. Здание, в котором разместили КДС, представляло собой часть ансамбля Присутственных мест и строилось для этой цели, но в силу необходимости было приспособлено под семинарию. Как отмечалось в калужской православной периодической печати, епископ Феофилакт (Русанов) «с самого начала (января 1800 г.) своего епископства много заботился о Калужской семинарии», добившись ее перевода в новое здание.
В «1800 г. декабря 22 дня он, Епископ Калужский, представил Святейшему Синоду об отдаче для семинарии помещения состоящего в г. Калуге, ничем не занятого двоетажного казенного строения». В РГИА сохранились документальные свидетельства о состоянии здания в тот период, в том числе и доношение правящего Феофилакта, епископа Калужского и Боровского об отпуске сумм на построение вновь и исправление ветхости в семинарии:
«Святейшему Правительствующему Синоду от Феофилакта,
Епископа Калужского и Боровского
Доношение
По принятии мною в ведомство духовного начальства, в 1802 году по Указу Правительствующего Синода в Калуге каменного 2-х-этажного вчерне отстроенного корпуса, я немедленно приступил к отделке части онаго...»
Владыка Феофилакт (Русанов), ссылаясь на большие расходы, необходимые для устройства КДС и оштукатуривания по настоянию гражданского Правительства корпуса семинарии снаружи, подчеркивает, что вынужден был «не токмо бедным ученикам отказывать в содержании пищею и одеждою, или в вспоможении им денежным жалованием, но даже и за учителями предоставлял священно-служительские места». Упомянутый документ показывает, что в тот период «Калужская кафедра с самого заведения ея никакого не получала от казны пособия, между тем как многие Епархии издавна существующие пользуются в устроении семинарий пособием от казны».
Помимо улучшения условий было много сделано для повышения качества обучения. В исторической записке на эту тему сказано следующее: «1800 г. Калужская духовная семинария распространена: в ней начали преподавать науки философские и богословские, риторику и поэзию, начали учить частию математике, греческому, немецкому и французскому языкам, для которых (наук и языков) из прежней семинарии отправлялись или в Московскую академию, или в Троицкую и Перервинскую семинарию. Содержание Калужской семинарии увеличено до 6000 рублей». Выводы по этому поводу делались следующие: «Одновременно с устроением здания для семинарии начал устанавливаться строй и внутренней ея жизни в учебно-воспитательном и административном отношениях».
В этот период в Калужской семинарии числились студенты и ученики (по состоянию на конец года):
1801 год — в философии — 44, в риторике — 105, в высшем грамматическом классе — 101, в низшем грамматическом классе — 100, в русской школе и низшей информатории — 102, во всей семинарии — 452. В 1801 году по так называемому транспорту, в котором содержались все статистические данные, нет студентов богословия. В отчете за 1803 год есть изменения: появляется группа студентов богословия — 20 человек, философии — 31, риторики — 81, синтаксического класса — 84, высшей информатории — 62, низшей информатории — 82, в русском классе — 65, всего в семинарии — 428 обучающихся.
Статистика за несколько лет дает следующие данные по общему числу обучающихся:
Год Начало года Конец года
1801 г. 523 452
1803 г. 461 428
1807 г. 490 433
Возраст обучающихся в КС в 1801 году отмечается от 8 лет самому младшему — до 26 лет самому старшему. Например: 26 лет — 1, 24 года — 1, 23 года — 1, 22 года — 17, 21 год — 18, 20 лет — 24, 19 лет — 22, 18 лет — 20, 17 лет — 26, 16 лет — 42, 15 лет — 66, 14 лет — 35, 13 лет — 57, 12 лет — 79, 11 лет — 72, 10 лет — 35, 9 лет — 5, 8 лет — 1.
В основном это были дети представителей духовного сословия Калужской епархии, только «Николай Яковлев Сорокин бываго калужской семинарии истопника Якова Сергеева сын» и «Григорий Иванов Присельский КДК умершего пристава Ивана Иванова сын». В ведомости студентов КС за 1801 год первыми перечислены следующие выпускники:
1. Петр Иларионов Соколов — бывший в Академии еврейского и греческого классов учитель. Тарусского уезда с. Оболенского церкви Николая Чудотворца бывшего диакона Илариона Исаева сын. 21 год. Обучался с 1792 г.
Грамматике, арифметике, географии, истории, риторике, философии, богословии, греческому, еврейскому, немецкому языкам очень хорошего учения, отлично успевает. Состояния честного. Выбыл к Калужскому Троицкому собору во священника.
Кратко:
2. Андрей Герасимов Боталин — г. Серпейска Воскресенской церкви священника Герасима сын. 22 года. Обучался с 1792 г. Уволен в Московскую епархию.
7. Карп Силин — г. Перемышля Рождественской церкви дьячка Силы Тимофеева сын. 22 года. Обучался с 1791 г. Выбыл во священника в г. Перемышль к соборной церкви.
11. Лука Иванов Титов — Мосальского уезда с. Гнездилова священника Ивана Петрова сын. 22 года. Обучался с 1799 г. Обучается в Московской Академии.
13. Антип Васильев Покровский — г. Калуги Покровской церкви, что на Рву дьячка Василия Антонова сын. 17 лет. Обучался с 1793 г. Пономарь.
54. Иван Васильев Дмитревский — г. Калуги церкви Казанского девичьего монастыря умершего священника Василия Федорова сын. 21 год. Обучался с 1790 г. Диакон при Тихоновой пустыни.
Упоминаются и иногородние:
44. Петр Андреев Фелицын — Московской епархии Дмитровской округи с. Горок Николаевской церкви умершего дьячка Андрея Иванова сын. 19 лет. Обучается с 1791 г.
55. Григорий Гаврилов Русанов — породою Архангельской епархии Онежской округи с. Побережья церкви Живоначальной Троицы дьячка Гаврилы Васильева сын. 15 лет. Обучается с 1796 г.
56. Алексей Гаврилов Русанов — породою той же епархии и уезда, церкви и села и того же отца сын.
Приведенные примеры показывают, что в семинарии обучались в большинстве дети духовенства Калужской епархии. В частности, из церквей самого губернского центра в разных классах учились дети церковно- и священнослужителей Покрова на Рву, Казанского девичьего монастыря, Благовещенской за Старым острогом, Воскресения Христова на Посаде, Успенской за Верхом, Архистратига Михаила в Старом остроге, Воздвиженья Креста Господня за Верхом, Николаевской на Козинке, Жен Мироносиц на Новой площади, Казанской под Горою.
Оценка знаний в тот период отличалась от привычной для нас системы. Показательны сведения об успеваемости по греческому языку, как одному из предметов, преподаваемых в семинарии. Вот что значится в реестре студентов: Захарий Нелюбов — успевает; Иван Матвеев, Иван Чистяков, Григорий Кудрявцев — довольно хорошо; Михаил Меньшев — похвально; Лев Зарецкий, Михаил Попов — преизрядно; Михаил Соборнов, Сергий Соловьев, Иван Лебедев — с довольною похвалою; Алексий Полянский — хорошо; Василий Лебедев, Иван Корольков, Иларион Успенский — оказываются успехи изрядно; Алексий Крылов, Александр Беляев, Никон Протасов, Анисим Александровский — с похвалою.
В 1801 году «с 9 января до 23 декабря учение производимо было следующим порядком: Философии студентам преподавалась физика», «продолжался курс философический», «сверх того философии студенты упражнялись в разных сочинениях на Латинском и Российском языках и во взаимных при помощи учителя состязаниях, по воскресным дням успешнейшие из студентов философии, посвященные в стихарь, говорили в церквах проповеди, сочиненные по образцу имитации лучших проповедников при руководстве учителя».
В этот период система обучения основывалась на уже имевшихся традициях. Из рапорта в Святейший Синод Преосвященного Феофилакта (Русанова) известно, что «ученикам Риторики была преподана новоизданная Риторика..., при том читаны им были для примеру лучших авторов на Латинском и Российском языках сочинения с разбиранием Риторическим, и оному заставляемы были ученики делать имитации». «Сверх сего студентам Философии и ученикам Риторики, высшего грамматического класса преподавали Священную и Гражданскую всемирную историю... географию, а студентам философии... греческий язык». «Ученикам высшего и низшего грамматических классов кроме толкования грамматических правил и обыкновенных в сих классах упражнений изъясняема была арифметика в 2-х частях, в русской школе обучаемы были чтению и писанию, русской грамоте, нотному пению, уставу, сверх того Российской грамматике».
Отдавая должное заслугам протоиерея Иоанна Рыбникова, о котором было много написано в дореволюционный период как о первом преподавателе, назовем тех, кто преподавал в КС в 1801 году. Префектом и учителем философии был назначен соборный иеромонах Вениамин — Московской епархии, Звенигородской округи, с. Вяземского, церкви Успения Богородицы дьячка Петра Васильева сын; учителем риторики и географии Иван Мироносицкий — г. Калуги церкви Жен Мироносиц пономаря Лаврентия Иванова сын (он же носил звание экзаменатора): высшего грамматического класса и истории учителем иеромонах Самуил — г. Калуги церкви Богоявления Господня бывшего дьячка Ивана Климова сын; низшего грамматического класса и арифметики учителем Федор Платонов — Жиздринской округи, с. Печек церкви великомученика Георгия умершего пономаря Ивана Николаева сын; русской школы и низшей информатории учителем Петр Яхонтов — Перемышльского уезда с. Куравского церкви Знамения Богородицы умершего дьячка Василия Петрова сын; греческого класса учителем Василий Крылов — Перемышльского уезда с. Тырнова церкви Казанской Божией Матери священника Андрея Петрова сын. Шли годы, менялся преподавательский состав, но традиции привлечения лучших преподавателей оставались.
Большое внимание уделялось укомплектованию библиотеки. Полный каталог библиотеки, которая была в семинарии, когда она размещалась в Лаврентьевском монастыре, не сохранился. В основном она укомплектовывалась учебниками, почти одними латинскими. В новом здании семинарии в 1805 году была составлена опись книг библиотеки, которая была значительно пополнена. Общее число названий — 675. По многим позициям количество книг одного названия соответствовало потребностям обучающихся. К книгам было уважительное, почти трепетное отношение. Они в течение длительного времени сохраняли вид новых, так как с ними обращались исключительно аккуратно.
Были среди них прописи французские, таблицы для спряжений на немецком и латинском языках, прописи расположения по правилам руководства к чистописанию (1782 г., СПб.), руководство к чистописанию (1785 г.), Новая азбука для научения чистому письму двух почерков (1781 г., Москва), Правила для учащихся (1786 г.), Российский букварь (1784 г., СПб.), Российская азбука (СПб.), Первоначальные латинские слова с российским переводом, Лексика Российская и французская и другие издания на разных языках.
Из документов известно, что в начале XIX века студенты философии обучались физике по руководству Баумейстера с дополнениями из Винклера, из экспериментальной физики Нолетта, естественной истории по учебникам для народных училищ; ученики риторики пользовались новоизданным учебником Францискова и прочим лучшим учебным пособиям того времени. В 1807 году были добавлены новые издания — Станлея, Гсекения, Бриссона, аббата Сори, Гаузера, Боннета. В дальнейшем эти традиции привели к тому, что в ходе проверок КС в разные годы (вплоть до 1917 г.) отмечалась «громадная ценность библиотеки», постоянно пополняемой за счет приобретения учебной и пр. литературы и дарений жертвователей.
Число учащихся в семинарии и требования к организации их обучения привели к тому, что в 1808 году «по предложению Господина тайного советника Синодального обер-прокурора и кавалера князя Александра Николаевича Голицына» КДС по Указу Его Императорского Величества был отдан старый губернаторский дом со всеми строениями. В Калугу было направлено по этому поводу следующее послание: «Господину тайному советнику Калужскому Гражданскому Губернатору Львову. Министр Внутренних Дел представил мне прошение Преосвященнейшего Феофилакта, Епископа Калужского об отдаче в пользу тамошней Семинарии назначенного в продажу на сломку состоящего в Калуге старого Губернаторского дома для употребления материалов онаго на разные необходимые нужды. Соизволяя на прошение сие, я повелеваю вам все строения к помянутому Генерал-Губернаторскому дому принадлежащие, предоставить в пользу Калужской Семинарии без всякой за оные платы... В Санкт-Петербурге ноября 3 дня 1808 г. С подлинным подписано собственно Его Императорского Величества так: Александр. Контролировал князь Алексей Куракин».
После того, как епископ Феофилакт покинул Калужскую кафедру, «последующие архипастыри оказывали семинарии постоянное внимание и преосвященное руководство и содействовали ея развитию». Преосвященный Евлампий, епископ Калужский и Боровский, в 1811 году продолжил заботы о КС, обратился в СС по поводу проведения необходимых работ в семинарии. По рапорту Преосвященного был издан Указ СС от 31 июля 1811 года о предоставлении плана и сметы о построении и починке, которые необходимы в будущем 1812 году. По журналу СС от сентября 13 дня 1811 года за № 568 можно проследить рассмотрение вопроса об удовлетворении прошения епископа Евлампия на основании представленного плана и сметы работ в КДС. По журналу СС значится: «Приказали: Сей рапорт с планом и сметами препроводить подлинном в комитет Духовных Училищ, что и исправлено по сему журналу». Отечественная война 1812 года помешала реализации многих планов по улучшению условий КДС.
Калуга оказалась в прифронтовой зоне. 18 августа 1812 года находящийся на калужской кафедре епископ Евлампий писал: «За долг почел я донести до сведения Вашего сиятельства, что по получении первого воззвания Государя Императора на защищение церкви и Отечества... Господин здешний Гражданский Губернатор отнесся ко мне, и я по сношению с ним, Господином Губернатором, сделал в назначенный Воскресный день Соборное служение и молебствие, и к публике поучение, что принято утешительно и одобрительно». В этом же обращении к князю Александру Голицыну епископ Евлампий «испрашивает разрешение на увольнение до 50-ти воспитанников семинарии для письмоводства при командирах временного при губернии сей ополчения». Тогдашняя калужская губерния, да и Калуга, «по словам современников, представляла огромный воинский стан, где беспрерывно происходил сбор и движение войск... За короткий срок было составлено ополчение в 15000 человек, между которыми находилось много воспитанников местной духовной семинарии».
В 1812 году в семинарский корпус была переведена КДК, которая ранее находилась в 3-х комнатах в конце Первого отделения Присутственных мест. Это было сделано «по требованию Губернатора за неимением здания и помещения» для раненых. Госпиталь находился в названных помещениях до 1817 года. Здания семинарии были освобождены раньше. Этому способствовал приезд в начале 1813 года в Калужскую губернию преосвященного Феофана для сбора сведений о нуждах пострадавшего от неприятеля духовенства. По этому поводу в дореволюционной печати есть следующие сведения: «По оказании помощи разоренному духовенству, он распорядился об очищении семинарии от госпиталей, т. к. все здания семинарии в конце 1812 года наполнены были больными и пленными неприятелями. Благодаря его распорядительности в семинарии после этого открыто было ученье».
Что касается изменений в учебном процессе, которые произошли в КДС, как и в других семинариях, после 1808 года и выхода Указа Комитета об усовершенствовании духовных училищ, то они основывались на положениях данного Указа. В работе Комитета участвовал епископ Феофилакт (Русанов) при рассмотрении плана усовершенствования духовных учебных заведений. Обращалось внимание на преобладание латинской словесности в ущерб греческому и славянскому языкам, которые необходимы, и другие недоточеты. Сообразно недостаткам и для их исправления в основу преобразований были положены «основательное прохождение наук, относящихся к духовному званию. Было предусмотрено разделение учащихся по сложности изучаемых предметов, чтобы обучение грамоте и богословию не проходило в одном учебном заведении. Последствием этого стало разделение духовных училищ и семинарий. Что произошло и в Калуге.
Проверка семинарий Московского округа, куда входили Рязанская, Калужская, Вологодская и Тульская семинарии, показала в 1815 году высокий уровень работы КДС. Проверкой предусматривался анализ по части учебной, нравственной, экономической, по части управления. По части учебной отмечалось не только то, что предметы пройдены надлежащим образом, но и в представлении значилось, что «учащиеся, занимались прохождением своей должности с надлежащим рвением и успехом». По части нравственной «правила, предписанные семинарским Уставом, исполнялись в точности, как со стороны инспектора, так и со стороны учащихся». В точности исполнялись правила и по части экономической и управления.