Земля Калужская — земля святая, на которой издавна воздвигались сельские, городские, монастырские храмы. В будни и особенно в праздники стекался туда православный люд разных сословий и возрастов. Всегда службами, проповедями, исповедями, советами укрепляли в вере всех прихожан вместе и каждого в отдельности добрые пастыри. Были живы веками и процветали на нашей земле традиции предков, по достоинству оценивались благодарными потомками. Духовные отцы подавали пример своей пастве богоугодной жизнью, отношением к ближним и семье, почитанием старших, мудрым воспитанием детей.
Служили в Калужской епархии династии белого духовенства. Господь давал им многочадие, подрастающее поколение продолжало служение в храмах Калужской епархии. Из этих семей вышли многие известные пастыри. В богоборческие годы именно они поддерживали прихожан, вселяли в них мужество, укрепляли в вере. Одним из таких представителей духовенства был отец Иоанн Сперанский, который родился, возрастал, учился и служил на родной калужской земле. Здесь, на своей малой родине, он продолжал дело служения Богу и людям, которому отдавали себя его предки и родственники.
Подвиг жизни и смерти за Христа протоиерея Иоанна Сперанского был высоко оценен причислением его к лику святых в чине священномученика. Он почитается в Калужской епархии, о его служении многое написано и опубликовано. Но Господь посылает нам новые сведения об этом калужском замечательном пастыре, открывает новые страницы его земного жития по евангельским заповедям и семейным традициям рода священнослужителей Сперанских.
Достойного пастыря уважали прихожане, ценило Епархиальное начальство. Награждения до 1917 года свидетельствуют об этом:
31 мая 1888 г. — набедренником,
15 мая 1892 г. — скуфьею,
14 мая 1896 г. — благословение Святейшего Синода с грамотою,
17 сентября 1896 г. — книгой «Библия» от Святейшего Синода выдаваемою,
14 мая 1899 г. — камилавкою,
14 мая 1903 г. — наперсным крестом,
6 мая 1905 г. — благословение Святейшего Синода с грамотою,
9 мая 1906 г. — саном протоиерея,
6 мая 1910 г. — благословение Святейшего Синода с грамотою,
31 октября 1914 г. — благословением Святейшего Синода с грамотою
6 мая 1916 г. — палицею
— митрою (как председатель КЕС и настоятель Одигитриевской церкви).
Награждения орденами и медалями:
6 мая 1909 г. — орден Святой Анны 3 степени,
6 мая 1913 г. — орден Святой Анны 2 степени,
6 мая 1915 г. — орден Святого Владимира 4 степени,
серебряная медаль за службу в царствование Государя Императора Александра III и в память 25-летия церковно-приходских школ,
бронзовая медаль в память 300-летия царствования семьи Романовых,
нагрудный юбилейный крест в память того же события,
25 марта 1916 г. — золотой наперсный крест, поднесенный прихожанами Одигитриевского храма с приложением адреса. Преподнесенный настоятелю адрес содержит много примеров подвижнического служения отца Иоанна:
Ваше Высокопреподобие
Глубокоуважаемый о. Протоиерей
Иоанн Иоаннович!
Прошло 17 лет, как Вы неутомимо подвизает в служении нашему храму и нашему приходу. Мы, прихожане Одиг церкви, всегда высоко ценили и ценим Ваше ревностное пастырское служение.
Ваша пламенная любовь к тому призванию, на которое Вы себя посвятили, Ваша энергия в пастырском служении благотворно сказались и сказываются на всех сторонах церковно-приходской жизни.
Первым делом, до вступления Вашем в наш приход, была забота о благолепии нашего обветшалого храма, этого священного знамени православного прихода, под святой сению, кот он собств и собир и объед в этом направлении, под Вашим руководством, быстро закипела планомерная работа, к которой Вы сумели привлечь и прихожан и благотворителей.
Работы были в больших размерах, почему и выполнение их потребовало от Вас много хлопот, много трудов и большие затраты Вашего делового времени. Капитальн раб дает и осязательные результаты. Соединение приделов дает Храму простор, устр отопл дел его одинаково доступно богомольцу и в летн и в зимнее время, новый иконостас, новая художественная живопись, новые полы, новая утварь, освещение — облачают храм в красоту и благолепие. В соответствии с внутренним обновлением храма было произведено и наружнее обновление его. И вот наш обновленный храм становится в ряду лучших храмов города».
Прихожане храма отметили не только заботу о храме. Особое значение они предавали пастырскому служению: «Еще с большим усердием и ревностью Вы отдаетесь богослужению и проповедованию слова Божия. Особо дороги и ценны для нас Ваши заботы о благолепии богослужений, истовое служение Ваше невольно проникает в душу, моля и наполняя ее духовной радостью. Вот почему усердно посещаются совершаемые Вами богослужения не только во дни великих праздников и даже в будние дни по особенной любви к церковным службам, Вы никогда не оставляете их, несмотря на много сложных Ваших занятий и по обязанностям епархиального управления и по обязанностям законоучителя».
Не обощли вниманием благодарные прихожане и заслуги настоятеля храма по строительству и содержанию церковно-приходской школы и богадельни, создание в годы войны лазаретов, проведение в них служб для раненых.
В таком состоянии находилась размеренная и благополучная приходская жизнь Одигитриевского храма.
Но наступило время трагических перемен. Особое мужество и стойкость проявлял настоятель Одигитриевского храма г. Калуги в период прихода, установления советской власти, гонений на Церковь. Сохранившиеся и дополнительно выявленные документы добавляют важные подробности по тем периодам его служения, по которым не было достаточной информации.
Новая власть изъяла капиталы храма, потребовала составления описей всего имущества храма и оформления договора о его содержании приходской общиной.
Служение протоиерея Иоанна Сперанского с 1917 по 1922 год кратко может быть отражено следующими событиями и датами:
28 января 1918 г. — принятие собранием прихожан Одигитриевской церкви постановлений, свидетельствующих об их несогласии с декретом об отделении Церкви от государства, подписанных прихожанами и протоиереем И. И. Сперанским.
14 марта 1918 г. — обращение Приходского совета Одигитриевского храма во Временное Духовное Правление при Калужском Епископе (по поручению прихожан) в связи с нарушениями духовного завещания Ковригина В.М., увольнением от заведывания церковно-приходской школой протоиерея Иоанна Сперанского, конфискацией здания школы и богадельни.
25 сентября (по старому стилю) — 8 октября 1919 г. (по новому стилю) — арестован как председатель Калужского Епархиального Совета по постановлению Военного революционного комитета (по сообщению родственников). Арестован в качестве заложника.
2 декабря 1919 года — освобожден военными и гражданскими властями из-под стражи.
26 мая 1920 г. — обращение прихожан Одигитриевской церкви г. Калуги в Калужский Епархиальный Совет относительно отсутствия у настоятеля этой церкви высшей церковной награды, прошение поправить такую несправедливость.
Можно подробнее остановиться на некоторых из указанных событий. На собрании прихожан Одигитриевского храма в начале 1918 года был составлен подробный протокол, где выражалось возмущение опубликованием распоряжения Комиссара по церковным делам Я. Цельмса: «Все церкви и монастыри и религиозные общества Калужской губернии должны доставить не позднее 15 марта нового стиля в Комиссариат по национальным и церковным делам все сведения об имеющихся в их распоряжении как движимого, так и недвижимого инвентаря. Виновные в неисполнении настоящего постановления будут привлечены к ответственности».
В итоге в протоколе было записано: «Постановили: Общее собрание прихожан выражает недовольство по поводу издания Советом народных комиссаров декрета об отделении церкви от государства и по поводу постановления местной советской власти об отобрании недвижимого и движимого имущества, так как декрет народных комиссаров и постановления местной советской власти не только устанавливает факт отделения церкви от государства, но оскорбляют и унижают достоинство церкви Христовой и веры православной, которыми дорожил и дорожил православный русский народ, как величайшею святынею, нарушают свободу совести и право на свободное исповедание веры и кощунственно посягают на священные предметы храма и на принадлежащее ему имущество».
Протестовали прихожане Одигитриевского храма и против прекращения обучения детей Закону Божьему. Об этом свидетельствует «Дело по прошению соединенного общего собрания Одигитриевской приходской общины в г. Калуге и учащихся в Одигитриевской приходской школе о разрешении настоятелю их приходской церкви протоиерея Иоанна Сперанского преподавать Закон Божий учащимся» (Март 15/28 1918 г.). В приходе пастырь и прихожане были едины в борьбе за права верующих, проявляя при этом протестные высказывания.
Последовал в 1919 году первый арест протоиерея Иоанна Сперанского. Он не был длительным, но говорил о многом. С одной стороны власти выделили тех священнослужителей, кто не только сам не хотел смиряться с требованиями советской власти, но и привлекал к этому население. Таким образом, оказался в числе протестующих и настоятель Одигитриевского храма. О факте арестов священников, в том числе и протоиерея Иоанна Сперанского епископу Феофану сообщил благочинный г. Калуги протоиерей Сергий Щеглов, настоятель Предтеченского храма г. Калуги.
Но в 1922 году последовал второй арест пастыря, он был приговорен к году содержания в тюрьме. Это можно было предвидеть, т. к. пожилой священник по-прежнему высказывался откровенно на службах в храме, беседах с прихожанами. Его заботило сохранение веры предков, волновало то, что всеми мерами власти все жестче борются против Церкви. Для ареста пастыря, как считали следователи, было много причин, основанных на его деятельности не только в своем приходе, но и Калужском епархиальном совете.
Не будем забывать, что серьезные обострения отношений власти и духовенства произошли именно в 1922 году. Изъятие церковных ценностей, лишение храмов своих вековых святынь были причинами многих арестов, открытия следственных дел. Не мог остаться равнодушным к этим происшествиям и отец Иоанн, что не оставалось незамеченным. Этот период его пастырской деятельности отражается следующими примерами:
1922 г. — арестован, находился 11 месяцев в заключении (до передачи дела в суд) .
2 сентября 1922 г. — перевод узника из тюрьмы ГПУ в ардом [арестный дом. — Ред.].
Март 1923 г. — передача дела в суд.
4 апреля 1923 г. — регистрация судимости Калужским Губсудом по ст. 69 ч. 3 и 119 ст. УК по обвинению в контрреволюции и укрывательству церковного имущества.
1923 г. — освобождение в связи с амнистией к 5-й годовщине революции.
Мужественно перенес отец Иоанн все испытания, которые он прошел сознательно, не отказываясь от отстаивания права народа на веру. Его заботило и волновало не личное благополучие и спокойствие, а возможность нести людям веру. В приходе он был окружен единомышленниками, которые под влиянием взглядов своего пастыря готовы были стоять за веру. Изъятием церковных ценностей не закончилось разорение калужских церквей, некоторые из которых были закрыты или готовились к закрытию и использованию под государственные цели.
В дальнейшем события развивались следующим образом:
20 августа 1935 г. — передача части имущества Одигитриевского храма в Спасо-Заверхий храм (по описи из 18 пунктов).
Март 1936 г. — переезд из дома при Одигитриевской церкви в купленный дом по адресу: ул. Спартака, д. 9 (на имя Баталиной И.А.).
Особые переживания у настоятеля храма и прихожан вызвало изъятие храмового имущества и передача его в Спасо-Заверхий храм. Факт передачи собственности приходского общества свидетельствовал о том, что следующим шагом со стороны власти может быть полная ликвидация храма.
В документе по этому поводу указано: «1935 г. августа 20 дня Председатель общины Одигитриевской церкви Лавров и Председатель Заготзерна Комаров согласно резолюции сдали, а община верующих Спасо-Заверховской церкви приняла нижеуказанное церковное имущество». 18 икон и других ценных предметов было передано в соседний храм.
Но наступило время «Большого террора», увеличилось число арестов представителей духовенства и православных мирян. В 1937 году вместе с архиепископом Августином (Беляевым) было арестовано 39 человек, которых следователи НКВД обвиняли в контрреволюционной деятельности. В числе этих арестованных был протоиерей Иоанн Сперанский:
20 сентября 1937 г. — арест по ордеру № 21638, проведение обыска на дому.
21 сентября 1937 г. — заполнение анкеты арестованного.
27 сентября 1937 г. — ознакомление с постановлением об избрании меры пресечения и предъявление обвинения.
19 ноября 1937 г. — постановление Тройки УНКВД по Тульской области о расстреле Сперанского И. И.
23 ноября 1937 г. — приведение приговора в исполнение.
Протоиерей Иоанн Сперанский был похоронен в общей известной могиле, как и многие будущие святые, которые в последние минуты жизни не проявляли слабости, оставались верными Христу. О нем можно сказать: «Христовы заповеди жизнью и смертью утвердивший». В 2000 году протоиерей Иоанн Сперанский был причислен к лику святых в чине священномученика.