«В ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ
Е. П. Пешковой.

Прошу Вас выяснить предполагаемую судьбу АНИКИЕВА Павла Петровича, который был арестован в мае прошлого 1930 г<ода> по делу академика ПЛАТОНОВА и содержится под следствием ОГПУ в Ленинграде на Шпалерной улице.

П. П. Аникиев родился в 1876 г<оду> В 1897 г<оду> окончил в Ленинграде классическую гимназию, а в 1901 — Историко-Филологический факультет б<ывшего> С<анкт>-Петербурского университета.

В это время он был учеником академика, тогда еще только профессора Платонова и некоторых других профессоров, привлеченных по этому делу, и в последующие годы сохранял к ним известное уважение, как научным работникам.

По своей склонности к отвлеченным философским проблемам П. П. Аникиев подпал под влияние сильного в те годы идеалистического миросозерцания Вл<адимира> Соловьева, которое, как известно, имело религиозный оттенок, и потому, после университета прошел курс духовной академии и в 1911 г<оду> стал служителем культа.

Однако, как созерцательный тип по своему характеру, малоподвижный и болезненный, он занял в среде профессиональных служителей культа совершенно изолированное положение, тем более, что был светского происхождения и с гораздо большим умственным кругозором, чем они.

Даже в церковных кругах он никогда не занимал никакого ответственного положения, все время оставаясь в причте второстепенным священником. Его интересовала внутренняя жизнь и потому ни в общении с прихожанами, ни в общении с научными кругами Ленинграда он никогда не мог быть активным деятелем, с какой-нибудь стороны политически опасным.
Разумеется, и в деле акад<емика> Платонова он не мог принимать никакого участия, встречаясь с Платоновым лишь, как его прежний ученик и как лектор бывшего под управлением Платонова Педагогического института. Поэтому самый арест его совершенно непонятен...

П. П. Аникиеву едва ли можно вменить в вину хоть какое-нибудь действие. Вернее всего, что имя его было просто названо кем-нибудь из арестованных по этому делу, как имя знакомое среди историков и филологов б<ывшего> Петербургского университета, и это послужило поводом для ареста и его самого. Поэтому нет никакого основания, лишать его свободы и препятствовать ему оставаться, хотя бы в качестве простого гражданина. В его годы (55 лет), при его болезненности, замкнутом и неактивном характере, он ничем не может помешать строительству социализма. Совсем напротив: нам известно, что он пережил в эти годы известные сдвиги и не раз высказывался в пользу нового строя.

Между тем, он находится в заключении больше года, здоровье его расшатано, более четырех месяцев никто не вызывал его для допроса, и это томление в неизвестности становится для него невыносимым.

Власти Ленинграда говорят, что все дело находится в Москве, откуда ждут решения, и потому не дают никаких справок.

Принимая во внимание, что П. П. Аникиев находится в заключении более года, по возрасту и состоянию своего здоровья не может быть сколько-нибудь заметным классовым врагом советской власти, прошу Вас:
1) Исхлопотать ему полное освобождение и
2) Известить нас о положении его дела.

Просим прислать ответ по адресу: Ленинград, Малая Посадская, дом 15/17, кв. 16. Н. В. АНИКИЕВОЙ.

                                                                                                                                                                       Н. Аникиева».