На Калужской земле родились и получили духовное образование многие известные всей России священнослужители. Одним из них был протопресвитер Иоанн Леонтьевича Янышев. В свое время заслуженный профессор протоиерей Соллертинский писал в некрологе о нем: «Едва ли кто будет оспаривать, что поминаемый сегодня Духовник Их Императорских Величеств наш ректор и профессор, О. Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, не был только известностью, но твердою рукою вписал свое имя в скупую на прием к себе историю».

В журнале «Нива» в 1900 г. отмечалось, что «о. Иоанн заявил о себе на различных поприщах». «Янышев И. Л. — известный богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель» — такие сведения о нем можно найти в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Наделенный способностями, отличавшийся исключительным трудолюбием и усердием, сын сельского диакона из Калужской епархии стал протопресвитером и духовником царской семьи (и был им в течение 26 лет).

Исходя из этого понятно, как высоко поднялся по служебной лестнице уроженец с. Опочни Тарусского уезда Калужской губернии, выпускник Калужской Духовной семинарии (далее — КДС) И. Л. Янышев. «И. Л. Янышев среди белого духовенства России занимает самое видное положение с 70-х годов прошлого столетия и до настоящего времени. На многообразных поприщах церковно-общественной жизни он особенно выдается, как начальник и организатор высшего духовно-учебного заведения, как богослов-моралист, как проповедник, как поборник идеи о соединении церквей, не говоря о других сторонах его жизни и деятельности» — так охарактеризованы заслуги протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева по состоянию на первое десятилетие ХХ века.

В последнее время многие сведения о нем были получены в результате работы в калужском и иногородних архивах. С 2010 года неоднократно появлялись публикации о протопресвитере Иоанне Леонтьевиче Янышеве в журнале «Православный христианин», Богословско-историческом сборнике и сборниках различных конференций. Более того, эти материалы позже были размещены на различных сайтах. Эти публикации касались служения Иоанна Леонтьевича Янышева как духовника Царственного Дома Романовых, заведующего придворным духовенством, протопресвитером придворных соборов Императорского Зимнего Дворца и Московского Благовещенского, магистра богословия. Данное исследование продолжает ознакомление с жизнью, служением и деятельностью известного земляка, сосредотачиваясь на его постоянных связях с родным краем.

Известно, что простившись с семинарией и своей малой родиной, поднимаясь по карьерной лестнице, Иоанн Леонтьевич тем не менее, находясь за границей или в столице российской империи, никогда не забывал о Калужской епархии. Так об этом было написано в преподнесенном Янышеву адресе от Калужской семинарии и Духовных училищ, посвященном 50-летнему юбилею служения уважаемого протопресвитера: «Как далеко Вы от нас ни жили, как высоко над нами ни вознеслись, вы душою всегда были с Калугой, с нашей семинарией, с своей родиной... Вы никогда не прерывали самой живой и сердечной связи с Вашим родным селом, куда часто Вы наезжали, чтобы помолиться на могиле матери, чтобы вознести молитвы в храме, в котором введены Вы в лоно Матери-Церкви, и который в детстве и юности Вашей много раз оглашался Вашим чтением и пением, и первыми опытами церковного красноречия».

Приезды протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева на малую родину подтверждаются не только статьями в местной периодической печати, но и документами архивов, где зафиксированы его посещения Калужской губернии. В некоторых случаях даже возникала необходимость более длительного пребывания, как это отражено в «Деле об увольнении протопресвитера Янышева в Калужскую губернию и о продлении отпуска». В формуляре протопресвитера отмечалось: «Был в отпуске с Высочайшего соизволения». С жизнью и нуждами своих земляков он знакомился не только в поездках, но и постоянном общении через письма, сообщения односельчан и родственников. Благодаря этому своевременно оказывалась благотворительная помощь.

Иоанн Леонтьевич в первую очередь делал пожертвования во Владимирскую церковь с. Опочни, как деньгами, так и вещами (деньгами с %%, которые могли быть получены ежегодно с пожертвованных средств). В 1893 году столичному священнослужителю была объявлена через публикацию в КЕВ архипастырская благодарность «за пожертвование в церковь с. Опочни Тарусского уезда деньгами на вечное время 100 р., с условием процентом с них пользования причтом за труды поминовения о упокоении его родных и в эту же церковную библиотеку от него же о. Янышева в церковную библиотеку книг разнообразного содержания всего 450 экземпляров». Отмечались и более значительные по суммам пожертвования в церковь: на 800 рублей. Не только местной церкви, но и жителям, нуждающимся в помощи, приходили средства из СПб. от И. Л. Я. — например, для раздачи семьям, пострадавшим от пожара.

В Тарусском уезде в 1894 году открылось церковное братство во имя Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», которое имело своей целью укрепление народа в вере, борьбу с хлыстовщиной и оказание помощи в трудных жизненных ситуациях. Уроженец земли Тарусской, протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев не мог остаться в стороне от этого богоугодного начинания. По этому поводу в местной православной периодической печати появилось следующее сообщение: «Пожертвовано придворным о. Протопресвитером Иоанном Леонтьевичем Янышевым на нужды Тарусского церковного братства 200 р., с изъявлением желания быть членом Тарусского братства».

Большое внимание уделял пастырь из Санкт-Петербурга развитию образования, в том числе и в церковно-приходских и сельских школах. В отчете Калужской епархии за 1895 год указывается, что протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев пожертвовал в ользу развития народного образования 2000 рублей. В 1898 году в с. Сашкино (Шашкино) была открыта второклассная школа. В калужской епархиальной печати так рассказывалось об этом событии: «9 декабря 1898 года для села Шашкина было днем особого торжества по случаю освящения вновь устроенной... школы... месте родины Его Высокопреподобия о. Протопресвитера И.Л. Янышева, которому принадлежит и первая мысль об устроении здесь большой школы. Движимый любовию к своей родине и насельцам ея, маститый Протопресвитер Иоанн Леонтьевич положил от себя и первую лепту на основание школы».

Из далекого Санкт-Петербурга, несмотря на свою занятость, И.Л. Янышев следил за тем, чтобы школа была обеспечена всем необходимым, в первую очередь книгами. В тот период развития школьного образования это было важной задачей. По этому поводу в КЕВ печати отмечалось, что «превосходная школа снабжена его библиотекою», т. е. книгами, подаренными отцом Иоанном детям своих земляков. Условия и преподавание в этом учебном заведении были на таком высоком уровне, что в 1903 году там проводились курсы для учителей школ грамоты. Иоанн Леонтьевич был настолько в курсе всех дел, что даже прислал денег на памятник и венок умершему учителю этой школы Н. Д. Десницкому. Занятый многими важными делами в Санкт-Петербурге, почтенный протопресвитер не забывал о подрастающем поколении на своей малой родине, заботился об их образовании. На своем примере он знал, как важно его иметь.

Никогда отец Иоанн не забывал и семинарию, которая дала ему так много. Именно благодаря обучению в семинарии будущий протопресвитер приобрел багаж знаний, позволивших ему получить этот сан. Известно, что в одной из речей, сказанной на склоне лет, протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев подчеркивал важность и высокий уровень полученного образования. Он говорил не только о ценности семинарского образования, но и о том, что именно в стенах родной калужской семинарии он смог получить основу для обучения в Санкт-Петербургской академии.

О значении обучения в КДС со слов отца Иоанна в свое время были опубликованы следующие факты, подчеркивающие его благодарность за науку: «По окончании семинарского, а потом и академического в С.-Петербурге курса, о. Протопресвитеру вскоре пришлось жить и трудиться среди других более просвещенных народов, но и там, благодаря полученному в семинарии и академии образованию, он сознавал себя, если не выше, то, во всяком случае, не ниже ученых и образованных людей». Так по достоинству высоко оценил отец Иоанн старания преподавателей, дававших прекрасные знания по всем предметам тем, кто стремился постичь все, что можно получить в классах КДС.

Занятость протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева не давала ему возможности бывать в КДС, но посещение семинарии было для него истинным праздником даже через много лет после расставания с ней. Благодаря жизненному и пастырскому опыту он был в состоянии объективно оценить то, что ему дала семинария. Воспоминания и благодарность переполняли уже много повидавшего пастыря. Встреча с ректором, наставниками и семинаристами была важна и крайне приятна для столичного гостя. Радость переполняла сердца земляков, принимавших отца Иоанна с почестями и искренним уважением, которое он заслужил своим служением и постоянным вниманием к КДС, которую не забывал в столице, стараясь благотворительной помощью отблагодарить за то доброе, что было сделано для него в годы учебы.

В Калужских епархиальных ведомостях появилось сообщение о памятном дне посещения семинарии ее замечательным выпускником. Не только в прессе, но и в архивных документах ГАКО сохранились сведения о приезде отца Иоанна в КДС. Конечно, эта тема требует подробного повествования в силу своей значимости. И в дальнейшем исследование будет продолжено. Ко времени посещения КДС протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев сделал много доброго для духовных учебных заведений, благотворительных обществ Калужской епархии.

В 1902 году при КДС была учреждена стипендия Протопресвитера Янышева, о чем стало известно из публикации в КЕВ, где было помещено отношение заведующего придворным духовенством протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева от 23 января 1902 года за № 211 на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Вениамина, епископа Калужского и Боровского: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Подведомое мне духовенство собрало по случаю... пятидесятилетия моего служения в священном сане, препровождаемый при сем капитал в 2100 рублей на учреждение за счет процентов, стипендии моего имени в Калужской духовной семинарии». По этому поводу был издан указ Святейшего Правительствующего Синода от 1 марта 1902 года за № 1668. В определении правления Калужской духовной семинарии значилось: «Стипендию считать открытой со следующего 1902-1903 учебного года».

По желанию И. Л. Янышева стипендия предназначалась для: «а) воспитанников семинарии из духовенства Калужской епархии, б) имеющих склонность к продолжению духовного образования или к служению церкви, в) отличающихся при бедности благонравием и успехами и г) не ниже 4-го класса семинарии». С учетом этих условий и назначалось поощрение семинаристов. Выдача стипендии протопресвитера И. Янышева неукоснительно продолжалась до прихода к власти большевиков. Справки процентных бумаг Правления КДС показывают, что ежегодно получали эти стипендии до пяти семинаристов. Протопресвитером И. Л. Янышевым были пожертвованы книги для библиотеки КДС: «В фундаментальную библиотеку семинарии им пожертвовано множество дорогих книг богословского, философского, церковно-исторического и другого содержания, составивших особый отдел под названием «янышевской библиотеки».

Посещение протопресвитером Иоанном Леонтьевичем Янышевым КДС, где все знали обо всех его добрых делах и пожертвованиях в пользу этого духовного учебного заведения, запомнилось всем присутствующим. Сохранились документы и периодика, позволяющие восстановить последовательность посещения.

Отцом Иоанном было «внесено особых капиталов в количестве 500 р. для образования при семинарии «общества вспомоществования бедных воспитанников семинарии». Отец Иоанн состоял почетным членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Мещовского Духовного Училища. В числе первых благотворителей, откликнувшихся на идею создания такого общества в г. Мещовске был именно Иоанн Леонтьевич: «В общество вспомоществования нуждающимся ученикам МДУ поступили пожертвования: 1) от протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств И. Л. Янышева...»

В Попечительстве Св. Гурия о бедных учениках Калужского Духовного Училища Иоанн Леонтьевич был пожизненным членом с момента создания этого благотворительного общества. В 1904 году «в почетные члены Попечительства единогласно были избраны: Преосвященнейший Вениамин, Епископ Калужский и Боровский; духовник Их Императорских Величеств, протопресвитер И.Л. Янышев и др. Собрание постановило: просить совет Попечительства уведомить означенных лиц об избрании их в почетные члены Попечительства и выразить им от лица общего собрания благодарность за их пожертвования и за сочувственное их отношение к Попечительству».

И. Л. Янышев интересовался работой Калужского Церковно-историко-археологического общества: «Из...протокола видно, что в числе почетных членов общества состоят некоторые высокопоставленные лица, как например протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, (Калужский уроженец), внесший единовременно 100 р.», он старался быть в курсе всех благих начинаний в Калужской епархии и по возможности участвовать в них.

В Калужской епархии ценили, что известный не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России пастырь, родившийся и учившийся на Калужской земле, никогда не порывал связей со своей малой родиной, стараясь оказывать разностороннюю помощь всем, кто в ней нуждался. Известно, что на юбилеи знаменитого земляка калужские священнослужители всегда посылали достойных депутатов для поздравления и вручения подарков. От КДС была подарена икона Иоанна Богослова, а от земляков, живущих в Санкт-Петербурге была преподнесена И.Л. Янышеву с приветственными словами «...святыня — родная святыня: это — икона Калуженской Божией Матери, где вместе изображены и калужские чудотворцы: преп. Пафнутий Боровский, преп. Тихон, св. пр. Лаврентий, а также соименный Вам преп. Иоанн ветхопещерник, небесному покровительству и молитвам которого вы поручены в калужской же стране».

Воспоминания современников отца Иоанна показывают, как он любил свою родину. Особенно в последние дни своей жизни он мечтал побывать в родных краях, вдохнуть воздух земли, где родился и возрастал, полюбоваться привычными картинами природы малой родины: «После Фоминой недели Иоанн Леонтьевич... поднял вопрос о поездке на родину в свое имение, расположенное в Калужской губернии». Врачи были категорически против каких-либо поездок. Поэтому вместо Петербурга рекомендовали ему Елагин остров — свежий воздух, прогулки по саду. Но пребывание в этой необходимой больному обстановке не приводила к улучшению состояния здоровья и самочувствия. Все это вызывало большие переживания у окружающих, тем более в связи с тем, что болящий не оставлял желания ехать на малую родину.

Вот как это было описано в одном из столичных журналов: «Сердечная деятельность слабела. Несмотря на это, Иоанн Леонтьевич все время высказывал желание уехать в Калужскую губернию и, наконец, на прошлой неделе решил ехать, для чего в среду той же недели уже были взяты проездные билеты. Но накануне назначенного дня отъезда, во вторник, пользовавший о. Янышева доктор при Кабинете его Величества К. М. Попов признал поездку невозможной вследствие слабости здоровья, и отъезд был отложен на неопределенное время».

В среду, 9 июня, как вспоминали родственники, протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев пожелал исповедаться, причаститься и собороваться. Состояние его уже не вызывало сомнений у медиков — больной должен был отойти в мир иной. О чем были предупреждены все, следившие за здоровьем отца Иоанна, который и сам понимал, что происходит: «Я доживаю последние искры жизни». Протопресвитер отошел ко Господу 13 июня 1910 года, отпевание прошло в Петро-Павловском соборе, что в крепости, 16 июня. Погребение прошло в фамильном склепе Янышевых на Волковском кладбище рядом с супругой, сыном и сестрой. Погребальная процессия свидетельствовала о всеобщем уважении к почившему протопресвитеру, как об этом писалось в «Церковных ведомостях».

Важно отметить, что при погребении отца Иоанна присутствовала группа крестьян с его малой родины, они были депутатами из Сашкинской волости Тарусского уезда. Возглавлял их волостной старшина Петр Гаврилович Медведев. Это была дань памяти не только известному земляку, но и благотворителю, каким был для своих земляков отец Иоанн. Его почитали за добрые дела, за помощь местным крестьянам. Есть сведения о том, что когда он бывал в родном селе, его провожали не менее тысячи человек. Он пользовался огромной народной любовью.

Память об И. Л. Янышеве была увековечена Августейшей Семьей в 1913 году, что свидетельствует об искреннем признании заслуг этого протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств. Указом Святейшего Синода от 11 сентября 1913 года за № 14469 «Богадельня Протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева, возобновленная по случаю исполнившегося 300-летия Царствования Дома Романовых, на пожертвования Государя Императора и Его Августейшей Семьи» стала данью памяти священнослужителя. Было предписано строительство новой богадельни вместо пришедшей в ветхость. Пожертвования составили достаточную сумму: «от Государя Императора Николая Александровича и Его Августейшей Семьи 3250 рублей, от Ее Императорского Величества, Государыни Императрицы Марии Федоровны 1000 рублей, от Их императорских Величеств: Великой Княгини Елизаветы Федоровны 250 рублей, Великого Князя Александра Михайловича и Великой Княгини Ксении Александровны 500 рублей и Великой Княгини Ольги Александровны 250 рублей, а всего 5250 рублей».

13-го декабря 1910 года в Санкт-Петербурге, «в полугодовой день кончины духовника Их Императорских Величеств, протопресвитера И. Л. Янышева, было совершено церковно-молитвенное и научно-литературное поминовение почившего в стенах родной ему С.-Петербургской духовной академии. Как отмечалось в столичной прессе, «высокие пастырские, научные, просветительские и административные заслуги, которыми украшена его 84-летняя жизнь, заставили откликнуться на призыв к этому поминовению лиц разных общественных слоев». Поминали почтенного протопресвитера и на Калужской земле, которую он любил и помнил до последних дней жизни.

События истории России после 1917 года изменили жизнь земляков протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева. На долгие годы богоборческая власть не давала возможности его односельчанам чтить традиции предков. Не сохранялись в этот период не только традиции, но и местные святыни. Утрачена церковь в честь Владимирской Божией Матери. Но, когда это стало возможным, на ее месте был установлен поклонный крест. 

В свое время в адресе КДС, который был преподнесен ее представителями протопресвитеру Иоанну Леонтьевичу Янышеву, уважаемому всеми земляку, прозвучали такие слова: «Семинария с живым интересом следила за этим Вашим торжеством, с живой радостью читали эту хвалу Вашей многолетней энергии, Вашему разуму, Вашей всегда и во всем правдивости и многообъемлющей Вашей любви. Вы один из отдаленных предков наших по образованию в калужской семинарии. Вы славный питомец ее, а потому Вы и гордость наша, честь и похвала». Знаменитый земляк продолжает служить примером трудолюбия, тяги к знаниям, умственного и духовного совершенства.