Страшные и жестокие испытания пережила Русская Православная Церковь в ХХ веке. Гонения на духовенство и верующих, начавшиеся сразу же после прихода к власти большевиков, были направлены на ее уничтожение. Неисчислимые жертвы были принесены ради Христа. Поучительные страницы истории Церкви в ХХ веке помогают нам понять, какими страданиями и подвигами новомучеников и исповедников воссияло солнце веры, стали возрождаться храмы и монастыри. Свершилось то, что казалось невозможным: потери превратились в святое достояние Православия. Жизнь и смерть святых ХХ века, их канонизация стали наиважнейшим событием для духовенства и верующих. Годы гонений на Церковь только укрепили в вере ее верных сынов и дочерей.

Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: «В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога... Когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке... Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят... Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь...»

В народе говорят: «На миру и смерть красна». Многие же их погибщих за веру не могли быть уверены в том, что об их праведной кончине, их любви к Христу до последней минуты жизни станет известно, и потомки узнают правду об их испытаниях и кончине. Но и в такой ситуации не вступили они на путь предательства. От этого их подвиг становится еще более значимым. Господь так управляет ход времени, что постепенно многое становится известным для того, чтобы мы почитали тех, кто погиб за веру. Стихотворные строчки напоминают нам об этом:

Горя пред Богом будто бы свеча
И, отодвинув времена и сроки,
Они глядят так кротко. И молчат.
Но громко говорят архивов строки.

Страницы архивных документов помогли установить правду о том священномученике, который ошибочно назывался святым земли Воронежской. На самом деле он один из сонма святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые жили на Калужской земле — это священномученик Иоанн (Флоровский), последним местом служения которого была церковь с. Буриново Калужской епархии.

Там почитают подвиг жизни и смерти святого. Протоиерей Андрей Резван неустанно заботится о том, чтобы память о том, кто отдал не только свои силы, но и жизнь во имя Христа, не был забыт в том краю, где служил Богу и людям. Не так прост был путь к установлению многих событий из жизни отца Иоанна Флоровского. По досадной ошибке его назвали священнослужителем Воронежской епархии, обозначив начало его служения там 1897 годом. Только место его ареста указывалось правильно — с. Буриново.

Таким образом, калужский период жизни священномученика не вошел в его житие. Постепенно неверные сведения, поступившие на просторы интернета, были растиражированы, разошлись по сайтам... Но свет правды нельзя заслонить листами с информацией, которая не соответствует действительности. Первым на многие несоответствия в описании жизненного пути священномученика Иоанна (Флоровского) обратил внимание краевед Александр Петрович Мартынов. Житель Москвы полюбил Калужский край, будучи пенсионером, стал заниматься историей святой земли Калужской.

Александр Петрович использовал материалы разных архивов, периодической печати, переписывался с отделами канонизации разных епархий, включая и те, что находятся в Казахстане. Многолетние старания, внимательное отношение к каждой строчке найденных документов, привели к желаемому результату. Истина была установлена, это позволило с уверенностью утверждать, что арестованный в с. Буриново, расстрелянный в Казахстане, причисленный к лику святых в чине священномученика Иоанн (Флоровский) — святой Калужского края.

Конечно, и калужские православные краеведы, члены комиссии канонизации святых (позже — Епархиального отдела по изучению истории Калужской епархии и канонизации святых) не могли не заметить в известных материалах, уже названных источниках, множество не только недочетов, но и ошибок. Была поставлена цель: установить на основе документов все события и даты жизни и служения священномученика Иоанна (Флоровского), чтобы при формировании Собора святых земли Калужской он занял свое заслуженное место.

На сегодняшний день можно утверждать, что, как говорится, поставлены все точки над «и». Длительная работа с различными источниками, перепроверка всех данных, обращение к документам разных архивов и к православной дореволюционной периодической печати дали возможность составить житие священномученика Иоанна (Флоровского), где выверены все сведения. В настоящее время с уверенностью можно писать и говорить обо всех основных событиях земной жизни будущего святого. Не мешает этому и тот факт, что фамилия, как отца, так и Иоанна, писалась Фроловский или Флоровский. В дальнейшем подпись самого отца Иоанна могла быть как Фроловский, так и Флоровский.

В ранних документах, относящихся к его детству и подростковому возрасту фамилия пишется — Фроловский. Иоанн Иоаннович Фроловский родился в с. Истомино Тарусского уезда Калужской губернии в семье пономаря. Выписка из метрической книги церкви с. Истомино, где родился Иоанн, дает сведения о его рождении и крещении:

О родившихся в с. Истомино. Июль 1877 г. Иоанн. Родился — 17 июля. Крещен — 18 июля.

Родители: с. Истомина сверхштатный пономарь Иван Фроловский и его законная жена Елена Филатова, оба православного исповедания.

Восприемники: с. Истомина учитель Иван Яхонтов и настоятеля священника Струйского жена Мария Ивановна.

Крестил будущего святого настоятель священник Михаил Струйский с исправляющим должность псаломщика Андреем Даевым.

Страницы периодической местной православной печати, где опубликовывались списки учащихся КДУ, позволяют установить период обучения сына церковнослужителя из с. Истомино. С 1890 по 1896 гг. Иоанн Фроловский учился в Калужском духовном училище. Учение давалось сельскому мальчику не всегда легко, поэтому он и задержался в училище, проучившись не 4 года, как это было положено.

Поступил он в первый класс КДУ в 1890 г. В 1890–1891 учебном году Иоанн окончил 1 класс по 2-му разряду. В следующем учебном году он проявил большее старание и усидчивость. 1891–1892 уч. г. окончил с переводом во 2 класс по 1-му разряду. 1892–1893 уч. г. и 1893–1894 уч. г. он пребывал во 2-м классе, был переведен в 3-й класс при условии переэкзаменовки. 1894–1895 уч. г. Иоанн был переведен в 4-й класс по 1-му разряду. В 1895–1896 уч. г. — за окончанием курса увольняется из училища. Те же сведения содержатся и в фонде КДУ ГАКО, в материалах за указанные годы.

До 1897 г. выпускник КДУ Иоанн Фроловский нигде не служил, как писали тогда в документах — был при отце. В апреле 1897 г. им было получено назначение псаломщиком к церкви с. Слизнево Боровского уезда. Там началось его самостоятельное служение и жизнь без родителей. В июне 1898 г. псаломщик Иоанн был посвящен в стихарь. В 1899 г. у него изменилось место службы. В ноябре 1899 г. Иоанн был перемещен в с. Сытич Лихвинского уезда, оставаясь в должности псаломщика.

К 1904 г. Иоанн Фроловский подготовился к серьезному испытанию. Он подал прошение о допуске его к экзамену на занятие должности диакона. На этот шаг он мог решиться только после больших трудов, на подготовку должно было уйти много времени и стараний. Самостоятельная подготовка требовала сосредоточенности и усидчивости. 22 января 1904 г. в КДС, где он не учился раньше, пройдя обучение только в КДУ, он сдал экзамен на право занятия должности диакона. В апреле 1904 г. псаломщик церкви с. Сытич был рукоположен во диакона и перемещен к церкви с. Колодезей Козельского уезда.

В церкви с. Колодезей диакон Иоанн Фроловский прослужил до 1912 года. С 1905 по 1912 год он проходил должность учителя пения в двух местных школах, находящихся в приходе. В клировой ведомости написано о его преподавании пения в Клинцовской и Алешинской школах. На этом преподавательская деятельность отца Иоанна не закончилась. По следующему месту службы, куда он был переведен 11 мая 1912 года, он не расстался с преподаванием.

Епископом Александром дьякон Иоанн был переведен на ту же должность к Боровскому Благовещенскому Собору, где прослужил до 1912 года. Служа в Боровске, отец Иоанн состоял законоучителем в двух земских школах. Но преподавал он в этот период уже не пение, а Закон Божий. Законоучительство в школах г. Боровска имело особое значение, так как в Боровске сильно было объединение старообрядцев. Поэтому укреплению детей в вере, изучению ими Закона Божия по указанныи причинам предавалось особое значение.

В 1916 году в жизни и служении отца Иоанна произошли перемены. В 1916 г. епископом Георгием он был определен во священника церкви с. Антоновского Тарусского уезда. Такое назначение последовало 10 июля 1916 г. В том же 1916 году епископом Феофаном отец Иоанн был посвящен в священника церкви с. Антоновского. В документах это значится 6 августа 1916 г. Сведения, подтвержденные местной православной периодической печатью, содержатся в разных документах, других материалах ГАКО.

В приход, где предстояло служить новому настоятелю Успенского храма, входило село Антоновское и деревни Андреевская, Тишкова, Уткина. В приходе насчитывалось 107 домов с населением из 326 мужчин и 355 женщин.

Церковь была построена в 1858 году тщанием губернского секретаря Салтыкова с помощью доброхотных пожертвований. Прихожане заботились о своей церкви, в 1905 г. в храме было отопление. Прихожане построили в 1898 году дом для священника. К новому месту службы настоятель храма отец Иоанн, числящийся в клировой ведомости как Флоровский, перебрался с женой Ириной Григорьевной, сыном Димитрием 11-ти лет.

До революции сословный состав прихода в основном состоял из крестьян. В клировой ведомости Успенского храма за 1916 год числится по принадлежности к крестьянскому сословию 298 мужчин и 355 женщин, проживавших в 97 домах. В приходе значится в это время 6 дворянских домов и 2 мещанских. Представители духовного сословия из 5 человек занимали 2 дома. С детьми прихожан настоятель храма занимался Законом Божьим, преподавая в церковно- приходской школе.

В Успенской церкви с. Антоновского иерей Иоанн прослужил с 1916 по 1929 год. В 1929 году отец Иоанн перешел в церковь с. Буриново, где прослужил до 1937 г. Несмотря на сложности времени, постоянные препятствия со стороны власти, преследования духовенства и верующих, отец Иоанн выполнял свой пастырский долг, окружая себя такими же людьми. Старания священника, его пример были полезными и нужными для прихожан.

Первый арест последовал в 1930 году. Этот арест был похож на некое предупреждение, устрашение несговорчивого священника, который продолжал свое подвижническое служение. Всячески старались следователи, но в результате не нашли ничего предосудительного в скромной жизни священнослужителя. Был найден другой повод для обвинения: связь с кулаком Пафнутовым. Власть вынесла приговор, который не был очень жестким по тому времени: тюремное заключение на 3 месяца. Но то, что приговор все-таки был вынесен, говорило о многом и не сулило ничего хорошего.

 Многое менялось в жизни общества в этот период. Например, 20 февраля 1930 года в протоколе заседания Президиума Угодско-Заводского РИК в пункте № 3, названном «Разное» значится следующее: «Слушали: приговор граждан с. Антоновского от 16 февраля 1930 года с просьбой о закрытии антоновской церкви и заявление той же церкви Успенского И. В. о снятии с себя сана священника.

Постановили: Учитывая настоятельную просьбу граждан с. Антоновского о закрытии антоновской церкви и о принятии церковного имущества, просьбу удовлетворить, и церковь закрыть, предложить Райфо и адм. отделу принять церковное имущество, а сельсовету представить свои соображения об использовании здания церкви под культурные нужды, о чем просить утверждения Окр. Исполкома». Скорее всего, не без причины отец Иоанн перешел в церковь с. Буриново, где были достойные христиане, которые не отреклись от веры предков. Следственные дела, находящиеся в архиве УФСБ по Калужской области, показывают их несломленность и силу любви к Спасителю.

Наступил 1937 год. Со всех сторон поступали слухи об арестах. Пастырство становилось в полном смысле слова опасным. Отец Иоанн понимал это, но не мог поступить иначе. Арестован он был 17 марта 1937 г. Высокиническим РО НКВД по обвинению в проведении контрреволюционной агитации. Конечно, арест и обыск не были неожиданными для батюшки. Произошло то, что должно было свершиться при его стараниях сохранить крепкую веру в Бога у местного населения. Последовали аресты его единомышленников. Действия следователей были вполне предсказуемыми.

Были заполнены первые протоколы и анкеты, начались допросы. Не осталось без внимания следователей и то, что Сергей, сын арестованного отца Иоанна, находился в ссылке в Западно-Сибирском крае. На допросах отец Иоанн держался так, как считал нужным. В начале допросов следователь вернулся к предыдущему аресту 1930 года, спрашивал о Семене Ивановиче Пафнутове, который был к тому времени осужден. После этого была сделана попытка расширить круг обвиняемых через показания настоятеля храма.

На вопрос следователя об организации актива при церкви последовал ответ, зафиксированный в следственном деле, которое сохранилось в архиве УФСБ по Калужской области: «Специально организованного церковного актива нет. Есть церковный совет из 22 человек». Последующие вопросы давали возможность арестованному назвать фамилии других людей, рассказав о том, что могло заинтересовать допрашивающего. Все шло по известному в настоящее время сценарию.

Были использованы показания того, кто не хотел огорчать следователя и не скупился на разного рода признания и попытке очернения в первую очередь представителя духовенства, которое оставалось верно пастырскому долгу. Даже один пример из всех показаний отражает ситуацию: «Фроловский мне сказал: «А ты со своими коммунистами много пользы наделал для народа? Погибнешь, как трава, ежели не осознаешь Бога и не будешь ходить в церковь, а будешь слушать лживых коммунистов. Возьми посмотри по церковным книгам и ты узнаешь, что советская власть существовать не будет. Этот строй будет свергнут, как временное явление».

Следствие продолжалось несколько месяцев. По постановлению Особого Совещания при НКВД СССР от 2 июня 1937 г. отец Иоанн был сослан в Казахстан сроком на 5 лет. Земля Казахстана не стала ему родной. Сосланный в далекие и чужие для него края, батюшка вы­нуж­ден был ис­кать но­вое ме­сто жи­тель­ства в по­сел­ке Май­ское Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. И совсем недолго пробыл там калужский священник, последовал новый арест и следствие. Ссыль­но­го свя­щен­ни­ка об­ви­ня­ют в том, что он со­сто­ит в груп­пе ар­хи­манд­ри­та Гри­го­рия (Ре­безы), ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся в по­сел­ке Май­ское контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью. Несмот­ря на то, что об­ви­ня­е­мый ка­те­го­ри­че­ски не при­зна­ет за со­бою ви­ны, трой­ка при УНКВД по Во­сточ­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­ва­ри­ва­ет его к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. В 2 ча­са но­чи 2 де­каб­ря 1937 го­да отец Иоанн был расстрелян. Для пастыря, который истово служил Богу и людям, у богоборческой власти тогда была только такая «награда».

Канонизирован калужский пастырь Архиерейским Собором РПЦ 13–16 августа 2000 г. по представлению Алма-Атинской епархии. Благодаря таким пастырям, как отец Иоанн, сохранилась Церковь на той земле, где он был расстрелян и там, где он родился, возрастал, учился, служил Богу. Почитают его по месту гибели и по месту служения. Из данного краткого представления его жизни и по сохранившимся документам каждому становится понятным, что только в Калужской епархии прошли годы его подвижничества, наполненные желанием нести людям любовь к Богу.