В сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, чье служение было связано с Калужской епархией, есть священномученик Никодим, епископ Белгородский. Жизнь его оборвалась в холодном январе 1919 года, в тяжелое братоубийственное время, «в годину лютого гонения за веру и благочестие пострадавших». В тропаре есть такие запоминающиеся слова: «Мученик Твой Господи, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша».
Приняв мученическую кончину, не успев совершить многое, не прожив 50 лет, священномученик Никодим оставил о себе удивительно светлую память. Масштаб его разносторонней личности таков, что открываются все новые факты его многополезной и разносторонней деятельности во Славу Божью. Составитель акафистов, духовный писатель, церковный историк, исследователь святого подвижничества и значения монастырей Русского севера, составитель замечательного многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18–19 столетия», будущий святой при земной жизни был достойным представителем черного духовенства, неутомимым проповедником, «как посланец с небес среди земных людей».
Когда-то в одном из своих трудов, «Архангельском патерике», он писал о святых, которые помогают нам своим заступничеством: «Теперь с горних высот взирают на нас и своими молитвами облегчают наши труды. Как яркие звезды на полуночном северном небе, сияют они, угодники Христовы, светом своих добродетелей и влекут наши сердца к горним обителям». Эти слова без сомнения в настоящее время можно отнести и к самому священномученику Никодиму (Кононову), принявшему крестную смерть и причисленному к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13 – 16 августа 2000 года.
Он прожил жизнь, в которой главным было служение Богу. Про него можно сказать, что он знал, что надобно делать, чтобы угодить Богу, всегда имея перед очами Отца Небесного. А поступки свои он мерил Священным Писанием, как был научен с детства родителем, священником-миссионером. Поэтому в акафисте есть такие слова: «Возлюбил еси доброту Небесную паче благ земных, в юношеских летех ко Христу сердцем прилепился еси и жаждущую Бога душу богомыслием питал еси, тако и по заповедем Божиим поживе, яко добрый сын, к Отцу Небесному с радостию возшел еси, святителю Никодиме».
Родившийся 18 июня 1871 года и воспитывавшийся в семье священника, будущий епископ Никодим (в миру Александр Михайлович Кононов), был не просто из духовного сословия, как это указывали в клировых ведомостях. Его отец Михаил Семенович Кононов был настоятелем Тельвисочного прихода Мезенского уезда Архангельской губернии. И как отмечают исследователи, род Кононовых прослеживается до ХVII века, насчитывая много замечательных священников, среди которых большинство можно причислить к северным миссионерам, несшим свет веры православной жителям холодного и сурового края.
Будущий священномученик на своей малой родине окончил Архангельскую духовную семинарию, а в 1892 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Имя Никодим он получил при пострижении в монашество, которое прошло 10 февраля 1896 года. 24 февраля монах Никодим был рукоположен в иеродиакона, а 21 апреля — в иеромонаха. В том же 1896 году иеромонах Никодим успешно окончил академию со степенью кандидата богословия и с правом на степень магистра без нового учетного испытания. После окончания академии отец Никодим был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге.
За время своей службы в Санкт-Петербурге иеромонах Никодим был награжден набедренником 17 августа 1898 года; наперсным крестом, выдаваемым Св. Синодом 6 мая 1899 года; Библией, от Св. Синода 11 мая 1901 года; наперсным крестом по повелению Его Высочества Государя Наследника и Великого Князя Михаила Александровича 21 апреля 1904 года. 28 августа 1901 года он был возведен в сан архимандрита «за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища». В должности смотрителя Александро-Невского училища архимандрит Никодим пробыл с 1896 года по 1900 год, то есть 4 года.
В формулярном списке архимандрита Никодима (Кононова), сохранившемся до наших дней в Государственном архиве Калужской области, значатся следующие сведения об этом начальном периоде его служения: «1896 года, 17 августа определен Смотрителем С.-Петербургского Александро-Невского духовного училища; с 23 июня по 6 августа 1897 года состоял Смотрителем Педагогических курсов, бывших в С.-Петербурге для учителей и учительниц церковно-приходских второклассных школ и вторично с 24 июня по 6 августа 1898 года; состоял председателем комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища с 24 апреля 1898 года по 18 марта 1900 года».
Неся сложное послушание смотрителя училища, отец Никодим начинает серьезно заниматься писательской деятельностью. Именно в Санкт-Петербурге в 1900–1901 годах будет проделана огромная по объему и значимости работа по составлению житий святых отцов северного и уральского края. Среди них можно перечислить «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия ХVIII–XIX веков», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители», «Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский», «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. Археологические очерки», уже упоминавшийся «Архангельский патерик», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, ХIV–ХVII вв.», «Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники».
В 1904 году архимандрит Никодим покинул не только привычное место служения в Александро-Невском духовном училище, но и Санкт-Петербург, в связи с назначением в Калугу. В одном из номеров «Церковных ведомостей» за 1904 год (№ 48), издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде, было напечатано следующее сообщение о переводе архимандрита Никодима к новому месту служения: «От 17 ноября 1904 года за № 6102: Назначен смотритель Александро-Невского духовного училища архимандрит Никодим ректором Калужской духовной семинарии». В уже упомянутом формулярном списке архимандрита Никодима (Кононова) значится: «17 ноября 1904 года определен на должность Ректора Калужской Духовной Семинарии». Сохранился в архиве и билет, выданный назначенному ректором КДС архимандриту Никодиму, на беспрепятственный проезд из Санкт-Петербурга в г. Калугу, датированный 29 ноября 1904 года.
В Правление КДС 20 ноября 1904 года за № 6207 был получен Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода. В обращении к Преосвященному Вениамину, епископу Калужскому и Боровскому, было написано следующее: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали, имели суждение о замещении должности ректора КДС. Приказали: На основании бывших рассуждений, Святейший Синод определяет: на должность ректора КДС назначить смотрителя Александро-Невского духовного училища архимандрита Никодима; о чем для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ. № 11634 ноября 17 дня 1904 года. Секретарь П. Смердынский».
Работа с архивными документами того времени дает возможность установить, какие основные сведения об Александро-Невском училище Санкт-Петербурга и Калужской духовной семинарии содержались в отчетах перечисленных учебных заведениях. Эти, так называемые извлечения, представлялись епархиальными преосвященными Святейшему Синоду из годичных отчетов 1902 – 1903 учебного года.
Александро-Невское училище Санкт-Петербурга (С 1910 года — «Антониевское»).
Общее число учащихся 374.
Число духовных 318.
Число иносословных 56.
Число живущих в общежитии 325.
Калужская духовная семинария.
Калужская духовная семинария.
Общее число учащихся 345.
Число духовных 278.
Число иносословных 67.
Число проживающих в общежитии казенном 129.
Число проживающих в общежитии епархиальном 27.
Итак, в 1904 году начался новый период служения архимандрита Никодима (Кононова) — калужский. Назначение в Калугу не было случайным. Оно было продиктовано необходимостью и вполне обоснованным желанием Учебного Комитета при поддержке Синода устранить «недостатки в учебно-воспитательном деле семинарии», которые были выявлены в ходе предыдущей ревизии КДС, проведенной в связи с беспорядками в этом духовном учебном заведении.
На плечи нового ректора ложилась ответственность за устранение всех отмеченных проверкой недостатков. Помимо этого нужно отметить сложности руководства КДС с учетом неспокойного времени, когда врагами государства и Церкви подогревались в народе неудовольствия и мятежные настроения, в обществе звучали призывы к бунту и отказу от веры предков. Мудрость, молитвенное рвение, имеющийся уже опыт служения в духовном учебном учреждении, разумная требовательность, как к педагогам, так и к семинаристам, дали свои положительные результаты. Но, конечно, давалось это все не без Божьей помощи. Поэтому те проблемы, которые волновали не только епархиальное начальство, но и даже Синод, если не были решены полностью, но не имели такой остроты, как это было во время проверки КДС до вступления в должность ректора архимандрита Никодима.
Во время пребывания в должности ректора КДС, архимандриту Никодиму приходилось сталкиваться со множеством просьб, исходивших от родителей и самих семинаристов. Зачастую бедность заставляла батюшек обращаться с прошениями по поводу устройства своих детей. Чаще это были прошения сельских священников, кого Господь наградил многочадием. Вот только один пример:
10 августа 1907 года
Его Высокопреподобию
Отцу Ректору КДС
Архимандриту Никодиму
Заштатного священника с. Георгиевского при Угре
Иоанна Покровского
Прошение
Покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие принять моих детей, воспитанников семинарии, Николая и Сергия Покровских на казенное содержание, т.к. я, находясь за штатом, содержать их не могу за неимением средств. При сем прошении прилагаю семейный список, утвержденный местным о. Благочинным.
С. Георгиевского при Угре Медынского уезда заштатный священник И. Покровский
Множество просьб, связанных с материальными затруднениями духовенства и обучающихся в КДС детей священнослужителей и церковнослужителей, приходилось рассматривать ректору семинарии. Ни одна просьба не оставалась без рассмотрения. И прошений не становилось меньше. Требовались дополнительные меры, которые позволили бы улучшить ситуацию в целом. Такой мерой стало открытие Общества вспомоществования бедным воспитанникам КДС во имя преподобного Тихона Калужского. Устав этого общества был разработан и напечатан в КЕВ еще в декабре 1904 года, когда новый ректор только знакомился с семинарией, условиями обучения и содержания семинаристов. Но работа общества в соответствии с утвержденным уставом началась только в 1906 году.
3 декабря 1906 года состоялось торжественное открытие этого общества, целью которого было оказание помощи «недостаточным воспитанникам Калужской духовной семинарии без различия их происхождения». Такой пункт устава следует считать очень важным, так как по приведенным выше статистическим данным в КДС учились не только представители духовного сословия. Перед началом торжества в семинарском храме был отслужен молебен преподобному Тихону Калужскому. После этого ректором семинарии архимандритом Никодимом была произнесена речь, «посвященная памяти одному из замечательных питомцев калужской семинарии, высокопреосвященнейшего Ионы, митрополита-экзарха Грузии. Кроме этого им же было доложено собравшимся о пожертвовании протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств о. Иоанна Янышева и Преосвященнейшего Александра, епископа Муромского. С учетом заслуг ректора семинарии в том, чтобы бедные учащиеся могли получать необходимую помощь, он был избран членом правления Общества вспомоществования бедным воспитанникам КДС во имя преподобного Тихона Калужского.
Служение архимандрита Никодима (Кононова) в Калуге высоко оценивалось епархиальным начальством. Достаточно вспомнить, что ректор КДС получил благодарность Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, — если не навсегда, то на продолжительное время, — не подчиняться законным распоряжениям начальства». Так было написано архипастырем о заслугах ректора семинарии, которые позволили направить интересы семинаристов на овладение науками, обдумывание жизненного пути, связанного со сделанным уже выбором и обучением не где-нибудь, а в семинарии.
Помимо этого святительской волей был направлен в Калужскую Духовную Консисторию следующий документ: «Предлагаю Калужской Духовной Консистории внести в составленный Консисториею Наградный Список лиц епархиального ведомства Ректора Калужской Духовной Семинарии Архимандрита Никодима с представлением его к ордену Св. Владимира 4-й степени. Наградный список, составленный по установленной на сей предмет форме Правлением Семинарии, при сем прилагается». Такая высокая оценка служения архимандрита Никодима объяснялась тем, что в годы, когда он был ректором КДС, это духовное учебное заведение соответствовало требованиям, и было приведено «в надлежащее благоустройство», как это отмечалось в справке о состоянии семинарии.
Следующим после Калуги местом служения архимандрита Никодима был далекий Олонецкий край, куда он был перемещен в марте 1909 года для исполнения обязанностей ректора Олонецкой семинарии. Епархиальное начальство, преподаватели и воспитанники КДС простились с архимандритом Никодимом, помня о том, как подвижнически он трудился в ее стенах, не забывая о том, что его пример играет огромную роль в формировании отношения молодого поколения к будущему пастырскому служению. Для калужан, знавших ректора по его полезной во всех отношениях неутомимой деятельности, архимандрит Никодим был и остался «как посланец с небес среди земных людей».
Период служения архимандрита Никодима в должности ректора КДС не отмечен такими значительными духовными произведениями, как писательское творчество его в Санкт-Петербурге. Ведь в Александро-Невском училище архимандрит Никодим исполнял должность смотрителя, а в Калуге — ректора семинарии. И пришлось, как уже упоминалось, его служение в КДС на очень сложное время брожения умов, попыток определенных сил воздействовать на семинаристов, делая попытки вовлечь их в антиправительственные кружки и объединения. Но, тем не менее, будучи занятым многими проблемами организации обучения и духовного возрастания воспитанников КДС, отец ректор не смог остаться равнодушным к святыне земли Калужской, чудотворной иконе Калужской Божьей Матери, почитавшейся не только в Калужской епархии, но и во всех соседних губерниях.
Его публикации «Калужская Казанская чудотворная икона Божией Матери и памятники ее церковно-народного прославления : (Историческая заметка)», появившиеся в православной периодической печати, были с большим интересом и искренней благодарностью встречены всеми, кто почитал эту святыню и не мог оставаться равнодушным к истории родного края и Калужской епархии. Архимандрит Никодим с благоговением и трепетом перед волей Господней писал об этой иконе: «Во многочисленном ряде святых и чудотворных икон Божией Матери, прославленных силою Свыше, в нашем крае, Калужская Казанская чудотворная икона является одной из самых замечательных...» Описывая чудеса от иконы, находящейся в Казанском храме г. Калуги, куда стекались толпы паломников и богомольцев, чтобы помолиться перед святым образом, архимандрит Никодим особо подчеркивал ее неразрывную связь с историей самого храма.
Первая публикация о святыне Калужского края вызвала желание духовенства и мирян продолжить появление на страницах местного православного издания исследования архимандрита Никодима (Кононова) о чудотворной Казанской иконе. Прекрасный слог, вдохновенное повествование автора, душеполезные поучения его, адресованные всем, кто хочет стремиться к жизни вечной и жить по евангельским заповедям, были по достоинству оценены читателями, которые ждали продолжения. И оно последовало — к радости и великому удовлетворению тех, кто проникся поучительностью и полезной назидательностью краткого рассказа архимандрита Никодима о Казанской чудотворной иконе из красивейшего и любимого православным людом разных сословий Спасо-Преображенского под горой, но чаще называемого Казанским, храма.
В примечании ко второй статье автор сообщил о том, что ранее сообщались только самые краткие сведения. А для того, чтобы продолжить повествование о святыне и отдать должное ее значимости, предварительно был сделан запрос в Вязниковский собор, который позволил получить рукопись с описанием 266 чудотворений от Казанской Вязниковской иконы Пресвятой Божьей матери. И 224-м чудом в этом перечне значилось исцеление Евфимиии Смирной, благодаря которому в Калуге появился список с вязниковской чудотворной иконы, ставший местной почитаемой святыней, слава о которой разнеслась по городам и весям. Описание церковно-народного прославления Калужской Казанской иконы, сведения об украшении ее богатыми дарами подчеркивало необходимость укрепляться в вере, вознося молитвы Царице Небесной. Калужане были благодарны архимандриту Никодиму за прославление почитаемой ими святыни.