Бутовский полигон — это широко известное место казней и захоронений жертв сталинских репрессий. В буклете храма в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово раскрываются антинародные действия советской власти: «Небывалые по масштабу расстрелы 1937–1938 гг. были, как известно, следствием решения Политбюро ВКП (б) от 2 июля 1937 г. о проведении широкомасштабной операции по репрессированию целых групп населения. Во исполнение этого решения вышел «знаменитый» оперативный приказ № 00447 от 30 июля 1937 г. за подписью Ежова по «репрессированию
бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Под «другими антисоветскими элементами» подразумевались: «члены антисоветских партий, бывшие белые, жандармы, чиновники царской России, каратели, бандиты, бандоспособники... реэмигранты», а также «сектантские активисты, церковники и прочие, содержащиеся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях».
В настоящее время Бутовский полигон — это мемориал в память невинных жертв в период массовых расстрелов, в том числе и представителей духовенства. Достойные священнослужители, которые принесли и могли бы еще принести много пользы людям и Отечеству, сложили свои головы на бутовской земле. Многие из них были причислены к лику святых в чине священномучеников. Одним из них был священник Константин Немешаев, который по данным следственных документов был расстрелян в возрасте 58 лет и погребен в одной из безвестных могил в Бутово.
Священномученик Константин (Немешаев) большую часть своей жизни и служения провел на Калужской земле. Родился он 23 ноября 1879 г. в семье священника Георгия Немешаева, служившего в этот период в храме во имя Рождества Богородицы с. Песоченского Завода Жиздринского уезда. В год рождения Константина его отец, священник Георгий Немешаев, числился помощником настоятеля этого храма. Происходил отец Георгий из с. Городня Калужского уезда, где его родитель Гавриил Немешаев служил дьячком в Успенском храме. Сын сельского дьячка не только получил духовное образование, но закончил КДС с аттестатом 1 разряда, что свидетельствует не только о его способностях, но и о трудолюбии, серьезной подготовке к пастырскому служению.
Преосвященнейшим Григорием (Миткевичем) епископом Калужским и Боровским Георгий Немешаев был рукоположен во дьякона, он служил диаконом в храме с. Людиновский Завод, Жиздринского уезда. В 1872 году по распоряжению епархиального начальства он был рукоположен во священника и переведен в с. Большуха того же уезда, где прослужил три года. Документы сохранили сведения о благих делах этого сельского священника. При его служении в храме с. Большухи был освящен в приходском храме Васильевский придел. Прошение по этому поводу в Калужскую духовную консисторию направил священник Георгий Немешаев. Об этом есть свидетельства не только в клировой ведомости, но и в донесении благочинного Иакова Пушкина об устройстве теплого придела в церкви с. Большухи. После служения в храме с. Большухи в 1875 году отец Георгий Немешаев был переведен в церковь Рождества Богородицы с. Песоченский Завод, где начал служение третьим священником, был законоучителем в сельской школе с. Песоченский Завод, позже был избран депутатом по гражданским делам. Помощником благочинного отец Георгий был избран в год рождения сына Константина.
Детские годы Константина до обучения в духовных учебных заведениях прошли на малой родине, по месту служения родителя. Когда в семье отца Георгия и матушки Натальи Матфеевны родился Константин, его братья Виктор и Николай уже учились в Мещовском духовном училище, а сестры Александра, Ольга, Анна находились при родителях. Путь подросшего Константина был предопределен, как и у его братьев. Правда, учеба братьев не всегда могла стать примером для младшего Константина: оставались на второй год, имели переэкзаменовки. Николай не закончил образование, а Виктор все-таки смог из Мещовского училища перейти в Калужскую духовную семинарию и окончить это учебное заведение по 2-му разряду.
Как и брат Виктор, Константин Немешаев духовное образование получил в Калужской губернии: он обучался в Мещовском духовном училище с 1890 г. по 1895 г. включительно; далее — в Калужской духовной семинарии по 1901 г. включительно. В ходе обучения и подготовки к пастырскому служению он показал усидчивость, трудолюбие, которые были и у его родителя. Он в учебе был намного успешнее своих старших братьев. В сочетании с его способностями, прилагаемые им усилия и старания, давали высокие баллы по успеваемости. Если во время обучения в духовном училище и до 4 класса семинарии Константин относился к ученикам 2 разряда, то перед выпуском из КДС, в пятом и шестом классах, он отмечен как ученик 1 разряда, уволенный по окончании обучения в КДС со званием студента семинарии.
Поскольку молодой выпускник семинарии не состоял в браке, он был Преосвященнейшим Макарием, епископом Калужским и Боровским, назначен 15 июня 1901 г. псаломщиком в церковь Рождества Богородицы с. Песоченский Завод Жиздринского уезда, т. е. в храм, где служил его родитель. С детства в этом Доме Божьем все было знакомо Константину. В 1901 году штат храма по-прежнему состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. В приходе насчитывалось 3500 душ мужского пола. В 1901 году в приходе произошло важное событие — стараниями духовенства и прихожан было открыто церковно-приходское попечительство при Богородице-Рождественской церкви.
Константин Немешаев прослужил псаломщиком на своей малой родине чуть больше года. 29 сентября 1902 г. Преосвященнейшим Вениамином, епископом Калужским и Боровским, он был определен на вакансию священника к церкви с. Бутчина того же уезда, а 2 декабря 1902 г. рукоположен во священника. В возрасте 25 лет Константин Немешаев стал третьим священником В приходе церкви Рождества Богородицы с. Бутчино числилось 864 дома, 4335 лиц мужского пола и 4369 женского. Третий священник церкви отец Константин Немешаев окормлял часть прихода: 1498 лиц мужского пола и 1518 женского, проживавших в 305 домах с. Бутчино и окрестных деревнях.
По первому месту священнического служения иерей Константин Немешаев числился членом Бутчинского церковно-приходского попечительства, храмостроительного комитета, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и церковной школы грамоты. Но в первую очередь, помимо этих обязанностей, для батюшки на первом месте было пастырское служение. Это подтверждается документами, в клировой ведомости особо указано: «За год произнес собственного составления 6 поучений». При этом следует обратить внимание на то, что молодой священнослужитель сам работал над текстами проповедей. В церковных документах церкви с. Бутчино есть и следующие добавления: «Еженедельно в субботу служит всенощное бдениев церковно-приходской школе». Кроме того в клировой ведомости Богородичной церкви с. Бутчино о семье отца Константина значилось следующее: «Зять священника Василия Боголюбова. Жена Лидия Васильевна — 20 лет. Дочь Зинаида — 1 год».
10 мая 1905 года отец Константин был Его Преосвященством Преосвященнейшим Вениамином перемещен к церкви с. Введенского (с. Селища тож) Тарусского уезда, как указывалось в сообщении о перемещении, опубликованном в местной православной периодической печати : «Для пользы службы». Ко времени отъезда из Бутчино в семье ожидалось пополнение и родился второй ребенок — сын Владимир. В будущем глава семьи надеялся на то, что Господь даст многочадие. В связи с этим он озаботился о постройке дома в с. Введенском по новому месту службы, что подтверждается документами: «Собственный дом на церковной земле. С разрешения Епархиального Начальства воспользовался церковным лесом... Указ Консистории от 20 апреля 1906 г. № 4973». Позже, уже во Введенском, в семье родились сын Николай и дочь Валентина. Отец Константин и матушка Лидия воспитывали четверых детей.
В храме с. Введенского у отца Константина были замечательные предшественники: с 1890 года там служил Алексей Рождественский, с 1892 года — Николай Соколов. При отце Алексее были открыты в приходе воскресные и праздничные собеседования о предметах православной веры и христианской нравственности. В 1892 году Алексей Рождественский и Николай Соколов были перемещены один на место другого. При этом отец николай Соколов до этого служил в храме Рождества Богородицы с. Песоченский Завод. При нем в приходе храма с. Введенского (Селищах тож) произошли следующие положительные изменения: с января 1894 года были открыты действия Братства во имя Богоматери «Радость всех скорбящих», в этом же году было открыто отделение для производства продажи книг религиозно-нравственного и православно-полемического характера. Отец Константин продолжал традиции приходской жизни.
В церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Введенье Тарусского уезда отец Константин Немешаев прослужил много лет. Исполняя обязанности настоятеля, проявляя заботу о религиозности паствы, он, как и его предшественник, состоял членом Тарусского православного Братства, депутатом Калужского общеепархиального съезда по избранию от духовенства 1 округа Тарусского уезда, участвовал в ревизиях Тарусской епархиальной свечной лавки по избранию на общеепархиальном съезде. За этот период он получил Архипастырское благословение Его Преосвященства «за постановку на должную высоту преподавания Закона Божия в Левшинском и Яблоновском сельских училищах», «за отлично-ревностную и полезную службу Церкви Божией». Последовали и награждения пастыря: набедренником в 1910 г., скуфьей в 1912 г.
Если бы не революция 1917 года и последующие события, возможно, отец Константин закончил бы через много лет свое служение в с. Введенском. Но жестокая действительность вносила свои изменения, которые не ожидались в приходе Введенского храма. Испытания, обрушившиеся на Отечество, не испугали отца Константина, не заставили его ограничиться в общении с паствой. Он еще активнее стал участвовать в жизни общества, помогая не только молитвой сирым и обездоленным. В таких благих делах настоятель церкви с. Введенского встретил 1917 год и новые трудности.
Несмотря на достаточно сложное экономическое положение в приходе, благодаря настоятелю храма, местные жители помогали тем, кому было еще хуже. Подтверждением этого является публикация в Калужском церковно-общественном вестнике за 1917 год: «Преподано Архипастырское благословение Его Преосвященства с выдачей установленного свидетельства — священнику с. Введенского, Тарусского уезда, Константину Немешаеву, за изыскивание средств и оказание денежной помощи семьям лиц, призванных на войну».
Приход к власти большевиков изменил всю жизнь православной Державы, каждой семьи. Не исключением стала и семья Немешаевых. В 1917 году старшая дочь отца Константина была переведена в 4 класс Калужского женского епархиального училища, а сын Николай учился в Николаевской мужской гимназии. Их будущее и будущее младших детей не могло не волновать родителей. Изменения, происходившие по всей стране, не сулили ничего хорошего. Не все представители духовенства продолжали служить Богу и людям. Были такие примеры и в Тарусском уезде. Они наверняка были известны не только духовенству, но и прихожанам. Но подобная ситуация не сломила отца Константина. Он продолжал исполнять свой пастырский долг, стараясь укреплять людей в вере.
В Деле о регистрации священно-церковнослужителей Тарусского уезда (начато 24.01.1922 г. – окончено 15.05.1923 г.) в числе других зарегистрировавшихся по требованию новой власти священников числится отец Константин Немешаев. Короткая информация, содержащаяся в документе, свидетельствует о его служении в том же храме: «Введенская церковь с. Введенье. Священник Константин Георгиевич Немешаев — 43 года. Социальное положение: Доход и сельское хозяйство. Образование: Окончил курс КДС. Продолжение служения: 22 года. Место рождения: с. Песоченский Завод, Жиздринского уезда Калужской губернии».
Но настали еще более сложные времена, поэтому отец Константин вынужден был покинуть место своего многолетнего служения. В любом случае это было не раньше 1923 года, судя по спискам духовенства Тарусского уезда, выписка из которых помещена выше. Как хороший семьянин и заботливый отец, священник Константин Немешаев постарался максимально обезопасить членов своей семьи. По некоторым предположениям какое-то время отец Константин ограничился переездом по территории Калужской губернии. Но документального подтверждения этого у нас нет. С каждым годом ситуация становилась все серьезнее и опаснее.
В 1929–1930 гг. было сфабриковано много следственных дел, проведены аресты духовенства не только на Калужской земле, но и по всей многострадальной православной России. В таких условиях трудно было предпринять что-либо в полной мере спасительное для своих близких. Но переезд в другую область давал некоторую надежду на возможность для спасения семьи. Поэтому дальнейшее служение отца Константина проходило не на родной Калужской земле. Как известно, последним местом его служения и местом ареста стало для отца Константина с. Дединово Московской области, где была действующая церковь в честь Живоначальной Троицы. Многочисленные аресты представителей белого и черного духовенства в этот период, усиление гонений на Церковь не предвещали ничего хорошего, но отец Константин продолжал оставаться верен своему пастырскому долгу. За что и поплатился.
Отец Константин Немешаев был расстрелян 21 ноября 1937г. на полигоне в Бутово. Как и многие другие будущие новомученики ХХ века он был захоронен в общей безвестной могиле. Подвиг жизни и смерти достойного пастыря по достоинству был оценен потомками. Реабилитация невинно пострадавшего священника произошла 27 июня 1989г. Память о подвиге его жизни и смерти была жива в народе, в том числе и по месту его служения. Были собраны все необходимые материалы для канонизации священника, который в течение всего своего служения никогда не отступал от пастырского долга, заботился о спасении души прихожан. В первую очередь он своим личным примером показывал, как нужно любить Бога и соблюдать традиции предков. 27 декабря 2000г. отец Константин Немешаев был причислен к лику святых в чине священномученика. С Божьей помощью была восстановлена законную справедливость и продемонстрировано отношение современного общества к событиям недавнего прошлого.
Память об отце Константине сохранялась по месту его служения в с. Дединово и в с. Введенском. В с. Дединово еще недавно были живы старожилы, которые видели батюшку в свои детские и юношеские годы. В с. Введенском те прихожане, которые посещали храм при служении отца Константина, при первой же возможности обратились в 1944 году к властям о создании приходской общины и восстановлении храма. Ими было написано несколько заявлений, не сразу, но службы в стенах, которые слышали голос отца Константина, возобновились.