Апостолом вятичей называли с древних времен преподобномученика Кукшу, который в начале 11 в. отдал свою жизнь за Христа. Свой подвиг он совершил далеко от Киево-Печерской Лавры, но после мученической кончины его мощи были доставлены туда, откуда он отправился просвещать язычников. В 2023 году исполняется 910 лет со времени его мученической гибели за Христа. По традициям, которые издавна были в Калужской епархии, не только пройдут службы, но и прозвучат выступления в Духовно-просветительских центрах и воскресных школах при церквях, в светских учреждениях культуры. Первым важным упоминанием о святой жизни и мученической смерти преподобномученика Кукши в 2023 году будет секция «Христианская проповедь и формирование духовных традиций на Руси»» в рамках V Всероссийской научно-практической конференции «Христианские ценности и современная цивилизация: 950-летие со дня преставления преподобного Антония Печерского», которая состоится в Калужской духовной семинарии 23 февраля 2023 года.
В дореволюционное время имя этого святого не забывалось на территории Калужской епархии. В калужской православной периодической печати, трудах архимандрита Леонида (Кавелина), сборниках «Калужской старины» опубликовывались сведения о прпмч Кукше. Исследованием жития преподобномученика Кукши в начале XX века занимался краевед В. М. Кашкаров. Это была последняя до 1917 г. публикация о просвещении вятичей святым прпмч Кукшей. По мнению данного исследователя, житие священномученика Кукши было составлено «исключительно на основании сведений, сообщаемых о нем св. Симоном, епископом Владимирским». Таким образом, имя святого и его благие дела не забывались.
Пришедший из дальних мест монах Кукша назывался одним из путеводных маяков, светивших во мраке язычества и ведущих людей к вере и спасению. Обращение к земной жизни прпмч Кукши позволяло показать православному обществу, начиная от монашествующих и духовенства, заканчивая прихожанами храмов — мирянами, как укреплять силу веры, стремиться к духовной жизни. Через века креститель вятичей нес людям любовь к Христу Спасителю, помогал жить по евангельским заповедям. Особо можно выделить те годы, когда в этом была особая необходимость. Таковыми стали 1913 и 1914 годы.
В 1913 году по всем епархиям, включая Калужскую, прошли торжества, когда особенно вспоминался подвиг святого Кукши. В Калужском церковно-общественном вестнике был увековечен этот памятный день: «27-е число августа – памятный и знаменательный день для обитаемого нами края, древней страны вятичей; особенно важен он для нас и знаменателен в текущем 1913 году. Это деньстрадальческой кончины в наших пределах величайших наших благодетелей, священномученика Кукши и ученика его и сподвижника, преподобномученика Никона. Почему для нас особенно дороги сии Святые Угодники Божии? Потому что они просветили светом Христовой веры наших предков вятичей, живших на берегах Оки и ее притоков, в теперешних Орловской, Тульской и Калужской губерниях». Более того благая деятельность этих святых по своему значению для местных жителей сравнивалась с деятельностью «Кирилла и Мефодия для всех славян, св. Владимира и Ольги для всего русского народа, св. Константина и Елены для всех христиан и народов».
Литургия была отслужена в тот же день, 27 августа 1913 года, Богоявленском храме г. Калуги Преосвященнейшим Георгием, епископом Калужским и Боровским. В связи с ремонтом Свято-Троицкого собора г. Калуги торжественная и запоминающаяся всем присутствующим служба прошла именно в Богоявленской церкви. Хорошо запомнились и слова о значении памятного дня: «В то же время для нас глубоко отрадно то, что чудодействовавший в нашей стране древле, во дни своей земной жизни, Св. Кукша чудодействует среди нас и ныне, источая от святых своих мощей в принесенных сюда из Киева Св. его Иконах дивные исцеления от всевозможных недугов душевных и телесных, и тем ясно напоминает нам, что он опять вспомнил о земном своем отечестве и по небесному благоденствует оному». Таким образом, принесенные из Киева мощесодержащие иконы придали службе особую торжественность и значимость.
Новое и еще более значительное торжество ожидало калужан и приехавших паломников в 1914 году. Оно в определенной степени было связано с событиями 27 августа 1913 года. В Калужской епархии ожидался праздник православия, который в местной православной периодической печати был назван великой милостью. Духовенство и православные миряне молились о Божьей помощи для доставления в Калугу ценнейшего дара — мощесодержащей иконы преподобномученика Кукши. Святыне хотели молитвенно поклониться стар и млад. Многие помнили о той радости, которую они испытывали год назад.
Это событие произошло в то время, когда призыв к благочестию, ведению современной жизни по евангельским заповедям звучал особенно убедительно, громко и мощно: «В то же время для нас глубоко отрадно то, что чудодействовавший в нашей стране древле, во дни земной своей жизни св. Кукша чудодействует среди нас и ныне… Будем же и мы всячески благодарны ему и, памятуя о дарованном нам им духовном просвещении, приближающем к Богу, неустанно искать для себя истинного просвещения и избегать лжепросвещения, удаляющего от Бога».
Эти слова были очень актуальны для начала ХХ века в истории России. Грозная действительность кровавого 1905 года и его последствий уже пытались разрушить православные устои государства, лишить людей веры предков. Призывание обратиться к свету Христову и не забывать, чем грозит стране и народу отход от Церкви, сообразны предупреждениям, которые неслись с амвонов храмов в проповедях отца Иоанна Кронштадтского и других батюшек и архипастырей, волновавшихся за духовное здоровье паствы.
В жизни такого угодника Божия, как священномученик Кукша, было много примеров самоотвержения, любви, веры, смирения и терпения, которые могли оказать благодатное воздействие на оживление памяти святого в народе и жизни общества во спасение и укрепление благочестия. Когда в народных массах зрели вопросы о том, каким путем идти, как жить дальше, было важно помочь людям отказаться от мучительных исканий якобы новых истин, а зорко разглядеть в тумане заблуждений яркий маяк Церкви Христовой. Правильно ориентироваться в море житейском, на огромных волнах, поднимающихся от революционной бури, спасительный путь указывали святые, в том числе и священномученик Кукша.
Поэтому празднование в 1913 году 800-летия со дня мученической кончины святого Кукши — просветителя вятичей, было не только крупным церковным событием, но и делом государственной и общественной важности. Империя, которую хотели сокрушить кровавые бури революционного движения, могла найти надежную поддержку в благотворности покаяния, искренности соборных молитв, обращению к помощи святых, особенно священномучеников, принявших страдание и смерть ради Христа.
Как указывалось, служба в честь 800-летия кончины святого просветителя вятичей проходила не в кафедральном соборе города Калуги, а в Богоявленском храме в связи с ремонтом Калужского Троицкого кафедрального собора. Это была одна из причин проведения службы в Богоявленском храме. С 1913 года в этом Доме Божьем настоятелем служил отец Иоанн Глаголев, который стал настоятелем храма 24 апреля, т. е. пятью месяцами раньше торжества, посвященного преподобномученику Кукше. Но уже в то время было известно, что отец Иоанн почитает этого святого. Именно этому батюшке была обязана православная Калуга тем, что в 1914 году в Богоявленском храме появилась почитаемая икона священномученика Кукши с мощевиком.
Торжеству привоза иконы предшествовали достаточно долгие предварительные переговоры с Киево-Печерской обителью. Предварительно испросив благословения Преосвященнейшего Епископа Георгия, который очень сочувственно отнесся к планам настоятеля Богоявленской церкви, отец Иоанн приложил много трудов и стараний для того, чтобы все управилось. Епископ Георгий тоже «посвятил много времени и хлопот для исходатайствования для Богоявленской церкви у первоиерархов Киевской церкви св. мощей св. Кукши в его иконе, как благословенный дар Киево-Печерской обители насельникам страны Калужской».
Не способствовала положительному решению долгая переписка настоятеля Богоявленского храма отца Иоанна Глаголева с духовным собором Киевской Лавры и с настоятельницей – игуменией Великокняжеского Киевского Покровского монастыря.
Только после ходатайства Преосвященнейшего Георгия, Епископа Калужского и Боровского, перед митрополитом Киевским, Высокопреосвященнейшим Флавианом. Таким образом, переписка в течение нескольких месяцев к концу февраля 1914 года была завершена. Результатом было благосклонное разрешение представителю Калужской епархии получить мощесодержащую икону священномученика Кукши. Так с Божьей помощью были вознаграждены молитвы и труды архипастыря Калужской епархии и настоятеля Богоявленского храма отца Иоанна Глаголева.
Из Киева было сообщено о даровании Богоявленской города Калуги церкви святых мощей священномученика Кукши в его иконе, «написанной безмездно в художественной мастерской лавры». Радостное известие быстро облетело не только Калугу, но и все уголки епархии. Оставалось подождать совсем недолго, чтобы почитаемая святыня была доставлена поездом в Калугу. Для выполнения почетного и ответственного поручения в Киев был отправлен отец Иоанн.
Встреча и пребывание в Киеве превзошли все ожидания. Гостю из Калуги не просто было уделено должное внимание, а оказаны определенные почести как представителю епархии, которому доверена ответственная миссия. «Милостию угодника Божия поездка была везде успешная и быстрая. Много было оказано калужскому паломнику в Киеве почета и ласкового приема со стороны разных лиц и о. настоятеля лавры, разрешившего посланному спутнику открыть пелены с мошей св. угодника Кукши и — приложиться паломнику к ручке св. угодника» — так описывалось в калужской православной печати посещение отцом Иоанном Киева и его святынь. Упоминалось, что погода была в эти дни прекрасная, солнце освещало золотые купола, все это было сообразно настроению, как самого батюшки, так и с нетерпением ожидавших его в Калуге православных верующих, духовенства и мирян.
Была устроена торжественная встреча киевской святыни, которая навечно (как тогда казалось) обретала свое постоянное место в Богоявленском храме. Мощесодержащая икона была встречена с почетом и поклонением на железнодорожном вокзале, где был отслужен молебен. Крестный ход собрал очень много богомольцев из разных соев и сословий населения. Очевидцы вспоминали, что это было «дивное и редкое зрелище». Помимо этого отмечалось, что десятки голосов в едином порыве пели: «Святый Кукше, моли Бога о нас!». Пелись стихиры и читался канон.
Важность и торжественность этого события описывались в прессе и еще долго вспоминались калужанами: «Воодушевление было неописуемое. Некоторые под наплывом религиозного чувства громко рыдали; у многих появились слезы. Дивное, редкое было зрелище! Умеют еще калужане молиться! Процессия тянулась медленно. Развевались хоругви…» Все были настолько охвачены общим молитвенным чувством, что порядок был образцовый, и несколько морозная погода никого не останавливала. Хотя в целом погода была безветренная и тихая.
По пути следования в Богоявленский храм процессия останавливалась 5 раз — у Московских ворот и у церквей: Алексеевской, Николаевской при мужской гимназии, Никольской и архиерейской, где молебен совершил Владыка. Количество молящихся при длительности крестного хода не уменьшалось, все хотели принять участие в торжестве прославления священномученика Кукши. При пении величания крестный ход достиг конечной точки маршрута – Богоявленского храма. На последнем участке пути от архиерейской церкви к Богоявленской звонили колокола.
В храме сразу же начался молебен святому угоднику Божию Кукше. Служил местный настоятель. В это время собралось столько молящихся, что до начала вечерни люди все шли и шли, чтобы приложиться к иконе. После вечерни, начавшейся в четыре час вечера, был отслужен молебен с водоосвящением. В шесть часов вечера началась всенощная. А на следующий день были отслужены две литургии: ранняя и поздняя. Ранняя была отслужена отцом Иоанном Глаголевым, а поздняя – священником Успенской церкви о. Гавриилом Кушневским.
Калужане, присутствовавшие на службах, вспоминали, что когда батюшка за ранней литургией с воодушевлением произнес: «Молитесь же, чтобы святой всегда пребывал с вами», почти все молящиеся в едином порыве опустились на колени. Только за два дня богослужения в субботний и воскресный день (8 и 9 марта) приходившим помолиться и поклоняющимся мощам священномученика Кукши было роздано примерно 2000 листков об этом угоднике Божьем.
Храм в дни торжеств был открыт в течение всего дня, людской поток не прекращался. Такое проявление молитвенной радости и усердия калужан давали надежду на то, что привезенная из Киева святыня будет украшена ризой, а каждый по мере сил будет жертвовать на богоугодное дело и благолепное убранство святого образа.
Настоятель Богоявленской церкви, священник Иоанн Глаголев, обращаясь к православным прихожанам храмов, писал: «Веселитесь и радуйтесь, жители града Калуги, ибо велик посреди нас угодник Божий, надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих людей! Идя по тернистому пути внешних скорбей и внутренних искушений, заходите, граждане, в часы горести и искушений к этому Божию угоднику и нашему заступнику, склоните здесь главу пред ним и обрящете здесь себе покой и радость и отдохнете сердцем!».
События 1913–1914 гг. в Калуге, связанные с торжествами в честь преподобномученика Кукши, имели большое значение для укрепления людей в вере в трудное время брожения в обществе и распространения революционных идей.