В торжественную и трогательную минуту давания почившему посмертно целования всегда ощущается сердечная потребность восстановить пред своим умственным взором проясненный и очищенный тайнодейством смерти его духовный облик и с духовной высоты обозреть пройденное почившим жизненное поприще, воздавая должное его памяти и себе извлекая надлежащие назидание.

Наблюдая в течение 30 лет жизнь прекрасной семьи, душой которой была почившая Надежда Николаевна, я всегда поражался как покойная умела соединить в себе самоотверженное служение, именно служение, любимой семье с видным служением общественным. Происходя из семьи с добрыми традициями, от природы богато одаренная, получившая редкое по глубине и широте образование и поставленная промыслом в весьма благоприятные и для личного развития и для культурного влияния на других, внешне положение, почившая Надежда Николаевна не только была доброй семьянинкой, прилежной женой и матерью, о каковой великий апостол сказал: «...воспитала детей... помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу (1 Тим[офею] 5, 10), но и стремилась, сколько ей позволяли силы и малые досуги, подвизаться и на поприще научно-общественной деятельности, причем это свое общественное служение она осуществляла по двум направлениям — косвенному и прямому. Создав своему почтенному супругу образцовую уютную и радостную семейную обстановку, она, как и другие добрые жены известных деятелей и истинные «помощники», косвенно, но ощутимо содействовала продолжительности и плодотворности его научно-общественных трудов; се, и более того, хотя и это одно уже общественная заслуга большой значимости, она в свое время, для того не всяким благоприятное, много потрудилась для развития у нас высшего женского образования, заботят о процветании родных ей Высших (ранее Бестужевских) Женских Курсов, а также заявила себя почтенной научной работницей, как на трудной ниве философии, древней и новой, так и в области истории нашей культуры последних веков, где оставила по себе почтенную память, как автор целой монографии, посвященной тоже одной из выдающихся русских женщин XIX в. писательнице Кохановской.

Ныне, волею нашего общего Отца и Вышнего Хозяина, эта замечательная по своей цельности и содержательности жизнь прервалась в своей земной стадии и, вступая со смертью в новую сферу бытия и оглядывая прощальным взором пройденный житейский путь свой, почившая Надежда Николаевна с полным правом может сказать о себе словами Великого Старца Павла, изреченные им незадолго до его кончины: «Я добрым подвигом подвизаюсь, свое течение совершила, свою веру (свою святыню) сохранила, а теперь готовится мне венец правды...» (2 Тим[офею] 4, 7–8) венец прибавим мы, милосердного и праведного судьи Божия и венец доброго памятования о почившей всех ее знавших и ее почитавших. Аминь.

Протоиерей Павел Аникеев. 31.V/13.VI.1928.

Сказано в день погребения почившей Надежды Николаевны при ее гробе в Никольском храме. 1/14.VI.1928