100 лет назад в Калуге было торжество, которое не могло остаться без внимания местной православной периодической печати. В Калужском церковно-общественном вестнике по этому поводу сообщалось следующее: «10 августа 1915 года навсегда останется памятным в жизни калужского края, составит светлую страницу в его истории. В этот день исполнилось 400 лет со времени блаженной кончины святого праведного Лаврентия, Христа ради юродивого калужского чудотворца. С редкой торжественностью отпраздновала Калуга этот знаменательный в своей жизни день. Юбилейные торжества происходили, главным образом, в Калужском Лаврентиевом монастыре, где почивают под спудом святые мощи Праведного».
Подготовка к торжеству шла задолго до самого события. Она заключалась в первую очередь в приведение в идеальное состояние всех строений монастыря. Для этой цели были организованы сборы средств, «на благоустроение пришедшей в ветхость раки со святыми мощами Угодника Божия, на обновление храма, где находится рака, и основанной в память его обители». Не только доброхотные состоятельные датели участвовали в пожертвованиях ради благородной цели придания монастырю надлежащего вида, все калужане жертвовали столько, сколько позволяли их возможности. Благодаря этому в течение лета 1915 года «была высеребрена и вызолочена рака с мощами Праведного Лаврентия, вновь расписана церковь в соборном монастырском храме, обновлена церковь в верхнем этаже храма, выкрашен сам храм и другие монастырские здания, а также проведены другие работы по приведению в порядок и всей обители».
В статьях, опубликованных в печати, особо подчеркивалась огромная роль Его Преосвященства Преосвященнейшего Георгия, епископа Калужского и Боровского: «Все работы производились под непосредственным наблюдением Преосвященного Георгия». Нужно справедливости ради добавить, что и вопрос о торжественном праздновании 400-летия со дня кончины блаженного Лаврентия впервые был поднят именно епископом Георгием за два года до юбилейного дня. Произнося в Лаврентьевом монастыре поучения 10-го августа 1913 года, Владыка Георгий сказал: «Приближается великий и знаменательный день для обители и нашего города – четырехсотлетняя годовщина со дня кончины Св. Праведного Лаврентия. Это – 1915 год. К этому дню все следовало бы привести здесь в порядок, все благоустроить, чтобы радостно можно было отпраздновать этот святой день, чтобы достойным образом почтить память святого Заступника нашего».
Таким образом, парадный и торжественный вид обители в день празднования юбилея 1915-го года, во многом был создан усилиями Владыки Георгия. Но это был далеко не единичный случай в истории Лаврентьевского монастыря, ведь каждый из архипастырей вносил свою лепту в создание неповторимости внешнего вида святой обители, куда на поклонение святому праведному Лаврентию Калужскому приезжали местные и иногородние паломники, поражавшиеся ее благолепием. В молитвах, возносимых в праздничные дни 1915 года, поминался не только «удельный Калужский князь Симеон, в честь Св. Лаврентия устроивший эту обитель из уважения и любви к Праведному».
Далее по достоинству поминались все почившие святители Калужские, которые заботами своими поддерживали монастырь. По этому поводу в 1915 году были сделаны такие выводы в православной печати: «Все они были близки обители Праведного Лаврентия. Все они так или иначе заботились о ней – тем более, что и ранее она была, как и теперь есть, частью Архиерейского Дома. Все они благоговели пред памятью Св. Праведного Лаврентия, все они были его усердными почитателями». Были помянуты и иноки обители, положившие много-много сил на ее благолепие, и с молитвой потрудившиеся на ее благоукрашение. Не остались забыты и жертвователи и благотворители. Но все-таки благословение на все эти работы и сборы пожертвований давались Архипастырями.
Но это благолепие, которым восхищались все, кто присутствовал на юбилейных торжествах, создавалось не только перед юбилейной датой 400-летия со дня кончины праведного Лаврентия. Созданию внешнего вида монастыря, его благоустройству способствовали не только настоятели с помощью жертвователей и благодаря почитанию в народе святого и обители носящей его имя. «Хранитель Калуги! Лаврентий блаженный! Отрадна для сердца обитель твоя,» — эти стихотворные строки были посвящены Лаврентьевскому монастырю задолго до 400-летнего юбилея со дня кончины святого праведного Лаврентия. Стихотворение «Лаврентьев монастырь», написанное епископом Макарием и опубликованное в Калужских Епархиальных ведомостях в 1896 году. Не только дела по поддержанию монастыря в должном благолепии, но и стихотворное упоминание о монастыре принадлежит Владыке Макарию (Троицкому). Но внешний облик монастыря формировался в основном до середины ХIХ века.
Если обратиться к «Исторической записке об учреждении и состоянии Калужской епархии за столетний период ея существования (с 16 октября 1799 г. – 16 октября 1899 г.)», то в первую очередь отмечались заслуги по заботе о Лаврентьевском монастыре епископов Николая (Соколова), Владимира (Никольского). Но этот источник дает только самую основную и недостаточно полную информацию о деятельности Владык на Калужской кафедре и их заботе о Лаврентьевом монастыре. Нужно учитывать, что в период написания этого доклада, составленного под редакцией ректора КДС протоиерея Димитрия Лужецкого, зачитанного им на торжественном собрании, и ставилась цель назвать главные заслуги тех, кто пребывал на Калужской кафедре в указанный период. Но при более глубоком изучении вопроса о заботливости архипастырей о благолепии монастыря можно сделать вывод о том, что все они внесли свою лепту в благое дело.
Материалы «Калужской десятины жилые данныя церкви и пустовыя церковныя земли (1669–1746 гг.)» дают представление о том, что представлял собой Лаврентьев монастырь в эти годы. По сведениям конца 1799 года мало что изменилось в лучшую сторону: «...Лаврентьев монастырь высшей церковной властью, при открытии самостоятельной Калужской епархии, был обращен в архиерейский дом. Богатым, церковно и хозяйственно благоустроенным Лаврентьев монастырь никогда не был и только ждет своего цветущего состояния, но монастырь всегда был дорог калужанам и жителям Калужского края». Таким образом, дальнейшая забота о существовании и благоустройстве монастыря была вверена Калужским архипастырям.
История постепенного развития и украшения монастыря отражена в стихотворении «Калужский Лаврентьев монастырь» (1891 г.) протоиерея С. Всесвятского:
«Стоит Лаврентьев монастырь,
Где прежде был один пустырь».
Это очень верное описание того, что было в самом начале основания монастыря. Пусть это и стихотворные строки, а не документальное свидетельство о состоянии монастыря в далекие времена. Архивные материалы по Лаврентьевскому монастырю, сохранившиеся в ГАКО, не позволяют восстановить полную картину и все этапы его становления. Есть сведения, которые содержатся в трудах иеромонаха Леонида (Кавелина), который стремился собрать все возможные материалы по истории Православия на Калужской земле. Не будем забывать о том, что автор «Истории Церкви в пределах Калужской епархии» и «Исторического описания Калужского Свято-Лаврентиева монастыря» в мае 1860 года, посвящая свою книгу тогда еще епископу Григорию (Миткевичу) писал о плохой сохранности документов: «Что же касается до местных архивов как монастырских, так и городских, то вашему Преосвященству небезъизвестно, что они почти не сохранили в себе ничего для пояснения Истории Церкви нашего края...» Современный исследователь находится в еще более затруднительном положении, так как еще большее число документов утрачено в годы суровых испытаний.
Первым Калужским епископом Преосвященным Феокфилактом (1799–1809 гг.) сразу же после вступления на Калужскую кафедру были предприняты меры для того, чтобы можно было произвести необходимые хозяйственные перемены и улучшения. В этот период были покрыты железом купола и кровля храма Вознесения Господня. По документам, которые до сего дня сохранились в ГАКО, известно, что в монастыре, служившим и постоянным Архиерейским домом, работали живописцы, каменщики, печники. Указы КДК за 1800–1805 гг. и приходно-расходные книги за этот период позволяют проследить, какие виды работ, кем были проведены.
В 1800 году живописцами Поликарповым и Никифоровым были расписаны внутри настоятельских покоев потолки и стены. Помимо этого рабочие подрядчика купца Михаила Григорьева производили каменные, штукатурные и печные работы. В 1803 году купец Лаврентий Коракин руководил заменой стекол, купец Андрей Алпатов поставил 35000 гвоздей. Купцы Григорий Пастушков, Димитрий Кувшинников, Лаврентий Теренин организовали работы по обустройству 4-х новых печей. Печи требовались в новые корпуса. Записи о расчете с поставщиками показывает, что было сделано: «Куплено у калужского купца Никифора Осипова сына сорокина для вновь выстроенных корпусов бревен, досок, кровельных тесин на 78 р. 57 коп. Выдано калужской купеческой жене Авдотье Макушкиной за забранные у нее на сделанные вновь корпуса для потолков и полов бревна 67 р. 98 коп.».
Епископ Феофилакт будучи уроженцем Олонецкой губернии и его последователь — епископ Евлампий (Введенский) (1809–1813 гг.), который долго прожил в Архангельске, много внимания уделяли хозяйственному обзаведению, включая «разведение в Лаврентьевом монастыре скота холмогорской породы». Для этой цели требовались соответствующие постройки, которые хотя и не прибавляли красоты и привлекательности общему виду монастыря, но были необходимы. Соответственно и эти вопросы были в поле зрения заботливых архипастырей. Помимо этого были лошади хороших пород – быстрые и легкие рысаки. Хозяйственный двор монастыря был расширен, его увеличение по площади диктовалось необходимостью.
Время нахождения на Калужской кафедре епископа Евлампия совпало с трагическими испытаниями для русского народа, которые показали его патриотизм, готовность постоять за Отечество. В это трудное время епископ Евлампий озаботился разбивкой прекрасного монастырского сада, который своей ухоженностью приятно отличался от мрачной стены деревьев Калужского бора. Но нужно отметить, что еще в 1805 году уже существовал небольшой сад, что подтверждается сохранившимися документами. Из этих документов явствует, что в 1805 году на территории монастыря уже трудился садовник, для трудов которого делались соответствующие покупки: «Куплено для садовника. Сделано 2 бадьи к колодезю…»
Но наличие разбивки сада в первое 10-летие 19 века не было отмечено исследователями истории Лаврентьевского монастыря. Иеромонах Леонид пишет, что при вступлении на Калужскую кафедру Владыки Евлампия «при Лаврентьевом монастыре еще не было сада, а кругом подмонастырской слободы Подзавалья рос густой лес». Но, тем не менее, какой-то садовый участок, как это подтверждается наличием садовника, в монастыре был. Хотя его нельзя было сравнить с успехом в выращивание огородных культур. Огородное дело было в тот период развито значительно лучше. Но огороды не могли украсить территорию монастыря и придать ей своеобразие и скромную прелесть, особенно в теплое время года. Только епископ Евлампий отмечается как главный вдохновитель работ по устройству большого и красивого сада. В публикациях упоминаются воспоминания старожилов, которые делились со своими потомками впечатлениями от наблюдений за тем, как облагораживалась монастырская земля, благодаря задумке и личному участию епископа Евлампия.
Как отмечалось в литературе, Владыка Евлампий был очень увлечен идеей создания сада. Он не просто задумал развести его, но и «сам назначил направление дорожек и места беседок, словом, все, что было для него потребно». Несмотря на сложности, связанные с отсутствием должных средств для использования наемной силы и пр., епископ Евлампий продолжал реализовывать свою идею. Для этой цели кузнецу было благословлено обеспечить покупку или изготовление лопат. А кроме этого он должен был позаботиться о том, чтобы было много кирок, топориков и других инструментов. Когда все было готово, в Лаврентьевский монастырь был приглашен ректор со всеми служащими и учениками. Даже были привлечены другие гости из города. Так по молитве архипастыря буквально даром, без вложения капиталов было начато благое и полезное дело, которое укрепило в народе доброе к нему отношение, и было поводом для калужан поминать его после ухода в мир иной.
Но благоустройство сада в Лаврентьевском монастыре на этом не закончилась, работы продолжались и в дальнейшем. Постепенно не только Лаврентьевская роща, но и монастырский сад стали местом уединенной и сосредоточенной молитвы в окружении того, что создано Богом и поддержано трудом людей. Как писал позже иеромонах Леонид (Кавелин), последователи епископа Евлампия тоже не остались равнодушными к поддержанию традиции ухода за садом. В его труде о Лаврентьевском монастыре есть такие строки: «Преосвященный Евлампий начал, а преемники его Преосвященные Евгений и Антоний окончили разведение при монастыре сада, в который обращена дикорастущая по скату холма роща». Так сад, возникший в свое время практически за один день, стал украшать монастырь, продолжая оставаться предметом заботы архипастырей.
Преосвященный Антоний (Соколов) (1816–1819) особо много внимания уделял хозяйственной стороне, устройству не только монастырских зданий, но и хозяйственных построек. Как известно, в этом ему существенно помогала его матушка, о котором написано, что она была «почтенная и непростая старица, которая жила в монастыре на скотном дворе, состоявшем в ея непосредственном заведении». В краткосрочное свое пребывание на Калужской кафедре, епископ Антоний не только окончил внутреннюю отделку Свято – Троицкого кафедрального собора в Калуге и совершил его освящение, но постоянно следил за состоянием Лаврентьевского монастыря.
Епископ Филарет (Амфитеатров) (1819–1825) в упомянутой уже «Исторической записке об учреждении и состоянии Калужской епархии» отмечен своим особенным вниманием к монастырской жизни, имея желание поддерживать в древней обители святого праведного Лаврентия строгий монастырский порядок. Но это не мешало ему в должной мере заниматься хозяйственными распоряжениями и усовершенствованиями. Используя средства доброхотных дателей, домовые доходы, Преосвященный Филарет обеспечил «следующие починки и вновь постройки».
Перечислим основные: Церковь и колокольня каменная снаружи вновь оштукатурены, починены и выбелены. Верхняя церковь внутри снова оштукатурена и по стенам вся росписана иконами и разными приличными фигурами. В нижней церкви разделаны окошки, росписание поновлено, и пол весь снова перемощен лещадью. Паперти около церкви все внутри снова оштукатурены и покрыты новым листовым железом, вместо обветшавшей тесовой крыши. Дом для архиерейского пребывания, вместо тесовой обветшавшей кровли, весь покрыт новым листовым железом. Вновь построена с основания в сем доме и освящена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и снабжена приличною утварью.
Епископ Григорий I (Постников) (1826–1828), боровшийся против раскольников, тем не менее находил время и силы для заботы непосредственно о Лаврентьевском монастыре. В его бытность в Калуге было предпринято обращение в Святейший Синод по поводу исходатайствования дополнительных средств, которые и были получены в сумме 5000 рублей. Это была существенная добавка к пожертвованиям благотворителей. До приезда в Калугу епископа Григория внутри Лаврентьевского монастырской ограды, в непосредственной близости к его святыням был скотный двор. С учетом того, что он постепенно разрастался, увеличивался в размерах площадей и поголовья, возникла острая необходимость в изменении его нахождения. Часть средств, полученных из Санкт-Петербурга были израсходованы для этого. Благодаря проведенным работам, скотный двор был перенесен за ограду монастыря, где и находился до разрушения монастыря при богоборческой власти.
В период пребывания на Калужской кафедре епископа Никанора (Клементовский) (1831–1834) благоустройство Лаврентьевского монастыря продолжалось с учетом насущных проблем того времени и возникшей необходимости. Как писалось о его деятельности: «Управление сего преосвященного Калужскою епархиею – было, хотя непродолжительно, но благоискусно». Его внимание было обращено на ветхости Лаврентьевского монастыря, которые появились со временем и требовали ремонтных работ. Именно при епископе Никаноре была снесена ветхая галерея, которая окружала храм с восточной стороны. Эта галерея располагалась от северной и южной дверей вокруг алтаря. После этого с северной стороны была пристроена 2-х-этажная каменная палатка, предусмотренная с определенной целью: в верхнем этаже ее стала размещаться ризница. Благодаря тщанию епископа Никанора и его личному вкладу в 1833 году была изготовлена среброзлащенная риза на икону Вознесения Господня.
При епископе Николае (Соколове) (1834–1851) продолжалось благоустройство монастырской территории, которое было заведено его предшественниками. Длительный срок его пребывания на калужской кафедре позволил владыке внести существенный вклад в дело благоустройства монастыря. О чем не забывали не только его современники, но и их потомки. Сохранившиеся документы тех далеких лет вполне могут подтвердить его деятельность по облагораживанию любимого калужанами монастыря. Опись столярных инструментов, купленных для проведения ремонтных работ, оценка труда наемных рабочих говорит о непрекращающейся заботе архипастыря о монастыре, где покоятся мощи святого праведного Лаврентия Калужского — покровителя земли Калужской.
Архивный фонд Калужского архиерейского дома содержит доклад правящего должность эконома и казначея епископу Николаю о торгах 1835-го года на ремонт каменных построек в Калужском Лаврентьевском монастыре. Перечисление этих построек дает представление о том, какой объем работ должен быть проведен. В список вошли: колокольни церквей, покоев жилых, башен, ограды монастырской, ограды садовой внутри монастыря и всех вообще каменных строений. В одном из рапортов 1835 года, сохранившимся в ГАКО, не только перечисляются расценки и выплаченные рабочим и подрядчикам суммы, но и называется объем работ по поновлению Лаврентьевского монастыря (так писали в то время): оштукатурка местами Церкви, колокольни, келлий, Архиерейских покоев, починка и обеливание всех каменных строений; вычинка внутри монастырской садовой каменной ограды, сделанный в ней вновь балясник; поправка оной в 3-х местах железом, а в прочих местах тесом».
Помимо этого для различных работ закупалась известь, конопляное масло, белила, грунт для железной кровли и т.д. Было принято соблюдать традицию благодарить рабочих, которые добросовестно трудились. Например, в 1836 году на подпись епископа Николая было представлено следующее письменное сообщение: «Доклад. Обычай есть, на окладинах и по окончанию работы давать хлеб-соль рабочим. Почему на завтрашнее угощение 20-ти человек каменщиков, работающих колокольню, нужно купить или выдать деньги на покупку: булок — 3р. 20 коп., говядины 20 фунтов — 4 р., горячего вина полведра — 4 р., ведро пива — 3р. 50 к. Итого — 14 р. 70 к. Что на благоусмотрение Вашего Преосвященства представляю».
Не всегда заботы касались церковных зданий. Хозяйственные постройки на территории монастыря тоже требовали внимания. 18 сентября 1836 года за № 55 Его Преосвященству Преосвященнейшему Николаю был представлен доклад следующего содержания: «Квасоварню, находящуюся на скотном дворе, опасную в случае пожара для всего строения, для скота, экипажей, сена и овса, нужным находим оставить на погреба для хранения молока, и выстроить деревянную трехстенную подле бани и башни, занимаемой квасом, другого места нет. О чем Вашему Преосвященству и доносим». Приходилось тратить время и на рассмотрение подобных дел, которые требовали решения.
Описание строений внутри монастыря находящихся показывает, что они не портили общего благолепного вида, но в то же время не были в запустении и ветхости:
- Конная изба с ледником, чулан, конюшня о 9-ти стойлах, 2 каретных сарая с растворчатыми на железных петлях воротами, амбар и коровий сарай деревянный, покрытый тесом.
- Баня деревянная, покрытая тесом.
- Квасоварня, пристроенная к ограде с южной стороны, с южной стороны 2 больших котла.
В 1843 году была сделана и еще одна опись – опись так называемого домового казенного имущества в Лаврентьевском монастыре, которая позволяет представить себе, как выглядела обитель в тот период:
Калужский Лаврентьев 3-го класса мужской монастырь состоит в 2-х верстах от г. Калуги, находится на возвышении по левую сторону р. Яченки, с каменною оградою и с 4-мя по углам каменными башнями. Над святыми вратами с восточной стороны — упраздненная церковь, бывшая во имя Успения пресвятой Богородицы. По обе стороны святых врат — 2-х-этажный каменный корпус, в коем келии, занимаемые экономом, казначеем, братиею.
Монастырь с южной, западной и северной стороны окружен садом, а с востока — березовой рощей. Ворота створчатые, окрашены медянкою. Внутри сего монастыря находятся многие каменные здания, из коих одна 2-х-этажная каменная церковь. Архиерейский 2-х-этажный каменный дом о девяти вверху комнатах и 31-м окне. Непосредственно об архиерейском доме в архивных документах содержатся следующие дополнительные сведения (помимо приведенных): Верхние 9 комнат покрыты разными красками. В сем доме находятся 22 окна с двойными рамами, 9 дверей, 6 печей (4 белых, 2 цветных кафлей), в зале колонны под мрамор.
В середине ХIХ века Лаврентьевский монастырь имел достойный вид, привлекая не только калужан, но и паломников, стремящихся помолиться святому праведному Лаврентию в месте, где почивают его святые мощи. Иеромонах Леонид (Кавелин) приводит следующие сведения о том, что представлял собой монастырь, облагодетельствованный Калужскими архипастырями:
- Каменный соборный двухэтажный трехпрестольный храм; нижняя церковь во имя св. праведного Лаврентия, Христа ради юродивого, верхний храм 2-престольный.
- Домовая церковь при архиерейских келиях (в юго-западном углу здания) во имя преподобного Сергия радонежского, устроенная в 1823 году.
- Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на св. вратах.
- Небольшое двухэтажное здание для эконома, казначея и очередных иеромонахов по обеим сторонам св. врат с церковью; изнутри двора с западной стороны к ним пристроена галерея.
- Каменный двухэтажный архиерейский дом на южной стороне.
- Каменная квасоварня и дровяник близ архиерейского дома с юго-западной стороны.
- Каменный одноэтажный корпус братских келий на северной стороне.
- Колодец под крышей, каменная конюшня, деревянный амбар и деревянные сараи с северо-западного угла братского корпуса.
- Каменная высокая ограда, которой обнесен весь монастырь.
Таким образом, красота и благолепие Лаврентьевского монастыря, созданная и поддерживаемая молитвами и трудами Калужских архипастырей, вызывала желание богомольцев вновь и вновь возвращаться в эти святые места.