Протоиерей Александр — выдающаяся фигура в истории Прилузского района. Один из первых просветителей земли Прилузской.
Больше полувека он отслужил в сане священника Лоемской Успенской Церкви. Это необычайно большой срок для той эпохи! Он занимал должность благочинного церквей Прилузья. Пользовался почетом и уважением не только у приходских крестьян, но и у окрестного духовенства. Активно занимался народным просвещением. Отец 12 детей.
Родился 3/15 марта 1836 г. в семье священника Воскресенской Городско-Починковской церкви Вологодского уезда Павла Баклановского.
В 1860 году окончил Вологодскую духовную семинарию. Примерно в то же время принял сан диакона.
В 1862 г. рукоположен во священника к Лоемской церкви Христофором[1], епископом Вологодским и Устюжским.
Состоял на должности законоучителя в Лоемском начальном народном училище.
В 1865–66 годах ездил обучать детей в Спаспоруб, тем самым став первым учителем этого села[2].
В 1871 году из Усть-Сысольска в Вологду через Прилузье проезжал епископ Палладий. Он останавливался в Спаспорубе (15/27 июля) и в Лойме (16/28 июля), где обозревал церкви, которые нашел «в удовлетворительном состоянии». В Лойме епископ наградил о. Александра «за особенно похвальную жизнь», а дьячку Иерониму Заварину преподал архиерейское благословение «за честное и трезвенное поведение и отличный порядок в хозяйстве».
С 1871 по 1880 гг. о. Александр состоял депутатом по Усть-Сысольскому духовному училищу от округа своего благочиния.
6 ноября 1872 года его стараниями при Лоемской Успенской церкви было открыто первое в Прилузском районе приходское попечительство. В конце того же года при его помощи было организовано второе в истории района приходское попечительство — в Спаспорубе.
31 марта 1878 избран духовенством Прилузья на должность помощника благочинного.
16 апреля 1882 выбран депутатом на училищные съезды. В том же году он уже состоял на должности благочинного 3-го церковного округа.
Третий церковно-благочиннический округ Усть-Сысольского уезда среди всех прочих дореволюционных административно-территориальных образований наиболее точно соответствует современному Прилузскому району республики Коми и территориально является его предшественником. В этот округ входили 5 приходских церквей: Лоемская Успенская, Порубская (Спаспорубская) Преображенская, Ношульская Стефановская, Объячевская Николаевская и Летская Преображенская. Кроме них в районе были 4 приписных церкви и почти три десятка часовен. Благочиние раскинулось без малого на 200 верст и объединяло 118 поселений, в которых жило более 13 тысяч человек. Кроме того, благочинному регулярно требовалось бывать с отчетами в Вологде и Великом Устюге. Так что о. Александру приходилось часто и подолгу ездить.
Население Лоймы постоянно увеличивалось. Так, в 1788 году при церкви числилось 828 человек, в 1868 году — 1410, в 1873 — уже 1620, а в 1885 — 1796 человек. То есть, население увеличилось больше чем вдвое за 100 лет. Следовательно, в какой-то момент возникает необходимость расширить храм. Для этого и создается приходское попечительство. За 10 лет силами попечительства накапливаются материальные ресурсы, а в год 80-летия закладки храма Лоемский Успенский храм (1802–1804 годов постройки) расширяется. С юга у него появился новый придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Теперь храм стал трехпрестольным.
Из остатков стройматериалов при храме строится кирпичное здание просфорни. Позднее то же попечительство строит новое здание для школы[3] и обносит территорию храма кованой оградой на кирпичных столбах.
16 ноября 1885 года по поручению епископа о. Александр освящает новопостроенный храм в Спаспорубе.
Много сил и средств вложил о. Александр в дело просвещения и народного образования. Для достижения наилучшего результата о. Александр нередко прибегал к нестандартным решениям.
Так, например, 30 января 1885 года на заседании Вологодского Епархиального Училищного Совета о. Александр выступает с крайне необычным предложением. Он утверждает, что для улучшения (!) системы образования в Спаспорубе и Летке, оказывается, совершенно не нужно стремиться открывать в этих селах церковно-приходские школы. И даже наоборот, лучше приостановить их открытие.
Казалось бы, парадокс: для улучшения образования не нужно строить новых школ! Но вот в чем был его замысел:
«В видах того, что общество Порубское и Летское ходатайствуют перед Уездною Управою об открытии в их приходах училищ — открыть теперь церковно-приходские школы, не дождавшись решения Управы, и тем как бы отклонить Управу от прямого ея попечения к благим целям народного образования, полагаю преждевременным, тем более, что школы в таких приходах, каковы Порубский и Летский (первый раскинулся на 40 верст, последний на 90 верст), никогда не могут дать таких хороших результатов, какие можно ожидать всегда от земского училища. (...) Принимая это во внимание, я полагал бы за лучшее дождаться окончательного решения Управы, и затем, если вопрос будет решен Управою отрицательно, приступить к открытию в означенных приходах церковно-приходских школ».
Иными словами, о. Александр предполагает, что если Училищный Совет откроет в Спаспорубе и в Летке церковно-приходские школы, то Уездная земская управа откажется открывать в этих селах училища, которые, по мнению священника, были бы гораздо более полезны и эффективны, чем церковно-приходские школы. Но, как показало время, опасения о. Александра оправдались. Земская Управа отклонила ходатайства и не стала открывать училища в означенных селах. И как следствие, в следующем же году там начинаются работы по открытию церковно-приходских школ. При Спаспорубской Преображенской церкви школа грамоты была открыта 31 марта 1886 года. А 9 января 1891 года состоялось официальное открытие уже вполне самостоятельной Спаспорубской церковно-приходской школы.
По причине сильной протяженности Лоймы и непроходимости дорог в весенний и осенний сезоны 20 октября / 1 ноября 1891 года при Анкерской Никольской часовне[4] была дополнительно открыта Анкерская школа грамотности.
За просветительскую деятельность о. Александру было официально объявлено архипастырское благословение, а за труды по народному образованию он неоднократно получал денежные награды. В 1880 году за полезную и усердную службу по духовному ведомству награжден скуфьей, в 1887 — камилавкой.
27 сентября/9 октября 1890 года при канцелярии благочинного его трудами был открыт первый в Прилузском районе книжный магазин.
В тот же год начинается расширение Ношульского храма по той же схеме, по которой только что о. Александром был расширен Лоемский храм.
В 1891 году о. Александр по слабости здоровья попросил освободить его от должности благочинного. Но в 1893 году общим собранием духовенства и мирян 3-го церковного округа (Прилузского благочиния) он был вторично избран на должность благочинного. По болезненному состоянию позднее его заменял священник Василий Спасский.
В 1901 году на базе домашней библиотеки духовенства и ресурсов книжного магазина в Лойме открывается первая в Прилузье публичная библиотека.
Отец Александр усердно трудился в назидании народа, а церковный хор при храме неоднократно был отмечен как один из лучших по Усть-Сысольскому уезду. Дважды, в 1887 и в 1895 годах, о. Александр был награжден за усердную и полезную службу по духовному ведомству наперсным крестом от святейшего Синода. Много жертвовал денег в различные миссионерские и просветительские фонды — как от себя лично, так и из доходов Лоемской общины. В 1906 году императорским указом о. Александр награжден орденом Св. Анны 3-й степени.
Честно отслужив свою пастырскую службу, в возрасте 70 лет передал ее младшему сыну Авениру, только что закончившему Вологодскую Духовную семинарию. 19 августа/13 сентября 1906 в один день были подписаны прошение о. Александра об отставке и прошение о. Авенира заступить на место отца. Однако еще 10 лет о. Александр продолжал сослужить в храме вместе с сыном, наставляя и обучая его.
О. Александр умер 14/27 марта 1916 года в возрасте 80 лет.
Отец Александр прослужил в Лойме настоятелем 44 года и еще 10 лет служил священником вместе с сыном. Всего 54 года священнического служения — больше, чем любой другой священник за известные 400 лет существования церкви.
Вот что нам известно о семье о. Александра.
Супруга: Екатерина Григорьевна (Попова), дочь священника Ужгинской Афанасьевской церкви Григория Попова.
Домашний быт священнической семьи мало отличался от быта соседей-крестьян. Хозяйство Баклановских было хоть и не маленькое, но вполне сопоставимое с дворами местных крестьян. Дом одноэтажный с мезонином и надворными постройками. Летом вся семья трудилась в поле — на своем земельном наделе (30 десятин).
В семье Александра Павловича и Екатерины Григорьевны было двенадцать детей:
1. Старшая дочь Лидия (1869 г. р.), была замужем за священником Устюжской Ильинской церкви Харлампием Жуковым.
2. Дочь Александра (1864 г. р.). Одна из первых учительниц Лоймы, после окончания Усть-Сысольской женской гимназии помогала отцу вести уроки.
3. Павел (1866 г.р.) В 1882–1888 г. обучался в Вологодской духовной семинарии, с 6 мая 1888 г. — псаломщик Лальского Воскресенского собора, потом священник Спасской церкви в г.Лальске, с 1910 года — благочинный 3 церковного округа Устюжского уезда.
4. Александр (род. 16.2.1868) обучался в Вологодской духовной семинарии (1890), с 1903 по 1907 г. — священник Ертомской церкви, а после — Алёшевской Николаевской церкви в Устюжском уезде.
5. Николай (1877 г. р.), окончил Устюжское духовное училище, был на службе в Устюжском казначействе. В 1913 году был бухгалтером 1 разряда, 26 ноября 1913 года произведен из титулярных советников в коллежские асессоры.
6. Анна.
7. Людмила.
8. Екатерина.
9. Надежда (1882 г. р.). Была известна как хорошая портниха.
10. Близнецы Владимир — кандидат на должность земского начальника, обучался в ВДС; вероятно, стал священником в Иоанно-Красносельской церкви г. Вологды, потом переведен в Комельскую церковь Грязовецкого уезда.
11. И Иван был земским начальником.
12. Авенир (5/17 августа 1885 г. р.) стал последним священником Лоймы.
К сожалению, столь выдающийся деятель истории региона оказался забыт из-за событий, последовавших на следующий же год после его смерти. Его могила утрачена, а существовавшие фотографии погибли во время многократных обысков и арестов его потомков.
Думается, нравственный долг жителей Прилузья — как-нибудь увековечить память одного из самых первых просветителей своей малой родины.
_______
1. НАРК. Клировые ведомости Лоемской Успенской церкви.
2. НАРК. Ф. 230. Оп. 1. Д. 284. Л. 179–180 ; Д. 335. Л. 352–353.
3.«Православные приходы и монастыри севера». URL: http://parishes.mrezha.ru/index.php
4. Вологодские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1871. № 2, прил. С. 68.
5. ВЕВ 1871. № 20, прил. С. 701.
6. ВЕВ. 1872. № 24. С. 536.
7. Вологодские Губернские Ведомости. 1873. № 6. С. 6.
8. ВЕВ. 1874. № 2. С. 372.
9. ВЕВ. 1878. № 8. С. 103.
10. ВЕВ. 1880. № 13. С. 151 ; № 23. С. 348.
11. Список населенных мест Вологодской губернии. Вологда, 1881. С. 119–129.
12. ВЕВ. 1882. № 5, прил. С. 16 ; № 10. С. 103.
13. Адрес-календарь Вологодской губернии на 1883 г.. Вологда, 1882. С. 24.
14. Вологодские Губернские Ведомости за 1885 г.
15. Журнал заседаний Вологодского Епархиального Училищного Совета, 1885 г. Рапорт № 21.
16. ВЕВ. 1887. № 8. С. 85.
17. ВЕВ. 1888. № 13. С. 122.
18. ВЕВ. 1891. № 2. С. 26 ; № 12, прил. С. 189 ; № 13, прил. С. 201.
19. ВЕВ. 1892. № 12. С. 130.
20. ВЕВ. 1893. № 11. С. 196 ; № 13. С. 158.
21. Памятная книжка Вологодской губернии на 1893 и 1894 годы. Вологда, 1893 г. Ч. 2. С. 184–185 табл.
22. ВЕВ. 1894. № 17. С. 283.
23. ВЕВ. 1895. № 11. С. 168.
24. ВЕВ. 1896. № 9. С. 115.
25. Памятная книжка Вологодской губернии. Вологда, 1896 г. Ч. 2. С. 14.
26. ВЕВ. 1904. № 10. С. 164 ; № 13. С. 300.
27. Вологодские Губернские Ведомости за 1905 г. № 4, прил. С. 12.
28. ВЕВ. 1906. № 17. С. 375.
29. ВЕВ. 1911. № 21. С. 423.
30. ВЕВ. 1916. № 10. С. 174.
31. Знамя труда. 1991, 3 сентября.
32. Знамя труда. 1991, 14 сентября.
33. Знамя труда. 2004, 17 июня.
34. Православие в Прилузье: церкви и часовни : (Сборник материалов). Объячево, 2008.
35. Судебно-следственное дело Баклановского Авенира Александровича. № 14687.
___________
[1] Этот же епископ рукоположил в священнический сан св. Иоанна Кронштадтского.
[2] Надо отметить, что в Спаспорубе долгое время были проблемы с системой образования. Духовенство Лоемского храма и учителя Лоемской школы регулярно ездили на занятия в Спаспоруб вплоть до 1912 года.
[3] Сгоревшая недавно администрация СП «Лойма».
[4] Никола-на-Анкирчье.