ХХ век дал в поучение потомкам много имен подвижников, которые оставались верны Христу в трудные годы гонений на Русскую Православную Церковь. Эти подвижники по-настоящему были духовными маяками, которые светили в темноте богоборчества, способствовали укреплению в вере всех, кто имел смелость от нее не отречься. В трудные годы, известные многими трагическими событиями, находились те, кто помогал каждому нуждающемуся в поддержании любви к Христу и ближним. Сами всегда были примером для обращавшихся людей. Из числа замечательных подвижниц прославлены и почитаются: блаженная Матрона Московская, блаженная Мария Дивеевская, блаженная Анна Дивеевская и другие. Но есть много подвижниц — менее известных, но почитаемых по месту своего подвига земной жизни в разных краях православной России. Прославление их в лике святых только ожидается.

Земная жизнь этих молитвениц, скромный, но очень важный подвиг их служения людям были хорошо известны современникам. На виду у всех, знавших этих подвижниц ХХ века, всегда были их жертвенность и постоянное стремление стяжать и хранить в сердце Божественную благодать как самое большое сокровище. Ничего материального им не требовалось, не заботились они о благосостоянии, личной выгоде и наживе, уюте и удобстве. Обходились они самым малым, все силы свои и дар, данный им от Бога, стремились отдавать ближним.

Память о том, как помогали они нуждающимся в совете, поддержке жива в народе. Стариц поминают те, кто получил от них помощь. Казалось бы, незаметные, тихие и безотказные матушки, далекие от громких дел и событий, не могли оставить о себе глубокий след в памяти и душе окружающих. Но это не так. Их подвиг ради Бога и ближних не отличался шумом и суетой, но был очень нужен. Русский православный люд никогда не забывал добрые дела, по достоинству оценивал милосердие, добросердечие, самоотдачу, постоянное желание помогать людям.

Земля слухом полнилась и полнится о таких старицах, часто называемых в народе «белыми платочками». Белоснежные косыночки, повязанные скромно, без всяких затей, покрывали их головы, склоненные в сердечных молитвах. Ведь невозможно было представить их простоволосыми или в ярких, цветастых шарфах. Эти «белые платочки» бывали не только в церкви, помогая по возможности, но и везде, где требовалось поддержать ослабевающих духом.

Читая житие блаженных, каждый интересующийся их жизнью среди людей, не раз может встретить сведения о том, как они старались все делать и советовать только исключительно по воле Божией. Они не видели другого пути. Воспоминания духовных чад подчеркивают это: «Блаженные старицы, чтобы узнать волю Божию, прежде чем ответить на вопрос страждущих, молились: одни мысленно обращались с вопросом к святым, другие вопрошали, глядя на икону Богородицы или святого. Современники удивлялись их детской вере, умению блаженных стариц не только задавать вопросы, глядя на иконы, но и понимать ответы». Так через молитву и просьбу к святым и Богоматери, прошение ходатайства перед Богом, старались они помочь каждому.

Одной из таких подвижниц — бессеребрениц была Любушка Сусанинская. «Сусанинская» — это не фамилия. Так ее прозвали по месту ее служения людям, где она всегда приходила на помощь нуждающимся в молитве и совете. И само имя не Любовь, не Люба, а ласковое и теплое — Любушка, говорящее о ней самой, ее доброте и отношении к ней благодарных людей. Так в течение всей ее жизни, начиная с молодости, заканчивая почтенным возрастом, называли ее не иначе, как именно так — Любушка. Позже, как уже было отмечено, Любушка Сусанинская.

За именем Любушка, как прозвали ее люди, чувствуется исключительная доброта, мягкость, внимание к каждому. Но в то же время была в ней в нужные моменты и сила, несгибаемость, когда это касалось стояния за веру. Именно эти качества давали ей возможность жить по евангельским заповедям, быть с Богом. Жила она не для себя, а для других. И это не преувеличение, не высокие слова, требующие подтверждений. Люди, знавшие Любушку Сусанинскую, рассказали о ней все, что видели и чувствовали, находясь рядом с ней. Каждое воспоминание — это не просто добрые слова, это свидетельства о святости жизни.

За последнее время появилось много публикаций о ней, главное в них можно выразить следующими словами: «Странница Любовь» — так поминают ее в церкви в заупокойных записках, а в земной жизни была она просто Любушка. Как в богоборческий период бесприютная и немощная матушка стала «оплотом Православия» и утешительницей верующих от мирян до архипастырей — тайна угодницы Божией».

Прожила Любушка Сусанинская 85 лет, родившись в 1912 году, а отошла ко Господу в 1997 году. Родилась она на Калужской земле, где жили ее предки. Место рождения — с. Колодези Калужской губернии. К сожалению, за этот период не сохранились метрические книги и некоторые другие церковные и светские документы. По справке, выданной Исполнительным комитетом Алнерского сельского совета депутатов трудящихся Сухинического района Калужской области 21 декабря 1943 года, значится 1912 год рождения. Поэтому только воспоминаниями современников Любови Лазаревой (как она числилась официально) установлено, что мать семейства умерла, когда девочке было всего 4 года. Если в воспоминаниях все было записано правильно, то матушка Любы умерла в 1916 году. Рано лишившись матери, она вынуждена была участвовать в домашних хлопотах, а позже и в крестьянских хозяйственных делах.

В семье Лазаревых она была в тот период единственной дочерью. Помимо нее были старшие братья: Николай (1900 г. рождения), Павел (1903 года рождения), Петр (1910 года рождения), Василий (1913 года рождения). Их отец, Иван Степанович Лазарев (1880 года рождения) был очень хозяйственным и предприимчивым человеком. Семья не бедствовала, не голодала, не нуждалась. Еще до революции он работал легковым извозчиком далеко от своей малой родины — в северной столице. Заработки там значительно отличались от местных доходов, занятие легковым извозом давало хорошие деньги.

Хозяйство в с. Колодези требовало забот и внимания, детей тоже нельзя было оставлять без присмотра. В доме появилась новая хозяйка, т. к. Иван Степанович увидел выход в женитьбе. Мачеху звали Мария Сергеевна, она была чуть моложе старшего сына от предыдущего брака своего мужа. Родились дети: Алексей (1920 года рождения), Анна (1925 года рождения), Евдокия (1926 года рождения). Пополнение семейства, работа по хозяйству в сельской местности требовали постоянного труда со стороны домочадцев. Но самым старшим ребенком в семье к 1929 году была Люба. Поэтому совсем не случайно в документе этого периода о ней написано: «Люба — 16 лет, в хозяйстве». Старшие ее братья в это время трудились вместе с отцом в Ленинграде.

У семьи Лазаревых в с. Колодези было 2 хаты, крытые железом; 2 лошади и 1 жеребец, 2 коровы, 5 овец, 4 свиньи, 3 телки; 2 закладки в Ленинграде. Ничего не предвещало беды. Но в один из приездов в с. Колодези 28 апреля 1929 года Иван Степанович договорился с представителями местных властей о некоторых хозяйственных делах, что устроило далеко не всех. Слухи распространились, 27 ноября 1929 года было открыто следственное дело, сообщено в Ленинград, где он проживал по адресу: ул. Тамбовская, д. 50, кв. 2. Лазарева по указанию ППОГПУ отправили к месту проживания семьи. По прибытии из Ленинграда И. С. Лазарев был арестован и содержался под стражей.

В ходе разбирательства, опроса свидетелей событий в с. Колодези следователи обвиняли Лазарева в срыве собрания по созданию местной сельскохозяйственной артели. Хотя из его показаний, свидетельств односельчан было ясно, что конфликты среди местного населения начались позже, он при этом не присутствовал. Но, судя по выписке из протокола заседания Тройки ПП ОГПУ Западной области от 23 февраля 1930 г. Лазарев И. С. заключен в конц.лагерь сроком на 5 лет, считая срок наказания с 27 декабря 1929 года. При этом имущественный вопрос не рассматривался, конфискации не было.

Для всей большой семьи Лазаревых настали трудные времена, привычная жизнь прекратилась. И в связи с этим следует отметить, что в следственном деле на Лазарева И. С. указывалось, что на его иждивении находятся 13 человек. Можно предположить, что кроме уже названных членов семьи проживали какие-то родственники. Люба Лазарева не осталась с мачехой и ее детьми. Она переехала в Ленинград, где по-прежнему были ее старшие братья, как по показаниям арестованного Лазарева записано в следственном деле. Правда, в новом месте Любе не было спокойной и легкой жизни. Скорее всего, она почувствовала себя настоящей сиротой, хотя и проживала в семье одного из братьев.

В некоторых статьях указываются другие даты рождения Любы Лазаревой и ее переезда в Ленинград, но мы руководствуемся имеющимися документами. Основываясь на них, указаны даты рождения членов семьи Лазаревых. Упоминается в некоторых публикациях и факт гибели ее отца в годы репрессий. Из следственного дела известно, что Иван Степанович отбыл часть наказания, но все время не прекращал обращаться по поводу пересмотра дела. И добился этого, хотя и провел в концлагере несколько лет. Правда, нет никаких сведений о его жизни после освобождения.

7 июня 1933 года он был условно досрочно освобожден с правом проживания по СССР. Так значится в выписке из протокола заседания суда . Суд рассматривал пересмотр дела в отношении Лазареват И. С. по ст. 58 п. 10 УК. Помимо этого можно привести еще одну выписку из документа: «Заключение 1933 г. мая 29 дня. Г. Смоленск. Суд рассмотрел обвинение Лазарева И. С. в срыве собрания об организации артели по общественной обработке земли. По материалам дела видно, что содеянное им преступление не является злым умыслом, кулацкие признаки выражены недостаточно, Лазарев отбыл четыре пятых наказания». Таким образом, не только было разрешено освобождение, но и разрешение проживания по СССР (ограничения не указывались).

 О дальнейшем месте проживания Ивана Степановича и других членов семьи в документе сведений нет. Но в записи о реабилитации Лазарева от 27 июля 1989 года указывается, что на территории Калужской области никто из Лазаревых не проживает, прописанным не значится. В тот период сохранность архивных документов предыдущих лет уже оставляла желать лучшего. Для проверки членов семьи прилагался список со следующими предполагаемыми сведениями: Алексей — 1921 г., Василий — 1917 г., Павел — 1904 г., Анна — 1926 г., Евдокия — 1927 г., Любовь — 1914 г. Но результатов проверки нет, только запись, которая приведена выше.

Факт проживания Лазаревой Л. И. в Ленинграде подтверждается не только указанными выше фактами, но и другими источниками. Она привыкла к труду. И это, скорее всего, не было главной причиной того, что она не хотела в дальнейшем оставаться в большом красивом городе. Не будем забывать, какое это было время, когда из сельской тиши она попала в Ленинград. Численность населения Ленинграда в 1930 году — 1883 тыс., прирост населения относительно 1929 года - 107 тыс. Эти цифры не могут передать настроения людей, их взгляды на старое и новое. Конечно, город менялся, исчезали храмы, велось строительство. Но одной из главных задач оставалась борьба с религией. Богоборчество набирало силу. Формировались Союзы безбожников, среди прессы мелькали соответствующие этому издания. Город жил и менялся так же, как вся страна.

Но в сельской местности эти процессы шли медленнее, были менее заметными. Крестьянской девушке не могло понравиться такое окружение, толпы людей, которые забыли традиции предков. Ей хотелось найти такое место, где можно отдаться сердечной молитве, быть ближе к Богу, не забывая при этом людей, которым нужна помощь и сострадание. Сельская девушка с крепкой верой в Бога и убеждением, что эту веру нужно нести людям, начала трудное восхождение к святой жизни. Но не сразу она сделала решительные шаги. Заботясь о своей душе, ее чистоте, выполняя евангельские заповеди, Любушка постепенно, может быть не всегда осознанно, готовила себя к жизни подвижницы. Пришлось многое перенести и перестрадать в городе на Неве, где, судя по опубликованной справке Ленинградского производственного объединения «Красный треугольник», она проработала с 12 июня 1931 года по 20 марта 1942 года.

Знавшие Любушку в период блокады рассказывали, что уже тогда у нее был дар прозорливости. С «Красного треугольника» пришлось уйти. Место работы сменилось по причине ухудшения здоровья, но отношение к святости веры, убеждение в том, что русский народ должен вернуться к вере предков, только укреплялось. Так проходило неумолимое время. Больше 10 лет отделяло Любушку от начала ее жизни в Ленинграде. Молодость сменилась зрелостью. Но Любушка продолжала идти все тем же путем. Утешением ее была молитва, пост, посещение храмов. Ее молитва была направлена на сохранение веры в народе. Молитва перед иконами и церковное пение были ей необходимы. Этим она жила, не решаясь полностью отойти от привычной жизни.

Но у Бога нет ничего случайного. Все решилось неожиданным образом: заболевание, больница, одиночество, отсутствие жилья. Любушка просила у Господа дать ей знак, как поступить. Помощь пришла в лице незнакомой женщины, которая не осуждала нищенство и стояние с протянутой рукой. Скорее всего, как считали многие знакомые с Любушкой Сусанинской при ее жизни, она восприняла это знаком свыше, решив, что именно это ее будущее. Так она пошла к людям, но не только для того, чтобы протягивать руку и просить милостыню, а чтобы нести им помощь, облегчение души. 

В этих желаниях и поисках Любушку не страшили холод, голод, осуждение некоторых врагов религии. Выбор жизненного пути был сделан раз и навсегда. Вот что написано в воспоминаниях о будущей старице: «Она мало рассказывала о себе, ночевала, где придется, часто в лесу под открытым небом. Терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая, но всегда прибывала в молитве и посте. Она всегда была одета просто, вроде ничего особенного, но было в ней что-то такое, что выделяло ее среди других. Она вся была в молитве, как бы не от мира сего». Любушка больше 10 лет не уходила от суетного мира большого города с опасными для души христианина искушениями, призывами власти уйти от веры, арестами духовенства и православных мирян. Но она не потеряла свои убеждения. Ее потребностью стало помогать людям.

Вся дальнейшая ее жизнь была отдана этому. Она побывала в разных местах. В настоящее время исследуются ее пути-дороги. Ее имя связывают с Вырицей и другими местами. Постепенно слух о ней доходил до многих мест, потянулись к ней страдающие и сомневающиеся. Эти годы ее жизни до конца еще не изучены, так

как скромность, постоянное молитвенное состояние, служение людям не давали ей возможности рассказывать о себе. Судя по воспоминаниям современников, она не любила и не считала нужным говорить о себе. Она говорила с каждым о вере, о покаянии, о любви к Богу, о следовании указанным Им путем.

Последним местом служения подвижницы, когда возраст уже брал свое, стало Сусанино. Поэтому ее народ и называет ласково и благодарно — Любушка Сусанинская, сохраняя в записях память об этой подвижнице: «В Сусанино, где она жила в последнее время, к ней всё чаще стали обращаться люди, особенно в беде, в горе. Она за всех, кто к ней обращался, молилась, говорила им волю Божию — ей было это открыто. Молилась она особенно необычно и трогательно. И в храме, и дома она разговаривала с иконами на своем языке, обращаясь к образу на иконе как к живому». 

Вот что еще известно из воспоминаний о ней, это поучительные и полезные каждому сведения: «Любушка всех просителей посылала в храм: «Иди помолись! Ты ко мне приехал? Если хочешь со мной поговорить, иди в церковь молиться Богу». К ней приезжали за утешением и получали это утешение, но получали его — от Бога. Любушка говорила: «Если люди будут так же грешить и не будут каяться в грехах, наступит страшное время... Когда я умру, вам тяжело будет... Запасайте хлебушек, сухарики, год холодный, год голодный... За две недели до кончины Любушка сказала, подняв руки: «Держите Православие!»

Так далеко от своей малой родины, от просторов Калужского края, служила людям подвижница, которая с детства знала о святых родной земли, их благих деяниях. Земля Калужская, земля святая питала и питает тех, кто не забывает свои корни. Проникнувшись проповедями и поучениями, которые она слышала в церкви с детства, Любушка Сусанинская своими стараниями помогала всем, кто к ней обращался, направляя свою доброту и искренность на то, чтобы потерявшихся в жизни и заблудших вразумить, убедить их пойти в храм и жить с верой, любовью к Богу и людям. Она сохранила веру в трудное время, помогала другим жить с Богом. Такое впечатление, что слова старца Паисия Святогорца сказаны именно о ней: «Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в Церковь, исповедующимся, причащающимся».