Проповеди владыки Ермогена (Голубева)
Приветствую вас, дорогие отцы, братие и сестры, с Великим праздником Рождества Христова! В вашем лице приветствую всю Ташкентскую и Средне-Азиатскую Епархию.
Около двух тысяч лет тому назад на востоке нашей планеты загорелась Вифлеемская звезда. Эта звезда возвестила всему миру рождение на земле Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. В лучах этой звезды родилась новая эра на земле, христианская эра, в которой мы с вами живем. Христианство появилось в мир как сила, как сила, преображающая каждого человека и преображающая человеческую жизнь.
Дорогие братья и сестры, некоторые думают, что христианство, оно, принесено Господом Иисусом Христом только для будущей жизни, что христиане живут только надеждою будущей жизни.
Христианство, дорогие братия и сестры, открыло нам дверь в Царство Небесное, но оно, христианство благословило и нашу земную жизнь. Наша земная жизнь благословлена Господом Иисусом Христом. И те идеи, которые принесло христианство, эти идеи, они, необходимы, как для неба, так и для земли.
Что принесло христианство для человечества? Что принесло христианство для человеческой истории?
Прежде всего христианство возвестило земли свободу: Господь Иисус Христос, когда был на суде у Понтийского Пилата, сказал: «Я для того родился и для того пришел в мир, чтобы свидетельствовать истину». А в другое время в беседе с иудеями Христос Спаситель говорил так: «Истина делает вас свободными». Таким образом дорогие братие и сестры, свобода это есть то, что принесено Господом Иисусом Христом для человечества.
Дохристианский мир, он не знал свободы, дохристианский мир покоился на рабстве. Народы-завоеватели порабощали побежденные народы и побежденных обращали в рабов. И в рабе не признавалось никакого человеческого достоинства. И раб, видя такое отношение к нему, он сам забывал, что он человек, и на нем лежала печать отвержения. С другой стороны, господа, они настолько развратились, что на всей их жизни, на всем поведении лежала печать распущенности, печать разврата.
И вот, дорогие братие и сестры, христианство вернуло внутреннюю свободу человеку. Христианство указало, что каждый человек, он свободен, каждый человек является образом и подобием Божиим. Каждый человек есть создание Божие и равен один другому. Нет господ и рабов, есть только одно рабство, рабство греху. Тот, кто творит грех, тот есть раб греха. А если человек освобождается от греха, он становится внутренне свободным, а внутренне свободный человек никогда другого не будет делать рабом. И таким образом, христианство разбило цепи рабства и принесло человечеству свободу.
Дорогие братие и сестры, одна из самых распространенных песен на земле, это есть та песнь, которая была воспета Ангелами в Рождественскую ночь: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Трудно найти другую песнь на нашей земле, которая была бы так распространена и которая с такою радостию воспевалась, как эта рождественская песнь. И в этой рождественской песни указано другое еще великое, что принесло христианство на земли – мир. «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
Древние люди считали, что войны это обычный порядок земной человеческой жизни. Дохристианские люди считали, что война это есть законное проявление человеческой жизни. Христианство указало, что должен быть мир. И мир воспет был Ангелами, и идеи мира с этого времени начинают постепенно водворяться в развращенном человечестве. И человечество начинает увлекаться и понимать, как красива и как нужна для человеческой жизни идея мира.
И так, дорогие братие и сестры, христианство принесло прежде всего идею свободы и идею мира. Мне хотелось, дорогие братие и сестры, сегодня, как и говорил я вам, указать, что сделало христианство для России. И когда я обдумывал, что сказать по этому поводу, то случайно я раскрыл находящуюся в моей библиотеке Большую Советскую Энциклопедию, изданную совсем недавно, изданную под редакцией бывшего президента Академии Наук Советского Союза, членом редакционной комиссии, которым являлся академик Бардин, который недавно скончался. И я хочу просто зачитать вам, что в этой Энциклопедии пишут люди, которые далеки от веры, что они пишут о том, что сделало христианство для нашей русской земли. В 46-м томе Большой Советской Энциклопедии на стр. 361 пишется так: «Крещение Руси явилось прогрессивным фактом, оно сопровождалось проникновением на Русь образованности, книг и рукописей. Причем, помимо церковных, русское общество узнало некоторые произведения художественной литературы, литературные сборники, сочинения на исторические темы, что способствовало расширению кругозора русских людей и развитию древнерусской литературы. Богатые монастыри обезпечили некоторой части монашества возможность для занятия литературной работой. Это имело немаловажное значение в истории культуры. Церковь вела борьбу с пережитками родового строя, укрепляла государственную власть, поучая, что нет власти «аще не от Бога».
Вот из того, что мною зачитано в Энциклопедии, для вас становится ясным, когда люди неверующие придают громадное значение, которое имело принятие Крещения в России, громадное значение Христианской Церкви для нашей земли.
Дальше, случайно перелистывая эту Энциклопедию, в 5-м томе на стр. 495 мне пришлось прочитать о больницах дореволюционной России и в Советском Союзе. И вот что пишется в этой Энциклопедии:
«Зачатки здравоохранения народов СССР появились в сравнительно ранний период их развития. Призрение и лечение больных в Киевской Руси было организовано гораздо раньше, чем в ряде Западноевропейских стран. Организация медицинской помощи является свидетельством высокой культуры Киевской Руси. Первая больница в России была основана в Киеве-Печерской Лавре в XI веке. Там существовал в это время приют для страждущих и неимущих — прообраз будущих русских больниц. В Летописях есть указания о больнице, организованной в 1089 году Митрополитом Киевским Ефремом, который заложил церковь и у церкви от ворот устроил больницы для всех приходящих для безвозмездного врачевания. Та идея, которая была забыта на протяжении человеческой истории, идея о том, что лечение должно быть доступным, бесплатным, она зародилась в Киевской Руси в больнице Митрополита Ефрема. Памятники X–XII веков указывают на существование больниц не только в Киевской Руси, но и в Новгороде и других городах. Еще к ранним временам относится постановление армянского церковного собора в 365 году. Армения входит в состав нашего государства, как вы знаете. Вот в этом постановлении собора говорится об организации для прокаженных лепрозорий и для больных больниц. В Московской Руси в XV–XVIII веках продолжалось устройство больниц и приютов при церквах и монастырях. На стоглавом соборе 1545 года вместе с церковными вопросами обсуждались вопросы здравоохранения, устройство больниц и богадельней. В 1608 году при осаде польскими войсками Сапеги Троице-Сергиевой Лавры здесь была организована больница, оказывавшая медицинскую помощь больным и раненым».
Вот, дорогие братие и сестры, мне хотелось это прочитать для вас. Это пишут люди неверующие, и тем не менее они не могут не обойти тот исторический факт, что церкви наши, наши монастыри, они оказали большое культурное влияние на жизнь нашего народа, и что больница, больничные учреждения, они впервые появились под сводами наших монастырей.
К тому, что было только прочитано мне хочется добавить только еще два факта, чтобы указать какое громадное значение христианство и Церковь имела для нашей страны.
Когда началось христианство на Руси, не было еще единой русской народности. Теперешняя русская народность была разбита на многие славянские племена, которые враждовали между собой. И христианство и Церковь было той силой, которая погасила эти раздоры между славянскими племенами и объединила их в единую Русь и создала русскую народность. Создание русской народности это есть дело христианства и Церкви для России.
Далее, дорогие братие и сестры, кто из вас обучался в школах, а кто имеет и более солидное образование, а кто не имеет, может быть слыхал о том, что наша русская литература является одной из лучших литератур в мире. И наша русская литература была воспитана нашей Церковью, была воспитана христианством. Религиозные мотивы художественных произведений Достоевского, Гоголя, даже Льва Толстого и многих других русских писателей являются ярко выступающими.
Вот, дорогие братие и сестры, в самых коротких штрихах, которые только что мною указаны вам видно, что христианство, оно много сделало для нашей земли. И поэтому наша Церковь заслуживает глубокого уважения. Мы знаем, что те исторические учреждения, те исторические институты, которые оказывали услуги тому или иному государству на различных этапах исторической жизни его, они всегда уважались. И поэтому мы считаем, что наша Церковь заслуживает глубокого уважения.
Дорогие братие и сестры, бывают такие случаи, и как-то мы с вами об этом говорили, что человек, который имеет безусловно большие заслуги перед обществом, он стареет и уходит на пенсию, и он пользуется уважением, но идеи его могут устареть. Может быть то, что он делал, оно отошло в область прошлого и устарело. И вот нам хочется в этот день, когда мы собрались, чтобы прославить родившегося Господа указать вам, дорогие братие, на то, что христианство и идеи христианские не стареют. Вифлеемская звезда, которая зажглась на востоке в день Рождества Христова, она будет сиять и озарять нашу землю до ея конца. И идеи, которые принесены христианством будут вечно жить.
В начале нашего слова мы сказали вам, что одной из идей, которые принесло христианство, это есть идея свободы. Скажите эта идея устарела ли до сегодняшнего дня, или она жива? Она жива так же, дорогие братие и сестры, как она была жива и две тысячи лет тому назад. Человечество стремится к свободе, стремится к свободе каждый человек. Каждый человек хочет освободиться прежде всего от тех пут, которыми связывает его грех. Человек хочет освободиться от своих страстей, человек хочет устраивать жизнь так, как ему хочется. Человек хочет думать как ему хочется. Каждый человек стремится к свободе. Стремится к свободе человек, и стремится к свободе человечество. Идея свободы, она вечно будет жить потому, что эта идея, она указана Богом, как право человека и как цель его для нравственного усовершенствования. Чтобы это было вам понятно я кратко объясню. Каждый человек имеет право на свободу, и для каждого человека свобода является целью. Если человек религиозный, он чувствует постоянно на себе, что душа его загрязняется грехом, и ему хочется освободиться от этого греха, получить свободу от него. Поскольку мы живем на земле, поскольку во время земной жизни, грех не может не прилипать к нашей душе, подобно тому, как путник, который идет по дороге, помимо его воли, он может засыпаться песком и пылью, и нуждается в омовении и освобождении от этой пыли, так и каждый из нас, духовно живущий, чувствует постоянную потребность в освобождении от греха.
Дорогие братие и сестры, идея свободы есть вечная идея.
Теперь возьмем идею мира, которая была воспета Ангелами в день Рождества Христова. Устарела ли эта идея, или живет она, и жизненна до сегодняшнего дня?
Вы знаете, дорогие братие и сестры, что сейчас, современное человечество ни о чем так сильно не обеспокоено, как в том, чтобы установить мир на земле. Вот видите эта идея мира, она жива и до сегодняшнего дня. Мы дорогие братие и сестры, рассматриваем идею мира глубоко. Прежде всего, мы рассматриваем, что должен быть установлен мир в нашей собственной душе. Бывают у каждого человека смятения, бывают у каждого человека внутренние душевные неполадки. Эти неполадки приносят вред, и мы уничтожая грех, приобретаем мир в своей душе.
Мир дальше, разумеем тот мир, когда люди наслаждаются спокойствием, когда нет вражды на земле, когда нет войн. И этот мир возвещен Ангелами в день Рождества Господа Иисуса Христа. И в ангельской песни указано, что нужно делать, чтобы этот мир достичь. «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
Мы стремимся к миру и к тому, чтобы среди людей не было вражды и было благоволение. Но это бывает тогда, когда мы воздаем славу Богу, то есть, когда мы свою жизнь построяем по заповеди Господней – любить друг друга, тогда наступает полный мир со всеми окружающими.
Вдумайтесь, дорогие братие и сестры, если люди глубоко осознали, что они братие и сестры между собой, и у них один Небесный Отец, и они должны любить друг друга, то тогда сразу бы исчезли всякие войны, всякие недоразумения, и всякая вражда с нашей земли.
Этот великий день, когда мы празднуем Рождество Христово, дорогие братие и сестры, мы укрепимся в своей вере, в родившегося Господа Иисуса Христа, и будем знать, что мы не отсталые люди, мы живем не отсталыми идеями, а мы живем теми идеями, которые принесены в день Рождества Христова, и которые вечно юны – идеи свободы, идеи мира.
Да дарует Господь каждому из нас потрудиться над самим собой, чтобы освободиться от греха, и чтобы в наших душах водворился бы мир Божий, чтобы наши души и наши телеса, все наше человеческое естество всегда бы прославляло бы родившегося Господа, Которому да будет слава ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.
***
Приветствую вас, дорогие братие и сестры, с праздником Обрезания Господня и днем памяти св. Василия Великаго!
Праздник Обрезания Господня есть праздник наречения имени Господа Иисуса на земле. В Ветхом Завете был обряд обрезания. Этот обряд служил прообразом нашего крещения. Обряд обрезания служил прообразом Таинства Крещения. Обрезание в Ветхом Завете совершалось в восьмой день и в этот день совершалось наречение имени младенца. Подобно этому и в день крещения младенцу и теперь нарекается имя.
Дорогие братие и сестры, этот праздник поэтому есть прежде всего праздник имени Иусусова. Этот день, дорогие братие и сестры, наводит нас на глубокую мысль о том, какое громадное значение в жизни человека имеет слово. Вы знаете, дорогие братие и сестры, что человек отличается от животного тем, что он имеет разумную душу, и разумная душа имеет речь — слово. Бог именуется в Священном Писании второе лицо Пресвятыя Троицы, Бог-Слово, и человек, созданный по образу и подобию Божию, он отличается от всех животных на земле тем, что он имеет дар речи, что он имеет слово. И животное, как бы оно не развивалось, оно никогда не дорастет до того, чтобы иметь свободную речь и иметь слово. И слово человеческое, оно представляет собою ту пропасть, которая лежит между животным и человеком. И слово, которое имеет человек и произносит в силу того, что он является образом и подобием Божиим, человек должен со всею ответственностию произносить те слова, которые он хочет произносить. Человеческая жизнь страдает от того, что между тем, что мы думаем, и тем, что мы произносим, часто лежит полное несоответствие. Часто мы произносим слова, которые не выражают нашего внутреннего содержания. Бывает то, что человек относится к другому недоброжелательно, с враждою; одновременно он ему произносит льстивые слова.
Сегодняшний день во всей глубине своей поучает нас, что мы должны с большой ответственностью относиться к произносимому нами слову. Мы должны заботиться о том, чтобы между нашей мыслью, и между нашим словом, и между нашим делом не было бы разрыва. И, конечно, мы должны заботиться о том, чтобы наши мысли были добрыми и чистыми, и чтобы в соответствии с нашими добрыми и чистыми мыслями были бы наши слова добрыми и чистыми, и наши дела были чистыми и добрыми.
Дорогие братие и сестры, имя которое дается человеку и звание, в которое облекается человек, оно является для него как бы тем идеалом к которому он должен стремиться. Вот каждый из нас называется христианином, и он должен в своей жизни стремиться, чтобы оправдать высокое звание христианина. Если мы исполняем заповеди Божии, если мы постоянно трудимся над очищением своей души, тогда мы приближаемся к своему христианскому идеалу. Если же мы живем невнимательно, если мы безответственно живем, тогда этим мы и позорим христианское имя и далеко отстоим в своей жизни от идеала христианства.
Когда-то в 1913 году возникло на Афоне так называемое имяславческое движение. Это движение, оно говорило о том, что имя Божие есть Бог. Эта глубокая философская мысль, которая, конечно, дорогие братие и сестры, недоступна для того, чтобы сейчас здесь эту мысль разбирать. Но кое-что можно и сейчас сказать, чтобы для вас было понятно какое громадное значение имеет звание и имя для человека. Бог неизменен, и поэтому всегда во все времена Он является Богом. Его сущность, Его деятельность, жизнь Божества всегда соответствует Его имени. Бог всегда был, есть и будет Богом Своими неотъемлемыми Божескими свойствами.
Что касается нас, дорогие братие и сестры, то для нас наше звание является идеалом, к которому мы должны стремиться. Только что вам было сказано, что мы христиане и мы должны стремиться к этому идеалу. Если мы сегодня живем лучше, мы приближаемся к этому идеалу ближе; если мы живем хуже, более греховно, то мы удаляемся от этого идеала. Таким образом мы постоянно, в течении своей земной жизни, то приближаемся, то отдаляемся от своего идеала. Те лица в Церкви, которые поставлены священноначальниками церковными, носят название сана епископа, священника, диакона. И каждый из нас, носящий священный сан, он всегда к этому сану — идеалу этого звания должен стремиться. Должен много трудиться каждый из нас, чтобы соответствовать своему высокому званию епископа, званию священника, званию диакона, званию монаха, званию инокини. И в зависимости от нашего религиозного, нравственного состояния внутренняго мы по временам можем приближаться к этому идеалу и можем отдаляться.
И вот сегодняшний день, пусть дорогие братие и сестры, каждого из нас заставит углубиться внутрь себя и стремиться к тому, чтобы наша жизнь соответствовала нашему званию.
Дорогие братия и сестры, Господь Иисус Христос говорит, что от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Послушаем нашего Господа, Которому да будет слава ныне и в бесконечные века. Аминь.
***
Приветствую вас, дорогие братие и сестры с праздником Крещения Господня!
Праздник Крещения Господня установлен Св. Церковью в воспоминание Крещения Господа нашего Иисуса Христа в реке Иорданской от Иоанна Крестителя. Это событие произошло на 30-й год земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Господь Иисус Христос крестился в реке Иорданской для того, чтобы в водах погребсти Адамов грех. Христос Спаситель крестился в реке Иорданской, чтобы обновить человеческое естество. Святая Церковь Христова светло и радостно празднует этот день. Этот день несет нам великую Божию благодать. Праздник Крещения Господня, как мы говорили вам неоднократно, дорогие братие и сестры, носит еще другое наименование. Этот праздник носит название «Богоявление» и этот праздник носит наименование «Просвещение». И вот нам хочется сказать вам в этот праздник несколько слов о каком просвещении, какое просвещение несет этот праздник собою.
Дорогие братие и сестры, христианство явилось в мир как свет, христианство явилось в мир как свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Христианство принесло в мир тот свет, который никогда не может объять тьма и «свет во тьме светится и тьма не объят его», — говорит Евангелист. Святое Евангелие было обращено к язычникам и к иудеям.
Язычники, дорогие братие и сестры, которые в массе своей приняли Св. Христову веру, они были непросвещенными, они были темными, они заблуждались. Они думали, что миром управляют многие боги. И боги древняго мира, боги язычников создавались самими людьми; сами люди выдумывали богов и поклонялись им. И боги древнего мира, язычников были такими богами, которые были заражены также пороками и грехами в представлении людей, которые им поклонялись. Христос Спаситель принес религию Богооткровенную. Не люди выдумали христианство, а христианство принесено на землю Богом. Христианство принесено на землю как истинная религия, просвещающая мысль и освящающая сердце человека. Язычник, он имел совершенно неправильное представление о Боге. Бог открылся человеку в лице Господа Иисуса Христа, и христианство возвестило Бога, как Духа, как владычествующаго над всем миром, как сотворившаго человека, как управляющаго его жизнью.
И, дорогие братие и сестры, христианство открыло не только что Бог есть Творец всей Вселенной, но и открыло то, что Бог есть Любовь и Бог требует от человека любви и что счастье человеческой жизни есть любовь.
Древние люди совершенно по-иному понимали, они понимали, что можно совершать насилие над другим человеком, они понимали, что жизнь заключается только в телесных удовольствиях лично для себя; они были заражены себялюбием и сребролюбием, а христианство открыло то, что жизнь человеческая (человечества) может быть счастлива только тогда, когда люди полюбят друг друга. И в день Крещения Господня явился Бог, явился Бог Троичный в лицах, единый в существе и Троичный в лицах. И то слово, которое слышали люди в день Крещения Господа Иисуса Христа с небес, это слово было такое: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих»! Отец свидетельствовал, что Он любит Своего Сына. Тайна Пресвятой Троицы заключается в том, что Три Лица в Святой Троице единосущные и нераздельные, Они едины в Своей неразрывной и глубокой любви между Собой. И люди могут быть счастливы и блаженны только тогда, когда они становятся причастниками божественной жизни, которая есть любовь. Если люди будут любить Бога и будут любить в Боге друг друга, тогда будет мир и счастье на земле. Христианство принесло просвещение человеческому роду.
Дорогие братие и сестры, мне хочется сейчас сказать вам и оттенить, что между просвещением и знанием человеческим есть некоторая разница. Если человек знающий, если человек образованный, если человек ученый, то этого одного недостаточно. Нужно, чтобы был человек просвещенный, просвещенный Духом, сердце которого освещено иным светом. За примером не приходится далеко нам ходить. Вы знаете, что гений человеческого ума изобрел, или лучше сказать, открыл, находившуюся от века атомную энергию. И эта атомная энергия может быть употреблена или во благо человека, или во зло человека. Эта атомная энергия может облегчить человеческий труд и создать лучшие условия жизни человека на земле. Но эта атомная энергия, если будет находиться в руках людей которых сердце не освещено и мысль не просвещена любовию друг к другу, то эта атомная энергия может уничтожить нашу землю.
Вот, дорогие братие и сестры, просвещение и освя(е)щение оно есть нечто другое и отличается в известной степени от знания. Одно голое знание без добраго направления человеческого сердца, оно никогда не может принести счастье человечеству.
Дорогие братие и сестры, в день Крещения Господня те, которые были на реке Иорданской, они во очию видели Духа в виде голубя, нисходящаго на Сына Божия Иисуса Христа. Они видели в реке Иорданской крещающегося Христа и они слышали голос Небесного Отца и они утверждались в вере в Бога. Каждый из нас, дорогие братие и сестры, должен также утвердиться в вере в Бога, нужно жить по заповедям Божиим. Когда человек утверждается в вере в Бога, он тогда начинает исполнять Его святые заповеди и жизнь его получает полноту.
Как человек может утверждаться в вере в Бога? Наш христианский опыт говорит, что для того, чтобы утвердиться в вере в Бога, нужно жить по заповедям Божиим. Когда мы будем очищать свое сердце, тогда наше сердце, очи нашего сердца будут ясно видеть Бога и Бог будет почивать в нашем сердце. Невидимый Бог, Вездесущий Бог, Он есть Бог, Которого не может объять весь мир, но этот Бог может заключиться и в сердце человека, если сердце человека очистится и подготовится исполнением заповедей Господних принять Его в свое сердце.
Дорогие братие и сестры, но помимо того, что мы познаем Бога при помощи очищения своего сердца, можно познавать Бога и силою своего ума. Ум, разум человеческий это есть та сила души, которая вложена в человеческое существо Богом. И когда человек начинает мыслить, начинает размышлять, то его мысль неизбежно приводит его к вере в Бога, к знанию Его существования.
Мы знаем великие последние достижения человеческой науки, мы знаем, что первенство в этом принадлежит ученым нашей страны; мы знаем о запуске космических ракет, мы знаем о запуске искусственных спутников Земли. И вот, если мы при помощи нашей мысли и при помощи нашего ума, мы вдумаемся в эти великие достижения, то эти великие достижения укрепляют, безконечно укрепляют нас в вере в Бога. Мы верим и говорим, что Бог создал всю необъятную вселенную; мы говорим, что Бог создал не только нашу Землю, но и все бесчисленные миры, которые принадлежат бесчисленной (необъятной) Вселенной. И когда мы смотрим на искусственный спутник, который движется по небосклону, тогда мы поражаясь и благодаря Господа Бога за то, что Он даровал такую власть человеческому уму, одновременно мы говорим: А Солнце, Луна и прочие Звезды кем они запущены, человеческою ли рукою или рукою Иного? Они запущены рукою, которая бесконечно могущественнее, бесконечно больше, чем рука человеческая. Они установлены во Вселенной и созданы Богом, тем Богом, Которому мы служим и Которому мы покланяемся.
Человечество, дорогие братие и сестры, сейчас стремится к тому, чтобы не только запустить ракеты на другие планеты, но человечество стремится к тому, чтобы люди залетели на другие планеты. И мы думаем, что если человечеству когда-нибудь удастся, чтобы люди, например, залетели на какую-нибудь планету Марс или на другую планету, мы убеждены, что и на других планетах существуют разумные существа. И вот если человечеству удастся когда-нибудь залететь на какие-нибудь планеты, где живут разумные существа, и человек увидит, что те разумные существа также служат Богу и поклоняются Ему, Создателю всей Вселенной, то это достижение человеческой науки еще больше укрепит нас в вере во Всемогущего Бога.
Дорогие братие и сестры, мы живем здесь на земле и стремимся к тому, чтобы наша земная жизнь также была счастлива и благополучна. И каждому из нас понятно, что то просвещение, которое принесено христианством и которое говорит, что счастье между людьми может быть только тогда, когда они будут любить друг друга. Это просвещение остается просвещением на все века, на все бесконечные века. Сейчас мучается и страдает человечество — как устроить мир, чтобы не было войн? напрягают человеческую мысль, напрягают человеческое знание, ухищряют, истончают всякую мысль для того, чтобы наладить мир и спокойствие на земле. И каждому для нас понятно, что то, что так трудно устроить человеческою мыслью, то так легко устроить человеческому сердцу. Если бы вдруг все люди загорелись любовью друг к другу, если бы люди стали любить друг друга, тогда бы не было никаких этих сложных вопросов, тогда любящий человек никогда бы не поднял своей руки против любимого им человека.
В этот день, дорогие братие и сестры пусть наши сердца просветятся любовию к Богу и любовью к своему ближнему, и любовь к Богу и любовь к ближнему дадут нам вечный мир душе и здесь и на небе, и устроит нашу земную жизнь, чтобы она проходила в мире, в благополучии, чтобы она славила всегда нашего Господу, Которому да будет слава ныне и в бесконечные века. Аминь.
***
Церковь подлинная молодость.
Друг молодежи — Христос.