События начала ХХ века и его продолжение изменили Россию, обернулись для нашей страны небывалой социальной катастрофой, почву для которой создало медленное угасание подлинной церковности нашего народа. На этой почве росло только богоборчество, атеизм, которые стали насаждаться большевиками сразу же после прихода к власти. При этом постепенно шел отрыв от тех корней, которые ценились православными предками. И если бы не новомученики, исповедники и пострадавшие от гонений христиане, которые были примером сопротивления, стойкими хранителями веры, ее ценностей — могло бы произойти непоправимое. Кровью тех, кто погиб за Христа, написана история, которая сохранила Церковь и веру. Не произошло и не произойдет утраты памяти о былом, о святынях, которые были уничтожены.
Возрождаются монастыри и храмы. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, почитавшимися народом православным. Большой интерес представляют и судьбы утраченных святынь. О них нужно помнить. Ведь так понятно утверждение: «Если общество забывает свои святыни — оно предает святыни, предает себя». Годы жестоких исторических испытаний лишили нас многих чудотворных и почитаемых икон. Не исключением был и Калужский край. Одной из многих утрат была икона Николая Чудотворца из прихода церкви села Кондрыкино Жиздринского уезда.
История этой иконы показывает, насколько наши предки считали необходимым по возможности делать пожертвования на благоукрашение церквей, как они почитали свои святыни. Она связана с традициями прихода, которые были достаточно типичными для дореволюционной России. Традиции передавались из поколения в поколение, жили в народе, который не мыслил существования без молитвы, посещения служб в приходской церкви. Покаяние на исповеди, принятие святого Причастия были жизненной необходимостью.
Центральным местом в истории каждого населенного пункта, в том числе и в селе Кондрыкино, всегда была церковь. Церковь — это священное место в жизни любого жителя города или села, и главный институт воспитания в России. Ведь человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали в церкви. Это значило и значит, что именно церковь — тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие добрые человеческие качества.
Известно, что длительное время в с. Кондрыкино была деревянная церковь. В документах значилось: «Деревянная двухэтажная церковь святой мученицы Параскевы Пятницы построена в 1721 г.» С давних времен хранились метрические книги — с 1795 года. При всем внимании и уходе деревянная церковь ветшала, требовала замены. Каменная церковь с колокольней и оградой была построена прихожанами в 1866 г. Верх покрыт железом. Освящение нового четырех-престольного Дома Божьего в с. Кондрыкино проходила так, как во многих других церквях Калужской епархии: первоначально были освящены пределы.
Престолов, как уже указывалось, было четыре. В трапезной части престол освящен 12 ноября 1866 г. во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19декабря. Внизу — во имя святой мученицы Параскевы, память 28 октября/10 ноября. Престол во имя Рождества Иоанна Предтечи освящен 13 ноября 1866 г., память 24 июня/7 июля. В настоящей холодной части храма во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа, освящение прошло позже.
Прихожане участвовали в строительстве церкви. Особо был отмечен один из них, награжденный благословением Святейшего Синода: «Вследствие представления Епархиального Начальства, преподано благословение Св. Синода, с выдачею благословенной грамоты, указом от 28 июня сего 1868 года за № 2209, старшине Кондрыкинской волости, крестьянину Родиону Глухову, за особые труды и усердие по сооружению в селе Кондрыкине каменной церкви».
В клировой ведомости значилось: «Церковь построена в 1866 году, каменная, с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом, оштукатурена, обнесена каменной оградой; при чем трапезная теплая, а настоящая холодная». В храме «на престоле в особом серебряном ковчежце хранится два древних холщевых антиминса». Сообщались в ведомости о церкви и другие сведения: «Расстояние от Калужской духовной консистории 137 верст, от местного благочинного 10 верст. Ближайшие церкви: на юго-востоке — церкви г. Жиздры в 10 верстах, на севере — Казанская в селе Букань в 10 верстах, на северо-западе — Казанская в селе Людиново в 15 верстах».
Отмечалось в документах, что земли при церкви на 1895 г. состояло: в двух писцовых дачах 397 десятин, в Кондрыкинской и Пятницкой — 438 десятин. Дома у священнослужителей были собственные, деревянные, на церковной земле. При церкви находились два сарая для дров. Штат церкви состоял из 4 священников и 4 псаломщиков.
К Успенской церкви были приписаны четыре часовни. Одна устроена на месте бывшего деревянного храма, каменная, крытая железом, освящена в 1905 г. Другая — деревянная, крытая железом, устроена над колодцем в 1910 г. Еще две каменные, крытые железом часовни находились: в д. Дубищи, устроена в 1898 г., и в д. Верхняя Акимовка, устроена была позже остальных в 1916 г.
Многое делалось благодаря благотворителям, местным прихожанам. Прихожане села Кондрыкина в 1887 году пожертвовали значительную общую денежную сумму на устройство крыльца для входа в храм. В 1898 году была объявлена благодарность Епархиального Начальства: «Членам наблюдательного комитета по расширению Кондрыкинского храма, Жизжринского уезда, волостному старшине Михаилу Алексееву, церковному старосте Семену Минакову и председателю Кондрыкинского волостного суда Ивану Богданову с крестьянином Василием Астаховым, за особенное старание при постройке, доставке материалов и снаряжению подвод под материал».
Но особую заботу проявляли местные жители, чтобы благолепие церкви создавалось иконами. В числе первых они заботились о приобретении в храм иконы преподобного Серафима Саровского. Это произошло вскоре после его канонизации в 1905 году. Было преподано им Архипастырское благословение: «Прихожанам Успенской церкви села Кондрыкино, Жиздринского уезда, за пожертвование в свою приходскую церковь иконы преподобного Серафима Саровского чеканной работы и к ней медный подсвечник».
В приходе села Кондрыкино и ближайших к нему поселениях Жиздринского уезда почиталась икона Святителя Николая Чудотворца. После самообновления этой иконы было несколько случаев, которые привели к постоянному паломничеству в с. Дубищи, где икона пребывала в частном доме. Именно эту икону начали почитать святыней. С ней связано много событий, указывающих на то, что люди верили в чудотворение по молитвам перед этой иконой. С 1895 года по 1918 год прихожане храма села Кондрыкино боролись за обладание иконой и ее нахождение если не в Дубищах, то в Кондрыкино.
Сохранившиеся в архиве документы позволяют основываться на фактах, изложенных во множестве прошений, рапортов, справок, резолюций. Ситуация развивалась следующим образом. В 1894 году крестьянин деревни Дубищ Карпов заметил удивившие не только его, но и остальных жителей деревни, изменения: образ обновился настолько, что казалось его заменили на новый, только что вышедший из-под кисти иконописца. В дом Карпова потянулись сначала любознательные, а позже богомольцы, т. к. по молитвам люди получали помощь. Земля слухом полнилась. Пристав 4-го стана Жиздринского уезда Иван Васильевич Мещерский проявил бдительность и служебное рвение, изъял икону после согласования с благочинным.
Причина его действий определяется справкой, которая была предоставлена Епархиальному Начальству настоятелем Александро – Невского собора г. Жиздры протоиереем Никольским: «В случае появления чудотворных икон, велено, по исследовании, отбирать их в соборные церкви или в монастыри, а в домах не держать (Указ 1722 г. Февраля 21 и 14 июня 1878г.)».
Проведенное дознание установило: «Принадлежащая Карпову икона действительно поновилась чудесным образом: из прежде совершенно темной стала вполне ясной, и он об этом рассказывал. На поклонение этой иконе действительно собирался народ и приносил деньги, холст и деревянное масло; первое Карпов употребил на покупку деревянного масла, так как перед иконой горит неугасающая лампада, а лишние деньги и холст оставлял у себя.
При осмотре икона оказалась небольшого размера, прежде была украшена ризою из фольги, но украшение это за давностью все уничтожено. На доске осталось только изображение головы и двух кистей рук. Составленное об этом дознание Приставом передано 2-го августа 1895г. Земскому Начальнику 3-го участка для привлечения Карпова к ответственности по 2 пункту 174 статьи Устава о наказании...
Так как слухи о сказанной иконе доходят до благочинного протоиерея Никольского и прежде того он расспрашивал о сем приходского села Кондрыкино священника Иоанна Смирнова, который со своей стороны подтвердил, что крестьянин Азар Карпов и ему сообщил о поновлении иконы и приглашал его с причтом для служения молебствий на дому, которые и совершал. В виду сего Благочинный Никольский предложил священнику: на будущее время от совершения нарочитых молебствий в доме Карпова пред вышеозначенной иконой воздержаться».
Вследствии чего из Консистории указом от 28 августа за №8582 приказали: Предписать местному Благочинному при содействии полицейского чиновника отобрать у крестьянина Карпова икону Святого Николая, обновившуюся будто бы чудесным образом, и представить ее в Кафедральный собор через Консисторию. Журнал 17 августа подписан 18-го и Его Преосвященством утвержден 18 августа 1895г.
Некоторое время икона пребывала в ризнице Свято-Троицкого калужского собора. В этот период Бывший владелец иконы посылал прошения о возвращении иконы, приводя причины, по которым так должно произойти. Но в Консистории было принято решение не в его пользу, а на основании документов, позволивших изъять икону. Икона была помещена в Александро – Невский собор г. Жиздры. 2 января 1896г. Карпов обращается с очередной просьбой к епископу Макарию, который в тот период находился на калужской кафедре, надеясь получить благословение архипастыря на возвращение почитаемого образа. Более того, Карпов обещал, что для иконы будет воздвигнута в деревне Дубищи специальная часовня. Однако, в очередной раз он получил отказ.
Но надежда не покидала как самого Карпова, так и его односельчан. В 1898 году часовня была построена (она упоминается в приведенной выше клировой ведомости), но это не привело к возвращению иконы. После благоукрашения часовня была освящена, по этому поводу Карпов пишет очередное прошение, сообщая в нем следующее: «…Часовня мною устроена каменная 8 аршин высотой, в прошлом году местным причтом освящена. 13 июня 1901 г.». Прошло еще 10 лет. На прошениях из деревни Дубищ всегда была резолюция: Оставить без последствий.
Прошения отправлялись не только в Калужскую духовную консисторию, архипастырям, сменяющим друг друга на Калужской кафедре, но даже и Святейший Синод. События первой мировой войны и революции 1917 года не отвлекли жителей деревни Дубищ от их желания получить икону Святителя Николая Чудотворца. В текст прошения от мая 1914 года включались сведения об исцелениях. Например, излечился от экземы мещанин г. Надома Тамбовской области, проживающий в тот период в Людиново.
По – прежнему в разные инстанции отправлялись письма из деревни Дубищи. Более того эти просьбы стали поддерживаться не только местными жителями, но и причтом Успенской церкви с. Кондрыкино, которые писали: «Требования крестьян д. Дубищи считаем достойным уважения». И когда 6 января 1918 года состоялся сельский сход (собраны подписи на двух листах), приговор был подписан и духовенством: «Подтверждается причтом храма села Кондрыкино. Но и этого показалось мало. Приговор был представлен местной новой власти. Появилась еще одна запись: Действительность сего приговора Совет крестьянских депутатов Кондрыкинской волости свидетельствует. Января 8 дня 1918 года. Комиссар Совета — Трунов. Секретарь — Ковров».
Обращение к истории иконы Святителя Николая Чудотворца из прихода села Кондрыкина скорее исключение из правил, но показательно в определенной степени, свидетельствуя о том, какое было отношение к церковным святыням, как это сплачивало людей разных возрастов и сословий. Нет не только иконы, но и самого храма с. Кондрыкино. Осталась память о тех людях, их вере. И не для собственного интереса, не для себя старались ходатаи от народа. Они думали о потомках. К сожалению, многие из следующего поколения жителей села забыли традиции предков. И не их дела вспоминаются в то время, когда возрождаются храмы, а тех добрых христиан, которые делали пожертвования на церковные нужды, заботились о благоукрашении приходского Дома Божия.