В 1931 году Георгиевский за верхом храм был заполнен теми, кто в течение многих лет знал одного из достойных пастырей, чья жизнь и служение прошли в Калужской епархии. Его формуляр напоминал записи многих других священнослужителей: родился на калужской земле в многодетной семье представителя духовного сословия, учился сначала в Калужском духовном училище, далее — в Калужской духовной семинарии, а по окончании обучения служил в Калужской епархии. Таким образом, вся жизнь отца Михаила Дмитриевского прошла там, где жили его предки — в Калужской губернии.

Даже фамилия, которую носили священники из рода Дмитриевских (в некоторых документах и, особенно в периодической печати — Дмитревских), происходила от названия села, где родился Григорий Иосифович (отец отца Михаила). А родился он в 1817 году в селе Дмитриевском на Приселках. Отец Григория был священником в храме этого села. В тот период, когда Григорий учился в семинарии, была традиция нарекать учеников фамилиями, которые могли быть связаны с названием села, храма на малой родине семинариста. Могли быть и другие причины для выбора фамилии — личные качества и пр. Но в случае с Григорием получилось так, что фамилия для него была выбрана по названию села и храма.

В селе Дмитриевском на Приселке был деревянный храм, который освятили во имя Димитрия Солунского. Когда была построена новая церковь в каменном исполнении в 1856 г., она тоже традиционно была в честь того же святого. Новый храм был возведен старанием прихожанина Ивана Ивановича Огиевского — «на сумму, собранную от прихожан и доброхотных дателей». Освящена каменная церковь была 25 октября того же года. Но ко времени появления нового каменного храма, окончивший обучение в КДС, Григорий служил в другом месте, куда он получил назначение.

Послужной список отца Григория Дмитриевского в начале служения укладывается в следующие даты и события: 1840 г. — окончание КДС, 10 марта 1842 г. — рукоположен во священника к Покровской церкви с. Андроново Калужского уезда, 24 мая 1847 года перемещен на должность священника в Никольский храм с. Чижовки. Когда отец Григорий приехал в с. Чижовка, он не знал, что Никольская церковь станет не только для него, но и для одного из сыновей, местом длительного пастырского служения.

Обратимся к пожелтевшим от времени листам церковных документов, в клировых ведомостях о Никольской церкви этого периода значится следующее: «Здание каменное, с таковою же колокольнею и оградой; настоящая церковь холодная, придел теплый. Здание церкви и колокольни крепки. Кроме упраздненного при церкви старого кладбища есть особо отведенное вне селения кладбище. Упраздненное обнесено каменной оградой, существующее огорожено окопом и деревянной оградой».

Наличие в ГАКО клировых ведомостей Никольской церкви села Чижовки не может, к сожалению, помочь в установлении даты строительства каменного здания. В названных документах за разные годы содержится одна и та же информация: «Содиждена церковь когда и кем неизвестно» — «Церковь построена неизвестно когда и кем неизвестно». И подобная однотипная информация находится во всех сохранившихся до наших дней клировых ведомостях.

Упоминается Никольский храм с. Чижовки не только в церковных документах, но и в первой переписи населения. Первая в России перепись охватывала описание всех городов и сельских поселений каждой губернии Российской империи. В РГИА СПб хранятся документы, которые были составлены по утвержденной форме. Они дают нам сведения о том, что представляло собой село Чижовка в период переписи. Обратимся к выпискам из этого интересного источника:

  1. Название: Село Чижовка (Никольское, Николо-Чижовка)
  2. 4 сельских общества.
  3. При какой воде: При колодцах.
  4. Сколько в поселении занято построением дворовых мест — 4.
  5. Церковь каменная и церковно-приходская школа. 1 хлебозапасный магазин.

Причт Никольской церкви с. Чижовки указывал в клировой ведомости, как было необходимо по требованиям, еще и следующие сведения: «Расстояние от сей церкви до КДК 5 верст, до местного благочинного 25 верст. Ближайшие к сей церкви: на юго-востоке Христорождественская в Ближнем Рождествено в 1 версте, на севере Рождественно-Богородичная в с. Ромоданове в 4-х верстах. Приписных к сей церкви нет. Копии метрических книг с 1781 года. Копии исповедных книг с 1781 года. Церковная летопись ведется с 1891 года». О самой церкви было написано: «Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя святого Николая Чудотворца, в приделе теплом во имя святого великомученика Георгия, когда освящены престолы неизвестно. Антиминсы на престолах прочны и чисты. Причта положено: священник и псаломщик. Утвари и богослужебных книг достаточно».

Ко времени переезда семьи Дмитриевских в с. Чижовку у отца Григория и его супруги, матушки Евдокии Петровны, было двое детей. А позже, уже в Чижовке, родились еще четверо. К тому периоду, когда появился младший ребенок, в доме священника воспитывались шестеро братьев и сестер. Родившимся в селе Чижовке младшим из детей в семье был младенец, нареченный Михаилом. Он родился 30 октября 1863 года, вырос в Чижовке, где ему было все знакомо. А в дальнейшем Михаил пошел по стопам отца, став священником.

Принадлежность к духовному сословию сыграла в этом свою роль. Но очень важным фактором служил Михаилу с детства пример его родителя, награжденного Епархиальным начальством за примерное пастырское служение много раз. Помимо этого он имел наперсный крест от Святейшего Синода, за 50-летнее служение был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени в 1892 г. По этому поводу сохранилась запись в Журнале КДК: «Доклад Господина Обер-Прокурора Священного Синода при отношении от 30 июля за № 4149, препровожден к Его Преосвященству орден святого Владимира 4-й степени с грамотою Всемилостивейше пожалованной в 4-й день минувшего июля священнику церкви с. Чижовки Калужского уезда Григорию Дмитриевскому по случаю исполнения 50-летия служения его в священническом сане».

В это время Михаил уже был рукоположен во священника. Путь к пастырству младшего сына отца Григория начинался точно так же, как у родителя: учеба в калужских духовных учебных заведениях, старательное изучение наук, внимательное отношение к объяснениям и поучениям преподавателей. Постепенно, из года в год подготавливались будущие пастыри к служению в сельских и городских храмах.

Михаил Дмитриевский поступил в Калужское духовное училище в 1874 году. Первый 1874/1875 учебный год он окончил по 2-му разряду, в следующем году даже был у него 3-й разряд. Но в дальнейшем каждый класс он заканчивал с высокими результатами, получая 1-й разряд. С первым разрядом он был выпущен из КДУ. Обучение в семинарии длилось до 1885 года. Успеваемость Михаила оценивалась преподавателями как хорошая, он получал 2-й разряд, переходя из класса в класс. 1884/1885 учебный год стал для него завершающим образование в КДС.

После окончания семинарии в 1885 году, Михаил был определен учителем в с. Богдановское. В 1889 году появилась возможность перевода в Чижовку, где была вакансия в церковно-приходской школе. Такие изменения были радостно встречены молодым учителем, ведь он ехал работать на свою малую родину, где все было знакомо. В Никольском храме по-прежнему служил его родитель, которому было уже 72 года. Но жизнь в Чижовке не продлилась долго. В 1891 году Михаил Дмитриевский был рукоположен Преосвященным Виталием во священника. А место служения ему было определено в Христо-Рождественской церкви с. Полошева Лихвинского уезда. Там же он выполнял с 1892 года обязанности законоучителя в местном народном училище.

В октябре 1896 года в очередной раз Михаил Дмитриевский переезжает в с. Чижовку, но уже на священническое место. В Калужских епархиальных ведомостях одновременно появились два сообщения: об увольнении за штат согласно прошения священника Григория Дмитриевского и о назначении на его место священника с. Полошева Михаила Дмитриевского. Отец Григорий вышел за штат в возрасте 79 лет. Молодой священник, полный сил и желания служить на родине, заменил своего отца. Псаломщиком в храме продолжал служить Петр Тимофеевич Бриллиантов. В январе 1899 года отец Михаил был награжден скуфьей. Все традиции, которые были заложены в приходе Никольского храма отцом Григорием, не только сохранялись при служении его сына, но и получали развитие, продиктованное временем. К этим традициям нужно отнести обучение крестьянских детей.

Еще в первый год своего служения в с. Чижовке отец Григорий открыл в своем доме школу грамоты. В дальнейшем в приходе Никольского храма с. Чижовки были церковно-приходские школы, где местные ребятишки получали не только азы грамоты, но и постигали Закон Божий. О школах известно следующее: «При церкви находится деревянное здание Чижовской церковно-приходской школы и церковная сторожка таковая же... Церковно-приходская школа одноклассная, помещается в отдельном здании. В более поздних клировых ведомостях значилось: «Имеющиеся в приходе школы — Чижовская и Желыбинская церковные. Чижовская утверждена в 1904 году, а Желыбинская в 1887 году». В разные годы в школах обучалось: в первой 32 мальчика и 16 девочек, 18 мальчиков и 12 девочек; во второй 30 мальчиков и 8 девочек, 12 мальчиков и 14 девочек. Важным обстоятельством было то, что школы помещались в собственном доме.

Как видно из приведенных выше выписок из документов, отец Михаил продолжил благое дело, которое начал его родитель. В 1901 году ему было преподано архипастырское благословение и объявлена благодарность училищного совета за рвение и усердную службу в церковно-приходской школе. В Калужских епархиальных ведомостях был опубликован «Список законоучителей, учителей и учительниц, коим за отлично-усердную службу в церковно-приходских школах в 1899–1900 учебном году, засвидетельствованную епархиальным наблюдателем, преподается Архипастырское благословение Его Преосвященства и объявляется благодарность от Епархиального Училищного Совета».

В «Списке о. о. законоучителей церковных школ Калужской епархии, заявивших о себе особым усердием в 1902–1903 учебном году, коим преподано за труды их Архипастырское благословение Его Преосвященства» по Калужскому уезду в числе некоторых достойных пастырей значился законоучитель Чижевской одноклассной школы священник Михаил Дмитриевский. Отмеченный в числе лучших законоучителей отец Михаил, как и родитель его, начавший обучать детей в Чижовке (как отмечалось — даже в своем доме), придерживались известных требований к преподаванию Закона Божия, следовали им.

Как это указывалось в руководствах для законоучителей: «В вопросе о методе преподавания Закона Божия нужно выходить из содержания этого предмета и цели его изучения. Определить цель преподавания Закона божия дают возможность апостольские слова: «Как призывать Того, в кого не уверовали? Как веровать в того, о ком не слыхали?.. Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Для пастырей Дмитриевских, которые не представляли себе укрепления прихода без обращения к сердцах юных учеников, их стремлению к доброму и богоугодному, цель преподавания была ясна, она состояла в сообщении знания о Боге и образования непоколебимой склонности к исполнению Закона Божия, чтобы «в конце концов явиться научаемому оправданным пред Богом». Так они сочетали религиозное образование и воспитание.

Книги, разъясняющие христианские истины, помогали в пастырских трудах не только по законоучительству. При церкви традиционно, помимо наличия богослужебных книг годового круга, была библиотека, состоявшая из книг духовно-нравственного содержания для душеполезного чтения. В бытность отца Михаила церковная библиотека увеличилась до 100 томов. При отце Михаиле в 1900 году при Никольской церкви было открыто церковно-приходское попечительство. Членов попечительства было немного — 7. О перспективах деятельности этого попечительства в церковных документах значилось: «Предвидется расход: ремонт церкви, помощь бедным прихожанам вообще и погорельцам д. Желыбино в частности. Братства в приходе нет». Все благие дела в приходе совершались по благословению и с молитвенной помощью батюшек. Их усилия, как уже отмечалось, замечались и ценились не только местными жителями, но и епархиальным начальством.

Таким образом, священники из рода Дмитриевских, сменяя один другого в Никольском храме с. Чижовки, уделяли много внимания формированию у прихожан, начиная с детского возраста, религиозно-нравственных качеств, понимания необходимости жить по евангельским заповедям. Они не разделяли воспитания и образования в деле укрепления народа в вере. Своей задачей они считали «образовать сердца школьных питомцев, возбудить в них религиозно-нравственные потребности, воспитать дух христианского братства, основанного на искренних и живых отношениях к Церкви Христовой».

Отец Михаил всячески старался укреплять приходскую жизнь, из опыта своего отца зная, как исторически приход родного храма благотворно воспитывал сельские народные массы. Добрые традиции прихода развивались, чему во многом способствовало формирование не только в детях и юношестве, но и другом поколении внимания к словам и поучениям пастыря. В начале ХХ века, когда вольнодумство пустило свои корни в рабочих поселках и городах в большей степени, сельский батюшка старался по возможности удержать свою паству в традициях веры и богоугодной жизни.

Известна еще одна традиция, которая многие годы поддерживалась священниками Никольского храма с. Чижовки и местными жителями. Традиция была связана с особым почитанием святынь земли Калужской — чудотворных Калужской и Казанской икон Божией Матери. Как отмечалось в местной дореволюционной периодической православной печати, эти иконы особо почитались православным народом. Не исключением был и приход Никольского храма с. Чижовки. Об этом есть сведения в КЦОВе: «Правда в нашем приходе ежегодно принимается икона Калужской Казанской Божией Матери». В дальнейшем большим торжеством стало принятие в приходе иконы Калужской Божией Матери.

Пастырское рвение, достойный пример прихожанам отца Михаила не остались незамеченными Епархиальным начальством, которое сочло необходимым перевести его в кафедральный собор в центре Калужской губернии. Об этом коротко сообщалось в Калужских епархиальных ведомостях: «Перемещен священник церкви с. Чижовки Михаил Дмитриевский на третью священническую вакансию к Калужскому Троицкому кафедральному собору — 27 февраля 1904 г.» Так закончился период служения о. Михаила в с. Чижовка. Через некоторое время, когда отошел ко Господу ключарь Свято-Троицкого собора отец Александр Орлов, на его место был переведен отец Михаил. В печати этому событию было адресовано короткое объявление: «Назначен священник калужского кафедрального собора Михаил Дмитриевский ключарем при том же соборе — 13 февраля 1913 г.». Уже оставалось всего 4 года до грозных событий истории России.

Разорение и разгром церквей и монастырей надолго захватили всю страну. Не избежал печальной участи и Никольский храм с. Чижовки, которому отдали столько лет служения два представителя рода Дмитриевских — отец и сын: 57 лет, если посчитать по формулярам служения этих пастырей. Священник Григорий Дмитриевский — с 1847 года по 1896 год, священник Михаил Дмитриевский — с 1896 года по 1904 год. Их поминают в молитвах в восстановленном Никольском храме, в котором они служили Богу и людям.