В дореволюционной России награждение золотой медалью (согласно определения Святейшего Синода) за 50-летие безупречной службы касалось не только священнослужителей, но и псаломщиков — как из городских, так и сельских церквей. С сожалением нужно упомянуть о том, что на эту тему практически ничего не написано, хотя каждый из награжденных псаломщиков (будь он из калужского храма Петра и Павла или с. Ленивца и т. д.) достоин памяти потомков.

 Одним из таких награжденных был церковнослужитель храма Рождества Христова с. Карамышева Медынского уезда Василий Иоакимович Мещерский, ведь прослужил он в храме более пятидесяти лет, ревностно выполняя свои нелегкие обязанности. За свои труды он был награжден в 1893 году золотой медалью «За усердие».А помогала ему в служении Богу и людям крепкая и несокрушимая вера. Именно она вела его и направляла:

                                                                                  «Для этой чудной веры все возможно,

                                                                                   Болезнь переносить и здравым быть.

                                                                                   О сем Христово слово непреложно;

                                                                                   О, как с такою верой сладко жить!».

Практически всю свою сознательную жизнь отдал этот сельский псаломщик любимому и почитаемому им храму. Никто в Христорождественской церкви не служил в течение такого длительного времени. Менялись настоятели, священники, диаконы, а псаломщик нес свою службу постоянно исправно. Изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие Василий Иоакимович Мещерский был примером для многих, отличаясь твердою верою, трудолюбием, благонравием. Как писали в то время: « Прослужил безпорочно и многополезно ». Так значилось в документах. Можно привести и поэтические строки, кажется, что именно о нем написал поэт:

                                                                         «Все вокруг ему родное,

                                                                          Мил ему здесь свет!

                                                                          Прослужил он в этом храме

                                                                          Пятьдесят уж лет».

Это были разные годы, но, несмотря на трудности, неизменным оставалось его отношение к обязанностям, выбранному пути, служению Богу и людям — сельским прихожанам. Конечно, при всем желании невозможно рассказать обо всем пути этого скромного, но заслужившего высокую награду, сельского служителя храма Рождества Христова с. Карамышева. Однако, в настоящее время, пользуясь сохранившимися документами, можно многое восстановить из достойной жизни и богобоязненного служения в храме этого простого сельского псаломщика.

Родился Василий в августе 1824 года. Длительное время считалось, что местом его рождения было с. Изъялово Мещовского уезда. Такие записи можно найти во многих поздних документах, где встречалось его имя, включая и клировые ведомости. Однако, целенаправленные поиски привели к установлению истины: Василий Мещерский появился на свет именно в с. Тужимове Перемышльского уезда, где находилась в то время Христорождественская церковь. По Ревизским сказкам 1795 года значится: « Оная церковь Рождества Христова Перемышльского уезда с. Тужимова числилась и ныне состоит одноприходной без диакона ».

Отец его Иоаким Петров служил в этой однокомплектной Христорождественской церкви причетником до 1830 года. В 1830 году он был переведен дьячком в с. Изъялово Мещовского уезда, куда и переехала вся семья, состоявшая в то время из жены его Глафиры и четверых детей. Это были младшие дети: сын Василий, дочери Елена, Матрена, Варвара, Мария. Старшие сыновья к этому времени уже выбрали свой путь служения и жили отдельно от родителей. Федор 1809 года рождения в 1820 году поступил в храм с. Озерска дьячком. Брат его Филипп, который был двумя годами моложе, в 1830 году выбыл в Тихонову Пустынь послушником. Трудно сказать точно, почему родители Василия Мещерского покинули насиженное место, но вполне возможно, что это было связано с предполагавшимся упразднением церкви в с. Тужимове.

В с. Изъялово прошли детские годы Василия Мещерского с шести до девяти лет. Отец его служил в храме во имя Живоначальной Троицы. Второй придел был освящен в честь Николая Чудотворца. Храм был деревянный с таковою же колокольнею. Дом у семьи был собственный деревянный, находился тоже на церковной земле. Подросшего мальчика определили на учебу, в это село он не вернулся, но бывал там наездами на каникулах, а позже на семейных праздниках.

В 1844 году там состоялось бракосочетание его сестры Марии с дьячком Никольской церкви с. Борщова Алексеем Григорьевичем Орловым. Поручителями со стороны жениха были дьячок церкви с. Савинова Малоярославецкого уезда и того же уезда церкви с. Вепреи дьячок Константин Орлов. Со стороны невесты были ее братья: Федор, который к тому времени уже служил в Козельском уезде, и Василий. В 1845 году у молодой четы Орловых родился сын Александр, а в 1846 году — сын Димитрий. Василий Мещерский был восприемником на этих крестинах. Алексей Орлов, став дьячком в церкви с. Изъялова, заменил в причте отца своей жены.

На учебу маленький Вася, самый младший из братьев в семье, был определен в Мещовское Духовное приходское училище. После домашних условий нужно было привыкать к новым требованиям, в первую очередь хорошо учиться по всем предметам. Только в сентябрьскую треть обучения в первом классе нужно было познакомиться с материалом по следующим предметам: чтение славянское и российское, чистописание, нотное пение, краткий катехизис. Именно так указывается в обозрении предметов по первому классу Мещовского Духовного приходского училища. Более того, нотное пение состояло из азбуки пения и всенощных бдений. А краткий катехизис предусматривал следующие разделы: введение в катехизис, символ веры с разделением на 12 членов с толкованием и о семи таинствах веры.

Деревенский мальчик старался изо всех сил. О его успехах свидетельствует разрядный список учеников за 1833 год после производства внутренних и публичных испытаний в июле месяце. Василий Мещерский причислен к успешным ученикам, назначенным к переводу во второй класс. Его способности были оценены как изрядные, а прилежание ревностное. По предметам в конце учебного года он имел следующие оценки: по чтению российскому и славянскому 1, по чистописанию российскому 1, по нотному пению 1, по российской грамматике 2, по краткому катехизису, истории 1, по чтению и чистописанию латинскому 2. При этих успехах поведения он был кроткого, что и способствовало причислению его к первому разряду, высшему по тому времени. Что касается непривычных для нас баллов, то 1 была лучшей отметкой. Для сравнения отметим, что у самого лучшего ученика этого класса Петра Архангельского все без исключения отметки были 1.

В годичной итоговой ведомости за 1833 год указывается, что при изрядных способностях, ревностном прилежании и довольно хороших успехах Василий Мещерский переводится во второй класс. Дополнительно отмечается, что в училище мальчик находится на своем содержании. Успешным было и продолжение учебы. По правилам того времени ученик должен был успешно пройти программу обучения в двух приходских классах, после этого предуматривался переход в низшее отделение Мещовского Духовного уездного училища, из низшего отделения производился перевод в высшее отделение. И только потом можно было претендовать на обучение в низшем отделении семинарии.

Очевидно, если бы не семейные и прочие обстоятельства, то так бы все и сложилось у Василия Мещерского, ведь продолжение учебы было успешным, как и начало. Из низшего отделения в 1838 году он перешел в высшее в числе успешных учеников. При этом отмечалось его «благонравное поведение, довольно хорошие способности, постоянное прилежание, довольно хорошие и хорошие отметки по грамматике латинской и славянской, по арифметике и латинскому переводу». Но проучившись еще немного, он вынужден был покинуть стены училища и определиться на службу.

Первое его место службы было в церкви с. Орли Перемышльского уезда. Определиться на это место Василию Мещерскому оказалось не так легко, так как были и другие претенденты. По поводу назначения на указанное место красивым, ровным почерком им было написано прошение на имя епископа Калужского и Боровского Николая: « Дознал я, что в с. Орли Перемышльского уезда причетническое место состоит праздным, на которое если благоугодно будет Вашему Преосвященству определенным быть желаю...» — писал бывший ученик МДУУ. Видимо, молился он о получении этого места лучше других, и был назначен. В Перемышльском духовном правлении в книгу под номером 19 записан сентября пятого дня 1840 года. Так с Божьей помощью Василий стал причетником храма с. Орли.

 По справке Калужской Духовной Консистории здание церкви было каменным с таковою же колокольнею. Престолы в ней во имя Всемилостивейшего Спаса и во имя Казанской Божьей Матери. По штату полагалось: один священник и два причетника. Приход состоял из 69 домов с 293 душами мужского пола. Позже были соединены два прихода Перемышльского уезда: с. Орли и с. Дмитровки, с оставлением дмитровского самостоятельным, а орлинского приписным, что привело и к изменению в штате. Об этом было опубликовано официальное сообщение.

Молодой причетник старался служить ревностно. Здесь своим усердием к храму Божьему, своим прилежанием к чтению и пению он заслужил особое внимание отца настоятеля. Благодаря этому Василий получает благословение местного пастыря на обращение по поводу посвящения в стихарь. В феврале 1841 года он просит допустить его к испытаниям по богослужебным предметам для посвящения в стихарь. Таковые испытания были проведены, в ходе их Василий Мещерский показал хорошие знания по краткому катехизису, что удостоверил экзаменатор Кафедрального Собора протоиерей Симеон Зверев. Василий был исповедан своим духовником иеромонахом Иннокентием из Калужского Лаврентьевского монастыря.

Во время исповеди посвящаемый в стихарь « оказался несомнительным», как отмечал его духовник. Присяга состояла из следующей клятвы: «Аз нижепоименованный обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен служить Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Павловичу и наследнику...» Помимо этого Василий Мещерский подписался под следующими строчками: «Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением, а если он пономарь Василий Мещерский в чем против вышеописанного окажется приступить, за то подвергает себя ответу Суда Божия строжайшему законному взысканию и лишению своего звания». Так и служил он дальше, как обязался. А в 1841 году был посвящен в стихарь.

Первое место службы не стало для него постоянным, Божья Воля была определена для него иная. Перевели его в храм Рождества Христова с. Карамышева Медынского уезда на место Ивана Афанасьевича Смирнова. На дочери своего предшественника Евдокии (родилась 20 февраля 1828 года в с. Карамышеве) он женился. Этот желательный для молодого дьячка перевод состоялся не только в связи с наличием вакантного места и женитьбой его на дочери Ивана Афанасьевича, как это было принято. Большую роль сыграла безпорочная служба с проявлением искренней веры и рвения в выполнении обязанностей. Поэтому ему и был предложен этот перевод.

Именно в с. Карамышево прошла его сознательная жизнь. Здесь честно служил он Богу и людям. Во всех последующих клировых ведомостях за разные годы дьячок Василий Иоакимович Мещерский отмечается только с лучшей стороны. С именем Божьим и по евангельским заповедям вел он добродетельную жизнь. В Карамышеве был его дом, здесь родились их с Евдокией дети, здесь они росли. Но главное — здесь был храм, в котором он прослужил всю оставшуюся жизнь. И обращает на себя внимание следующий факт, что родился, был крещен маленький Вася в храме Рождества Христова с. Тужимова, а вся его жизнь прошла опять же в храме Рождесства Христова, но уже с. Карамышева. Так Господь распорядился, такова была его воля!

Сначала Василий Мещерский служил в старом деревянном храме. Это был значительный временной период — с 1841 по 1871 год. Потом началось строительство нового каменного здания. Всей душой он радовался этому Промыслу Божьему, продолжая участвовать в службах, по-прежнему проходящих в старой церкви, до 1878 года. В новом храме удалось ему послужить до 1893 года еще 15 лет. В целом стаж его службы в церкви составил более пятидесяти лет до выхода за штат. В клировых ведомостях за 1899 год указывалось: «Василий Иоакимович Мещерский за штат 24 мая 1893 года с награждением золотой медалью с надписью «За усердие».

Какое-то время уже овдовевший к тому времени старый псаломщик наведывался в храм как прихожанин. Но потом пришлось еще некоторое время потрудиться в Христорождественской родной для него церкви. Ведь там все было для него знакомо и дорого. Каждая святыня требовала поклонения и ухода. Но важен и тот факт, что только с 1902 года псаломщики получили право на пенсию, которого ранее у них не было. Полный оклад пенсии, как указывалось в документах, за 35-летнюю службу составлял 100 рублей. Правда, в Калужской епархии принимались местные решения по обеспечению заштатного и сиротствующего духовенства, об этом говорилось на общеепархиальных съездах. Но в случае с Василием Иоакимовичем Мещерским, конечно, главную роль играло не вознаграждение за труды, а преданность его Храму, который воистину был для него родным. Поэтому и служба псаломщика была для него близкой его сердцу, ведь он старался быть нужным и полезным именно в этом Доме Божьем.

Обязанности псаломщика он не только знал, но и неукоснительно выполнял их, помогая местным батюшкам. За длительный срок, который он был псаломщиком, указания и постановления относительно того, что положено было выполнять по этой должности, менялись, но неизменным оставалось его отношение к своим обязанностям. До 1869 года наблюдение за чистотой в храме лежало на сторожах под руководством именно псаломщиков, для которых это было одной из основных забот. Об этом тоже можно найти строчки в стихотворении «Отзвонился!..», которое было посвящено старым псаломщикам:  

Ныне в день страстной субботы,

Выбившись из сил,

Он покончил все работы —

Чистку риз, кадил;

Новыми почти коврами

Солею убрал;

Вымел чисто пол и в храме

Хвою разбросал;

Новой свежей пеленою

Аналой покрыл,

Триодь постную — цветною

Он на нем сменил.

И тогда, собой довольный,

Что все в блеск привел,

Он на мир свой колокольный

Отдохнуть пришел».

Но наиболее важный круг его обязанностей касался участия в богослужениях. Псаломщик должен был исполнять клиросное пение и чтение. Как писалось в документах того времени: « Для того, чтобы быть хорошим псаломщиком, надо основательно, на практике ознакомиться с церковным уставом и церковно-богослужебными книгами; ознакомиться с сими последними не только в смысле умения отыскать в них необходимые для той или другой службы песнопения и чтения, но и в смысле сознательного усвоения глубокого содержания церковных служб, чтобы в них для читающего не оставалось ничего непонятного». 

Более того, указом Священного Синода от 6 апреля 1881 года, указывалось, что чтение должно быть громкое, благоговейное, с повышением или понижением голоса, как это требуется по смыслу. Именно эта часть обязанностей псаломщиков вызывало много замечаний при проверках. Но только не у Василия Иоакимовича Мещерского, ведь он еще в училище отличался самыми высокими баллами по пению. Прихожане храма Рождества Христова с. Карамышева слышали из его уст именно «глаголы жизни вечной», находили в богослужебном чтении и пении успокоение и отдых от повседневных забот. Был карамышевский псаломщик хорошо знаком со всеми тонкостями своего дела, что отмечалось в оценке его служения, когда делались очередные записи в клировой ведомости за прошедший год.

Василий Иоакимович был примером не только в служении Богу, но и в благонравии, воздержании от суеты и преодолении искушений в жизни. Он трудился изо всех сил в храме Божьем, но и ради своей семьи, конечно, приходилось работать в своем хозяйстве. Ведь он со своей женой Евдокией имел шестерых сыновей и трех дочерей. Богобоязненные родители благодарили Бога за многочадие, были счастливы в своих детях, хотя много трудов и забот стоило отцу с матерью взращивание молодого поколения. Особенно если учесть невысокие заработки псаломщика.

Разница в возрасте старшего и младшего ребенка в семье составляла двадцать три года: первый сын Иван родился в 1850 году, а последний — Николай в1873 году. Сыновья Аникита и Александр родились в 1851 и 1854 году, Петр и Михаил в 1859 и 1861 году. Дочери Ольга, Елена, Евдокия были 1856, 1866, 1870 года рождения. Большая семья была у сельского псаломщика. А главным для детей Василия Иоакимовича с раннего детства и на всю жизнь оставалась крепкая вера в Бога. Отец с малолетства учил их:

«Чтоб Господа они хвалили

От искренних своих сердец.

И так его бы возлюбили.

Чтоб прочим были образец».

К 1899 году в живых остались только четверо сыновей Василия Иоакимовича: Иоанн — 48 лет, Петр — 39 лет, Михаил — 38 лет, Николай — 26 лет. Дочери псаломщика повторили судьбу родной матери и многих девушек, вышедших из духовного сословия. Евдокия вышла замуж за псаломщика Алексея Михайловича Георгиевского (сын псаломщика из с. Сытич Лихвинского уезда), который будучи моложе ее на четыре года, был допущен к должности в карамышевском храме с 21 марта 1893 года. Мужем Елены стал Петр Николаевич Остроумов, сын псаломщика из с. Лазинок Мосальского уезда.

Крепкие патриархальные, со сложившимися религиозными взглядами семьи детей Василия Иоакимовича заложили такие же жизненные принципы и у его внуков и внучек. Все традиции, которые необходимо соблюдать православным, были для них привычными с детства и являлись жизненной потребностью: исповедь и причастие с должным приготовлением, длительные и однодневные посты, милостыня и сочувствие обездоленным, забота о ближних, трогательно внимательное и предупредительное отношение друг к другу. Как хорошо жилось взрослым и детям в такой семье, даже если она была большой и разновозрастной.

В дореволюционном прошлом Калужской епархии осталось служение псаломщика Василия Иоакимовича Мещерского, как и многих других достойных церковнослужителей. Они не просто смиренно несли свой крест, а делали это с истинной радостью, благодаря Господа за радости и горести своего земного бытия. Еще раз хотелось бы выразить сожаление по поводу того, что не так много известно нашим современникам, людям ХХI века, о тех, кто служил в Домах Божьих рядом с батюшками. Все дальше от нас эти времена, но обращение к страницам истории приходов, служения сельского и городского  духовенства той поры показывает нам, насколько поучительным может быть для нас то, чем жили тогда православные люди, как старались сохранять традиции предков.