Описание прихода села Столбища.

Село Столбище, отстает от Орла на 75 в., от Дмитровска на 15. Триста лет тому назад эта местность была пограничной окраиной Московского царства; сюда скрывались все те, кому на родине грозила кара правосудия, или кому не в силу тяжела крепостная неволя; сюда же часто делали набеги крымские татары. До сих пор называют становища татар и их кузницы. Жизнь в этих краях была далеко не безопасна; поэтому коренные жители предпочитали селиться в глухом лесу, или в глубоком овраге, в дали от проезжих дорог. Так село Столбище раскинулось по обеим сторонам безымянного оврага и заметить его можно только тогда, когда очень близко подъедешь к нему, не дальше версты. Пяти верстах от этого села идет «Свиная дорога», столь излюбленная татарами. Близь села сохранился «Свиной» родник ключевой воды. Хотя жители села и надеялись скрыться от зорких татарских глаз в овраге, но все-таки грабители разыскивали их, а они защищались кольями — «столбами били». От сюда и название села. Церковь села существовала в начале 17 в.; она значится в списке церквей подчиненной Московской епархии. Сведений о прежнем церковном здании не сохранилось; по преданию, она продана в село Обратево, где действительно стоит маленькая деревянная церковь, в настоящее время упраздненная. Хотя в селе храм был освящен во имя Пр. Сергия, Радонежского Чудотворца, но в селе Обратьеве церковь освящена во имя Святителя Николая, с оставлением в иконостасе иконы Пр. Сергия. В 1800 г. столбищенцы купили себе в городе Севске, на городке, деревянную церковь, перевезли к себе, и она была освящена во имя Преподобного Сергия с устройством предела в честь Знаменской иконы Божией Матери (с каким наименованием была эта церковь в Севске). В таком виде эта церковь была поставлена в 1800 г., в таком она и остается до ныне, если не считать исправление колокольни, подведения фундамента из дикого камня и от времени до времени покраски с наружи и изнутри. Храм этот просторный, светлый, с 5 ярусным старинным иконостасом, в котором иконы скорбящей Божией Матери и Святой Великомученицы Прасковьи, особенно чтимой прихожанами. Храм обнесен деревянной оградою. Подъезд к храму, одиноко стоящему на пригорке, очень крутой; храм от причтовых построек отделяется глубоким оврагом; сообщение с приходом неудобное. Приход села Столбище состоит исключительно из крестьян бывших в крепостной зависимости. При выходе на волю они получили маленькие участки малоудобной земли. Землей они мало дорожат, бесхозяйственно к ней относятся и поэтому бедствуют. В селе общественная земля подлежит ежегодному переделу между наличными домохозяйствами; каждый хозяин, получивший ту или иную полосу земли только на один год, не старается ее выравнить или удобрить, зная, что на следующий год она попадет другому хозяину. Без надлнжащего призора земля все более и более разрывается весенними и дождевыми потоками; в глинистом или песчаном грунте из образованной на скате небольшой канавки быстро образуется овраг. Все овраги занимают примерно 10% земли столбищенцев. Образование оврагов прежде задерживали рощи и кустарники, но теперь всякие древесные насаждения вырублены на топливо. Не встречая препятствия, вода все больше разрывает овраги вынося из них ил и заполняет им луга. Не так относятся к своей надельной земле крестьяне приходской деревни Дудинки. У них передел бывает через 12 лет. Хозяева препятствуют всячески весенней заносить их луга. Поэтому дудинские крестьяне обеспеченнее столбищенских. Избыток сена продают и выплачивают лежащие на них денежные повинности. Но вообще земля приносит урожай сам-два и сам-три, что недостаточно даже для незатейливого крестьянского бытья. Поэтому крестьяне пытаются иметь заработки на стороне. Преимущественно с апреля по октябрь они отправляются в южные города России и там находят себе сельскохозяйственные, строительные или фабричные работы. Иногда удается им прокормится там лето и на зиму собрать рублей 50-100. Сравнительно с крестьянским, этот заработок считается более легким и благодарным, а потому к такому заработку стремятся все крестьяне. Зимой они занимаются извозом по найму лесных материалов или дров, в прочем, только большая нужда выгоняет крестьян зимой в лес. Столбищенский прихожанин свою церковную жизнь и свое христианское настроение ставят в очень тесную связь со своим материальным обеспечением. Летом он в отлучке и постоянно занят работой, так что и в храм сходить некогда, зимой не во что одеться, а в худой одежде в храм стыдно идти. К великому посту более половины населения едят уже покупной хлеб. Деньги нужны на хлеб, а говеть не с чем. И только благодаря неутомимому надзору образцового священника бывают редкие случаи не говения по нерадению. Престольный праздник и свадьбы справляются с большими тратами на покупку вина. Всех прихожан м 852, ж 851. Но ни количество душ ни 36 десятин церковной земли не создали столбищенскому приходу репутацию достаточного (по доходу братских средств на содержание причта). По этой причине дьяконское место стоит вакантным более 50 лет. Для помещения наличных членов причта — священника и псаломщика — имеются небольшие церковные квартиры. Церковной школы в приходе нет. Для обучения мальчиков имеются два земских училища, жалование учителям платит земство, а остальное содержание отнесено на средства земских обществ. Мальчиков обучается 77, половина всего числа мальчиков. Обучение девочек крестьянские женщины считают непозволительной роскошью для их полуголодного быта и скорее засаживают их с 8-летнего возраста за прялку. Редко посещая церковь, отказываясь от устройства церковных школ, население села Столбище устраняет от себя просветительное влияние церкви. Хотя церковная проповедь часто раздается и в церкви и даже по домам, но мало она оказывает влияния на исправление поведения прихожан. Все слушают поучения и наставления внимательно, иногда со вздохом и слезою на глазах, но по выходе из церкви сейчас же забывают все это и ведут свою обыденную жизнь с пороками и суевериями. Суеверий, предрассудков и примет у прихожан множество, и они слишком привились к крестьянской жизни. Разъяснит им приходской священник нелепость и лож суеверия, старается убедить их не верить лжи, а какой ни будь рассказ о порче или видениях опять оживит предрассудки. Обычные суеверия; в доме хозяйствует домовой, в лесу бродит леший, на сенокосе шалит луговой и т.п. Верят в дедов знахарей, признают за ними умение лечить, узнавать будущее, находить краденное. Думают, что знахари наводят на человека болезнь и сухоту раз только вынут у него след, верят в наговорную водицу и взятую с могил землицу, первую как целебную, вторую как смертельную. Нельзя переходить дорогу тому, кто отправляется в дальний путь или едет пахать и сеять. Опасна встреча со священником и всегда несчастна встреча с человеком, над которым совершено таинство елеосвящения. От Святой недели до 20 июля пятницы почитают за праздники и не работают в эти дни в полях, а после 20 июля уже не соблюдают пятниц, да и града уже не опасаются, в то время он не так вредит посевам. Перед крещением младенца кладут на шубу, вывернутую на изнанку, так же на шубу ставят перед браком жениха и невесту, чтобы они в жизни были богаты и не в чем не нуждались. А после брака встречают молодых с горячими углями на сковороде и в воротах проводят их через огонь, что бы на них не действовала порча. Когда покойника понесут мимо дома, выливают в след ему воду из ведер, отводя этим дорогу смерти, чтобы она не зашла в этот дом. Много и других суеверий, которым и сами прихожане не знают объяснения и все же не решаются с ними расстаться, потому что так делали старые люди и им заповедали. Только тогда можно надеяться на искоренение суеверий, когда грамотность сделается всеобщим достоянием, так как и теперь грамотные крестьяне не всяким суевериям верят, а над иными даже смеются. Нравственность крестьянского населения прихода идет в низ, в связи с обеднением его и знакомством с фабричной жизнью. К чужой собственности имеют мало уважения и не считают за грех кражу из окружающих лесов дров и вообще всего, что попадается под руку, даже среди белого дня. Водка считается первым и единственным угощением и на свадьбу ее расходуют от 50 до 100 рублей. Хотя в селе и деревне Дудинки более 200 домов приходской священник находит только один дом, выдающийся по усердию к богослужению благодаря тому, что глава дома не дает сыновьям отделяться и зорко следит за всеми членами семьи. Столбище и с внешней стороны не привлекательно, видны кучки без всякого плана разбросанных почерневших крытых соломой хат, на краю не обсаженное деревьями кладбище с покосившимися и поломанными крестами. Только и радует взор зеленая церковь среди села.