Монастыри России... Как много было связано с ними в жизни русского православного человека. Традиционно люди разных сословий стремились попасть в святые обители — кто по обету, кто по благословению духовника. Трудности поездки в тех условиях во сто крат возмещались той благодатью, которую получали паломники.  Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории, как Святой Руси, так и Державной России. И. А. Ильин писал: «Православная монастырская культура дала России не только сонм праведников. Она дала ей ее летописи, т. е. положила начало русской историографии и русскому национальному самосознанию». В нашей стране — как, впрочем, и в других странах христианского мира — монастыри всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на разные стороны развития Отечества, укрепления страны по молитвам черного духовенства. Россия без духоносных обителей не была бы той Россией, которую знали и любили наши предки.

Издавна в дореволюционную пору и в Калужскую епархию направлялись богомольцы и страждущие утешения, духовной поддержки. Народ православный за счастье считал богомолье в  Оптиной и Тихоновой пустынях, Боровско-Пафнутьевском и других монастырях калужского края. Устремлялись богомольцы и в монастыри губернского центра — Калуги: Калужский Казанский девичий (в центре города) и Свято-Лаврентьевский (на окраине) монастыри. Казанский Калужский девичий монастырь долгие годы оставался единственным женским монастырем Калужской епархии. Так было до 1868 года, когда наконец-то по промыслу Божиему стали появляться другие женские монашеские обители. Так было в прошлом православной Калуги и Калужской епархии, к 1917 году было уже несколько монастырей в разных уездах, куда устремлялись представительницы женского пола разных сословий.

Документы по истории Калужской епархии свидетельствуют о том, что предпринимались в давние времена попытки открыть еще один женский монастырь помимо  Калужского Казанского Девичьего монастыря. И было это в 20-е годы XIX века. Публикации об этих событиях появлялись уже на страницах журнала «Православный христианин» в связи с летописью монастырей Калуги и, в частности, женского монастыря на улице Монастырской. И в основу этих статей легли материалы, которые хранятся в калужских и иногородних архивах. В первую очередь — в Российском Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Дело в том, что из калужской епархии все отчеты. Прошения и пр. направлялись в северную столицу, так как там располагался Святейший  Синод, и принимались решения по всем вопросам именно в городе на Неве.

Обращение к пожелтевшим от времени страницам документов показывает все этапы обсуждения возможности открытия нового монастыря около Калуги. 12 марта 1820 года епископом Филаретом было направлено первое обращение по поводу необходимости этого шага. Епископ калужский и Боровский Филарет писал, обращаясь к обер-прокурору: «Сиятельный Князь! Милостивый Государь! В Калужской епархии состоит один только женский монастырь внутри г. Калуги. Местное положение его так тесно, что живущие в нем сестры с великими трудностями едва могут помещаться. Между тем многие благочестивые жены, особенно из Дворянского сословия неоднократно заявляли мне желание свое посвятить себя уединенной монашеской жизни, ежели бы могли найти себе удобное для сего место. По сему уважению я считаю нужно учредить в Калужской епархии другой женский монастырь».

Из других источников известно, что действительно Калужский Казанский девичий монастырь был настолько ограничен по занимаемому земельному участку и его площади, что негде было даже посадить огород, а не  то чтобы разбить сад. Поэтому у монашествующих этого монастыря не было никакой возможности наладить снабжение своей трапезы самостоятельно выращенными овощами. Помимо этого нужно учитывать, что этот городской монастырь не был общежительским, поэтому послушницы и монахини жили не в едином келейном корпусе, а по разным домикам. Для постройки жилых домов тоже требовалось место.

В дальнейшем все документы упомянутого выше архивного дела были сосредоточены в одной папке под общим названием «Дело по отношению Калужского Епископа Филарета об учреждении во вверенной ему Епархии другого женского монастыря».  Епископ Филарет не только пояснял, почему так жизненно необходим еще один монастырь, но и предлагал вариант, который ему представлялся самым подходящим для этой благой цели. Он писал в Санкт-Петербург, обосновывая свое предложение: «В 10 верстах от г. Калуги в с. Калужке имеется приходская во имя  Рождества Богородицы с 2-мя приделами каменная церковь, достаточно снабженная утварью. В ней по Высочайшему повелению утверждено навсегда пребывание особенно почитаемой жителями Калужской губернии Святая икона Божией Матери, именуемая Калужской. От стекающихся даже и из других губерний по усердию своему во многом количестве богомольцев, церковные доходы весьма значительные».

Помимо этого епископ Филарет обращал внимание на то, что церковь находится не в центре села, как это часто бывало в традиционном размещении храма в сельской местности: «Церковь сия удалена от приходских селений и самое ближайшее из них отстоит от ней около версты. Одни только священника и церковнослужителей домы находятся в близости. Земля прилежащая со всех сторон к храму Господню принадлежит церкви и есть писцовая ея дача, состоящая 64 десятины».

Позиция епископа Филарета была достаточно четко выражена в его послании в Санкт-Петербург. Через некоторое время из столицы империи пришел ответ, в котором было рекомендовано уточнить относительно отношения к предложению епископа Филарета местного населения, составляющего приход названного храма. В документе, который был направлен на имя Владыки в Калугу, значилось: «...Удостоверьтесь — согласны ли будут прихожане с. Калужки, чтобы учрежден был монастырь и чтобы приходская их церковь обращена была в монастырь». Помимо этого указывалось на то, что в приходе церкви есть земля, принадлежащая помещику. На письме из столицы стояла подпись обер-прокурора Князя Александра Голицына.

И начались в Калуге и приходе храма с. Калужки переговоры, шли они достаточно долго. Вопрос был достаточно серьезный, требовавший соответственного подхода. Длился этот период довольно долго. Только через год — 18 октября 1821 года в Санкт-Петербург было направлено письмо епископа Филарета, в котором с сожалением он сообщал, что прихожане не согласны. На этом завершилось дело. К вопросу о создании монастыря в дореволюционный период больше не возвращались. Но что должно случиться по воле Божией — то обязательно произойдет. И произошло. Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей Калужской епархии. Но помимо этого появляются и совсем новые обители. Появляются там, где были в свое время приходские храмы.

Так случилось и с тем, что когда-то предлагалось епископом Филаретом для создания монастыря. Сначала начал восстанавливаться храм, было создано подворье Свято-Никольского монастыря, и наконец настал день великого торжества, после которого паломники будут приезжать именно в монастырь. В воскресенье, 14 января, в пригороде города Калуги в деревне Ждамирово состоялось торжественное открытие женского монастыря в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой "Калужская". В калужской православной периодической печати по этому поводу появилось полное радости сообщение:

«Митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии и епископ Козельский и Людиновский Никита в сослужении духовенства митрополии совершили в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы Божественную литургию. Перед Божественной литургией митрополит Калужский и Боровский Климент возвел в сан игумении монахиню Параскеву (Ляхову), с назначением ее на должность настоятельницы женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери в городе Калуге. Монахиня Параскева была назначена на должность игумении решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 2017 года. На богослужении присутствовали: губернатор области Анатолий Артамонов, председатель регионального Законодательного Собрания Виктор Бабурин и министр внутренней политики и массовых коммуникаций области Олег Калугин, настоятельницы нескольких женских обителей Русской Православной Церкви, имеющих духовное родство со святой обителью, воспитанницы детского приюта "Отрада", учащиеся воскресной школы при монастыре Калужской иконы Божией Матери, многочисленные паломники.

Так через много-много лет завершилось то, что было предложено епископом Филаретом. Митрополит Калужский и Боровский  Климент поздравил всех молящихся, которые присутствовали в этот торжественный день на службе, с воскресным днем и произнес проповедь. В том числе владыка Климент произнес проникновенные слова: "Матушка-игуменья Параскева посвятила столько лет не только собиранию камней и восстановлению порушенного храма, но и собранию сестер, которые бы здесь жили и искали бы здесь главное — спасение, это очень важно. Преподобный Серафим Саровский говорил: "Стяжи Дух мирен", то есть мир Христов. Нужно искать прежде всего спасения, и мы видим, здесь десятки сестер подвизаются только ради одного, что бы обрести в сердце благодать, что бы здесь на земле шествовать за Христом, обрести Его в своем сердце. Ваша любовь проявляется в очень важном служении — воспитании молодежи, просвещении простых людей. Вы всегда приветливо принимаете каждого, кто приходит в это святое место. Я желаю, чтобы новообразованная обитель и дальше расцветала и укреплялась духовно"».