Светлой памяти тех, чьими молитвами воскресают наши храмы и души...

 

История сохранила имена священников Борисоглебского храма с 1677 г., когда в архивных документах впервые упоминается имя 42-летнего иерея Анисима Григорьева. Отец Анисим прослужил в селе Белкине почти 40 лет[1].

К 1715 г. приход унаследовал зять отца Анисима иерей Иоанн Алексеев, женатый на Феодоре Анисимовне[2].

В 1739 г. в Белкинском храме служил иерей Иаков Алексеев, а в 1761 г. — иерей Алексий Яковлев, вероятно, его сын[3].

С 1797 г. в храме служил иерей Петр Иванов [4], в «Исповедальной ведомости за 1801 год» указан его возраст — 66 лет[5].

В 1809 г. во священника к храму села Белкина был рукоположен Феодор Васильевич Глаголевский, дьяконский сын, окончивший Калужскую духовную семинарию[6]. Матушку его звали Елизавета Борисовна. В 1814 г. за усердное и успешное прохождение должности он был награжден набедренником. В 1815 г. назначен благочинным. В 1817 г. 30-летний батюшка был награжден фиолетовой бархатной скуфьею, что было весьма редким в то время исключением для сельского священника[7]. Отец Феодор прослужил в селе Белкине 36 лет и в 1845 г. попросил перевода в Покровский храм села Недельного Малоярославецкого уезда. Этому была семейная причина: отец Феодор овдовел, осталась вдовой с семью детьми и его дочь Мария — супруга священника Покровского храма Иоанна Петровича Сперанского. Чтобы поддержать семью дочери, отец Феодор поменял приход и прослужил еще долгие годы в селе Недельном. В 1848 г. его назначили благочинным. В 1850 г. отцу Феодору Императорским русским обществом объявлена искренняя признательность за сотрудничество в собирании сведений, служащих к определению климата. В 1872 г. в возрасте 86 лет отец Феодор все еще оставался старшим священником Покровского храма[8].

В 1845 г. в Белкинский храм был назначен только что окончивший Калужскую духовную семинарию иерей Андрей Семенович Никольский, женатый на внучке священника Феодора Глаголевского Елизавете Ивановне[9].

С 1853 г. в селе Белкине служил иерей Василий Дмитриевич Соколов, 1800-го года рождения, сын священника, окончивший Калужскую духовную семинарию по второму разряду. В Белкино он был перемещен из Пятницкой церкви села Городни Медынского уезда и прослужил здесь до своей кончины на второй день праздника Рождества Христова 26 декабря 1875 г.[10] Матушку его звали Пелагея Максимовна[11].

С 8 февраля 1876 г. в селе Белкине служил священник Феодор Тихомиров.

Его надгробный памятник за алтарем храма сохранился через все войны и лихолетья двадцатого века и до сих пор напоминает нам об этом замечательном священнике.

Федор Никифорович Тихомиров родился в 1834 г. в семье священника Иоанно-Богословского храма села Федоровского Малоярославецкого уезда отца Никифора и матушки Евдокии Тихомировых[12].

В 1856 г. окончил духовную семинарию по второму разряду[13].

В 1859 г. рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спас-Прогнань Боровского уезда[14]. Отец Феодор пользовался уважением у священноначалия и прихожан. Благочинный писал о нем: «Церковный устав знает хорошо, в должности исправен, очень хорошего поведения»[15].

8 февраля 1876 г. рукоположен во священника к Борисоглебской церкви села Белкина[16]. Жил с семьей в селе Белкине в собственном доме.

В 1881 г. назначен законоучителем в Кривцовское народное училище, в 1885 г. — в Белкинскую церковно-приходскую школу[17]. В отчетах Калужского епархиального училищного совета Белкинская церковно-приходская школа всегда признавалась образцовой, а отец Феодор Тихомиров отмечался в числе лучших законоучителей за отлично усердное преподавание Закона Божия и вообще руководство школой: «Ученики этой школы ежегодно показывают лучшее, сравнительно с учениками других школ, знание Закона Божия и с большею любовию занимаются этим предметом. А законоучитель Белкинской школы дал этому важному предмету вполне воспитательное значение: рассказы учеников его отличаются библейским характером, библейским складом речи»[18].

В 1884 г. награжден набедренником, в 1888 г. получил одобрение епархиального начальства за усердную службу[19], в 1889 г. — одобрение епархиального начальства за заботливость о благоукрашении храма[20], в 1893 г. награжден скуфьей[21], в 1899 г. получил благословение Святейшего Синода с грамотой[22], в 1900 г. от Святейшего Синода награжден камилавкой[23].

В семье отца Феодора и матушки Анны Михайловны (в девичестве Троицкой, дочери диакона Преображенского храма села Спас-Прогнань) было восемь детей: Михаил, Евдокия, Александра, Семен, Иван, Николай, Виктор и Борис[24].

В селе Белкине отец Феодор пережил смерть старшего сына — юного студента семинарии[25], а затем и матушки Анны, скончавшейся на 42-м году жизни и похороненной за алтарем Белкинского храма.

Сын бедного многосемейного священника, отец Феодор с раннего возраста познакомился с тяжелой нуждой и сам всю жизнь был большим честным тружеником. Тяжелая трудовая жизнь выработала в отце Феодоре смирение и сострадание к ближнему. Перенеся в жизни много сам, он сделался особенно отзывчивым к чужой нужде, и Белкинский приход встретил в нем сострадательного и любвеобильного пастыря, готового каждому помочь и добрым советом, и делом. Его бескорыстие было удивительно: он знал материальное положение каждого своего прихожанина и с бедных не только ничего не брал за требоисправление, но нередко отдавал свое, часто подвергая себя из-за этого голодовке[26]. Он понимал крестьянина с его духовной и материальной нуждой и был для него и духовным отцом, который в трудную минуту жизни успокоит душу, поддержав в изнемогающем веру в Бога и научив молиться, и кормильцем, который даст добрый практический совет или поможет из своих средств. Отец Феодор принадлежал к тому дорогому типу пастырей-старцев, которые особенно умеют духовно сродниться со своей паствой, болеют ее болезнями и радуются ее радостями[27].

Отец Феодор скончался 22 июня 1901 г. на 68-м году жизни, прослужив в Белкинском храме 24 года[28].

Его сыновья Семен и Николай тоже стали священниками, служили в Боровском уезде: отец Симеон – в Успенской церкви села Аграфенина[29], отец Николай — в Никольской церкви села Русинова[30]. В этих храмах они прослужили до их закрытия в 30-х гг. Отец Николай после закрытия храма в Русинове уехал с семьей в Москву. Отец Симеон с матушкой Марией и незамужней сестрой Александрой жили в селе Совьяках, были «лишенцами». Он умер в 1942 г. от сильной простуды: в мороз немцы гнали жителей на запад к Смоленску и отобрали у него валенки. Похоронены отец Симеон, его матушка Мария и сестра Александра на кладбище в селе Аграфенине[31].

Сын отца Феодора Иван окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, преподавал в Калуге в духовной семинарии, духовном училище и епархиальном женском училище. Имел чин коллежского советника, был награжден орденами Станислава третьей степени и святой Анны третьей степени[32].

В начале 21-го века отец Феодор неожиданно напомнил о себе новым прихожанам его храма. Однажды после Литургии в храм вошла незнакомая взволнованная женщина и попросила отслужить панихиду на могиле священника за алтарем. Она рассказала, что в Белкине они впервые, да и попали сюда случайно: ехали из Москвы на новую дачу к родственникам и сбились с пути. Накануне ей снился необычный сон: незнакомый храм, за алтарем — дерево, под ним — надгробный памятник, а рядом стоит священник и говорит ей: «отслужи по мне панихиду!». А утром они неожиданно для себя оказались в Белкине, где она увидела у дороги храм с деревом и памятником из своего сна. А когда по ее просьбе стали служить панихиду, то прочитали на надгробном памятнике, что именно в этот день — 5 июля по новому стилю — отец Феодор Тихомиров отошел ко Господу.

С 4 июля 1901 г. в Белкинском храме служил священник Георгий Троицкий.

Георгий Васильевич Троицкий, сын протоиерея[33] Василия Троицкого, настоятеля Благовещенской церкви в селе Сушеве Боровского уезда, родился в 1870 г. В 1894 г. он окончил Калужскую духовную семинарию по второму разряду[34] и был рукоположен во священника[35], служил в храмах села Боброва Жиздринского уезда и села Николо-Стана Мосальского уезда[36], после чего был переведен в Белкино[37], став настоятелем Борисоглебской церкви, а также заведующим и законоучителем Белкинской церковно-приходской школы и законоучителем Кривской земской школы[38].

В 1897 г. был награжден набедренником[39], в 1899 г. — скуфьей[40], в 1912 г. — камилавкой[41]. В 1906 г. получил признательность епархиального начальства[42], в 1909 г. — архипастырское благословение за отлично-усердную и полезную службу Церкви Божией[43], в 1910 г. — благословение Святейшего Синода с грамотой[44], в 1913 г. — архипастырское благословение за заботы по украшению церкви[45], в 1916 г. — архипастырское благословение за особые труды и деятельность по обстоятельствам военного времени[46].

У отца Георгия и матушки Лидии Ивановны (в девичестве Чистяковой, дочери священника Боровской Спасо-Преображенской церкви) было девять детей: Анна, София, Зинаида, Антонина, Иван, Серафима, Лидия, Николай, Вера[47]. Дом священника стоял через дорогу от церкви[48].

По воспоминаниям старожилов отец Георгий держался с прихожанами очень просто, а на Пасху приглашал всех учеников церковно-приходской школы на угощение, и в доме священника тогда собиралось до 50 детей[49].

В селе Белкине отец Георгий прослужил 20 лет. В 1921 г. он был арестован, в тюрьме провел около года. По ходатайству жены и дочери он был освобожден и через год с небольшим умер от рака[50].

Похоронены отец Георгий и матушка Лидия в селе Белкине на старом кладбище[51], которое в советские годы было уничтожено, и теперь на месте их могилок построены дома.

Все дети отца Георгия получили достойное образование, были честными и добросовестными тружениками, внесли свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне. На всю жизнь они сохранили веру и передали ее своим детям и внукам.

В 1920-х гг. настоятелем Белкинского храма был священник Димитрий Казанский, переведенный из Боровска[52].

В 1927-1930 гг. в Борисоглебском храме служил священник Иоанн Жуков.

Иван Владимирович Жуков родился 23 июня 1888 г. в Коптевской слободе Калужского уезда в многодетной крестьянской семье Владимира Емельяновича и Екатерины Денисовны Жуковых. В праздник Рождества Иоанна Предтечи он был крещен в Успенской церкви села Грабцева, к приходу которой относилась Коптевская слобода[53].

Окончил Грабцевское двухклассное образцовое училище Министерства народного просвещения.

В 1906-1908 гг. состоял послушником Калужского Архиерейского дома[54].

В 1908 г. выдержал установленный экзамен и был допущен к исправлению должности псаломщика при Успенском соборе города Козельска, где прослужил до 1916 г. В 1912 г. утвержден в должности псаломщика и посвящен в стихарь. Благочинный характеризовал его: «поведения очень хорошаго»[55].

В 1911 г. в Успенском соборе Козельска Иван Владимирович обвенчался с дочерью козельского мещанина Агриппиной Николаевной Сидоровой[56]. У Ивана Владимировича и Агриппины Николаевны было пятеро детей: Валентина[57], Гурий[58], Борис, Тамара и Владимир[59].

Иван Владимирович обучался в Калужской духовной семинарии[60].

В 1916 г. он был рукоположен во диакона[61].

В первой половине 1920-х гг. семья Жуковых проживала в селе Запажье Малоярославецкого уезда в собственном доме[62]. Возможно, в эти годы отец Иоанн служил в Троицком храме села Запажья.

В 1927 г., в разгар гонений на Церковь, отец Иоанн Жуков принял сан священника и был направлен в Борисоглебский храм села Белкина[63].

Проживал с семьей в селе Белкине, из имущества имел только лошадь и корову[64]. Был «лишенцем» (лишен избирательных прав), платил 150 руб. налога[65].

В 1930 г. семью священника раскулачили и выселили. 23 февраля 1930 г. отец Иоанн был арестован. Прихожане пытались защитить священника, силой препятствовали его аресту, ехали вдогонку за увозившими батюшку представителями власти[66].

Отца Иоанна обвинили в антисоветской агитации. Свидетели из молодежи села Белкина дали показания, что в своих проповедях он указывал на гонение служителей Церкви и выражал недовольство проводимой политикой по колхозному строительству[67]. 12 апреля 1930 г. по 10-му пункту печально знаменитой 58-ой статьи Уголовного кодекса («контрреволюционная деятельность») он был приговорен к трем годам лишения свободы. Наказание отбывал в Сиблаге (г. Новосибирск)[68].

Отбыв срок заключения, отец Иоанн, желая и далее служить Церкви и понимая, чем это грозит его близким, к своей семье не вернулся. Он жил один в селе Ильинском Перемышльского района и служил священником в Успенском храме упраздненного в конце 18 века Шаровкина монастыря[69].

Второй раз он был арестован в год великого террора — 10 августа 1937 г. При аресте сказал, что семьи не имеет. Его обвинили в ведении среди колхозников активной контрреволюционной деятельности, антисоветской агитации по защите Церкви и призывах к организованной борьбе с советской властью[70].

В праздник Преображения Господня 19 августа 1937 г. на основании ст.58 п.10 УК РСФСР отец Иоанн Жуков был приговорен к расстрелу. В праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1937 г. приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне под Москвой. Погребен отец Иоанн в одном из расстрельных рвов Бутовского полигона[71].

После 1930-го г. родные отца Иоанна долго ничего не знали о его дальнейшей судьбе и считали, что он пропал без вести или погиб в заключении. В годы Великой Отечественной войны все сыновья отца Иоанна доблестно защищали Родину, и все трое вернулись с войны живыми и невредимыми, с орденами и медалями за мужество и героизм. Дочь Тамара умерла перед самой войной. Матушка Агриппина с дочерью Валентиной жили в селе Угодский Завод Малоярославецкого района. Там они пережили оккупацию, а при отступлении фашисты сожгли их дом. Матушка Агриппина умерла в 1968 г. и похоронена на кладбище села Угодский Завод (ныне — город Жуков)[72].

В 1963 г. священник Иоанн Жуков по обеим судимостям был реабилитирован[73].

В 1936-1937 гг. в Борисоглебском храме селе Белкина служил священник Александр Матыщук.

Александр Романович Матыщук, третий сын в многодетной семье псаломщика, родился в 1881 г. в селе Жулине Островской волости Влодавского уезда Холмской губернии[74] (ныне это территория Польши).

Его отец Роман Михайлович во время воссоединения Холмской униатской епархии с Православной Церковью своим примером и усердием к храму Божию привлек в Православную Церковь весьма многих упорных в своем фанатизме униатов. Современники отмечали, что, несмотря на скромную должность, псаломщик Роман Матыщук был для многих жителей Холмщины «путеводною звездочкой к возрождению русского самосознания и укрепления Православия»[75]. Всем детям он смог дать достойное образование, что при очень скромном причетническом достатке близкие считали настоящим чудом Божиим за его веру и благочестие[76]. Его сыновья Владимир и Александр стали священниками, сыновья Киприан и Сергей и дочери Вера и Мелания служили на учительских должностях, сын Иван стал офицером.

Александр Романович обучался в Холмском духовном училище, затем в Холмской духовной семинарии, которую окончил в 1903 г. по второму разряду[77]. Учительствовал в церковно-приходской школе. В 1906 г. служил псаломщиком в Николаевской церкви города Замостья[78].

1 сентября 1906 г. он был рукоположен в сан священника и назначен помощником настоятеля Коденского прихода[79]. 1 октября 1907 г. стал настоятелем Островского прихода Холмской губернии[80]. Состоял членом Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках Холмской духовной семинарии[81].

В 1913 г. был награжден набедренником[82], в 1914 г. получил архипастырскую благодарность «за усердное и добросовестное отношение к делу преподавания Закона Божия в Островском начальном училище»[83], в 1916 г. удостоен права ношения скуфьи «за отлично-усердную службу и особые труды, понесенные по обстоятельствам военного времени» [84].

У отца Александра и его супруги Марии Венедиктовны (в девичестве Кратюк) было двое детей: Нина и Василий[85].

Семья священника покинула родные места в годы Первой мировой войны, когда началось массовое переселение мирного населения из западных губерний в Центральную Россию. Летом 1915 г., когда территория Холмской губернии оказалась под оккупацией немецких и австро-венгерских войск, отец Александр был эвакуирован в Калугу[86].

20 сентября 1923 г. отец Александр был зарегистрирован священником храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Грабцеве под Калугой[87].

В Грабцеве он проживал с семьей в национализированном доме с садом (который в анкете сельсовета охарактеризован как «хата и сарай»)[88]. В 1924 г. отец Александр обращался к церковному совету с просьбой о содействии в уплате непомерных налогов, поскольку за исполнение религиозных обрядов он получает плату «кто сколько даст»[89]. Обновленчества не принял, сохранял верность Святейшему Патриарху Тихону[90].

30 ноября 1932 г. отец Александр был арестован. Его обвинили в том, что «группировал вокруг себя крестьян, часто устраивал в своем доме нелегальные сборища, где обрабатывал крестьян в антисоветском духе»[91].

13 марта 1933 г. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР («контрреволюционная деятельность») он был приговорен к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовом лагере[92].

После освобождения из лагеря отец Александр поселился в селе Белкине, и, судя по материалам его уголовного дела, служил в Борисоглебском храме[93] (хотя по иным сведениям в эти годы храм был закрыт, и службы в нем не совершались[94]). По воспоминаниям старожилов, в эти годы в селе Белкине существовала православная женская община. Возможно, отец Александр ее духовно окормлял[95].

23 ноября 1937 г., в день расстрела Калужского архиепископа священномученика Августина (Беляева) и его сподвижников, отец Александр снова был арестован[96]. Обвинили его в том, что «будучи крайне враждебно настроенным к мероприятиям партии и советской власти, среди окружающих его лиц занимается контрреволюционной деятельностью, среди населения распространяет гнусную клевету против советской власти, высказывает пораженческие настроения по отношению к СССР, группирует вокруг себя отсталую часть деревни, среди которых проводит антисоветскую работу»[97].

1 декабря 1937 г. на основании ст.58 п.10 УК РСФСР он был приговорен к расстрелу. 8 декабря 1937 г. приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне под Москвой. Отец Александр погребен в одном из расстрельных рвов Бутовского полигона[98].

После расстрела отца Александра его семью приютили братья матушки Марии. Мария Венедиктовна и ее дочь Нина Александровна всю оставшуюся жизнь прожили в Москве, там же они и похоронены на Химкинском кладбище. Матушка Мария умерла в 1966 г. Младший сын Василий Александрович стал журналистом, работал на Дальнем Востоке, потом главным редактором Калининградского телевидения[99].

В 1989 г. священник Александр Матыщук по обеим судимостям был реабилитирован[100].

В Государственном архиве Калужской области сохранились письма в разные инстанции с просьбой об открытии храма, написанные общиной верующих села Белкина в 1949-1952 гг. Из них следует, что в 1942 г. умер служивший в Борисоглебском храме священник, и с тех пор службы там уже не совершались. Но имя священника, который служил в Белкине до 1942 г., пока остается неизвестным.

Службы в Борисоглебском храме вновь начали совершаться с 1988 г., но это уже другая страница его истории...


15 марта 2023 г.
Праздник Державной иконы Пресвятой Богородицы

___________

[1] РГДА. Ф. 350. Оп. 1. Кн. 233. Л. 151 – 151 об. См. также: Калужская старина. Т. 5. Калуга, 1910. С. 25.
[2] РГДА. Ф. 350. Оп. 1. Кн. 234. Л. 311.
[3] ГА Калужской обл. Ф. 122. Оп. 1. Д. 1189. Л. 4. См. также: Калужская старина. Т. 4. Калуга, 1904. С. 69.
[4] РГДА. Ф. 1354. Оп. 150. Ч. 1. Д. Б-31.
[5] Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска / Людмила Сорокина ; ред. А. А. Кащеева [и др.] ; худож. А. П. Шубин; Музей истории г. Обнинска. Калининград, 2011. С. 14–15.
[6] Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска. Обнинск, 2006. С. 22.
[7] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1091.
[8] Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска. Обнинск, 2006. С. 24–25.
[9] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1091. Л. 2 об. ; Д. 1175. Л. 34 ; Ф. 273. Оп. 3. Д. 12. Л. 95–96.
[10] Метрическая книга Борисоглебской церкви села Белкина за 1875 г.
[11] Легостаев В. В. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Кн. I. Ч. 2. Боровский уезд [Электронный ресурс]. URL: http://www.borovskold.ru/content.php?page=qdbneujl_rus&id=19&sid=4 (дата обращения: 19.10.2022)
[12] Легостаев В. В. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Кн. I. Ч. 2. Боровский уезд [Электронный ресурс]. URL: http://www.borovskold.ru/content.php?page=qdbneujl_rus&id=19&sid=4 (дата обращения: 19.10.2022)
[13] Легостаев В. В. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Кн. I. Ч. 2. Боровский уезд [Электронный ресурс]. URL: http://www.borovskold.ru/content.php?page=qdbneujl_rus&id=19&sid=4 (дата обращения: 19.10.2022)
[14] Калужские епархиальные ведомости. 1901. № 15, часть неофиц. С. 385.
[15] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1043. Л. 19–20.
[16] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1931. Л. 58 об.
[17] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1931. Л. 58 об.
[18] Калужские епархиальные ведомости. 1890. № 24, приб. С. 717.
[19] Калужские епархиальные ведомости. 1888. № 22, часть офиц. С. 445.
[20] Калужские епархиальные ведомости. 1889. № 2, часть офиц. С. 21.
[21] Калужские епархиальные ведомости. 1893. № 9, часть офиц. С. 129.
[22] Калужские епархиальные ведомости. 1899. № 10, часть офиц. С. 115.
[23] Калужские епархиальные ведомости. 1900. № 9, часть офиц. С. 115.
[24] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1345. Л. 58 об.
[25] Калужские епархиальные ведомости. 1901. № 15, часть неофиц. С. 386.
[26] Калужские епархиальные ведомости. 1901. № 15, часть неофиц. С. 386.
[27] Калужские епархиальные ведомости. 1901. № 15, часть неофиц. С. 387.
[28] Калужские епархиальные ведомости. 1901. № 14, часть офиц. С. 254.
[29] Калужские епархиальные ведомости. 1891. № 14, часть офиц. С. 312.
[30] Калужские епархиальные ведомости. 1899. № 20, часть офиц. С. 276.
[31] Сведения предоставлены правнуком священника Симеона Тихомирова священником Анатолием Борисовичем Черновым.
[32] Калужский церковно-общественный вестник. 1907. № 32. С. 16.
[33] Клировая ведомость Борисо-Глебской церкви села Белкина Кривской волости Боровского уезда Калужской епархии за 1917 г.
[34] Выпускники Калужской духовной семинарии 1862, 1870–1917 гг.; Списки воспитанников, переведенных в следующие классы, допущенных к экзамену осенью, оставленных на повторительный курс и уволенных в 1917 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kalugasem.html (дата обращения: 19.10.2022)
[35] Калужские епархиальные ведомости. 1894. № 15, часть офиц. С. 235 ; № 22, часть офиц. С. 399
[36] Калужские епархиальные ведомости. 1900. № 12, часть офиц. С. 157 ; 1901. № 9, часть офиц. С. 158.
[37] Калужские епархиальные ведомости. 1901. № 13, часть офиц. С. 233.
[38] Клировая ведомость Борисо-Глебской церкви села Белкина Кривской волости Боровского уезда Калужской епархии за 1917 г.
[39] Калужские епархиальные ведомости. 1897. № 16, часть офиц. С. 256.
[40] Калужские епархиальные ведомости. 1899. № 22, часть офиц. С. 294 ; № 23, часть офиц. С. 317.
[41] Клировая ведомость Борисо-Глебской церкви села Белкина Кривской волости Боровского уезда Калужской епархии за 1917 г.
[42] Калужские епархиальные ведомости 1906. № 11, часть офиц. С. 174.
[43] Калужский церковно-общественный вестник. 1909. № 13. С. 14.
[44] Калужский церковно-общественный вестник. 1910. № 17. С. 12.
[45] Калужский церковно-общественный вестник. 1913. № 1. С. 13.
[46] Клировая ведомость Борисо-Глебской церкви села Белкина Кривской волости Боровского уезда Калужской епархии за 1917 г.
[47] Сведения предоставлены правнучкой священника Георгия Троицкого Людмилой Владимировной Лебедевой.
[48] Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска. Обнинск, 2006. С. 27.
[49] Храмы Боровского уезда / Виталий Легостаев, Сергей Носиков, Аркадий Шатохин. Брянск, 2015. С. 159.
[50] Сведения предоставлены правнучкой священника Георгия Троицкого Людмилой Владимировной Лебедевой.
[51] Сведения предоставлены правнучкой священника Георгия Троицкого Людмилой Владимировной Лебедевой.
[52] Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска. Обнинск, 2006. С. 27.
[53] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 4. Д. 335. Л. 600 об. – 601.
[54] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1737. Л. 11 об., 12 – 12 об.
[55] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2202. Л. 13 об., 14 – 14 об.
[56] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 6. Д. 192. Л. 275 об. – 276.
[57] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 6. Д. 192. Л. 294 об. – 295.
[58] ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 6. Д. 192. Л. 353 об. – 354.
[59] Сведения предоставлены внуком священника Иоанна Жукова Александром Владимировичем Жуковым.
[60] Выпускники Калужской духовной семинарии 1862, 1870–1917 гг.; Списки воспитанников, переведенных в следующие классы, допущенных к экзамену осенью, оставленных на повторительный курс и уволенных в 1917 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kalugasem.html (дата обращения: 19.10.2022)
[61] Земля Калужская — земля святая / Под общей ред. митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). Калуга, 2014. С. 159.
[62] Сведения предоставлены внуком священника Иоанна Жукова Александром Владимировичем Жуковым.
[63] Земля Калужская — земля святая/ Под общей ред. митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). Калуга, 2014. С. 159.
[64] Обвинительное заключение по следственному делу № 115 по обвинению гражданина села Белкина Боровского района Калужского округа Жукова Ивана Владимировича по 58 п. 10 ст. У.К.
[65] Обвинительное заключение по следственному делу № 115 по обвинению гражданина села Белкина Боровского района Калужского округа Жукова Ивана Владимировича по 58 п. 10 ст. У.К.
[66] Обвинительное заключение по следственному делу № 115 по обвинению гражданина села Белкина Боровского района Калужского округа Жукова Ивана Владимировича по 58 п. 10 ст. У.К.
[67] Обвинительное заключение по следственному делу №115 по обвинению гражданина села Белкина Боровского района Калужского округа Жукова Ивана Владимировича по 58 п. 10 ст. У.К.
[68] Земля Калужская — земля святая / Под общей ред. митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). Калуга, 2014. С. 159.
[69] Обвинительное заключение по следственному делу № 13127 по обвинению Жукова Ивана Владимировича.
[70] Обвинительное заключение по следственному делу № 13127 по обвинению Жукова Ивана Владимировича.
[71] Русская Голгофа. Бутово: месяцеслов-синодик. М., 2005. С. 44, 128.
[72] Сведения предоставлены внуком священника Иоанна Жукова Александром Владимировичем Жуковым.
[73] Списки реабилитированных жителей Боровского района, предоставленные районной прокуратурой : [электронный ресурс]. URL: borovskizv.ru/инфолента/списки-реабилитированных-жителей-боровского-района,-предоставленные-районной-прокуратурой (дата обращения: 19.10.2022)
[74] Обвинительное заключение по следственному делу № 12793 по обвинению Матыщук Александра Романовича от 31.11.1937 г.
[75] Рожанский И. Почтенный юбилей : [О торжественном праздновании 50-летия служения псаломщика Романа Михайловича Матышука] // Холмская церковная жизнь. 1914. № 2, часть неофиц. С. 71.
[76] Рожанский И. Почтенный юбилей : [О торжественном праздновании 50-летия служения псаломщика Романа Михайловича Матышука] // Холмская церковная жизнь. 1914. № 2, часть неофиц. С. 71–73.
[77] Выпускники Холмской духовной семинарии 1876–1910, 1912, 1913 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/holsem.html (дата обращения: 19.10.2022)
[78] Холмская церковная жизнь. 1906. № 16. С. 552.
[79] Холмская церковная жизнь. 1906. № 19. С. 674.
[80] Холмская церковная жизнь. 1907. № 20. С. 723.
[81] Холмская церковная жизнь. 1914. № 9. С. 332.
[82] Холмская церковная жизнь. 1913. № 7. С. 178
[83] Холмская церковная жизнь. 1914. № 11. С. 400.
[84] Холмская церковная жизнь. 1916. № 17/18. С. 308.
[85] Сведения предоставлены правнучатой племянницей священника Александра Матыщука Мариной Викторовной Стребковой.
[86] Холмская церковная жизнь. 1915. № 14. С. 10.
[87] ГА Калужской обл. Ф. Р-78. Оп. 2. Д. 6. Л. 79.
[88] ГА Калужской обл. Ф. Р-78. Оп. 2. Д. 6. Л. 93.
[89] ГА Калужской обл. Ф. Р-78. Оп. 2. Д. 9. Л. 88 – 88 об.
[90] ГА Калужской обл. Ф. Р-78. Оп. 2. Д. 6. Л. 93 ; Д. 9. Л. 88 – 88 об.
[91] Архив УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13333.
[92] Обвинительное заключение по следственному делу № 12793 по обвинению Матыщук Александра Романовича от 31.11.1937 г.
[93] Обвинительное заключение по следственному делу № 12793 по обвинению Матыщук Александра Романовича от 31.11.1937 г.
[94] Храмы Боровского уезда / Виталий Легостаев, Сергей Носиков, Аркадий Шатохин. Брянск, 2015. С. 162.
[95] Храмы Боровского уезда / Виталий Легостаев, Сергей Носиков, Аркадий Шатохин. Брянск, 2015. С. 162.
[96] Обвинительное заключение по следственному делу № 12793 по обвинению Матыщук Александра Романовича от 31.11.1937 г.
[97] Обвинительное заключение по следственному делу № 12793 по обвинению Матыщук Александра Романовича от 31.11.1937 г.
[98] Русская Голгофа. Бутово: месяцеслов-синодик. М., 2005. С. 44, 128.
[99] Сведения предоставлены правнучатой племянницей священника Александра Матыщука Мариной Викторовной Стребковой.
[100] Списки реабилитированных жителей Боровского района, предоставленные районной прокуратурой  [Электронный ресурс]. – URL: http://borovskizv.ru/инфолента/списки-реабилитированных-жителей-боровского-района,-предоставленные-районной-прокуратурой (дата обращения 19.10.2022)