Святая Русь всегда славилась прекрасными храмами и монастырями. Их красота и благолепие создавались народом с верой и любовью. В городах и селах, везде на просторах Отечества с давних времен возносились к небу кресты и купола Домов Божьих. Внешнее и внутреннее благолепие храма всегда заботило клир и прихожан каждой церкви. Из года в год, из века в век благоукрашались храмы на пожертвования, которые вносились каждым от души и по возможности — богатым и бедным. Так велось до тех пор, пока не наступили времена атеизма и богоборчества, гонений на Русскую Православную Церковь.

Сохранить все исторические ценности до сегодняшнего дня в достойном состоянии, к сожалению, не удалось. Виной тому войны, антирелигиозные движения и прочие факторы, которые не способствовали сохранению традиций прошлого, характерных для Православного государства и его населения. Но связь времен на русской земле не была прервана, восстановлены многие ее святыни. Возрожденные монастыри и храмы — зримые символы нашей веры. Не исключением является и земля Калужская, в восстановленных храмах которой снова раздался колокольный звон, возвещающий о победе веры. Об этих периодах храма с. Козлово Перемышльского уезда Калужской губернии (ныне Калужской области) одним из самодеятельных поэтов написаны такие строки:

Был предками наш храм построен,
Другими он разрушен был...
С молитвой нами восстановлен,
Крест снова в небо воспарил.

В истории каждого храма есть события и даты, которые духовенство и прихожане помнят как замечательное торжество. Известны такие памятные дни и в селе Козлово. Одним из таких торжеств был день освящения митрополитом Калужским и Боровским Климентом колоколов. И к радости прихода храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери освящались сразу восемь колоколов. Произошло это 9 июля 2011 года. Минули годы. А помнится этот день всем присутствовавшим на освящении колоколов так ясно, как будто это было только вчера, так прочно запечатлелось это в памяти всех, кому посчастливилось быть на этом празднике и видеть все собственными глазами.

Настоятель храма протоиерей Геннадий Перебейнос по этому поводу говорит, что 9 июля 2011 года — это особый день для духовенства и прихожан храма: «Вновь полный перезвон полился с колокольни на всю округу в престольный праздник – 9 июля 2011 г.». Среди многих других памятных событий (освящения источников, памятных досок, часовни-усыпальницы) освящение колоколов продолжает оставаться особым. Надпись на благовесте рассказывает об его истории появления на колокольне: «Сей святый колокол отлит в лето 2011 от Рождества Христова для храма Тихвинской иконы Божией Матери в с. Козлово (Богородицкое), жертвователи православная семья Кондрашовых, при настоятельстве священника Геннадия Перебейнос». Но не только эта надпись размещена на колоколе, так же вылиты почитаемые образы Божией Матери и небесных покровителей. Не были забыты жертвователи благого дела и настоятель. И льются звуки колоколов по округе, напоминая о славных событиях настоящего и прошлого, которые связаны традициями благотворительности, пожертвований на храм Божий.

Ведь благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией на Руси. Благотворительность была направлена на помощь обездоленным, сиротам, погорельцам, калекам. Особое место всегда занимала частная благотворительность православным храмам — святыням, которые являются Домом Божьим на земле. Исстари считалось, что строительство храмов, — «благотворение есть, высшая христианская обязанность и добродетель».

Начиная с Киевской Руси, дальнейшего продвижения христианства на север, православные храмы возникали тщанием князей. Завершение возведения храма на Руси — его освящение было большим праздником. Известно, что великий князь Владимир Святой, «празднуя освящение церкви Преображения... велел сварить «триста Варь меду», созвал бояр, посадников, старшин из разных городов и раздал бедным 300 гривен (одна гривна равнялась фунту серебра)».

Со временем количество храмов увеличивалось. Много небольших церквей появилось в сельской местности на пожертвования местных землевладельцев. Помещики имели не только благородное желание участвовать в возведении церквей, но имели полную возможность согласовать с Епархиальным начальством и построить на свои средства церковь по численности прихода, где находились их земельные владения. Причины этого понятны, ведь малому приходу не требовались площади собора, а средства на строительство и убранство церкви предоставлялись в зависимости от степени состоятельности того или иного владельца земель в приходе церкви. В связи с указанными причинами основное количество сельских церквей до определенного периода было деревянным.

Возведение храмов на Калужской земле связано со многими именами благотворителей-жертвователей, как говорили тогда — доброхотных дателей. Благодаря их деятельности не только в Калуге, но и во многих селах строились и благоукрашались деревянные и каменные церкви. Далеко не все эти благотворители могут быть названы в настоящее время из-за отсутствия документов. Благое дело представителей рода дворян Унковских сохранилось в веках. Документы дают нам неопровержимые доказательства их трудов на ниве возведения церквей. Две церкви в с. Козлово были возведены именно Унковскими: более ранняя деревянная и каменная, сохранившаяся до наших дней и до сих пор служащая людям

Каменная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (до революции в честь иконы Собора Пресвятой Богородицы) была построена на века. Иван Семенович Унковский, жертвователь на это строительство, по заслугам может быть назван одним из лучших продолжателей дворянских традиций благотворительности. Более того, он был продолжателем и тех благородных деяний, которые были на счету его семьи. Представители рода Унковских были связаны как с Калужским краем, так и непосредственно с приходом церкви с. Козлово.

В 1782 году с. Козлово, Богородицкое тож, было в собственности «означенного Унковского Петра Ивановича и Авдотьи Михайловой, дочери Шепелевой». Значится в селе «церковь деревянная Собора Пресвятой Богородицы, дом господский деревянный... число дворов 25, мужского пола 132, женского пола 91». Сельцо Колышево с господским деревянным домом и регулярным садом было во владении «Петра Иванова сына Унковского, Михаила Михайлова сына Тургенева, Авдотьи Михайловой дочери Шепелевой, Анны Ивановой дочери Ртищевой». Колышево перешло во владение Унковских только в XVIII веке, но известна эта «усадьба дворян Колычевых с XV века».

Известно из опубликованных документов, что в единоличном владении П. И. Унковского были сельцо Городец, сельцо Губино, сельцо Харское и Доропоново, сельцо Фокино, Фомино тож (в дальнейшем Спасское), луг Нижней Иструги, луг с. Рождествена, луг сельца Савинского, деревни Поповка и Дорошкова. У этого же помещика в совместном владении с другими дворянами были села, в которых были церкви: село Ревякино, Богоявленское тож, село Рождествено, село Никольское, Железцево тож. Но прикипело сердце к церкви с. Козлова.

Если обратиться к летописи этого храма, то она не даст нам сведений о первых жертвователях. Однако, сохранены некоторые даты и события, связанные самым ранним известным храмом. Были периоды активного возведения храмов, хотя имели место некоторые перерывы в возведении приходских церквей на Перемышльской земле. Василий Григорьевич Пуцко заметил по этому поводу следующее: «Через некоторое время строительство вновь возобновилось в 1784 году, когда сооружены и освящены деревянные церкви Космы и Дамиана в с. Корекозеве и Собора Пресвятой Богородицы в с. Козлове...» При этом исследователь отмечает сложность точного установления хронологических рамок строительства деревянных храмов этого периода.

Однако, упомянутая летопись храма в честь Собора Пресвятой Богородицы выгодно отличается на фоне сведений о строительстве других деревянных церквей, которые были возведены в указанное время. Ранее известные документы, использованные в книге «Страницы истории храма с. Козлова Калужской епархии. Светлые дни прошлого и настоящего» отсылают нас к 1780 году, вполне определенной дате. Разные документы указывают нам один и тот же год — 1780-й: «Исповедные росписи с 1780 года», «Копии с метрических книг и исповедных росписей с 1780 года хранятся в ризнице». К этому следует добавить, что в списке храмов Перемышльского уезда строительство храма с. Козлово значится в 1780 году.

В настоящее время появились результаты продолжившихся исследований по истории храма с. Козлово в XVIII веке. В частности, отдельные дела из фонда Перемышльского Духовного Правления, находящиеся в ГАКО, датируются более ранним временем: «Указ Правительственного Синода о вызове в канцелярию Белевского Духовного Правления попа с. Козлова» — 1746 г., «Дело о высылке попа Тимофея с. Козлово» — 1756 г., «Указ из Крутицкой Духовной Консистории о назначении церковника с. Козлово Степанова на службу в Калужское Наместническое Правление» — 1779 г. и другие. Из этого следует, что деревянная церковь в с. Козлово существовала значительно раньше указанных в предыдущих публикациях дат. Более того, существует вероятность, что до освящения храма с. Козлово, о котором писал В. Г. Пуцко, существовало другое деревянное церковное здание.

В 1800 году, когда собирались сведения о тех церквях, которые перешли в только что созданную Калужскую епархию, о церкви с. Козлово значится в «Описи имущества церквей Перемышльского уезда»: «Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Церковь деревянного здания, во имя вышеписанное, при ней колокольня деревянная, состоит в твердости, покрыты все тесом, на главе кресты железные. В этой церкви иконостас столярный, выкрашен краскою зеленою и местами позлащен». Сразу представляется небольшая, но очень уютная деревянная церковь, к которой вели пути-дороги со всех сторон, из деревень прихода, принадлежащих разным владельцам.

Постепенно деревянная церковь ветшала, время и природа делали свое дело. Об этом периоде есть краткие сведения: «Церковь Собора Пресвятой Богородицы, что в с. Козлове, – деревянная, при коей по указу положено: священник — 1, диакон — 1, дьячок — 1, пономарь — 1». Деревянная церковь требовала замены, тем более что не только храмы г. Перемышля, но и многие сельские в Перемышльском уезде уже были каменными. Но когда народ в праздники, особенно престольные, в принаряженном виде собирался в церкви, службы своей благостностью заставляли забыть обо всем, даже о желании воздвигнуть новый храм.

Спасителем духовенства и прихожан выступил Семен Яковлевич Унковский. Именно он в 1860 г. озаботился тем, чтобы вместо старой деревянной церкви была построена новая.Построенная его тщанием церковь по-прежнему была деревянной, однопрестольной. Освящена она была во имя Собора Пресвятой Богородицы. Вместе с храмом была возведена и деревянная колокольня. Об этой церкви в клировой ведомости писали: «Построена в 1860 году тщанием Статского Советника Семена Яковлевича Унковского. Здание деревянное, с таковою же колокольнею. Опись имущества 1859 года». Деревянная церковь, построенная С. Я. Унковским, прослужила прихожанам достаточно долгий срок. Но не настолько длительный, чтобы огорчать местных жителей ветхостью. Храмоздателем каменной церкви, которая была воздвигнута позже, выступил родной сын предыдущего благотворителя, С. Я. Унковского, Иван Семенович Унковский — продолжатель традиций рода.

Иван Семенович Унковский родился 30 марта 1822 года (по старому стилю). В метрической книге храма в честь Собора Пресвятой Богородицы с. Козлово запись о рождении и крещении новорожденного младенца в семье дворян Унковских значится за месяц март под общим № 10. Таким образом, в церковных документах было зарегистрировано, что у господина Семена Яковлевича Унковского родился сын Иоанн, который 31 марта был «молитствован приходским священником Андреем Ефимовым». Восприемниками были «помещик сельца Железцова Дмитрий Ва, восприемница девица Авдотья Петровна Унковская. Крещен оный младенец приходским священником одним без диакона и причетников».

В приходе церкви с. Козлово в это время служили священник Андрей Ефимов, дьячек Иван Николаев, пономарь Иван Данилов. Сохранившиеся исповедные ведомости за 1822 год позволяют нам отметить тот факт, что дворяне сельца Колышева были на исповеди. Запись в документе свидетельствует об этом, указывает о бывших на исповеди и принявших Святое Причастие членах семьи Унковских:

Сельца Колышева помещица Евдокия Петровна Унковская — 54 г.

Племянник ея Семен Яковлевич Унковский — 35 лет.

Жена его Варвара Михайловна— 25 лет.

Сын их Михаил — 4 года.

Дворовые их люди.

В такой семье родился будущий храмоздатель. С детства он видел перед собой пример родителей, это воспитывало его строго в семейных традициях благочестия.

Есть сведения, что император Николай I не только похвалил С. С. Унковского за службу в Калужской гимназии, но и зачислил его сыновей кандидатами в различные учебные заведения. Иван Унковский был направлен в Морской кадетский корпус, который он окончил через четыре года в звании мичмана и определился в восьмой флотский экипаж, расквартированный в Петербурге. Лето проходило в учебных плаваниях по Балтийскому морю, зима — в караульной службе.

Весной 1841 года Ивана Семеновича по желанию отца перевели в списки Черноморского флота и направили в город Николаев. Черноморским флотом тогда командовал адмирал Михаил Петрович Лазарев. Как пишет в своих воспоминаниях В. К. Истомин, Иван Семенович поначалу принял новое назначение без энтузиазма — «главным образом потому, что черноморская служба издали казалась не особенно привлекательной. Сам же Лазарев представлялся сухим, безмерно строгим и не по силам требовательным». Однако адмирал принял сына своего старинного друга как родного: поселил в своем доме, назначил адъютантом, поручил заведовать шлюпками и гребными адмиральскими судами и лично взялся обучать искусству управления парусами. Об этом периоде службы И. С. Унковского много написано. Можно только отметить по поводу его побед на парусных судах и в гонках, которые были оценены императором Николаем I, что всегдашняя дисциплинированность, собранность и другие качества личности, воспитанные в семье, всегда были заметны как вышестоящим, так и подчиненным.

Осенью 1851 года Ивана Семеновича назначили флигель-адъютантом Его Величества и перевели в списки Балтийского флота. В Военно-морском словаре под редакцией адмирала флота В. Н. Чернавина сказано: «Унковский Иван Семенович (1822−1886) — русский мореплаватель, адмирал (1879), исследователь материкового берега Японского моря. Окончил Морской кадетский корпус (1839). В 1854 году под руководством И. С. Унковского проведены съемки и описание восточных берегов Кореи к северу от 35 параллели и прилегающего участка русского побережья открыты острова Римского-Корсакова, Рикорда, Рейнеке, заливы Посьета и Ольги».

К середине XIX века резко усилилась экспансия великих морских держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перед российским флотом встала задача укрепления дальневосточныхграниц.

В 1852 году в Японию с секретной дипломатической миссией направилась эскадра вице-адмирала В. Е. Путятина. Флагманским кораблем эскадры — фрегатом «Паллада» — командовал капитан-лейтенант Иван Унковский. Это плавание положило начало новому этапу в истории российского мореплавания в Тихом океане. Оно совпало с Крымской войной. Об этом периоде жизни нашего прославленного земляка написано очень много. И в том числе произведение И. Гончарова. О следующих событиях службы своего предка рассказал его внук С. П. Раевский: «Через пять лет, собирая у этих берегов очередную, более мощную эскадру, генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич писал своему брату-императору: «Но это все суть мелкие суда, не прикажешь ли ты их усилить более сильным судном, а именно фрегатом «Аскольд», который новое сильное судно, находящееся в прекрасных руках у адъютанта Унковского, который те края прекрасно знает, и с Путятиным именно там плавал». Командуя «Аскольдом», Иван Семенович исполнял также обязанности начальника штаба эскадры... Весной 1860 года фрегат «Аскольд» благополучно прибыл в Кронштадт. Его командиру капитану первого ранга Ивану Унковскому был присвоен чин контр-адмирала. И никак не мог себе представить Иван Семенович, что на этом завершится его морская карьера. Сам он менее всего желал расставания с флотом».

Причиной такой перемены в жизни И. С. Унковского было желание императора Александра II укрепить власть на местах честными, преданными Отечеству людьми. Так Иван Семенович стал губернатором Ярославской губернии. Новый губернатор успешно провел множество реформ и, преследуя мздоимство, основательно «перетряхнул» ярославское высшее чиновничество; протянул железную дорогу до Рыбинска, учредил несколько пароходств по Волге и Шексне, построил ряд храмов, богаделен, приютов; при нем в Рыбинске появились гимназии для мальчиков и девочек и речное училище, крупнейшие банки открыли свои филиалы, заработала почта, началось строительство театра. Неудивительно, что именно Унковский первым удостоился звания почетного гражданина Рыбинска! А вместе с ним Мологи и Ярославля. Известен либеральными взглядами и честностью. В 1866 произведен в вице-адмиралы. С 1.1.1873 — сенатор, с оставлением о должности губернатора. 17.3.1877 назначен почетным опекуном Опекунского Совета учреждений императрицы Марии в Москве, с оставлением в звании сенатора и во флоте. Затем — адмирал. За сведениями о достойном служении Ивана Семеновича Унковского перед нами возникает человек, который верой и правдой служил Отчизне, был примером для подчиненных.

Но очень важными являются для понимания личных качеств И. С. Унковского сведения, которые известны еще с его службы на «Палладе». Даже в морских походах, условиях службы, сложностей, связанных с многими обстоятельствами, Иван Семенович оставался верующим человеком, истинным христианином, живущим по евангельским заповедям. По воспоминаниям уже названного В. К. Истомина рисуется светлый и чистый образ верующего человека.

Эти воспоминания имели в прошлом и имеют в настоящем особую ценность для прихожан храма с. Козлова. Ведь храмоздатель их церкви не оставлял других своим замечательным примером. На протяжении всего плавания на корабле неукоснительно соблюдались установленные церковные правила. Конечно, это не всегда было легко в силу обстоятельств. На «Палладе» в течение дня многократно раздавалось молитвенное пение, то и дело в каюту адмирала требовали фрегатского иеромонаха <т. е. архимандрита Аввакума>, а в свободное от служебных и молитвенных занятий время адмирал любил слушать чтение «Жития святых» или других душеспасительных книг.Более того, именно «Паллада» стала первым кораблем на русском флоте, где появилась домовая церковь. Определенную роль сыграл в этом Великий Князь Константин Николаевич. В первый раз божественная литургия в новой корабельной церкви состоялась 28 мая 1851 года, в бытность фрегата на Ревельском рейде,по случаю Дня сошествия Святого Духа. Из дневника корабельного священника о. Аввакума можно было узнать об обеднях и панихидах.

Воспоминания В. К. Истомина делают понятнее последующие поступки Ивана Семеновича Унковского. Если даже на корабле он оставался в привычной обстановке, то строительства храма на земле малой родины, в селе Кольцово становится не просто закономерным поступком, а делом, которое он считал для себя необходимым как для христианина. При этом не будем забывать, что и его родитель был храмоздателем. Их деяния трудно переоценить. Забота о вере народа, о спасении души каждого прихожанина была для них очень важна. Как освящение деревянной церкви, построенной Семеном Яковлевичем Унковским, так и освящение каменной церкви, построенной его сыном Иваном Семеновичем Унковским, были светлым и памятным днем для духовенства и прихожан.

Новая каменная церковь, как значилось в клировой ведомости, была «заложена 1885 года сентября 3 дня и окончена устройством в 1889 году тщанием адмирала Ивана Семеновича Унковского». В отчете о состоянии Калужской епархии за 1889 год, который был подан в Синод, указывается на то, что церковь в с. Козлове «устроена на капиталы местного названного землевладельца».

К этим страницам истории церкви в честь Собора Пресвятой Богородицы причастны епископ Владимир (Никольский), который находился на Калужской кафедре с 1881 по 1888 год, и епископ Анастасий (Добрадин), сменивший своего предшественника в том же 1888 году и пробывший в Калужской епархии до 1890 года. Епископ Владимир поддержал храмоздателя Унковского в желании заменить деревянный храм на каменный, и в период начала строительства нового храма епископ Анастасий произвел освящение храма.

Епископ Калужский и Боровский Анастасий (Добрадин) сообщал в столицу: «В прошедшем году освящено мною лично 3 храма: в с. Козлове Перемышльского уезда, другой в Мещовском Георгиевском монастыре и третий при Малютинской богадельне». Народ мог шутить по этому поводу: Бог любит Троицу. Отметим, что совсем не случайно на факт строительства новой каменной церкви обращено такое внимание с сообщением не куда-нибудь, а в Синод. В этот период истории Отечества представители дворянского сословия уже становились храмоздателями в порядке исключения. Если в конце XVIII века и на начало XIX века сельские храмы в основном возводились не на церковные суммы, а на деньги помещиков, то во второй половине XIX века все изменилось: оскудело богатство владельцев усадеб, а у многих дворянских семей стали меняться взгляды, ослабевала сила веры в Бога.

Не такими были представители рода Унковских. Они, без всякого преувеличения, являлись примером для своих современников. Но благотворительность дворянина Унковского оценивается не только деньгами, пожертвованными на возведение каменной церкви, строительство которой было начато за год до смерти Ивана Семеновича. Главное заключается в его благородном поступке – евангельской заботе о ближних: родственниках и совсем чужих людях. Все население этого благодатного края получило прекрасный Дом Божий от щедрого благотворителя, душевного жертвователя, истинного христианина, заботливого помещика, отзывчивого человека. Благодарные местные жители думали об одном: побольше бы рождала таких замечательных православных людей земля Святой Руси!

К всеобщему сожалению, не дождался освящения храма его основной жертвователь и ходатай о строительстве. Храмоздатель Иван Семенович Унковский отошел ко Господу, оставив о себе добрую память. Калужская печать отозвалась на похороны известного благотворителя статьей с простым названием «Иван Семенович Унковский. Некролог». Автор предполагал, что не нужно никаких добавлений, пояснений: дворянин, адмирал... Всем было понятно тогда и понятно сейчас, что чины и звания в данном случае не играли самой важной роли, ушел в мир иной благороднейший человек, добродетельный христианин, щедрый благотворитель, который всю жизнь думал не о личном, а о людях, нуждающихся в благодатной помощи Церкви.

Новая каменная церковь, как значилось в клировой ведомости, была «заложена 1885 года сентября 3 дня и окончена устройством в 1889 году тщанием адмирала Ивана Семеновича Унковского». В отчете о состоянии Калужской епархии за 1889 год, который был подан в Синод, указывается на то, что церковь в с. Козлове «устроена на капиталы местного названного землевладельца».

В самый день торжества, как и намечалось, в понедельник, 26 июня, в деревянном храме была отслужена ранняя литургия, после чего начался благовест в новом храме к освящению воды. Точно в 9 часов утра снова раздался колокольный звон, которого все ждали. Начала освящения нового храма ждало множество людей, присутствовала благотворительница храма А.Н. Унковская вместе с гостями и множеством крестьян из всех соседних населенных пунктов, составлявших приход.

Епископ Анастасий прибыл в начале десятого, после чего начался чин освящения храма. В священном служении принимали участие вышеупомянутые лица. Из почетных светских людей здесь были губернатор А.Г. Булыгин и другие высокопоставленные лица. После этого в новоосвященном храме была совершена в первый раз Божественная литургия, по окончании которой владыка Анастасий сказал торжественное слово. За словом архипастыря последовало служение литии в усыпальнице по почившему храмоздателю И. С. Унковскому. Затем в самом храме был совершен благодарственный молебен. Торжество освящения храма закончилось традиционным возглашением многолетия императору и всему царственному дому, преосвященному Анастасию с богохранимой его паствою, храмоустроителям и всем православным христианам. Храм был переполнен молящимися. Об этом событии долгие годы старожилы делились воспоминаниями со своими внуками. В КГВ не было забыто и продолжение торжественного дня в барском доме Унковских в Колышеве.

Всех присутствующих при освящении каменного храма поражал его запоминающийся внешний вид, коротко описанный в клировых ведомостях: «Здание каменное, 5-главое, с таковою же колокольнею. Престол в ней один во имя Собора Пресвятой Богородицы». Страховое дело дает возможность представить себе местную святыню во всей красе и неповторимости: «Соборно-Богородицкая церковь однопрестольная, каменная, внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви с колокольней 13 сажень 1 аршин, наибольшая ширина 4 сажени ¼ аршина. На церкви имеется 1 большая глава и 4 малых... Церковь отапливается духовой печью». В тот период ближайшие к церкви чужие постройки находились на расстоянии 28 аршин.

К всеобщему сожалению, не дождался освящения храма его основной жертвователь и ходатай о строительстве. Храмоздатель Иван Семенович Унковский отошел ко Господу, оставив о себе добрую память. Калужская печать отозвалась на похороны известного благотворителя статьей с простым названием «Иван Семенович Унковский. Некролог». Автор предполагал, что не нужно никаких добавлений, пояснений: дворянин, адмирал... Всем было понятно тогда и понятно сейчас, что чины и звания в данном случае не играли самой важной роли, ушел в мир иной благороднейший человек, добродетельный христианин, щедрый благотворитель, который всю жизнь думал не о личном, а о людях, нуждающихся в благодатной помощи Церкви.

Супруга Ивана Семеновича, его сын продолжили дело Ивана Семеновича: была построена церковно-приходская школа: «Старания ее, стремление во что бы то ни стало выполнить наказ супруга были вознаграждены, что подтверждается архивными материалами: «Церковно-приходская школа есть, помещается в особо выстроенном церковном здании, учительницей состоит дочь священника Юлия Ненарокомова, окончившая курс в Калужском Епархиальном женском училище; в ней учащихся: мальчиков 54, девочек 8».

В 1903 году была построена новая школа. Это событие произошло, когда Семен Иванович Унковский сделал все возможное для улучшения условий обучения крестьянских детей не только в селе Козлове. Описание здания церковно-приходской школы дает нам полное представление о том, как она выглядела: «Ц.-пр. школа одноэтажная, деревянная, на каменном фундаменте, высотой 4 ½ аршин; покрыта железом; длина дома 15 аршин; ширина 15 аршин; всех окон 10, высотой 2 аршина 3 вершка; шириною с двойными рамами 1 аршин 2 вершка; дверей двустворчатых 2, одностворчатых 4; печей русских 1, голландских 1; есть досчатые сени высотою и шириною 2 аршина, длиною 15 аршин».

Сын адмирала Ивана Семеновича Унковского тоже запомнился благодарным местным жителям как жертвователь, который не забывал о нуждах храма и прихожан, — «(1871–1921) — лейтенант флота... Гласный уездного земского собрания Перемышльского уезда, земский начальник 3-го участка Перемышльского уездного съезда». Семен Иванович Унковский достойно продолжил дело предков. Еще один представитель рода Унковских творил дела благотворительности во Славу Божью, помогая духовенству и своим землякам сохранять благолепие приходского храма, начатого старанием его родителя, а законченного и подготовленного к освящению его матерью. Он не мог поступить иначе, не тому учили его в семье с христианскими традициями...

Обращение к благотворительным делам семьи Унковских свидетельствует о том, как много могут сделать люди, которые любят Христа, идут евангельским путем.