Загорск, 1942 г.

В Церкви не может быть одиночества, и если бы мы действительно были ея настоящими чадами, то у всех были бы отцы, матери, братья и сестры в самом лучшем и полном смысле этого слова. Весь ужас нашего положения состоит в том, что даже и в Церкви (разумея, конечно, видимое общество людей и внешнюю ея сторону) оскудели и изсякают сейчас любовь и чувства братства и единения. Но как радостно бывает сейчас собраться вместе людям единым по духу, людям могущим с чистой совестью облобызать друг друга и сказать: «Христос посреди нас».

Я не аскет, не мистик, не философ. Я смиренный служитель Церкви Божией не по достоинствам и заслугам своим, но единственно по Его неизреченной милости, принявший от Него власть вязать и решать грехи человеческие Его Святым именем, питать их Божественной пищей — Телом и Кровью Христовыми, возносить за них пред Престолом Господним молитвы. В простоте сердца и ума своего склоняюсь перед Божественной Любовью, Правдой и Красотой, с благодарением повергаюсь в прах перед безконечным к нам Божиим милосердием и призываю других это делать.

Помоги, Господи, нам нести свой жизненный крест и да будет во всем воля Твоя!

Молитва, а главное, Таинства Св. Церкви и, прежде всего Причащение Св. Тела и Крови Христовых, поддержат на этом пути, дадут возможность непрестанно бороться с исконными врагами, исполнят кротости и смирения и укрепят веру. Исполнят сердце Ваше миром и радостью о Духе Святе. Господь, призвавший Вас в Свою Церковь Ему Одному ведомыми путями, доведет Вас до спасения. «В доме Отца Моего обители многи суть».

 

Красноярский край, 1949 г.

Милость Божия и благословение Его да будут с Вами!

От всей души благодарю Вас за сердечный привет и радуюсь несказанно тому, что Вы меня еще помните и питаете добрые чувства. Для меня самого жизнь в мире с его суетой, волнениями и тревогами окончилась 5 лет назад, а с тех пор я, как бы, жил сначала в многолюдной обители, где нес свое послушание, а теперь нахожусь в тихой пустыньке, нахожусь в самом величественном храме природы, безсловесно возносящей непрестанную хвалу Создателю, где я прохожу определенное мне скромное послушание. Прошедшее замерло для меня на той точке, в какой застало меня 25 дек. 1949 г. В мыслях и перед глазами все время стоят светлые облики близких по плоти и духу людей, тогда меня окружавших. Я продолжаю их видеть, с ними беседовать, с ними молиться. Радуюсь их радостями и благодарю за это Бога, печалюсь печалями и горем, скорблю им и соболезную. В этом и состоит моя настоящая жизнь, за которую я могу только от всего сердца поблагодарить Господа. Грущу только, что пока лишен утешения в Таинствах, но вспоминаю древних отшельников, чем и утешаюсь.

Кругом здесь царствует мир и покой, невозмутимая красота и прелесть природы. Величественно и грандиозно возвышаются к небу громадные сосны и лиственницы, как некие свечи пред Господом, радуют взор белоснежные стволы березок с их пахучими ветками, напоминая о наших недостатках и немощах, влекущих нас долу. Внизу привлекает взор чудесный ковер из самых разнообразных цветов и растений: лилий, тюльпанов, ирисов, гвоздичек, фиалок и прочих — всех не перечтешь. Среди муравы краснеется земляника и вот-вот поспеет клубника, которую, говорят, собирают здесь в июле ведрами. Воздух оживляется пеньем пернатого царства, но сейчас после Петрова дня, оно и здесь умолкает. Среди всего этого совсем не чувствуешь себя одиноким, а сливаешься как-то, со всем воедино невольно, как бы, и сам принимаешь участие в их общем чудном хвалебном гимне Творцу.

Трудно сейчас молодежи сберечь свою душу и охранить от всяких соблазнов и искушений и, но надеюсь и верю, что Господь, по предстательству общего нашего покровителя пр. Сергия и по ходатайству его, даст им возможность преодолеть все препятствия.

К сожалению, мы сейчас лишены тех духовных наставников, которые живым словом помогали бы нам направлять наш внутренний корабль к спасительной пристани. У нас осталась, прежде всего вечная «Книга книг», а затем творения как древних отцов, так и позднейших: Епископа Феофана Затворника, Еп. Игнатия Брянчанинова. Творения первого — это такие перлы, в которых вы найдете все необходимые указания, как строить внутреннюю клеть души ко спасению, найдете исчерпывающее разрешение всех недоумений, вопросов и колебаний, неминуемо возникающих на практике. К ним я Вас и направляю: Епископ Феофан Богослов, с которым Вы, со своим духовным багажом, вполне справитесь и найдете себе удовлетворение; Епископ Игнатий, нам простым смертным ближе, понятнее, но тоже в своих советах и указаниях велик и очень полезен.

Собственные наши разсуждения и умствования так слабы и безцветны перед этими могиканами духовной мысли и делания, как ничтожны и мелки все наши слова, речи и проповеди в сравнении, например, с огласительным словом св. Иоанна Златоуста в неделю Пасхи.

От себя добавлю еще — живите попроще, не особенно мудрствуйте, носите благодушно тот жизненный крест, который Вам возложил Господь, как самый легкий для Вас и спасительный. Старайтесь только сделать в своем положении, в настоящее время, максимум добра людям, тогда покой, мир и радость воцарятся в душе Вашей и Вы начнете уже ощутительно предвкушать начаток блаженства.

Про себя скажу, что чувствую я себя неизмеримо лучше, чем 5 лет назад, все более и более убеждаюсь, как действительно Господь посылает нам именно нужное и потребное ко спасению. Нет больше ни тревог, ни волнений, не страшит будущее, а за настоящее благодарю Бога.

Слава Богу, в этом году я мог сравнительно покойно предаваться дорогим воспоминаниям и переживаниям, что давало и утешение и умиление. Пасхальную ночь я провел один. Все почивали мирным сном и ничто не мешало мне углубиться и сосредоточиться, как полагалось. Свои воспоминания я кончил в 3 часа и пошел на место дежурства, а на дворе была метель. С трудом, проваливаясь ежеминутно, я перебрался через низину и благополучно попал в свою сторожку. Наутро усилился мороз. Пронизывающие порывы ветра сковывали водяные массы в лед.

Всем шлю горячие пасхальные приветствия с молитвенными пожеланиями всяких радостей и утешений. Огорчения, досадные мелочи, естественные в нашем мире печали и слез, без них никак не обойдешься, лукавый подсовывает их нам в минуты самых возвышенных и светлых переживаний, но пусть они не проникают в самую глубину души, пусть сердце не охладевает любовью совсем и мир Божий да не оставляет нас немощных совершенно.

 

1950 г.

«Возсиял еси Христос от Девы, Разумное Солнце Правды и звезда Тя показа в вертепе вмещая Невместимого, волхвы наставил на поклонение Твое, с ними Тя величаем: Жизнедавче, Слава Тебе»! (тропарь среди паремий в повечерие Р. Х.).

«Посетил есть свыше, Спас наш, Восток востоков и сущие во тьме и сени обретохом истину, ибо от Девы родися Христос» (светилен на утрени Р. Х.).

«Не скиптры и престоли» / встретили Богомладенца Христа на земле / «но последняя нищета, что бо худшее вертепа, что же смирение пелен, в них же просия Божества Твоего богатство» (Канон утрени Р. Х.).

Такие возвышенные церковные песнопения я хотел бы предложить Вам для утешения, углубления и назидания в великие дни нашего празднования Рождеству Христову. Я надеюсь, что и в этот праздник Господь не оставил Вас без утешения, ниспослав Вам небесный мир, покой и блаженство в души Ваши в ответ на Ваше устремление к Нему, на те дары, подобно древним волхвам, принесенных Вами к стопам Богомладенца Христа в виде смирения духа, терпения в скорбях и болезнях и любви к Богу и ближним. Оставит ли Он, Всеблагий, без ответа стремление Вашего к Небу, Он, Который видит и от Которого не утаивается ни одна капля слезная наша, ни даже капли часть некая. Сие и будет со всеми вами. Сердечно желаю успеха в вашей работе, а главное во внутреннем делании и устремлении себя самое так, чтобы мир Божий всегда царил в душе и внутренняя собранность ничем не нарушалась. Неудачами особенно не смущайтесь, с Богом и у Бога все возможно. Недалеки уже недели Св. Четыредесятницы. Все Вам будет на пользу.

Да хранит Вас Господь и не оставит Своим утешением.

 

Мир и Божие благословение буди с Вами.

Получив Вашу весточку с поздравлением, в свою очередь от души приветствую Вас с грядущими великими праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня. С молитвенным пожеланием Вам встретить их и провести в духовной радости и мире, в той высокой настроенности, которою исполнено и дышит праздничное чудное богослужение в своих прекрасных, возвышеннейших молитвах и песнопениях.

Начавши делать выписки, трудно остановиться: так все хорошо и мудро в том, что предлагает нам Св. Церковь! Ограничусь сейчас только хвалитным «и ныне» на той же утрени: «Днесь Христос в Вифлееме рождается от Девы, днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается, Силы небесные радуются, и земля с человеки веселится. Волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

За каждой своей литургией, а совершаю ее я очень часто, чуть ли не ежедневно, я молитвенно поминаю Вас и всех Ваших близких вместе с прочими духовными своими детьми и считаю это для себя самым важным, что я только могу сделать для всех скорбящих и обремененных, милости Божией и помощи чающих.

«Отмый Господи грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих», говорит священник в конце литургии, погружая в Потир частицы, вынутые за проскомидией за здравие и упокой. Что может быть выше и действеннее этого?...

Трудные вопросы задаете Вы мне. Что сказать могу я, погруженный в ту самую суету, о которой Вы так хорошо упоминаете, описывая наше общее духовное состояние. В детстве и отрочестве меня самого тянуло в монастырь, но меня как-то страшила и удерживала высота тех обетов, которые даются при пострижении. Смогу ли я, никчемный и слабый, хоть сколько-нибудь быть достойным и настоящим монахом? Но в монастырь мне хотелось тогда, хочется и теперь на старости лет, на склоне своего жития.

В монастырь строгий, со скитским уставом я пошел бы с радостью, ибо вижу в монашестве самое желательное завершение своей жизни. Между тем, принять постриг и оставаться в миру, оставаться погруженным в ту суету мирскую, от которой монах должен бежать, я боюсь еще больше и вероятно не решусь никогда. Монашество, как идеал, как цель самая высокая всей моей жизни, пусть будет стоять передо мною, хотя бы я не был облечен в мантию вещественную, а только стремился бы осуществить хоть сколько-нибудь в жизни своей самые обеты инока.

В одном из номеров журнала Патриархии, не помню за какой год, была хорошая статья об Епископе Феофане Затворнике, где была приведена из какого-то его творения выдержка, приблизительно такого содержания:

«В монашество надо идти не тогда, если это тебе захочется, а тогда, когда всем существом своим почувствуешь, что ты не можешь, никак не должен оставаться больше, не приняв пострига». Этого я еще до сих пор не почувствовал.

Одна моя духовная дочь, жалуясь на свою духовную нищету и опустошенность, несмотря на принятое иночество, не удовлетворяясь таким своим состоянием, чуть ли не обвинила меня за то, что она через меня познакомилась с тем лицом, через которого она получила рясофор, и оказалась на деле очень плохой инокиней, так что ей иночества и принимать-то совсем не следовало бы.

Вы в этом деле стоите, по-моему, на совершенно правильном пути: ждете благословения и готовы принять его как послушание лицу, высокой духовной настроенности и имеющему большой подвижнический опыт, которого у меня совсем нет. Я только думаю надо ли спешить с самим постригом, не начать ли сейчас и без этого «заочное обучение» под руководством опытных и достойнейших лиц, которые бы могли поставить Вас на прямую и верную дорогу подвижничества, разрешая все Ваши недоумения и вопросы, которые неминуемо при этом возникнут? Да и позволят ли Ваши жизненные обстоятельства спокойно заняться «наукой из наук»? Не полагаясь на свой собственный разум, а следуя основному монашескому обету послушания игумену, старцу, лицу, которому Вы будете вверены для руководства, или которое Вам будет указано для изучения азбуки духовной жизни кажется Вы выполните приведенные Вами слова Христа Спасителя, ибо пойдете за Ним, взяв крест свой. Обретете покой и душевный мир.

А. передал мне Ваш труд, с радостью познакомился с ним, только когда выберу времечко, очень я устаю от своей работы физически, а в таком состоянии голова плохо работает и серьезные вещи читать трудно. Его приезду я был очень рад, так как давно о Вас всех ничего не слыхал.

Если есть времечко, пока еще не занялись «азбукой», по-моему ваши серьезные работы оставлять не следовало бы.

Всем меня знающим шлю свой сердечный привет и благословение.

Простите мое убожество, если что не так написал и неправильно выразился. Будьте здоровы и Богом хранимы. Спасайтесь о Господе.

 

8 июня 1956 г.

Хорошо уже то, что у Вас есть эти переживания, это самое важное. Это значит, что нет у Вас теплохладности.

Образец очень высок, поэтому всегдашняя неудовлетворенность. Так и должно быть. А характеры бывают сложные. Помните: все дурное — мое, а все хорошее — Божье. Анализ необходим, но уныния не должно быть. У Вас не получилось, а Господь все устроит. Потихоньку идите к великой цели. Активность в борьбе со злом зависит от характера. Самое главное не растерять внутреннее, не увеличить зла, чтобы не было соблазна.

Да просветятся Ваши добрые дела... Чтобы могли сказать: «какие у христиан женщины!» Вот что важно.

 

8 марта 1957 г.

Молиться нужно «сами себя и друг друга»...

Чувство безысходности бывает, но ведь даже в классической древности было не только понятие фатума, но и понятие катарсиса — очищение через страдание. Любовь будет тогда, когда один будет стараться для другого, а другой для первого, тогда и в семьях мир будет.

А это неверно, что если кто хочет о грехах своих плакать, то и красотой неба любоваться нельзя. Напротив, тогда будешь живее грех свой чувствовать, когда в восторг и умиление придешь от созданной Богом красоты.

Блажен кто не сомневается в том, что избирает, тогда не будет двойственности.

Надо стремиться к большим дарованиям, но не надо спешить.

Никогда не надо унывать. Иногда кажется болезнь все хуже и хуже, а вдруг смотришь и больной выздоравливает.

 

28 марта 1959 г.

Надо идти ровным путем.

Предавать себя воле Божией.

Стараться не решать ничего самой, а с совета или по обстоятельствам.

Себя надо обвинять, а не оправдывать.

 

16 августа 1958 г.

Все доброе производит благодать. Благодать одна, как литургия одна. Но как многообразно действует она в душах человеческих для каждого в своей мере, сколько кто вместить может.

Каждая душа может возрастать соответственно своим особенностям.

Будущая жизнь есть продолжение здешней жизни и из нее вытекает и так возрастание каждой души будет продолжаться.

И в природе благодать, и пение птиц в лесу — литургия.

Православие — не старообрядчество, в нем есть широта всеобъемлющая. Церковь едина, о соединении всех мы всегда молимся. И у католиков благодать есть. У них много было тяжелых ошибок, но и у нас они были. И в нас Спаситель не узнал бы Своих учеников (вспомните стихи Майкова).

И читать и изучать все нужно, кто что может и всякий труд может быть во славу Божию и на всяком месте можно христианское дело делать.

 

Июнь 1959 г.

В больнице за несколько дней до кончины.

Проснувшись утром, о. Петр перекрестился и сказал: «Господи! Как хорошо жить на свете!»

Затем, неожиданно, он обратился к присутствующим с такими словами: «Вам всем легко, вы можете добрые дела делать, а священник чем оправдается?» В ответ на реплику, что священник может еще больше доброго делать, он ответил: «есть которые делают, а есть и такие, что и подумать страшно. Один человек написал своим детям: «и первохристиане согрешали, но не останавливались, но отрешаясь от греха, простирались вперед, к цели — к Господу, вот почему и они были святые, т. е. люди, угодные Богу, «угодники».

(О. Петр говорил это со слезами в голосе).

«А у Достоевского, помните Мармеладов говорит: а когда кончит над всеми, тогда возглаголет и к нам: выходите пьяненькие, выходите слабенькие: ...И всех рассудит и простит и добрых, и злых, и премудрых и смирных...

Тогда всё поймем и все поймут».