Идея написать очерк о псаломщике Федоре Матвеевиче Лебедеве, что служил в церкви села Романовки, возникла у меня давно. Именно его размашистым угловатым почерком были написаны метрические книги сначала села Всесвятки с 1862 по 1877 год, а затем Романовки с 1878 до 1899. Именно его почерк рассказал мне все события в семье моих предков за 37 лет из 80 лет существования Романовки. Я свыкся с этим почерком, и все события далекого прошлого стали восприниматься неотрывно от него. Федор Матвеевич стал для меня почти родным; он незримо участвовал во всех событиях в жизни моей семьи, да и всего села. Я был благодарен этому человеку за то, что писал он, быть может, и не каллиграфически, но аккуратно, вполне читаемо по сравнению с другими.
Бракосочетание моего прадеда Митрофана Максимовича Афанаско (Иванко) и прабабки Натальи Владимировны Трушевой, 12 октября 1881 г.
Вначале идея найти какую-то информацию об этом человеке казалась нереальной: долгое время в моем распоряжении были лишь образцы его почерка да имя — церковнослужители расписывались в книге коротко: священник Ефимий Князевский и псаломщик Федор Лебедев. Лишь спустя много времени я встретил в одной из книг его отчество. Однако, наверное, желание было таким сильным, что факты понемногу стали складываться в копилочку. И вот, кажется, сложились...
Сведения о дате его рождения сильно разнятся в разных источниках; в клировой ведомости села Романовки 1898 года обозначена дата 17 февраля 1840 года[1]. Поскольку ведомости составлялись самими священно-церковнослужителями, дата вполне заслуживает доверия.
Родился он в селе Брыковка Николаевского уезда (ныне Духовницкий район Саратовской области) в многодетной семье дьячка Матвея Михайловича Лебедева, учился в Вольском духовном училище[2].
Когда я в начале поиска находил какие-то документы про Федора, у меня постоянно было ощущение какой-то несостыковки: то ли он был отчислен из училища в 1856 году, то ли в 1857 году; то ли в 17 лет, то ли в 19; то ли первым местом его службы было село Березовый Гай, то ли это село Перекопное. Конечно, подобные несовпадения были обычны для того времени, но меня не покидало чувство, что дело не в простой неточности. Проблема решилась неожиданно: в семье было семеро детей, в том числе два Фёдора! У того Фёдора, что был объектом моих поисков (Фёдор-2), был старший брат Фёдор Матвеевич Лебедев (Фёдор-1)[3]!
Читателя, возможно, поразило, что в семье были дети с одинаковыми именами. Меня такая находка уже не удивила: детей в XIX веке много рождалось, много умирало, так что над именами долго не думали. Их давали в соответствии со святцами, а там часто выбор благозвучных имен был невелик. Так что такая ситуация с именами в семье не была чем-то из ряда вон выходящим — в переписи всех жителей того же села Романовки за 1910 год из 356 дворов и 2732 человек я обнаружил 3 семьи с повторяющимися именами, как мужскими, так и женскими[4].
Итак, братья Лебедевы удивительно повторяли жизненный путь друг друга: оба поступили учиться в Вольское духовное училище, оба были отчислены по неуспеваемости из среднего отделения (с годом разницы) и даже оба служили пономарями в одном и том же селе Перекопное (с разницей в два года). С учетом скудности информации о человеке того времени и возможных неточностей, братья были практически неразличимы. Был ли вообще мальчик Фёдор-1? Разрешить сомнения можно было, лишь найдя обоих братьев вместе в ведомостях Вольского духовного училища. Старший Фёдор был отчислен в 1856 году, младший в 1857 году, значит, в 1855/56 учебном году они должны были оба быть в училище. Такая ведомость, к счастью, нашлась и развеяла сомнения: оба брата были на месте.
«Среднее отделение. Разряд 2.
№69 Федор Лебедев, Самарской Епархии, Николаевского уезда, села Брыковки дьячка Матфея сын, 18лет, поступил 25 октября 1846. Поведения кроткого, способностей средственных. На отцовском содержании. Выбыл в Епархиальное ведомство.
Нижнее отделение. Разряд 2.
№38 Федор Лебедев, Самарской епархии, Николаевского уезда, села Брыковки дьячка Матфея сын, 14лет, поступил 4 сентября 1853. Способностей довольно порядочных, на полном казенном содержании. Переведен в среднее отделение»[5].
Таким образом, старший Фёдор-1 закончил среднее отделение училища, но не был переведен в высшее отделение, как более успешные его сотоварищи, а отправлен в распоряжение Епархиального ведомства. Младший же Фёдор-2 в этом 1855 году закончил низшее отделение и был переведен в среднее. Через год, несмотря на довольно порядочные способности, он после четырех лет обучения в училище тоже будет отчислен «по неуспешности», но это будет еще только через год. Фамилии священно-церковно-служителей не так разнообразны, поэтому проблема однофамильцев была актуальна в училище, учеников так и именовали «Александр Любенский-1», «Александр Любенский-2». Братья Лебедевы же из-за разницы в возрасте учились в разных отделениях училища, поэтому никакой путаницы не возникало вообще.
Удалось найти и свидетельство об окончании училища, выданное Федору-2:
Объявитель сего, ученик Волгского Духовного Уездного Училища среднего отделения Федор Лебедев Самарской Епархии Николаевского уезда села Брыковки дьячка сын, имеющий от роду 19 лет, поступил в училище 1846 года октября 25 дня, в коем при способностях довольно порядочных, прилежании недостаточном, обучался:
Грамматикам (Латинской — плохо, Греческой — плохо, Славянской — плохо, Русской — не худо)
Пространному катихизису — довольно хорошо
Священной истории — порядочно
Географии — плохо
Арифметике — плохо
Церковному Уставу — недостаточно
Нотному пению — довольно хорошо
Чистописанию — порядочно
В продолжении учения оказывал поведение кроткое. Падучей болезни не подвержен; уродства, калечества и других недостатков телесных не имеет. Состоял на полуказенном содержании.
Ныне, на испытании, бывшем в июле месяце 1857 года, по безуспешности оказался неспособным к продолжению обучения.
Почему на основании §27 Проекта Устава Духовных Уездных Училищ исключается с сим свидетельством из Училища в Епархиальное ведомство.
В чем и дано ему, Лебедеву, сие Свидетельство Волгским Училищным Начальством за надлежащим подписанием и приложением казенной Училищной печати.
Июля 15 дня 1857года. Смотритель Илья Лавровский[6]
Карьера старшего брата закончилась неожиданно быстро. Как уже было сказано, он был отчислен из училища и распределен на службу в село Перекопное 5 марта 1857 года[7]. Ежегодная церковная ведомость характеризовала его положительно: «Читает и поет порядочно. Катехизиса не знает. Поведения хорошего. Никому не в родстве не состоит»[8], но уже 5 сентября 1858 на его прошение о посвящении в стихарь легла грозная резолюция Епископа Самарского и Ставропольского Феофила: «Просителя за совершенную неготовность и нерадение, отрешить от места до исправления впредь»[9].
Чем объясняется такой резкий поворот и как дальше сложилась судьба Федора-1 – неизвестно; мне не удалось более встретить в епархиальных документах никаких о нем упоминаний.
Федор-2 же, поскольку тоже учился неважно, был определен первоначально на низшую должность дьячка ко Храму Великомученика и Мироточца Дмитрия, в село Березовый Гай Самарского уезда. Затем последовала длинная череда епархиальных перемещений, в которой он объездил всё Левобережье:
Березовый Гай 04.10.1857
Теликовка 04.11.1858
Орлов Гай 28.04.1859
Новорепное 24.10.1859
Калдино 10.01.1860
Перекопное 17.09.1860
Питерка 10.07.1861
В 1862 его путешествия вдруг закончились: 21 июля Федор стал причетником Всесвятской церкви одноименного села на правом берегу Большого Карамана[10]. Потянулись долгие однообразные годы службы в провинциальной церкви. Лишь через 12 лет выпали ему небольшие поощрения по службе: 15 ноября 1874 года по предложению Епископа Самарского Герасима за исправность по должности и честную жизнь было объявлено ему, Лебедеву, Архипастырское Благословение с внесением в формуляр. Да еще ровно через год, 15 ноября 1875 года, поступило предложение того же епископа:
«...пономарь с. Всесвятского Новоузенского уезда Федор Лебедев предметы должности знает хорошо, при отлично усердном исполнении своих обязанностей ведет себя хорошо. Почему предлагаю Консистории сделать зависящее распоряжение о переименовании означенного причетника в исправляющего должность псаломщика, за отличие в службе, с тем, чтобы это отличие обозначалось в формуляре»[11].
В 1877 году Всесвятская церковь была закрыта «за ветхостью», а прихожане перечислены к вновь выстроенной Николаевской церкви в Романовке. Туда же, на левый берег Большого Карамана, перешли служить и Лебедев со священником Ефимием Князевским. Отец Федора, Матвей Михайлович Лебедев, к тому времени уже умер, и мать, вдовствующая пономарица Мария Ефимовна, жила здесь же, при церкви села Романовки, до своей смерти в 1888 году[12]. Ровно та же жизнь низшего чина церковнослужителя потянулась для Лебедева теперь в Романовке. При нём сменилось уже четверо священнослужителей, лишь Лебедев был неизменен. Зыбкой приставки «исполняющий должность» уже не было, Федор стал просто псаломщиком. От пономаря до псаломщика — вот и вся карьера за 42 года...
В 1899 году, на самой границе века, размашистый почерк Лебедева из метрической книги вдруг исчез. 3 июня 1899 в Романовку был переведен и стал исправлять обязанности псаломщика Николаевской церкви псаломщик с. Андросовка Николаевского уезда Павел Сахаров[13]. Федору Матвеевичу было тогда уже более 60 лет, и я, решив, что он умер, с сожалением расстался с его почерком, к которому успел привыкнуть. Как же я был неправ! В 60 лет всё только начиналось!
Причины его замены были не так просты, как мне подумалось. Лебедев был уволен за штат 7 февраля 1897 резолюцией Епископа Самарского и Ставропольского за грубость и непочтение к местному благочинному, а также за неспособность к отправлению клировых обязанностей. Затем, в марте 1897, резолюцией того же Преосвященного снова был допущен к исправлению псаломщических обязанностей в том же приходе. Но продолжилось его служение недолго. 3 февраля 1899 года была поставлена еще одна точка. По протоколу Консистории, утвержденному Его Преосвященством, о неправоспособности к учительству и отправлению псаломщических обязанностей и за занятие торгашеством с допущением при этом действий нечестивых и недобросовестных, Фёдор Лебедев был «...окончательно уволен за штат с лишением права на получение пособия из казны и из попечительства. Причем поручен особому надзору Благочинного с таковым предупреждением его, Лебедева, что, если он вновь будет уличен в проступках, подобным имеющимся, то будет исключен из духовного звания»[14].
Трудно в полной мере оценить эту ситуацию, не располагая достаточным объемом информации. Должность благочинного III округа исправлял в эти годы священник той же Романовки Василий Смирнов. Ясно, что Фёдор повздорил со своим священником, но неясно, в чем причина конфликта и кто в нем виноват. В зависимости от личных качеств сторон, ситуация может трактоваться совершенно по-разному. Слишком уж неправдоподобно громыхают фразы о нечестивости и недобросовестности.
Раздор начался с того, что священник написал на Лебедева жалобу о грубости и невнятном чтении за богослужением. Федор Матвеевич написал ответную жалобу с подробным описанием прегрешений Смирнова: «...Своими катаниями [на рысаках с вожжами в руках] по селу он дает повод нашим молоканам надсмехаться над православием»[15]. Жалоба долго разбиралась консисторией, в результате оба лишились своих должностей
Надо заметить, что на заре службе Федора Лебедева уже была подобная двусмысленная ситуация. Священник села Питерка Николай Березовский 10 июня 1862 года написал Епископу Самарскому и Ставропольскому Феофилу рапорт, в котором доказывал, что: «Дьячок Федор Лебедев груб и непокорен, к своей должности неисправен. Дерзок – на первых числах сего месяца простер до того свою дерзость, что вышел на общественный сход, стал внушать обществу, чтобы оно требовало от старосты церковного каких-то денег, будто бы хранящихся в нашей церкви»[16].
В ходе разбора жалобы в Консистории Фёдор Лебедев все обвинения отрицал:
«Пред приходским свои священником Николаем Березовским непослушания, грубостей и дерзостей я никогда никаких не делал. Священник Березовский выводит на меня обвинение единственно потому, что прихожане, подозревая его и церковного старосту в злоупотреблении церковной суммой, начали в том формальное дело» и, со своей стороны, попросил Епархиальное Начальство провести следствие в отношении церковной кассы[17]. То ли священник вместе с церковным старостой приворовывали из церковной кассы, а пономарь-правдоруб выступил в защиту истинных православных ценностей, то ли дерзкий, ленивый и неисполнительный пономарь возвел напраслину на кристально честных священника и старосту. Ситуация выглядела настолько двусмысленно, что в первой резолюции Епископ написал: «Не подал ли священник Березовский повода к тому, чтобы причетник вышел на сходку?» Большого следствия, однако, вести не стали. Поскольку формально нарушение было, Лебедева оштрафовали и, с глаз долой, перевели из Питерки подальше.
Но вернемся из Питерки обратно в Романовку конца XIX века. Столько лет отслужив безупречно, из-за разгоревшегося конфликта Федор Матвеевич оказался на старости лет без возможности получения пособия не только из казны, но и из попечительства. Так или иначе, это был крах.
Только не для Федора Лебедева. Насколько видно из документов, решение Консистории было им обжаловано, и Указом Святейшего Синода от 31 мая 1900 года за №3515 оно было отменено; Лебедеву было «предоставлено право занять псаломщическое место по усмотрению Его Преосвященства»[18]. Решение было выполнено: 18 июля 1900 Лебедеву было предоставлено вакантное место псаломщика в соседнем селе Федоровке. Но прослужил он там недолго. Вдруг оказалось, что Лебедев «уволен за штат согласно своему прошению. На службе состоял в должности причетника 42 года 4 месяца»[19].
В 1903 году новым благочинным III округа стал священник села Калдино Михаил Воинов. Федор Матвеевич так и остался без места, правда, стал получать пособие из эмеритальной кассы 210 рублей[20]. Сумма достаточно большая, но ведь и прослужил Лебедев на должности 42 года 4 месяца.
Федор Матвеевич оставил в Романовке деревянный дом со всеми надворными постройками и отправился сначала к своему старшему сыну Василию, который, закончив Духовное училище в городе Николаевске (ныне Пугачёв), служил священником в селе Большая Глушица Николаевского уезда (ныне Самарская область). Через несколько лет заштатный псаломщик Федор Матвеевич Лебедев подал прошение и был рукоположен в сан дьякона 14 июня 1907 года Преосвященным Епископом Тихоном, Викарием Самарским (с оставлением за штатом)[21], поднявшись, таким образом, в первую, низшую степень священства. На штатное место рассчитывать Федору Матвеевичу уже не приходилось, он был назначен сверхштатным дьяконом к Покровской церкви села Большой Глушицы Николаевского уезда Самарской губернии.
На первой ступеньке Федор Лебедев не остановился. Младший сын Николай служил священником в селе Малой Сергиевке Балашовского уезда Саратовской губернии — туда и отправился Фёдор Матвеевич. В покорнейшем прошении Гермогену, Епископу Саратовскому и Царицынскому от 17 октября того же 1907 года он написал:
«Желая и на старости лет быть полезным своему сыну, дерзаю покорнейше просить Ваше Преосвященство рукоположить меня во священника и назначить сверх штата к Сергиевской церкви села Малой Сергиевки, Балашовского уезда, где он священствует»[22].
Гермоген, Епископ Саратовский и Царицынский, поставил на прошении свою резолюцию:
«Духовной Консистории, по снятии надлежащего допроса, составить дело сегодня же о посвящении дьякона Лебедева Федора в сан иерея».
Все было в точности исполнено, и 26 октября 1907 недавний дьякон Федор Лебедев был посвящен в сан священника и назначен на священническое место (сверх штата) церкви с.Малая Сергиевка Балашовского уезда.
Но и это еще не всё! Высшая точка наступила 27 сентября 1909 года, когда Благочиннический Совет 7 округа Балашовского уезда, собравшись в селе Потьме, ходатайствовал перед Епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном о награждении сверхштатного священника с.Малой Сергиевки о.Федора Лебедева – набедренником. Вот что написал Совет в своем акте:
«Сверхштатный священник Федор Лебедев — маститый старец-иерей 72 года, безупречно прослуживший псаломщиком и дьяконом 52 года, а милостию Владыки, Преосвященнейшего Гермогена, Епископа Саратовского и Царицынского, удостоенный сана иерея, всегда у Престола Божия искренне, с глубоким чувством религиозного подъема совершающий Св.Таинство Евхаристии, со слезами умиления и покаяния молящийся за своих чад духовных пред Престолом Божиим, в простоте житейской наставляющий нечаянно для него ниспосланную Промыслом Божиим паству в истинах Христова Евангелия, бесхитростно и ясно утверждающий народ в правилах и основах Христовой Церкви; привлекающий всех и каждого, соприкасающегося с ним, своею задушевностью и доступностью — по мнению Благочиннического Совета, вполне достоин того, чтобы в своих старческих немощах был поддержан вниманием Архипастыря и поощрен этим для дальнейшего, вящущего служения Христу Богу. Председатель Совета, временно исполняющий обязанности Благочинного VII округа Балашовского уезда священник Иоанн Бобров»[23].
В «Алфавитном списке духовенства Саратовской епархии» за 1912 год по селу Малая Сергиевка по-прежнему значились:
- священник Николай Федоров Лебедев, 46 лет, о.к. в духовной семинарии законоучитель и благочинный; в службе с 1886 г.; на месте с 1891 г.; награды: наперсный крест 1912 г
- псаломщик-дьякон Афанасий Никаноров Гусев, 39 лет, из 2х классного духовного училища; в службе с 1900; на месте с 1908
- сверхштатный священник Федор Матвеев Лебедев, 73 лет[24].
Николай Федорович был перемещен на священническую вакансию к Иоанно-Предтеченской церкви г.Саратова в июле 1915 года[25]; про отца его, заштатного священника, в указе ничего не говорилось. Оказалось, что еще 21 января 1913 года заштатный священник Феодор Лебедев был переведен на вакансию священника к церкви села Ивантеевки Николаевского уезда (на третий штат)[26]. Последнее упоминание о службе Лебедева в Ивантеевке относится к февралю 1917 года.
_________
[1] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1889 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 164 Л. 90 об. – 91.
[2] Там же.
[3] Клировые ведомости церквей Николаевского уезда за 1854 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 23. Д. 398.
[4] Исповедные ведомости III благочиннического округа Новоузенского уезда за 1910 г. // ГИАНП. Ф. 287. Оп. 1. Д. 6.
[5] Именные списки духовных училищ // ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 3464. Л. 42 об. – 47 об.
[6] Ведомость и свидетельства исключенных учеников // ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 3562. Л. 62 – 62 об., 78.
[7] Об определении исключенного ученика Федора Лебедева // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 8. Д. 1141.
[8] Клировые ведомости Новоузенского уезда за 1857 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 14. Л. 29 об. – 30.
[9] Дело об удалении от места дьячка Лебедева // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 8. Д. 6696
[10] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1862 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 27. Л. 53 об. – 54.
[11] Самарские епархиальные ведомости. 1876. № 1, часть офиц. С. 20–21.
[12] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1879 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 91. Л. 101 об. – 102.
[13] Самарские епархиальные ведомости. 1899, часть офиц. С. 212.
[14] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1898 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 164. Л. 91.
[15] О разных проступках священников с.Калуги Новоузенского уезда Палладия Рождественского и и. д. благочинного III округа того же уезда села Романовки священника Василия Смирнова // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 8. Д. 4306. Л. 3.
[16] О непослушании и дерзости дьячка села Питерки Новоузенского уезда Федора Лебедева к приходскому своему священнику // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 7. Д. 5394. Л. 1.
[17] Там же. Л. 8–9.
[18] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1903 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 192. Л. 98 об. – 99.
[19] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1904 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 197. Л. 141 об.
[20] Самарские епархиальные ведомости. 1904 (Отчет о движении сумм эмеритальной кассы духовенства Самарской епархии за 1903 год). С. 20.
[21] Самарские епархиальные ведомости. 1907. № 14. С. 383.
[22] Дело Лебедева Федора о предоставлении ему священнического места // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 5926.
[23] Наградные, формулярные списки // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6329. Л. 85–88.
[24] Справочная книга Саратовской епархии. Саратов : Тип. Союза Печ. Дела, 1912. С. 566.
[25] Саратовские епархиальные ведомости. 1915.
[26] Самарские епархиальные ведомости. 1913. № 4, часть офиц. С. 29.
Геннадий Кузнецов, 2015–2021