Каждый год в первое воскресенье февраля празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отдается дань памяти тем, кто ценой своей жизни сохранил Православие на земле нашего Отечества.

Архимандрит Дамаскин (Орловский), чьи труды знакомы каждому, так оценил мученическую жертву погибших за Христа в ХХ веке: «Церковь, по слову святителя, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, и поминается не первой при поминании патриархий, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов. Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова».

В связи с этим вспоминаются и проникновенные строки из стихотворения «Антиминс» протоиерея Андрея Логвинова:

Мучеников свечечки зажглись,
Светятся из каждого угла.
Русская земля — как антиминс
На престоле Вечности легла.

Где от Соловков до Колымы
Выстрадать за веру не смогли?
Боже, святость русскую прими
Во спасение всея земли.

Но процесс сбора материалов о подвиге жизни и смерти достойных представителей духовенства и православных мирян не прекратился, из года в год мы узнаем новые имена, а Россия получает новых Небесных покровителей. Решением Священного Синода в Межсоборный период были причислены к лику святых:

2000 году — 57 святых;

2001 году — 122 святых;

2002 году — 147 святых;

2003 году — 102 святых;

2004 году — 58 святых;

2005 году — 72 святых;

2006 году — 56 святых;

2007 году — 33 святых;

2008 году — 12 святых;

2009 году — 3 святых;

2010 году — 2 святых.

Всего: на 1 января 2011 года 1776 святых.

Процесс этот продолжается, более того за последнее время были найдены документы, свидетельства очевидцев на тех, кто погиб в самом начале кровавого пути богоборцев — в 1918 году. Среди них есть и жители Елабуги. Через 100 лет после убийства были канонизированы отец Павел Дернов и его сыновья. С Божьей помощью из поколения в поколение хранили воспоминания об этих убиенных за веру христианах старожилы города Елабуги. Многие годы прошли с той поры, когда произошли бессмысленные и жестокие убийства священника и троих его сыновей, но народная память жила, взывала к тому, чтобы подвиг жизни и смерти членов семьи Дерновых был увековечен.

В данном случае все сошлось воедино: народное почитание и проверка всех фактов. А так не всегда получалось и получается в работе Синодальной комиссии по канонизации, где все материалы проходят тщательную проверку. Вот что об этом говорил протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор Свято-Тихоновского Гуманитарного университета: «Прославление новомучеников в лике святых совершается, как правило, на основании их мученического подвига, а не в силу их народного почитания, которое в большинстве случаев не могло сложиться в виду отсутствия информации, появляющейся только в ходе исторических и архивных изысканий. Огромный объем исследовательской работы в связи с множеством персоналий и большими трудностями, по независящим от нас причинам сопутствующими исследованиям в этой области, неизбежно сопровождается ошибками, неточностями, большими или меньшими упущениями (следует напомнить, что такого рода ошибки случались неоднократно и раньше)».

Об о. Павле Дернове и его сыновьях Борисе, Григории и Семене я узнала на секции, работа которой организовывалась Синодальной комиссией по канонизации святых (в рамках Рождественских чтений в Москве). Выступал священник, который принял близко к сердцу рассказы жителей Елабуги, организовал сбор необходимых документов, подготовил выступление для собравшихся в Москве представителях разных епархий. А в конечном итоге были подготовлены все необходимые материалы для того, чтобы прошло причисление к лику святых убиенного священника и его детей. Молитва и труды батюшки и его помощников привели к этому результату. Что касается местного почитания будущих святых, то даже заранее были написаны иконы, так люди были уверены в том, что их земляки, казненные большевиками, будут причислены к лику святых.

На лектории «Россия в ХХ веке», который в свое время проводился в КОНБ им. Белинского, нами были представлены материалы о семье Дерновых, с которыми познакомились в столице. В то время слушателей поразил как сам факт дикой и неоправданной жестокости представителей новой власти, так и то, что в течение многих лет эти преступники, оставаясь у руля власти, продолжали попытки своего оправдывания и опорочивания светлого образа погибших за веру. Местные краеведы, которые тоже помогали в сборе материалов о земляках, так описывали позицию власти: «Отец Павел с сыновьями были причислены к «организаторам мятежа» против красных, и это утверждение прочно закрепилось в революционной «летописи» города. Последнее подобное упоминание о них можно было прочесть в книге «Над шишкинским бором рассвет», опубликованной в Татарском книжном издательстве в 1989 году». Это не было случайностью, в настоящее время можно и нужно подчеркнуть, что именно в это время, в начале 1980-х годов отец Павел и его сыновья были причислены к лику святых РПЦ За рубежом.

Прошло время, и состоялась канонизация. Господь управил все так, как и должно быть. Ничто теперь не омрачит светлый образ мучеников за веру. Их лица остались на пожелтевших фотографиях, а их лики взирают на нас с икон. Жизнь отца Павла в первую очередь учит православных родителей, как нужно воспитывать своих детей, чтобы они стали истинными христианами. И в первую очередь — своим личным примером. История семьи Дерновых – это учебник для православных родителей. Отец Павел рос в большой многодетной семье священника, считал многочадие подарком от Бога, залогом правильного формирования личности ребенка в обстановке заботы друг о друге, послушания старшим и помощи младшим. Такие выводы можно сделать из известных сведений о жизни батюшки.

После окончания Казанской духовной академии Павел Дернов, родившийся в в селе Пиштань (Никольское) Яранского уезда Вятской губернии, приехал В Елабугу. Далее жизнь его протекала следующим образом: «По приезду в Елабугу Павел Дернов 15 сентября 1894 года был опре­делен на должность законоучителя Елабужского реального училища. 26 сентября того же 1894 года Павел Дернов вступил в брак. Избран­ницей его стала дочь протодиакона Спасского собора Анна Аркадьевна Лаженицына. Вскоре, 2 октября 1894 года, преосвященным Алексием, епископом Сарапульским Павел Дернов был рукоположен в сан иерея и определен к елабужскому Спасскому собору без права получения до­ходов, как сверхштатный священник. Но этой же осенью 30 ноября 1894 года священник Павел Дернов был назначен на должность законо­учителя Елабужской женской прогимназии с оставлением в должности законоучителя в реальном училище. В декабре 1894 года состоялось его определение на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви, которая находилась при городской гимназии».

Нужно сразу же подчеркнуть, что этом гимнази­ческом храме, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, прошли все годы служения отца Павла Дернова. Этот факт тоже ярко характеризует личность отца Павла, дает возможность убедиться, что он предпочитал постоянство во всем: взглядах, поступках, делах. Этому же он учил своих детей. Наука эта была прочной, надежной, как это показало время и последующие события. Следует обратить внимание и на то, что храм был домовым, поэтому священник храма не мог получать доходы в таком же размере, как в приходском храме. Но он не покинул место своего служения. Помимо сказанного выше известно и следующее: Помимо преподавательской деятельности в должности законоу­чителя в реальном училище и гимназии, священник Павел Дернов принимал активное участие в общественной жизни церкви, кото­рая была в те времена достаточно разнообразна. Он состоял членом Сарапульского Вознесенского братства (с 1895 г.), Братства Святителя Николая (с 1895 г.), а также Миссионерского общества (с 1898 г.). За ревностное служение на церковном поприще 25 марта 1898 года священник Павел Дернов был награжден набедренником, 7 марта 1901 года — скуфьею, 6 мая 1905 года — камилавкою. В последующем отец Павел Дернов стал протоиереем.

В каждой епархии России выходили епархиальные ведомости, не исключением была и Вяткая. В настоящее время, когда епархиальные ведомости выложены в интернете, каждый желающий может убедиться в том, что отец Павел публиковал свои статьи в Вятских епархиальных ведомостях, его волновали вопросы воспитания, христианской нравственности, духовности. Его забота об этом была направлена не только на своих подопечных, но и на боле широкий круг – на читателей епархиальных ведомостей. Известно, что помимо этого отец Павел, как в то время было распространено, занимался вопросами трезвости. В тот период организовывались духовенством общества трезвости, отец Павел не остался равнодушным к искоренению порока и предупреждению этого, организовав кружок трезвости. Все перечисленное характеризует отца Павла как неравнодушного в своем служении пастыря, который проявлял свою заботу по разным направлениям деятельности, чем заслужил большое уважение не только по месту служения, но и по городу.

Настали трудные времена, опасные и жестокие, но понимание этого не изменило деятельного священника, он готов был служить Богу и людям так и столько, сколько потребует обстановка и события. Видя не просто несправедливость, а варварство и нападки на веру, мужественный священник не мог остаться в стороне даже ради своей любимой семьи и будущего детей. Именно в такие минуты раскрывается истинная сущность человека. А при событиях, которые имели место, и сила христианской преданности Спасителю, крепость веры. Сохранились воспоминания одной из местных жительниц: «Красноармейцы совершили кощунство в храме, до глубины души возмутившее всех верующих, запуганных насмерть. Отец Павел произнес гневную проповедь, предав анафеме богоотступников. Он был сразу же расстрелян при выходе из храма».

Далее в воспоминаниях есть продолжение: «Эта расправа — дикая и бессмысленная — с любимым отцом вызвала у сыновей желание «отомстить». И вот маленький тихий городок содрогнулся от ужаса и горя: трое юных «мстителей за кровь отца» были приговорены к расстрелу как участники контрреволюционного заговора (их отец еще не был погребен). Жителям города было строжайше запрещено выходить из домов в день казни. Расстреливали их под дамбой, у электростанции из красного кирпича: старшие были убиты мгновенно, для гимназиста потребовался второй залп (он отвернул голову) — из-за закрытых ставень эту казнь видели жители близлежащих домов. Варю и Сережу спрятали добрые люди: их тоже намеревались уничтожить — искоренить все «дерновское отродье». Они уцелели для долгой, интересной жизни...Тяжело переживали многие елабужане эти страшные события. Учительница детей Дерновых Любовь Федоровна Сафанеева сошла с ума после чудовищного, бесчеловечного расстрела отца Павла и его троих сыновей...»

Некоторые оценивают эти строчки, краткое описание случившегося в качестве излишне эмоциональных. Но согласиться с излишней эмоциональностью просто невозможно, учитывая, что современница расстрела ничего не преувеличила. Действительно многочисленные свидетельства подтверждают, что священника грубо арестовали, вывели на лед реки и убили без суда и следствия, а потом расстреляли и его сыновей. Сыновьям семьи Дерновых в это страшное время было: старшему 20 лет) — в Казани, второму 18 , младшему 14 лет. По некоторым источникам значится, что младшему из расстрелянных — Семену было 16 лет. Сохранились и другие, сходные по сути с предыдущими, воспоминания одного юноши: «В воскресный день накануне отъезда в Чистополь Владимир слушал в Спасском соборе проповедь отца Павла Дернова, речь которого произвела большое впечатление на слушателей и на подростка... Дальнейшие события ему стали известны из рассказов родных: как забрали деда Гавриила и его братьев, как погибли двоюродные дедушки Гавриил и Павел; о трагической судьбе отца Павла Дернова и его трех сыновей; как бесчинствовала банда, прикрываясь флагом Красной гвардии».

Воспоминания и документы опровергают утверждение о том, что сыновья хотели мстить за родителя и с этой целью пошли к местным большевистским начальникам. Цель братьев Дерновых была одна: узнать правду о своем отце. Весь ужас и состоял в том, что только за это они были зверски убиты. По воспоминаниям их сестры Варвары арестованных повели на расстрел при свидетелях, братья кричали толпе, что они идут умирать за веру. Это слышали все люди, которые находились не так далеко от уводимых на казнь. На жестокую казнь отца Павла с сыновьями отозвалась столичная петербургская пресса. В газете «Петроградский церковно-епархиальный вестник» срочно была опубликована заметка «Расстрел пастыря и издевательство над игуменьей». Вот что сообщалось в издании: «В Петрограде получены достоверные сведения о расстреле в г. Елабуге священника о. Дернова и троих его сыновей: двух студентов и гимназиста. Причина расстрела — найденная у покойного о. Дернова австрийская пулеметная лента, привезенная с войны одним родственником. Елабужские власти, расстреляв о. Дернова, бросили его труп у мельницы. Арестованные сыновья о. Дернова, узнав о трагической кончине своего отца, бросили злодеям одно слово: «Душегубы»... И за это слово, сказанное сгоряча, всех трех юношей без всякого суда повели к пристани и там расстреляли. Причем юношей не только убили, но зверски убили разрывными пулями...»

Прошла более 100 лет после гибели будущих святых, как говорится, расставлены все точки над «и». Не удалось оправдаться убийцам даже под прикрытием власти. А правда восторжествовала, и каждый получил по заслугам. Про елабужского батюшку и его сыновей говорили: «Они шли умирать за веру». Священник и его сыновья причислены к лику святых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года (журнал № 84) и включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память протоиерея Павла Дернова и его сыновей будет совершаться 14 (27) февраля, в день их мученической кончины. Теперь мы в молитвах обращаемся к ним с просьбой укрепить в вере нас, православных людей 21 века. Нас разделило время, но объединяет вера.