Власть самодержавная по учению слова Божия и Православной Русской Церкви. М., 1906. 39 с.

Развернуть

«В этой небольшой, толково и удобовразумительно написанной книжечке раскрывается понятие о самодержавной власти русских монархов, установившейся в силу нашей самобытной исторической жизни, согласно учению слова Божия и Православной Церкви. Вот краткие, производимые в этой книжечке, положения: власть на земле — Божественное установление. Вера наша учит, что в высшем мире духовном, созданном Богом, установлен порядок и подчиненность. В духовной жизни человека много разнообразных способностей, но над всеми ими царит ум, а он один. Таков закон в жизни нашей положил Сам Бог. Государство составляется из семьи. В семье носителем власти является отец. Как тело без главы есть бездыханный труп, так и человеческое общество без единства безобразно и мертво. Поэтому необходимо нужна та оживотворяющая сила, в единой воле которой все другие воли, соединившись, составили бы из многочисленных членов общества единое тело, управляемое единою главою. В громадном политическом теле-государстве тогда только может быть порядок, когда все силы, все члены действуют по манию единой души. Эта мысль о единовластии в государстве была присуща всем народам, все лучшим религиям. Она есть плод постепенного исторического просветления сознания народного, под воздействием Высшей и мироправящей силы — Промыслителя Бога. Цари, поставленные Богом, являются исполнителями воли Божией, чрез них он царствует в народе. Власть царя самодержавна и единодержавна есть самая лучшая и нашей святой Руси единственно принадлежащая. Как единый правитель земли русской, как помазанник Божий, царь наш является хозяином земли русской. Он распоряжается в ней по указанию Божию ко благу всего народа. Эта власть самодержавная, как единственно для нас благодетельная, должна быть сильною. Ослабление ее порождает смуты. С воцарением Дома Романовых раскрылись и укрепились исполинские силы России и Европа с удивлением взирает на ее могущество. Таково благотворное влияние монархов на силу народа. До очевидности ясно для всякого, что царь необходим и дорог для благоденствия нашего государства. Таковы основанные мысли этой книжечки небольшой, но вразумительной, могущей быть полезной не только для патриота, но и для всех тех, которым нынешние освободители напевают в уши каждого совершенно обратные мысли-идеи, заимствованные с Запада и несродные русскому духу и вредные для строя русской жизни» (журнал «Миссионерское обозрение»).

«Очень серьезная книжечка протоиерея Н. П. Любимова обнаруживает глубоко вдумчивое отношение автора к оспариваемому жидами и русскими изменниками воспросу о самодержавии. Обстоятельно и глубоко изученный материал дает возможность автору предложить не только цельный определенный взгляд на власть царскую, но и всестороннее ее обоснование. Книжечка обоснована не на подтасовках, прогнивших в совести отрицателей самодержавия, но на определенных основаниях: на слове Божьем, взгляде и практике Православной Церкви и выводах научных. В спокойных строках глубокоуважаемого автора читатель найдет готовые выводы из самых широких исследований, плавное, гармоническое, легкое изложение и неотразимое уверение в невозможности для человека православного (а не еретика), искренне желающего блага родине, отказаться от Богом поставленного и умудряемого царя-самодержца» (газета «Вече»).

Отзывы цит. по: Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. : Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА : в 4 т. / [сост. В. И. Ульяновский]. Киев, 2014– . Т. 2. С. 243

 

Упоминающиеся священнослужители